«…Мокви, монастырь (в X - нач. XVIII в. мужской; в 1903 - около 20-х гг. XX в. женский) с кафоликоном в честь Успения Пресвятой Богородицы (X в.) Сухумо-Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ); кафедра древней Моквской епархии ГПЦ, памятник культуры Грузии национального значения (2006). Расположен в одноименном селении (ныне с. Мыку Очамчирского р-на Абхазии) у слияния рек Мокви (ныне Моква) и Дуаб (ныне Дваб), в исторической грузинской провинции Самегрело, в 18 км к северу от г. Очамчиры.
Впервые название места Мокви упоминается в сочинении «Перипл» анонимного автора V в. Следующее упоминание Мокви относится к VII в. В письме пресвященному Феодосию Гангрскому ученик преподобного Максима Исповедника исп. Анастасий Апокрисиарий сообщал, что был сослан в крепость Тусуме, которая «находится выше села Мокви на границе края Апсилии». В 60-х гг. X в. царь Абхазский (Западной Грузии) Леон III (957-967) «построил церковь в Мокви и учредил [там] епископскую кафедру, благословил и обеспечил всем необходимым». С основанием кафоликона Мокви связано предание о том, что царь Абхазии решил построить собор дивной красоты, откуда можно было бы видеть всю страну, и обещал большие богатства тем, кто осуществят его замысел. Мастера боялись браться за дело, лишь один зодчий согласился на условия царя. Когда строительство завершилось, купол покрыли золотом и на высоте тысячи локтей установили крест. Поднявшись на колокольню, царь увидел всю Абхазию. Он был восхищен красотой храма, но ему было жаль отдавать обещанное вознаграждение; также он не хотел, чтобы где-то был построен подобный храм. Он сказал, что с купола не видно всей страны. Когда зодчий, чтобы доказать обратное, поднялся наверх, царь приказал убрать лестницу, и зодчий не смог спуститься. Местные жители как могилу строителя Мокви показывали захоронение в центре колокольни.
На протяжении всего средневековья Мокви, кафоликон которого мог вместить до тысячи человек, оставался значительным церковным и культурным центром. Правители объединенной Грузии заботились о величии храма. Досифей II Нотара (Иерусалимский патриарх в 1669-1707), посещавший Грузию, цитировал фресковую надпись, согласно которой роспись Мокви была выполнена «в царствование императора Алексея Комнина (византийский император Алексей I Комнин, 1081-1118) и Давида Великого, царя Абхазского (св. Давид IV Строитель, царь всей Грузии в 1089-1125)». Надпись является документом, свидетельствующим о международном положении в начале XII в., так как в источниках данные о грузино-византийских отношениях того времени отсутствуют. Около храма было воздвигнуто несколько каменных строений, в том числе архиерейский дом.
В 1300 г. в Мокви было переписано и богато иллюминировано Моквское Четвероевангелие. В монастырском скриптории переводили с греческого языка на грузинский церковную литературу. Для переписчиков было сооружено отдельное здание. В XV в. в Мокви по инициативе Моквского архиепископа Григория (Манагадзе), упомянутого в строительной надписи («Пресвятая Богородица, будь заступницей и покровительницей моквели Григола Манагадзе»), была воздвигнута двухэтажная колокольня. В XVII в. в Мокви останавливались царь Кахети Теймураз I, католики-миссионеры Луи Гранже и Кристофоро де Кастелли, русские послы диакон Федот Ельчин и священник Павел Захарьев, Иерусалимский патриарх Паисий (1645-1660) и его секретарь Досифей, Антиохийский патриарх Макарий III аз-Заим (1647-1672) и его сын архидиакон Павел Алеппский.
Почти во всех источниках кафоликон Мокви описывается как прекрасная церковь, покрытая росписью, богато убранная золотыми и серебряными иконами, хранившая мощи многих святых. Итальянский миссионер Джузеппе Марио Дзампи (Иосиф Мария Цампи) назвал кафоликон Мокви самой красивой церковью Мегрелии. Российские послы диакон Ф. Ельчин и священник П. Захарьев присутствовали на литургии в Мокви: служили 5 священников и диакон.
В приписках к Моквскому Четвероевангелию упоминается «моквский трапезник, протоиерей Георгий», современник архиепископа Моквского Авраама (1-я пол. XIV в.). На омофоре из Мокви сохранялась запись о джварисмтвиртели (крестоносце) Кандиле (1-я треть XVI в.). В приписках к созданному в Мокви Мартвильскому метафрасу фигурирует имя диакона Афанасия (Авжардадзе) (1560-1578).
