Артем Маркелов.
Всемiрная радость
Четыре образа Богородицы в судьбе Вятской земли.
http://rusk.ru/st.php?idar=1002393
…Священник Иаков Мултановский, описывая святыни Тихвинской церкви с.Вишкиль, упоминает: "… 3) икона Божией Матери "Отрада и Утешение", называемая Раифскою.., написана и освящена в Пантелеимоновском Афонском монастыре, заведена 1863 г." Учитывая, что икона была прислана в Вишкиль прямо с Афона, что о.Иаков был вдумчивым исследователем вятской старины, можно ему довериться и принять: скорее всего, Раифской называли икону Богородицы "Отрада и Утешение".
Какова ее история? Известно, что в старину на афонский монастырь Ватопед собиралась напасть шайка разбойников. Неожиданно настоятель монастыря услышал голос: "Не отверзайте сегодня ворота обители, но взойдите на монастырские стены и разгоните разбойников". Голос исходил от иконы. Обратившись к образу, он с изумлением увидел, что изображение изменилось: Богомладенец пытается закрыть уста Своей Матери со словами: "Не говори им, Мать Моя, пусть они понесут заслуженное наказание". А Богородица, стараясь удержать руку Своего Сына и уклоняясь направо, снова дважды повторила предупреждение. В таком положении и запечатлелись лики на образе – кроткая милосердная Богородица и строгий неумолимый судия Христос. Монахи отбили нападение, а икона стала одной из главных святынь Ватопеда, а впоследствии и всего православного мира. В том числе и Вятской земли.
Как утверждают летописи, во время паломничества в Великорецкое многие верующие старались побывать в Раифской пустыни и поклониться святыне. Причем некоторые православные с такой силой возлюбили образ Богородицы, что даже решили поселиться поближе к ней. Так, рядом с пустынью появилось поселение, получившее название "заоградной слободки". Постепенно оно выросло в современное село Пышак (по прямой оно находится от села Великорецкого примерно в 10 километрах). Но был здесь и отрицательный момент – стремившихся к уединению монахов окружало все больше суеты. Поэтому иноки начали расходиться по другим обителям. Раифская пустынь постепенно угасала. Дело довершил пожар, уничтоживший главную монастырскую церковь. К счастью, икону удалось спасти. А оставшаяся братия, по распоряжению епархиального начальства, была переведена в Хлыновский Богословский монастырь. Туда же было решено перенести Раифскую икону. Но когда 8 сентября после прощального молебна иноки взялись за образ, то не смогли сдвинуть его с места. Об этом было сообщено епархиальному начальству, которое повелело: оставить образ навсегда в приходской церкви с.Пышак и освятить в ней придел во имя Раифской иконы. Произошло это знаменательное событие 8 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы.
По указу Св. Синода пустынь была приписана к Хлыновскому Богословскому монастырю в 1724 году. Судя по всему, окончательное упразднение пустыни произошло не позднее 1764 года. Поразителен вот какой момент. Когда в 1770 году была построена новая церковь, то священники с прихожанами просили епархиальное начальство освятить один из приделов в честь Раифской иконы. И что же – 7 сентября 1772 года придел освятили, но… в честь Тихвинской иконы. Обет о почитании не был выполнен. Более того, когда в 1807 году зашла речь о строительстве каменного храма, опять идет речь о Тихвинском престоле.
Но храм строился больше десятилетия, и неожиданные события заставили изменить намерения – 30 ноября 1818 года сгорела деревянная церковь. Из огня удалось спасти только Раифскую икону – причем причетник Феоктист Шишкин, совершивший этот подвиг, настолько обгорел, что на следующий день умер.
После такого потрясения нельзя было легкомысленно относиться к происходящему, и 15 июня 1819 года придел нового храма был освящен в честь Раифской иконы. Празднование ей совершалось 8 сентября, в тот самый день, когда икону не могли сдвинуть с места для переноса в г.Хлынов.
Промыслительно и то, что уже в 1828 году для Преображенской церкви с.Великорецкого (подлинного духовного центра Вятской земли) по специальному заказу был сделан Раифский образ Божией Матери. Как уже говорилось, паломники стремились поклониться Раифской иконе (или как ее порой называли в народе – Раевской) во время Великорецкого крестного хода. Причем икона почиталась не только у вятчан, но и у жителей Вологодской и Костромской губерний.
Известно, что 15 июля 1935 года кировский крайисполком расторг договор с пышакской общиной верующих и закрыл храм. Формальная причина – неуплата налогов и платежей в течение нескольких лет. След Раифской иконы теряется…
Туристический потенциал.
http://www.municipal.ako.kirov.ru/yurya/tourism/
…В с. Пышак еще хорошо сохранился комплекс Богоявленской церкви, включающий в себя саму церковь (1807-1847гг.), а также здание сторожки и здание бывшей церковно-приходской школы конца XIX века.
ВЯТСКАЯ И СЛОБОДСКАЯ ЕПАРХИЯ.
http://www.pravenc.ru/text/161163.html
В храме с. Пышак хранилась чудотворная Раифская икона Божией Матери, написанная на Афоне и пожертвованная на Вятку инокам новосозданной Раифской пуст. царем Феодором Иоанновичем. Икона почиталась также жителями соседних губерний - Костромской и Вологодской (совр. местонахождение неизвестно).