ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Муромский. Муромский Успенский мужской монастырь.


Муромский. Муромский Успенский мужской монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:Дата постройки неизвестна.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Республика Карелия, Пудожский район, Карешевская волость, п/о Гакугса.

Координаты: 61.4844, 36.247
Проезд: доехать до г. Пудож: из Петрозаводска автобусом (380 км), или на теплоходе по Онежскому озеру, пристань в пос. Шала. Из Архангельской области можно доехать до Пудожа через Каргополь на автомобиле, желательно полноприводном. Из Пудожа автотранспортом до дер. Гакугса (30 км). Там можно договориться с ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда доехать до г. Пудож: из Петрозаводска автобусом (380 км), или на теплоходе по Онежскому озеру, пристань в пос. Шала. Из Архангельской области можно доехать до Пудожа через Каргополь на автомобиле, желательно полноприводном. Из Пудожа автотранспортом до дер. Гакугса (30 км). Там можно договориться с местными жителями, которые на моторных лодках или на снегоходах (зимой) перевозят паломников в монастырь. Маршрут продолжительностью 1,5 - 2 часа лежит вначале - по порожистой реке, потом - через середину коварного Муромского озера, затем - опять по реке и выходит в открытое Онего, вдоль берега которого плывем до монастыря. Водный путь опасен еще и тем, что под водой скрывается множество топляков, на которые можно напороться днищем лодки. Но другого пути нет, разве что вертолетом... Монастырь является одним из самых труднодоступных в России, в нем нет электричества и телефона.





Сортировка:

Муромский Успенский мужской монастырь, Вид с севера <br>, Муромский, Пудожский район, Республика Карелия
Вид с севера
А. Кошелев
27 мая 2009
Муромский Успенский мужской монастырь, Вид с востока<br>, Муромский, Пудожский район, Республика Карелия
Вид с востока
А. Кошелев
27 мая 2009
Муромский Успенский мужской монастырь, Вид с севера от гостевого домика<br>, Муромский, Пудожский район, Республика Карелия
Вид с севера от гостевого домика
А. Кошелев
27 мая 2009
Муромский Успенский мужской монастырь, Звоница.<br>, Муромский, Пудожский район, Республика Карелия
Звоница.
Алексей Полудницын
31 июля 2014
Муромский Успенский мужской монастырь, Строительство копии церкви Воскрешения Лазаря, перевезенную на остров Кижи.<br>, Муромский, Пудожский район, Республика Карелия
Строительство копии церкви Воскрешения Лазаря, перевезенную на остров Кижи.
Алексей Полудницын
31 июля 2014
Муромский Успенский мужской монастырь, Строительство копии церкви Воскрешения Лазаря, перевезенную на остров Кижи.<br>, Муромский, Пудожский район, Республика Карелия
Строительство копии церкви Воскрешения Лазаря, перевезенную на остров Кижи.
Алексей Полудницын
31 июля 2014
Муромский Успенский мужской монастырь, Муромский Успенский монастырь на Онежском озере. 1920 г.<br>, Муромский, Пудожский район, Республика Карелия
Муромский Успенский монастырь на Онежском озере. 1920 г.
Егор Фальков
1920



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


А. Кошелев
 
А. Кошелев  31 марта 2012

Муромский монастырь расположен на восточном берегу Онежского озера, на узкой полоске земли шириной около километра, между двумя озерами - обширным Онежским и малым Муромским. С одного конца эта полоска ограничена протокою, соединяющей оба озера, с другой - к ней подходят топкие лесные болота, так что до обители можно добраться только водой. Когда-то на гати была дорога через болото, но со временем разрушилась. Пеший, может быть, с большим трудом еще проберется, но проехать здесь пока нет возможности. Это создает особую трудность для восстановления Муромского монастыря.

