ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Синяя Никола. Церковь Николая Чудотворца.

Никольская церковь


Синяя Никола. Церковь Николая Чудотворца
Церковь. Не действует.  
Престолы:Николая Чудотворца
Архитектурные стили:Эклектика, Русский стиль
Год постройки:1901.
Адрес:
Россия, Псковская область, Красногородский район, с. Синяя Никола

Координаты: 56.985047, 28.359586
Вопрос модератора:как проехать?.



Церковь Николая Чудотворца, Церковь в "Русском стиле" в Сине-Никольском погосте выстроена в 1901 году на месте деревянной (1773г.)<br>, Синяя Никола, Красногородский район, Псковская область
Церковь в "Русском стиле" в Сине-Никольском погосте выстроена в 1901 году на месте деревянной (1773г.)
Дмитрий Дроздецкий
20 августа 2009
Церковь Николая Чудотворца, , Синяя Никола, Красногородский район, Псковская область
Дмитрий Дроздецкий
20 августа 2009
Церковь Николая Чудотворца, Колокольня вид с севера<br>, Синяя Никола, Красногородский район, Псковская область
Колокольня вид с севера
Дмитрий Дроздецкий
20 августа 2009
Церковь Николая Чудотворца, Западный портал<br>, Синяя Никола, Красногородский район, Псковская область
Западный портал
Дмитрий Дроздецкий
20 августа 2009
Церковь Николая Чудотворца, , Синяя Никола, Красногородский район, Псковская область
Дмитрий Дроздецкий
20 августа 2009
Церковь Николая Чудотворца, , Синяя Никола, Красногородский район, Псковская область
Дмитрий Дроздецкий
20 августа 2009
Церковь Николая Чудотворца, Апсида<br>, Синяя Никола, Красногородский район, Псковская область
Апсида
Дмитрий Дроздецкий
20 августа 2009
Церковь Николая Чудотворца, , Синяя Никола, Красногородский район, Псковская область
Дмитрий Дроздецкий
20 августа 2009
Церковь Николая Чудотворца, , Синяя Никола, Красногородский район, Псковская область
Дмитрий Дроздецкий
20 августа 2009
Церковь Николая Чудотворца, , Синяя Никола, Красногородский район, Псковская область
Дмитрий Дроздецкий
20 августа 2009
Церковь Николая Чудотворца, Фото 1970-х гг. из архива А.Н. Калачёвой.<br>, Синяя Никола, Красногородский район, Псковская область
Фото 1970-х гг. из архива А.Н. Калачёвой.
Дмитрий Дроздецкий
1 января 1970



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Олег Мирошниченко  12 декабря 2011

Храм Святого Николая Чудотворца в селе Синяя Никола построен в 1901 году из красного кирпича на месте деревянной церкви (1773). С западной стороны к храму пристроена трапезная, трёхчастный притвор с двухъярусной высокой шатровой колокольней. Ведутся восстановительные работы.


Марина Зуйкова  1 января 2019

Деревянная однопрестольная церковь построена в 1773 году помещицей Анной Степановной Румянцевой на высоком берегу реки Синей. Возле церкви через реку построили временный деревянный мост. В плане церковь напоминала корабль. Капитально церковь отремонтирована в 1859 году частично на церковные средства, частично на средства церковного старосты купца С.П. Утретского. Колокольня также была деревянной, построена в связи с церковью, на ней было пять колоколов. Первый колокол весил 28 п. 29 ф., на нем была надпись: «Зделан сей колокол Псковской епархии в Николаевскую церковь при Сини реки тщанием тоеже церкви прихожанина майора Румянцева: 1777 году мая 1 дня. Лил колокол Псковской мастер Пентелей Артемьев». Второй колокол весил 13 п., надпись на нем была следующей: «1733 г. к церкви Николы Синского устья реки». Третий колокол весил 10 п., на нем была надпись «Божию милостию лил сей колокол псковитин посадской человек Фома Котельников в церковь Николы Чудотворца на реке на Сине Большой губы по обещанию новгородского помещика Стефана Иванова сына Хвостова». Четвёртый колокол весил 1 п., пятый – 35 ф., оба эти колокола надписей не имели.

В церкви находилась местночтимая икона Святителя и Чудотворца Николая. С давних времен ежегодно 15 (28) сентября монахами Святогорского монастыря совершались богослужения в погосте и в некоторых окрестных селениях, 17 (30) октября в погост Синяя Никола приносилась икона Божией Матери из Псково-Печерского монастыря. Рядом с церковью находилось кладбище, другое кладбище находилось в полуверсте от храма. Кроме них, в приходе было еще пять кладбищ.

В конце XIX – начале XX века отмечалось, что «храм пришел в ветхость», с разрешения епархиального начальства началось строительство новой, кирпичной церкви. В 1901 г. строительство завершилось. Как и её предшественница деревянная, новая церковь была однопрестольной. Колокольню построили также из кирпича, в связи с церковью, на нее перенесли все пять колоколов с деревянной колокольни. В начале XX века в приходе было шесть деревянных часовен, издавна построенных прихожанами на кладбищах, к 1914 г. их осталось только три.

