ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Хвалынск. Черемшанский монастырь.


Хвалынск. Черемшанский монастырь
Монастырь. Не действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:Между 1871 и 1918.
Адрес:
Россия, Саратовская область, Хвалынский район, г. Хвалынск, п. Санатория Черемшаны-1

Координаты: 52.444675, 48.04044
Проезд:От Хвалынска до санатория Черемшаны-1 - 5 км, асфальт





Черемшанский монастырь, Бывший келейный корпус<br>, Хвалынск, Хвалынский район, Саратовская область
Бывший келейный корпус
Дмитрий Васильков
9 августа 2009
Черемшанский монастырь, 1900-1917 год с  http://www.etoretro.ru/pic10094.htm<br>, Хвалынск, Хвалынский район, Саратовская область
1900-1917 год с http://www.etoretro.ru/pic10094.htm
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1917
Черемшанский монастырь, Фото из журнала "Родина".<br>, Хвалынск, Хвалынский район, Саратовская область
Фото из журнала "Родина".
Андрей Агафонов
1 января 1905
Черемшанский монастырь, Вид на старообрядческий мужской монастырь с северной стороны  фото с http://so-l.ru/news/show/hvalinsk_nbs<br>, Хвалынск, Хвалынский район, Саратовская область
Вид на старообрядческий мужской монастырь с северной стороны фото с http://so-l.ru/news/show/hvalinsk_nbs
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1903
Черемшанский монастырь, Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"<br>, Хвалынск, Хвалынский район, Саратовская область
Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"
Андрей Агафонов
1 января 1899
Черемшанский монастырь, Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"<br>, Хвалынск, Хвалынский район, Саратовская область
Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"
Андрей Агафонов
1 января 1899
Черемшанский монастырь, Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"<br>, Хвалынск, Хвалынский район, Саратовская область
Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"
Андрей Агафонов
1 января 1899
Черемшанский монастырь, Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"<br>, Хвалынск, Хвалынский район, Саратовская область
Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"
Андрей Агафонов
1 января 1899
Черемшанский монастырь, Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"<br>, Хвалынск, Хвалынский район, Саратовская область
Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"
Андрей Агафонов
1 января 1899
Черемшанский монастырь, Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"<br>, Хвалынск, Хвалынский район, Саратовская область
Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"
Андрей Агафонов
1 января 1899



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Валерий Антипин
 
Валерий АнтипинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  17 сентября 2011

В обозримом историческом прошлом, когда появляются первые переселенцы из центральных районов России, жизнь на берегах Волги очень напряженная, трудная, осталась для потомков в легендах, исторических материалах, воспоминаниях современников. Так интересна легенда связанная с Катюшиными горками, что расположен в окрестностях Черемшан (на севере). Названы они по имени предводительницы группы разбойниц, грабивших проплывающие мимо купеческие струги. С горок эти разбойницы просматривали широко открывающиеся волжские дали. При появлении судов, спускались к реке и делали свое черное дело. Недаром по всей Волге, и на Сосновом острове, были установлены сторожевые посты. В случае опасности разбойницы прятались в недоступных глубоких черемшанских ущельях.

Позже в этих же ущельях нашли приют беглые монахи староверы скрывающиеся от царских чиновников. Массовое появление старообрядцев приурочено к середине 19 века, после разорения Иргизских заволжских монастырей. Вот тогда и появились знаменитые Черемшанские скиты, впоследствии переросшие в монастыри. Монахи находили поддержку у жителей окрестных сел и горожан Хвалынска, в большинстве своем придерживающихся старой веры. Среди жителей находились и меценаты — богатые, купцы — делающие пожертвования значительными денежными суммами, землей, прочими подарками. В числе купеческих семей, поддерживающих монастырь, значатся фамилии Михайловых, Толстиковых, Кузьминых и т.д.

В 1840-х годах Хвалынский купец Куранов в верховьях реки Черемшан строит водяную мельницу и закладывает фруктовый сад. Это место в последствии было куплено у его жены под монастырь астраханским купцом Архипом Дмитриевичем Вёховым. В 1860-х годах выше пруда возник мужской скит, вскоре ставший монастырем (Черемшаны-1).

Монастырь основал известный в старообрядчестве старец отец Серапион. В библиотеке монастыря хранились старообрядческие книги и рукописи. Некоторые из книг были написаны на коре и досках. Благодаря поддержке купцов монастырь быстро отстроился и занял, как крупное землевладельческое и торговое предприятие, ведущее положение. Монастырь владел землями на Черемшане, Волгой; яблоневыми садами, огородами, мастерскими (иконописная, книжная, переплетная); пасекой, водяными мельницами. При монастыре действовала церковь.

К концу 19 началу 20 века Черемшанские монастыри стали средоточием российского раскола. Здесь неоднократно проходили епархиальные соборы старообрядцев Саратовско-Астраханской епархии. На соборах помимо духовенства (архиереи, епископы) и мирян присутствовали представители властей в т.ч. флигель-адъютант граф Шереметьев (1905 г., представитель Государя). На Черемшане поселились раскольничьи епископы, отсюда пошли все указания поволжскому старообрядчеству, отсюда началось поставление священства для всех соседних местностей. Словом, здесь образовался крепкий центр по управлению поволжским расколом.

Позже мужской монастырь оскудевает, беднеет. В 1908 году в монастыре обитало до 50 монахов, в основном старцев. Многие из них носили на теле тяжелые вириги — орудия самоистязания весом до 16 килограмм; власяницу, т.е. рубашку из грубого конского волоса. Ковались вириги кузнецами села Подлесное.

После смерти отца Серапиона монастырь возглавляет: отец Феодосий (до 1908 г.), отец Пантелеймон (недолго), отец Феодосий (до закрытия) — осенью 1918 года.

Сохранившиеся монастырские постройки на территории Черемшан: бывшая церковь — ныне столовая; кирпичное двухэтажное здание (к западу) возле столовой — монашеские кельи.

Особый интерес отдыхающих вызывает оставшаяся от монастыря «Пещера монаха». Эта пещера была построена в конце 19 века монахами для уединенного жития на противоположном склоне хребта, ограничивающего с юга Черемшанское ущелье. Место пещеры живописно находится в верховьях оврага; ниже у подножия находится село Подлесное. В хорошую погоду сюда доносятся крики петухов, мычание коров. Сюда же деревенские женщины приносили еду для старцев. Состояла пещера из двух помещений: одно в глубине для молитв, отдыха, а другое, ближе к выходу, имело бытовое назначение. В наше время последнее помещение разрушено и смыто дождевыми потоками, осталось дальнее, но и оно почти полностью заполнено намытыми глинами. Последний старец — монах Серафим проживал в ней уже в начале двадцатого века. Запомнился местным жителям как хороший врачеватель — умел лечить травами.

Накануне Октябрьской революции в Черемшанах кроме мужского монастыря существовало четыре самостоятельные женские общины. Последняя община в 1913–1914 г.г. построила себе жилье на территории современного санатория. В годы гражданской войны в монастыре скрывались белые офицеры, что вызвало недовольство новой власти. Осенью 1918 года мужской монастырь перестал существовать.

Сайт «Хвалынск-сити» http://hvalynskcity.narod.ru/Menu7/20090710/index.htm



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.