Основан монастырь в XIV в. по особому чудному явлению новгородского епископа Василия после своей кончины преподобному. Святой архипастырь поручил устроить обитель византийскому монаху авве Лазарю, постриженцу Римской Высокогорской обители, избравшему настоящее место, как наиболее подходящее для сурового подвижничества. Преподобный Лазарь - грек родом из Константинополя, называемого в Древней Руси Цареградом, принял иночество от старца Афанасия Дискота, строителя ряда обителей. Затем восемь лет находился под духовным руководством кесарийского епископа Василия. В 1342 г. епископ Василий отправил прп. Лазаря, как знатока иконописи, с дарами к новгородскому святителю Василию, чтобы инок сделал для кесарийской епархии список с великой новгородской святыни - иконы Софии, Премудрости Божией и составил список новгородских церквей и монастырей. Встретив преподобного, новгородский святитель до земли поклонился гостю, благословил остаться в устроенном архиепископом монастыре. Десять лет служил прп. Лазарь свт. Василию и после его смерти пошел, как повелел ему духовный отец "в северную сторону, к морю, к острову Мучь, на озеро Онего.

Прп. Лазарь был старшим современником прп. Сергия Радонежского, он и земной путь свой завершил всего на год раньше, 21 марта 1391 года, в возрасте ста пяти лет. Преподобный понес много трудов, много претерпел от полудиких племен, обитавших в Прионежье, пока монастырь не утвердился оплотом Православия в суровом северном крае.

При жизни основателя монастыря пришедшими из Киева иноками была возведена первая во всем Поморье церковь во имя Успения Пречистой Богородицы Печерской на Богом показанном месте, где Лазарь видел "Жену светолепную, сияющую золотом, и благообразных мужей, поклоняющихся ей". Затем была срублена церковь Рождества Иоанна Предтечи с трапезной. А маленькая церковь Воскрешения Лазаря, построенная в 1390 году и давшая жизнь монастырю, оказалась за пределами киновии, "на гробищах", т. е. на кладбище. Прп. Лазарь был погребен у алтаря поставленного им Предтеченского храма. Мощи преподобного пребывают под спудом в том месте и по сию пору.

Над древней деревянной церковью во имя Воскрешения Лазаря около ста лет был поставлен деревянный храм большого размера, стены и кровля которого стали своего рода футляром, укрывающим монастырскую святыню. Служба в ней совершалась только один раз в год, в Лазареву субботу.

В 1786 г. монастырь был обращен в женский, а в 1787 г. упразднен. Его восстановили в 1867 г. с назначением штата монашествующих из 7 человек без пособия от казны. При нем был учрежден дом для престарелых и убогих. Возрождение связано с именем богатого жертвователя, почетного гражданина Малокрошечного, внесшего 12 тыс. руб.

В монастыре стояли каменные церкви во имя Успения Богородицы с двумя приделами: Рождества Иоанна Предтечи и прп. Иоанна Рыльского, построенная в 1866; Всех Святых, ветхая деревянная церковь Богоявления Господня, домовой храм свт. Николая, освященный в 1896, древняя церковь Воскрешения Лазаря; часовня во имя прп. Лазаря Муромского, в которой под спудом почивали мощи св. основателя; часовня во имя прп. Афанасия Муромского, бывшего игуменом монастыря в середине XV в. и наравне почитаемого с прп. Лазарем. В ней почивали его св. мощи, в обители хранились и его железные вериги. Монастырь окружала каменная ограда. Обитель владела 36 десятинами 1679 саженей пахотной земли.

После установления советской власти в Карелии монастырское имущество было конфисковано, на территории монастыря проводились курсы сельхозинструкторов, жилые помещения отдали рабочим местного леспромхоза. В 1919 г. на месте обители была организована сельхозкоммуна им. Троцкого. Постановление о ее закрытии было принято 30 августа 1930. После 1945 здесь располагался дом инвалидов, с середины 1960-х место запустело.

Долгое время древняя церковь Воскрешения Лазаря была заброшена. Лишь в 1954 г. архитектор А.В. Ополовников произвел ее замеры и сделал проект реставрации храма, в котором сохранился небольшой иконостас (царские врата, деисусный чин) XVI в. В 1959 году церковь разобрали и увязанную в плотах перевезли в Кижи, где реставрировали по проекту архитектора Ополовникова. Храм стал "жемчужиной экспозиции" и попал в список музейных реликвий как самый древний памятник деревянного зодчества, известный на территории России.

Возрождение монастыря началось в январе 1991. К концу XX в. сохранились белокаменные стены Успенского собора, остов церкви Всех Святых, разрушенный братский корпус. В настоящее время восстановлены: братский корпус, в котором разместились зимняя церковь свт. Николая, трапезная, кельи. Защитная часовня над Лазаревской церковью перестроена в летний храм, отреставрирована колокольня. По-прежнему монастырь является местом строгой уединенной жизни.