В конце XVII - начале XVIII в. вследствии набегов абхазов и северокавказских горцев Мокви сильно пострадал: он был упразднен как епархиальная кафедра, иконы, утварь и книги были перенесены в другие монастыри (бо?льшая часть их утрачена), храм постепенно разрушался. В начале XIX в. владетели Самегрело князья Дадиани ненадолго восстановили богослужения в Мокви и в соседних церквах Илори и Бедиа. В первой половине XIX в. храм был заброшен и разорен. В 30-50-х гг. XIX в. фресковая роспись и выложенный цветным мрамором пол кафоликона Мокви все еще сохранялись, однако паперти были обрушены, стекла выбиты. Фасады храма заросли растениями. Многочисленные строения монастыря, в том числе архиерейский дом, были руинированы.
В начале 60-х гг. XIX в. на территории Мокви располагался казачий пост. Владетельный князь Михаил Шарвашидзе (1822-1866), после того как, по преданию, его матери во сне явилась Пресвятая Богородица и велела навести порядок в церкви, обновил кафоликон. Князь нанял мастера-грека, который за 25 тыс. руб. взялся отреставрировать фасады и интерьер и покрыть кровлю черепицей. Работы велись небрежно и закончились лишь в 1868 г. В мае этого года Мокви посетил епископ Имеретинский святитель Гавриил (Кикодзе) (с 30 мая 1869 до 1886 управлял Абхазской епархией). Он отметил многие нарушения, допущенные в ходе реставрации, плохое состояние памятника: течь кровли, отсутствие стекол в окнах, иконостаса, недостаточность утвари. Посетив церковь спустя 2 года, святитель Гавриил нашел ее в том же «прискорбном состоянии». Он отправил телеграммы наместнику на Кавказе великому князю Михаилу Николаевичу Романову и экзарху Грузии архиепископу Евсевию (Ильинскому; 1 марта 1858 - 8 дек. 1877) с просьбой «о скорейшей высылке остатков сумм Абхазской кафедры для немедленного начания необходимых к исправлению работ».
К 1871 г. храм был перекрыт новой черепицей, в окна вставлены стекла, дом на территории был перестроен в сельскую школу. Общество восстановления православного христианства на Кавказе на свои средства заказало для кафоликона Мокви иконостас (установлен в 1872). Однако к 1875 г. крыша вновь требовала ремонта, стены отсырели, иконы портились.
Изменение художественно-стилистического облика Мокви (разрушены древние ограда и постройки, перестроена колокольня, исчезли три притвора (с запада, севера и юга), утрачены мозаичный пол, мраморные резные карнизы и колонны, стены оштукатурены, грузинские надписи (лапидарные и фресковые) стерты, с запада возведен портик, на куполе сооружена ротонда, что исказило пропорции храма, изменены наружные очертания апсид, барабана и купола, которым взамен округлой придали многогранную форму, фасады облицованы плитами) вызывало резкую критику со стороны ученых и общественности (Д. З. Бакрадзе, А. М. Павлинов, Ф. Жордания и др.).
Храм стал приходской церковью и усыпальницей дома Шарвашидзе. До конца XX в. хорошо были видны надписи, выполненные асомтаврули и мхедрули на надгробных плитах князя Михаила Шарвашидзе († 1866), его супруги княгини Александры Дадиани († 1862) и полковника князя М. Маршаниа († 1877), женатого на княгине Д. Шарвашидзе, который погиб в бою «с татарами и соотечественниками, отпавшими от русского ига» - то есть с турками и грузинами. В Мокви были также похоронены сын князя М. Шарвашидзе, поэт и общественный деятель Георгий Шарвашидзе, абхазские военачальники, служившие в руской армии, некоторые архиереи, иереи и другие. Во время русско-турецкой войны (1877-1878) храм подвергся разрушению местных мусульман, богослужения прекратились.
Храм Мокви описывали миссионер Дж. М. Дзампи (XVII в.), путешествовавший вместе с Жаном Шарденом по Грузии, А. Нордман (1835), М. А. Селезнёв (1841). Первые чертежи и зарисовки собора были выполнены архитектором академиком П.П. Норевым (Норовым) (1847) и М.И. Броссе (1848). В 1859 и 1865 гг. в Мокви побывал Бакрадзе. В 80-х гг. XIX в. фотографии кафоликона сделали итальянский путешественница К. Серена и археолог Павлинов. Снимки отразили изменения, происшедшие с собором после реставрации 60-х гг. XIX в.