Блясинская (Блясино-Мамоновская) церковно-приходская школа открыта в селении Мамоново 1 декабря 1892 года. Содержание школы, отопление, освещение и квартиру учительницы оплачивала помещица села Мамоново А.А. Баумерт. Помещалась школа в доме Зинаиды Николаевны Горской. В 1914 г. в школе обучалось 17 мальчиков и 10 девочек. При погосте на крестьянской земле в 1863 г. построено земское училище, в котором в 1900 г. обучались 91 мальчик и 17 девочек. К 1914 г. в приходе было пять земских училищ: Сине-Никольское, Долгинское, Смехинское, Красиковское и Перлицкое.

До 1876 г. в церкви служили священник, дьякон, дьячок, пономарь и просфорня. По штату, утвержденному в 1876 г., служили настоятель-священник, помощник настоятеля – второй священник и два псаломщика. В начале XX века причт церкви состоял из двух священников, дьякона и двух псаломщиков.

Протоиерей Иоанн Васильевич Хвалынский (10 ноября 1838 -?) родился в погосте Рождество Опочецкого уезда в семье священника. После окончания Псковской духовной семинарии служил учителем и законоучителем в народной школе в д. Аршо Новоржевского уезда. 1 октября 1862 г. в церкви Санкт-Петербургской духовной академии ректор академии епископ Иоаникий рукоположил его в сан священника погоста Синяя Никола. В 1863 г. священник в собственном доме безвозмездно открыл школу для крестьянских детей, преподавал Закон Божий в земском училище. За усердное распространение грамотности среди крестьян указом Псковской духовной консистории о. Иоанну объявлены признательность и архипастырское благословение. За «отлично-хорошее поведение и исправность по должности», будучи благочинным церковного округа, Иоанн Васильевич награжден набедренником, фиолетовой скуфьей, фиолетовой камилавкой, ему объявлена архипастырская душевная благодарность и благодарность духовенства округа с внесением в послужной список. За 25-летнее усердное служение в должности благочинного о. Иоанн награжден орденом Святой Анны 3-й степени. Определением Святейшего Синода Иоанн Васильевич награжден наперсным крестом, награжден званием протоиерея. Деятельность священника не ограничивалась заботами о церкви и народном просвещении, Российское Императорское общество Красного Креста наградило его своим знаком. О его сыновьях сохранилось очень мало сведений. Михаил 1865 г.р. после окончания Санкт-Петербургской духовной академии преподавал в Литовской духовной семинарии, Александр 1872 г.р. служил священником в Литовской епархии, Алексей 1874 г.р. стал офицером, еще один сын, Никита 1879 г., в начале XX века учился в Литовской духовной семинарии.

Священник Иоанн Георгиевич Горский (8 марта 1870 - 29 июня 1908) родился в семье дьякона погоста Матюшкино Опочецкого уезда. Скончался о. Иоанн в погосте Синяя Никола. После окончания Псковской духовной семинарии служил псаломщиком в погосте Верхний Мост Псковского уезда, надзирателем в Псковской духовной семинарии, рукоположен в сан священника в погост Малы Псковского уезда. С 9 ноября 1900 г. служил в здешнем погосте, за труды по должности он награжден набедренником.

Священник Александр Симеонович Гривский (25 мая 1874 - 11 октября 1918) был родом из погоста Болчино Порховского уезда, сын священника. Их было трое братьев, все они стали священниками, все стали новомучениками в годы гонений на церковь. Его брат Никандр прославлен в Тверской епархии, брат Сергий расстрелян НКВД в 1937 году. Священник Александр после окончания Псковской духовной семинарии служил псаломщиком в погосте Чирски Псковского уезда. 10 мая 1907 г. он назначен священником в здешний погост, 24 июня 1907 г. в церкви Псковского Иоанно-Предтеченского монастыря рукоположен в сан дьякона, 1 июля 1907 г. в Псковском Троицком соборе – в сан священника. Служил о. Александр около года, переведен в погост Подоклинье Порховского уезда. Здесь в начале осени 1918 г. его арестовала Порховская ЧК. Без суда и следствия священник расстрелян «за принадлежность к контрреволюционному направлению и погромную проповедь в церкви». Место захоронения неизвестно.

Священник Иоанн Александрович Знаменский до назначения 28 августа 1908 г. в здешнюю церковь служил учителем в Островском уезде. Служил священник Знаменский здесь до 10 июня 1913 г., был переведен в погост Синское Устье Островского уезда.

Священник Иоанн Александрович Скоропостижный служил с 1913 г. до 12 февраля 1915 г., переведен священником в погост Опоки Порховского уезда.

Священник Евгений Ильич Бойков (2 января 1888 -?) был сыном учителя. После окончания Псковской духовной семинарии служил учителем в Псковской епархиальной Арсениевской псаломщической школе, затем рукоположен в сан дьякона, служил в церкви Новое Вознесение в Пскове. С 23 июня 1913 г. служил священником в погосте Синяя Никола, преподавал Закон Божий в земских училищах, был членом благочиннического попечительного совета. В годы советской власти священник Бойков был лишен избирательных прав как служитель религиозного культа. Его жена Наталия Викторовна была лишена избирательных прав как жена служителя культа.