Муромский монастырь на сайте ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ. Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии.

Прим. мод.: автор текста не указан, дата публикации не указана


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  23 сентября 2024

«Декретом о земле» монастырские земельные владения передавались «в исключительное пользование государства или общин». Весной 1918 г. начался процесс закрытия монастырей и революционной экспроприации их имущества. Основной закон о социализации земли (4 марта 1918 г.) позволял частично сохранять хозяйства обителей путем создания на их основе трудовых артелей и коммун. Поначалу на местах отсутствовало четкое отношение к таким сообществам, но осенью 1919 г. ситуация меняется. Наркоматы юстиции и земледелия рекомендовали различать советские хозяйства от религиозных организаций, не имевших юридического права на наделение землей и инвентарем, и подвергнуть их тщательной «чистке от монашествующего элемента».

Накануне 1917 г. в Олонецкой епархии действовали 14 монастырей (9 мужских и 5 женских). Во второй половине 1918 г. уездисполкомы закрывают большую их часть. В ходе аграрной реформы монастырские владения были переданы в ведение уездных и волостных земотделов, страдавших от нехватки квалифицированных специалистов. Полная информация о реквизированном имуществе отсутствовала, что позволяло использовать его без контроля со стороны центральных органов. В конце 1919 г. местные власти приступили к созданию в закрытых монастырях «образцовых хозяйств». Из-за дефицита добросовестных работников приходилось оставлять монахов, умевших вести привычное хозяйство.

Муромский Успенский монастырь на восточном побережье Онежского озера – одна из древнейших мужских обителей края, чья история продолжается по сей день. К 1917 г. на песчаном мысу при впадении р. Муромки сложился полноценный монастырский комплекс. В его центре возвышались два кирпичных храма – Успения Божией Матери (1866) и Всех Святых (1891). На братском кладбище стояла древняя церковь Воскрешения Лазаря в возведенной над ней в 1887 г. часовне-«футляре». Внутри каменной ограды располагались два двухэтажных деревянных дома для братии, каменный корпус с братской трапезной, настоятельскими покоями и домовой церковью во имя святителя Николая (1896) на втором этаже, кухней и просфорней на первом, каменная кладовая с погребом. Вне ограды – гостиница для богомольцев, скотный двор с работной избой, хозяйственные постройки и «паровая мельница с локомобилем», заведенная в конце XIX в. при настоятеле архимандрите Онисиме (Савинове).

Земельные владения включали 399 десятин 1303 кв. саженей, из которых на пашню приходилось не более 50 десятин в разных участках, сенокос – около 42 десятин, а лесные угодья занимали около 176 десятин. Монастырское стадо включало до 40 дойных коров. Действовал небольшой кожевенный завод (НА РК, д. 74/20, л. 180 об.).

Немногочисленную братскую общину до весны 1917 г. возглавлял иеромонах Феогност (Котов), затем краткий срок – иеромонах Иннокентий (Богданов) из Александро-Свирского монастыря, освобожденный от должности из-за болезни. С 26 апреля 1917 г. настоятелем стал иеромонах Иоаким из Александро-Ошевенского монастыря.

В ноябре 1918 г. Гакугский волисполком после обращения к нему граждан 8 поселений Гакугской волости (она выделилась из состава Нигижемской волости в марте 1918 г.) приступил к экспроприации имущества Муромского монастыря (НА РК, ф. Р-334, оп. 1, д. 9/89, л. 1–1 об.). Хозяйство было взято на учет Пудожским уземотделом в конце января 1919 г., когда установился удобный зимний путь из ближайшего поселения Гакугса. Описание построек и вещей производилось в присутствии члена Пудожского уземотдела В. И. Нечаева и агронома И. В. Сметанина, а также настоятеля иеромонаха Ионы (он заменил Иоакима, арестованного по обвинению в «растрате имущества») и пожилого иеромонаха Сампсона (Попова). Кроме них в стенах бывшего монастыря проживали послушники Яков Герасимов и Матфей Фадеев, долгие годы заведовавший рыболовством в Муромском монастыре (НА РК, ф. 25, оп. 12, д. 66/11), скотница Агафия Сперова (НА РК, ф. Р.-334, оп. 1, д. 9/89, л. 1–1 об.). Иона объявил волостным властям, что в ночь на 15 января кто-то проник в амбар и похитил около 18 пудов муки (Там же, л. 1 об.). Вором оказался крестьянин деревни Князевской Гакугской волости.