24 окт. 1902 г. епископу Сухумскому Арсению (Изотову) поступило прошение от насельниц Свято-Троицкого монастыря в Харькове монахинь Емилии и Аполлинарии и 15 послушниц, а также от послушницы Василиско-Златоустовского монастыря Сухумской епархии Досифеи (Мужецкой) о разрешении учредить женский общежительный монастырь при Успенской церкви с. Мокви. В ходатайстве было указано, что сестры располагают 30 тыс. руб. на возобновление обители. Епископ Арсений отправил доклад в Грузино-Имеретинскую синодальную контору, оттуда рапорт поступил в Синод. Дело об открытии обители длилось два с половиной года и сопровождалось недоразумениями. Так, выяснилось, что коллективное заявление было сфальсифицировано Досифеей, однако после открытия всех обстоятельств она не отказалась от своих намерений и письменно обязалась предоставить епископу Арсению до 1 марта 1903 г. указанную сумму.
Поскольку в Сухумской епархии уже обсуждался вопрос об открытии женской обители при церкви Илори, идея возобновить монастырь в Мокви не получила широкой поддержки. Так, наблюдатель церковных школ Сухумской епархии священник Василий Ястребов писал в докладной записке на имя экзарха 16 декабря 1902 г. о том, что, поскольку Мокви находится вдали от административного центра, он «никогда не будет не только иметь дохода от туземцев, напротив, абхазцы... при своей страсти к воровству, которую они считают удалью, будут постоянно обворовывать монастырь даже при усиленной охране, причем и честь монахинь не в безопасности». По его мнению, удаленность обители от Сухума и Очамчиры, отсутствие дорог и мостов сделают Мокви практически недоступным для русских паломников. 18 апреля и 3 мая 1903 г. Досифея, Аполлинария и Емилия вновь ходатайствовали перед экзархом об открытии обители в Мокви, они приложили список из 43 имен послушниц, готовых ехать в Абхазию, а также заявление от надворного советника С. Турияхина, который обещал пожертвовать обители земельный участок с домом в Керчи. В октябре 1903 г. они хлопотали о деле в Синоде, 29 октября Синод разрешил учредить Моквинский Успенский женский монастырь (решение утверждено 22 сентября 1904). Число насельниц определялось количеством, которое обитель будет в состоянии содержать.
Монахини отремонтировали храм, установили иконостас и престол, привезли иконы и утварь. Под келейный корпус перестроили здание школы. Досифея приняла постриг и стала первой и единственной настоятельницей Мокви. Сестры занимались рукоделием, обрабатывали огород, виноградник и цветник. В это время Мокви принадлежало 25 дес. земли. Позже местный помещик К. Чиковани пожертвовал обители 8 дес. в 2 км от Мокви. В октябре 1905 г. монахиня Досифея обратилась в Синод с просьбой о выделении монастырю 600 дес. в с. Лашкиндар, но получила отказ. В 1903 г. в Мокви подвизалось около 50 русскоязычных сестер, не знавших ни абхазского, ни мегрельского языка. При обители была открыта школа с общежитием и питанием для 20 девочек. Согласно «Отчетам о состоянии Сухумской епархии», в Мокви в 1912 г. подвизались 115 чел., в 1914 г. - 127, в 1915 г. - 113. Внутренняя жизнь обители была неблагополучной, сестры неоднократно жаловались на настоятельницу начальству. В 1915 г. в Мокви была проведена ревизия по причине «малоспособности монастырского начальства к управлению и невнимательного отношения к нуждам сестер».
В 1917-1920 гг., в период меньшевистской власти в Абхазии, Мокви неоднократно подвергался нападению и ограблению. Игуменья Досифея просила комиссара Сухумского округа выделить обители охрану. С установлением советской власти в 1921 г. ситуация не изменилась. В ночь на 21 марта 1921 г. из алтаря кафоликона была похищена церковная утварь. Было проведено расследование, виновные (жители соседнего с. Тхина) наказаны, имущество вернули. В кон. 20-х гг. XX в. обитель была закрыта.
В советское время кафоликон Мокви несколько раз изучали. Во время работ 1948 и 1956 гг. были выявлены древний цоколь, фрагменты портика с остатками пилястры, кирпичная кладка позднего средневековья, раскрыта роспись, изучен строительный раствор храма. Реставрация Мокви была проведена в 1968 г. в связи с 1000-летием храма, а также в 1982-1986 гг.
Богослужения в кафоликоне Мокви были возобновлены 6-7 октября 2002 г. Поскольку Мокви входит в юрисдикцию ГПЦ, деятельность которой ввиду политических условий на территории Абхазии не осуществляется, паству окормляют клирики РПЦ. В Мокви находится одна из резиденций Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили)…»
По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/
МОКВИ