Священник Валентин Иоаннович Соловский (1893 -?) после окончания Псковской духовной семинарии 6 августа 1914 г. в Успенской церкви Киевского подворья в Петрограде рукоположен в сан дьякона, на другой день, 7 августа, в церкви Митрофаниевского кладбища в Петрограде – в сан священника. Будучи священником, он преподавал Закон Божий в двух земских училищах.

Дьякон Иоанн Никифорович Муравейский (1834 - 28 апреля 1915) был сыном дьякона, родился в погосте Лакно Псковского уезда, обучался в Псковской духовной семинарии. В 1861 г. Иоанн Никифорович посвящен в стихарь и назначен псаломщиком здешней церкви, в 1885 г. рукоположен в сан дьякона. За исправность по службе, хорошее поведение ему преподано архипастырское благословение, выражена благодарность епархиального начальства.

Псаломщик Николай Павлович Кукин (1859 -?), сын священника погоста Коровск Островского уезда. После окончания Псковского духовного училища учительствовал в сельской школе Островского уезда, служил псаломщиком в церкви при Псковской губернской земской больнице, в погосте Печани Опочецкого уезда. С 28 января 1884 г. служил псаломщиком в здешнем погосте. В Синей Николе он преподавал пение в земском училище, руководил церковным хором.

Псаломщик Михаил Петрович Литвинский (5 января 1877 -?) родился в погосте Торошино Псковского уезда, сын священника, обучался в Псковской духовной семинарии. 26 мая 1891 г. Михаил Петрович назначен псаломщиком в здешнюю церковь.

С 1904 г. должность псаломщика исполнял Михаил Иоаннович Ястремский (27 августа 1875 -?), обучался в Порховском духовном училище. В годы советской власти лишен избирательных прав как служитель религиозного культа.

Псаломщик Иоанн Петрович Знаменский (9 октября 1870 -?) был сыном священника этой же церкви. Он окончил Псковское духовное училище, с 1896 г. служил псаломщиком в Холмском и Островском уездах, с 1904 г. – псаломщик в родном погосте. В годы советской власти лишен избирательных прав как служитель религиозного культа.

Известно имя еще одного псаломщика: Феодор Симеонович Михайлов. В годы советской власти лишен избирательных прав как служитель религиозного культа, проживал он в здешнем погосте. Его жена, Екатерина Павловна, также была лишена избирательных прав как жена служителя религиозного культа.

Судьба священников Хвалынского, Гривского, Знаменского, Скоропостижного, Бойкова, Соловского, псаломщиков Кукина, Литвинского, Ястремского, Знаменского после 1917 года неизвестна.

Приход составляли деревни: Аборино, Анкудиново, Аночкино-Турково, Ануфриево-Лоси, Аристово-Рогово, Астахново, Астратово-Бережани, Бакили, Баранкино, Бараново, Бахарево-Троичино, Белоглазово, Блонтово, Болотово, Большие Горки, Борисово, Брысково, Будки-Харкино, Букатиха, Буравцево, Вадотки, Вашково, Винокурово, Волково, Габоны, Гадово-Сусаны, Гарбовки, Глухово-Сергино, Голубово, Давыденково, Долги, Езупы-Игумнова Гора, Езупы-Станеево, Железово-Блины, Зарецкие Гарбовки, Зуево, Карпово-Пошитенки, Климово-Тарыни, Колтырево, Котяги, Куницыно, Курцево, Лупандино-Шилы, Лутково, Лыкарево, Лыкарево-Сластихино, Лысцево, Макарово-Рябы, Максины, Малые Горки, Марковы Горки, Масловка, Маслово-Разногузово, Мельницы-Громово, Минкино, Мышенково, Никитино-Беляи, Овсянки, Орлово-Сидоры, Осипово-Гришичкино, Осокино, Паново, Панфилово-Митяги, Парфеево, Пензево, Перлица, Петрухново, Поварово, Подвязье-Мамоны, Пидели, Псков-Еремеева Гора-Горки, Пустошки, Развалово, Сверболово, Селюги, Сидоровочка, Синьково, Смехино, Смиклы, Спицино-Жавры, Сусанны, Тарандино, Трешуты, Федосино-Мамоново, Федотково, Хабарово, Храмково, Шандино, Щербово. В 1914 г. в приходе проживали 3163 мужчины и 3288 женщин.

Церковь была закрыта до Великой Отечественной войны. В 1941 г. член Псковской Православной миссии священник Владимир Толстоухов вновь освятил церковь в бывшем погосте Синяя Никола.

Ныне деревня Синяя Никола Красногородского района. Церковь не действующая. Рядом с ней построена деревянная часовня в честь Святителя и Чудотворца Николая. Освящение её состоялось в 2006 году. Делаются попытки восстановить церковь.

Информация на сайте Псковской епархии. http://i-nventory.ru/index.php?id=551



Комментарии и обсуждение


Храм уже во многом восстановлен и действует. С июля 2017 г. еженедельно по воскресеньям проводятся службы.

10 августа 2017.