В начале весны 1919 г. на базе хозяйства Муромского монастыря создается коммуна имени Троцкого. В ее состав вошли 44 человека (12 семей), из них 24 работоспособных, а также два монаха Иона и Сампсон, помогавшие в организации огородных работ и рыбного промысла. Во главе коммуны поставили А. Д. Тимонина, уроженца деревни Тамбич-лахта Климовской волости Каргопольского у. (НА РК, ф. Р.-334, оп. 1, д. 9/89, л. 34). Среди коммунаров были крестьяне разных волостей Пудожского у. и рабочие из Петрозаводска. От монастырского стада к этому времени оставались 2 коровы (9 и 10 лет), 2 нетели, 1 бык (6 лет) и 3 лошади (6, 20 и 21 года). Большая часть прежней пашни была запущена и обращена в сенокос. При этом пахотные участки располагались в разных местах на расстоянии 10–18 км от Муромского мыса.

Важное значение для жителей Гакугской волости имела паровая мельница, доставшаяся коммунарам от монахов. В мае 1919 г. местное население «больше всего питалось соломой», которая перемалывалась в муку именно на муромской мельнице. Согласно описи национализированного имущества, приводные ремни парового двигателя, мельничного постава и толчеи («на восемь засыпей») были в плохом состоянии (Там же, л. 5–6). Вал и песты поденные рабочие исправили, однако периодически мельница простаивала из-за отсутствия смазочного масла, и тогда голодные люди толкли солому в деревянных ступах вручную. Летом 1920 г. паровую мельницу с локомобилем по частям перевезли в Пудож, где с их помощью размалывали зерновые пайки горожане.

К зиме 1919/20 г. окончательно выяснилось, что муромские коммунары, быстро опустошив монастырские запасы, не могут прокормить себя и свои семьи. В наемном трудовом коллективе, которым пытался управлять М. В. Фалин, отсутствовала рабочая дисциплина. Всюду царила бесхозяйственность, вещи растаскивались. Посланная Пудожским ревкомом ревизионная комиссия в декабре 1919 г. выявила в работе коммуны много недостатков, поэтому ее пришлось срочно ликвидировать. Часть рабочих устроилась на Муромском лесопильном заводе на берегу Муромского озера (в 5 км). Таким образом, непродуманный «коммунистический эксперимент» продолжался один год и в результате провалился.

Весной 1920 г. уездные власти решили создать на Муромском мысу очередное «образцовое» советское хозяйство. Главными направлениями его деятельности объявлялись молочное животноводство и создание рассадника племенного молодняка, в котором так нуждались жители Пудожского у. (НА РК, ф. Р-108, оп. 3, д. 5/48, л. 2–3). Планировалось завести стадо в 20 коров и 1 быка «местной или восточно-финской породы». Управляющим совхоза назначили агронома Н. М. Щеглова, который с самого начала тяготился возложенными на него обязанностями. К 1 марта 1920 г. на постоянной основе под его руководством трудились 10 человек (6 мужчин и 4 женщины), приехавшие с семьями из разных мест (НА РК, ф. Р-334, оп. 1, д. 14/157, л. 28). Среди них – супруги Шишовы, Федор Михайлович и Мария Пахомовна, из отдаленной водлозерской деревни Загорье.

Муромский совхоз остро нуждался в работниках. Уземотдел все время искал необходимых людей. Так, в своем обращении к Куганаволокскому волостному земотделу (Пудожский у.), он приглашал желающих из местных жителей поступить в хозяйство, обещая кроме выдачи ежемесячного жалованья, одежды и обуви, готовые квартиры с освещением и отоплением, а также продовольственный паек, включавший масло, сахар, молоко, картофель и рыбу. Сохранилась его телефонограмма, отправленная в Пудожский уездвоенком, с просьбой «выделить из числа красноармейцев 5 человек для работ в советском хозяйстве и командировать их на 5 месяцев» (Там же, л. 168). В другой телефонограмме в Пудожский уездисполком говорится о безуспешности поисков постоянных рабочих, что грозит ликвидацией хозяйства (Там же, л. 187).

Прибывший в мае 1920 г. в совхоз для его обследования опытный агроном Г. Ю. Подшувейт вынужденно обратился к остававшемуся в бывшем монастыре иеромонаху Ионе «относительно того, чтобы он вступил в хозяйство огородником» (НА РК, ф. Р-334, оп. 1, д. 14/157, л. 301). Тот был готов помогать на следующих условиях: «1 бутылка молока и 1 фунт рыбы в день бесплатно, с окончанием огородных работ осенью выдать ему 5 пудов ржи (в течение всего лета он продовольствием – хлебом из хозяйства пользоваться не будет) и теперь выдать ему 1 пуд семенного овса» (Там же, л. 301).

К лету 1920 г. в совхозе насчитывался 21 постоянный рабочий во главе с Н. М. Щегловым. Между заведующим и подчиненными, особенно выборными членами рабочего комитета, сложились напряженные отношения. Об этом красноречиво свидетельствует письмо Щеглова от 20 апреля 1920 г. на имя некоего Михаила Михайловича: «Молю всеми богами[...] вытащи меня из этого болота. Ведь я каждый день жду обещания твоего[...] Пусть поживут с этой публикой кто угодно, тогда увидят. Здесь только можно биться как рыба об лед и болеть на каждом шагу нравственно, видя все выходки и отношение к работе этих бывших коммунаров[...] Я еще раз буду просить тебя вытащить как-либо. Ведь у меня остался один нерв и если где последний лопнет, то больше не могу существовать[...] Люди здесь испорчены, кляузники[…] пока в хозяйстве будут все эти находится Андреевы, Скворцовы и т.д., невозможно работать. И если ты не обратишь внимание на рабочих Скворцова и Андреева, я буду вынужден оставить хозяйство, мне легче будет идти под суд, чем быть среди этих рабочих» (Там же, л. 176-177). Уездные власти знали о конфликтах, однако заменить Н. М. Щеглова или рабочих, жаловавшихся на трудные условия жизни и проблемы с питанием, было некем.

В совхозе не хватало лошадей для полевых работ. Из трех монастырских животных можно было пахать только на шестилетнем коне Ваське! (Там же, л. 183). Г. Ю. Подшувейт настойчиво рекомендовал как можно скорее приобрести еще двух-трех лошадей, иначе все радужные планы по обработке совхозных полей и засеванию их овсом и рожью полностью срывались (Там же, л. 301). Пудожская уземколлегия обратилась к уездисполкому с предложением выделить необходимых лошадей «из числа полагающихся к реквизиции Водлозерской волости у перешедших на сторону белых» (Там же, л. 153). Исполком ответил, что «никакой реквизиции лошадей в пределах Водлозерской волости не намечается» (Там же, л. 154 об.). На покупку двух лошадей выделили 100 тыс. руб. (Там же, л. 66).

Муромский мыс с его песчаными берегами был удобен для рыбного лова. Здесь традиционно добывались сиглудога, осенью приходивший нереститься на отмели с глубины; корюшка, вылавливаемая неводами весной и отчасти осенью. По мнению Г. Ю. Подшувейта, «для правильной постановки рыболовства» в Муромский совхоз было необходимо «пригласить одного рыболова-сетовяза для ремонта рыболовных снастей» и нанять трех рыбаков с начала весны 1920 г. (НА РК, ф. Р-334, оп. 1, д. 14/157, л. 158). У местного рабочего Марка Каргуева закупили недостающие сети (невод, 14 мереж, 10 сеток и продольник с 1100 крючками) за 15 тыс. руб. (Там же, л. 301).

Муромский совхоз, получивший неплохое наследство от монахов в виде разработанных пахотных и сенокосных земель, построек и домашнего скота, влачил жалкое существование и не играл роли в сельскохозяйственном производстве Пудожского у. Он не мог обходиться без регулярного государственного субсидирования. Сохранились заявки, подписанные в 1920 г. Н. М. Щегловым, на поставку для рабочих хлеба, соли, масла, сахара, конины, сущика, соленых грибов, клюквы, а также табака и спичек (Там же, л. 31, 32, 79, 130). Через три года Муромский совхоз развалился. Подобно другим «образцовым» хозяйствам, организованным в разоренных монастырях Олонецкой епархии, он только «бесполезно поглощал средства государства». Небрежное отношение наемных работников к имуществу, их недобросовестность и почти полное отсутствие финансовой отчетности привели к быстрому расстройству налаженной десятилетиями хозяйственной системы.

Источник: Рябининские чтения – 2019: Материалы VIII конференции по изучению и актуализации традиционной культуры Русского Севера // Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2019.

По материалам статьи: Кожевникова Ю.Н. «Муромский монастырь в первые годы советской власти: создание «образцового» хозяйства» на сайте музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru

https://kizhi.karelia.ru/library/ryabininskie-chteniya-2019/1964.html


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  10 октября 2024

«…Актовый и другой архивный материал, относящийся к истории Муромского Успенского монастыря, был систематизирован и изучен каргопольским краеведом К. А. Докучаевым-Басковым. В основном ученый использовал документы из архива Палеостровского монастыря, опубликованные Е. В. Барсовым, и частично – из архивов Муромского и Спасо-Преображенского каргопольского монастырей.

Согласно одному из этих источников (писцовые книги 1628-1629 гг.), в Муромском монастыре в начале XVII в. имелось около 40 книг – все рукописные: «Евангилье напрестольное апракос, писмено, в десть, евангелисты и средина медные… Евангилье тетр писменное в десть, евангелисты медные… Да в обых церквах книг: Псалтырь, два Охтая в десть, двенадцать Миней мисячных, полууставье, две Триоди – постная да цветная, Псалтырь с следованьем, Служебник, Апостол тетр в полдесть, Евангилье толковое в десть, да три книги евангелисты толковые Марк, Лука, Матвей в полдесть, Евангилье толковое, Патерик, Златострун, книга Авва Дорофей, житие святых отец, книга Ефрема Сирина в десть, два соборника, Апостол апракос, Потребник, книга Григорья Богослова в полдесть, два Пролога в десть, Евангилье толковое в десть – все книги писменные».

Во второй половине XIX в. в монастыре хранились три рукописи («О преводе книги святаго Исаака Сирина с елинногреческаго на словенский язык», «Житие Корнилия новгородского чудотворца», «Слова и речи духовныя разных образцовых писателей»), а также 62 печатные книги XVII-XIX вв. Две печатные книги XVII в., отмеченные в монастырской описи 1891 г., были даны в Муромский монастырь вкладом боярыней Еленой Борисовной Хворостининой, о чем сообщают полистные записи: «Лета 7192 (1684) марта в 10 день дана сия книга Апостол в заонежской Муромской монастырь Успения Пресвятыя Богородицы для поминовения душ рабов Божиих дому боярыни княгини Елены Борисовны Хворостининой по людех ее по Стефане, по Марфе, по Иоанне и поминать навсегда имена их в сенодики» (Апостол. М., 1679); «Лета 7192-го (1684) февраля в 9 день сия книга глаголемая Минея всех святых общая положила Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго ея Успения в Муромской монастырь, что в Заонежии, боярини княгини Елены Борисовны Хворостинины по родителех своего дому боярских боярынь Божиих иноки схим. Маремьянии, Анны, Пераскевии в вечное» (Минея общая, место и год издания не указаны).

По крайней мере пять рукописей из библиотеки Муромского монастыря сохранились до наших дней: Евангелие от Луки с толкованиями Феофилакта Болгарского, конец XVI в. (БАН, 33.5.2); Минеи служебные на апрель и май - две рукописи под одним переплетом, 3-я четверть XV в. (БАН, 33.6.5); Часослов с Канонником, 1-я треть XVI в. (РГБ, Музейное собр., № 3469); Евангелие от Матфея и от Марка с толкованиями Феофилакта Болгарского, середина XVI в. (НАРК, ф. 889, оп. 1, д. 22). Все эти рукописи имеют однотипные владельческие записи, свидетельствующие об их принадлежности Муромскому монастырю. Так, в последней из названных рукописей на л. 5-32 читается скрепа XVI в.: «Евангелие толковое святаго апостола Матфея Успения Богородицы домовая Муромсково острова с Онега озера. А хто из манастыря похитит, суди ему Бог».

Муромский монастырь – единственная обитель на Онежском озере, истории которой посвящено древнерусское сочинение. В рукописях оно имеет следующие заглавия: «Начало святыя обители Успения Пречистыя Богородицы да Рожества великаго во пророцех Предтеча Господня Иоанна и преподобнаго чюдотворца Афанасия […]. Духовная грамота священноинока игумена Муромскаго монастыря Лазаря» (ГИМ, собр. А. С. Уварова, № 542-4°); «Повесть о Муромском острове» (ИРЛИ, коллекция В. Н. Перетца, № 223 и др.); «Повесть о Муромском монастыре, иже есть близ Онега озера» (БАН, собр. В. В. Лукьянова, № 220); в поздних списках - «Житие преподобнаго Лазаря Муромскаго чюдотворца» (БАН, собр. текущих поступлений, № 610 и др.).

Согласно «Повести о Муромском острове» (выберем для удобства это название), монастырь был основан в XIV в. греком Лазарем, посланным из Константинополя в Новгород для передачи новгородскому архиепископу Василию Калике (ум. в 1352 г.) святительского головного убора - белого клобука. «Повесть…» известна сегодня в 15 списках XVII-XIX вв., которые представляют 3 ее редакции: Пространную в списке из собрания В. М. Ундольского (РГБ, собр. Ундольского, № 146, сер. XVII в.), Пространную в списке из собрания А. С. Уварова (ГИМ, собр. Уварова, № 542-4°, сер. XVII в.) и Краткую (ГИМ, Музейское собр., № 1510; РНБ, собр. Волковского молитвенного дома, № 88; РНБ, собр. Михайловского, Q. № 384; и др.). Пространные редакции известны каждая в единичных списках; наиболее широкое распространение в рукописях получила Краткая редакция, вошедшая также в старообрядческую выговскую книжность (ГИМ, Музейское собр., № 1510; и др.). Рукописную традицию «Повести…» изучали Н. Н. Литвинова (Барминская) и Т. В. Крылова, однако научное издание текста на основе текстологического анализа всех его списков пока отсутствует, а сами выводы исследователей нуждаются в существенной корректировке.

Первоначальный текст «Повести…» отразился в Пространной редакции по списку Ундольского: особенностью этой редакции является гораздо более подробный, нежели в других вариантах текста, рассказ о пребывании Лазаря в Новгороде и о новгородских владыках Василии Калике и Моисее (ум. в 1362 г.). К сожалению, список Ундольского содержит текст «Повести…» не в полном объеме: из-за утраты листов здесь отсутствует большая часть повествования о пребывании Лазаря на Онежском озере. В редакции по списку Уварова «новгородские» эпизоды «Повести…» оказались по какой-то причине значительно сокращены, но зато последующий текст сохранился без механических утрат. Краткая редакция, созданная, по-видимому, в конце XVII в., представляет собой очень лаконичный пересказ текста одной из Пространных редакций, но при этом здесь читается отсутствующая в них грамота новгородского посадника Иоанна Захарьевича, передающая во владение монастырю земли на восточном побережье Онежского озера. Датированная в Житии 1182 г. грамота никак не соотносится с основным историческим фоном повествования (XIV в.) и признается историками фальсификатом.

«Повесть…» была написана, по-видимому, в Великом Новгороде в первой трети XVII в., в период развития литературного регионализма, когда писатели-«краеведы» самых разных российских культурных центров создавали жития святых, повести о чудотворных иконах, летописцы, пытаясь тем самым сохранить память об историческом прошлом своего края…»

Источник: Кижский вестник. Выпуск 18: Сборник статей // Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2019.

По материалам статьи: Пигин А.В. (г.Петрозаводск) «Книжные собрания и литературные памятники монастырей на Онежском озере» на сайте музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru

https://kizhi.karelia.ru/library/vestnik-18/1927.html



Комментарии и обсуждение


Муромский Успенский монастырь, общежительный в 40 верстах от города Пудожа, на берегу Онежского озера, при впадении реки Муромки. Основан в XIV веке пр. Лазарем (см. 8 марта). В 1787 году был упразднен; в 1867 году восстановлен. При монастыре дом для престарелых и убогих.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

27 января 2011, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Александр Богданов.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.