ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Киккос. Монастырь Киккской иконы Божией Матери.

Киккский монастырь


Киккос. Монастырь Киккской иконы Божией Матери
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:приблизительно 1081 - 1118.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Кипр,западная часть горной гряды Троодос.

Координаты: 34.983758, 32.741422



Сортировка:

Монастырь Киккской иконы Божией Матери, Колокольня<br>, Киккос, Никосия, Кипр
Колокольня
Владимир Ковшов
5 мая 2012
Монастырь Киккской иконы Божией Матери, у поклонного креста<br>, Киккос, Никосия, Кипр
у поклонного креста
Павел Банаков из Москвы
28 марта 2012
Монастырь Киккской иконы Божией Матери, у поклонного креста<br>, Киккос, Никосия, Кипр
у поклонного креста
Павел Банаков из Москвы
28 марта 2012
Монастырь Киккской иконы Божией Матери, поклонный крест<br>, Киккос, Никосия, Кипр
поклонный крест
Павел Банаков из Москвы
28 марта 2012
Монастырь Киккской иконы Божией Матери, вход в музей<br>, Киккос, Никосия, Кипр
вход в музей
Павел Банаков из Москвы
28 марта 2012
Монастырь Киккской иконы Божией Матери, часовня у поклонного креста<br>, Киккос, Никосия, Кипр
часовня у поклонного креста
Павел Банаков из Москвы
28 марта 2012
Монастырь Киккской иконы Божией Матери, часовня у поклонного креста<br>, Киккос, Никосия, Кипр
часовня у поклонного креста
Павел Банаков из Москвы
28 марта 2012
Монастырь Киккской иконы Божией Матери, часовня у поклонного креста<br>, Киккос, Никосия, Кипр
часовня у поклонного креста
Павел Банаков из Москвы
28 марта 2012
Монастырь Киккской иконы Божией Матери, Святые врата монастыря<br>, Киккос, Никосия, Кипр
Святые врата монастыря
Владимир Ковшов
5 мая 2012
Монастырь Киккской иконы Божией Матери, Поклонный крест по пути к Кикскому монастырю<br>, Киккос, Никосия, Кипр
Поклонный крест по пути к Кикскому монастырю
Татьяна Малкова(Замараева)Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
12 июня 2010
Монастырь Киккской иконы Божией Матери, Росписи монастыря<br>, Киккос, Никосия, Кипр
Росписи монастыря
Данко
8 июня 2009
Монастырь Киккской иконы Божией Матери, Купола монастыря<br>, Киккос, Никосия, Кипр
Купола монастыря
Данко
8 июня 2009
Монастырь Киккской иконы Божией Матери, Росписи на стенах описывают всю историю обители<br>, Киккос, Никосия, Кипр
Росписи на стенах описывают всю историю обители
Данко
8 июня 2009
Монастырь Киккской иконы Божией Матери, Роспись стен мозайкой<br>, Киккос, Никосия, Кипр
Роспись стен мозайкой
Данко
8 июня 2009
Монастырь Киккской иконы Божией Матери, Мозаика Архангел Гавриил<br>, Киккос, Никосия, Кипр
Мозаика Архангел Гавриил
Владимир Ковшов
5 мая 2012
Монастырь Киккской иконы Божией Матери, мозаика на стенах<br>, Киккос, Никосия, Кипр
мозаика на стенах
Татьяна Малкова(Замараева)Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
12 июня 2010
Монастырь Киккской иконы Божией Матери, Киккская икона Божьей Матери, роспись мозайкой стен монастыря<br>, Киккос, Никосия, Кипр
Киккская икона Божьей Матери, роспись мозайкой стен монастыря
Данко
8 июня 2009
Монастырь Киккской иконы Божией Матери, Памятник Архиепископу Кипрскому Макариусу III. Статуя иерарха-президента Кипра поставлена у подножия холма, на котором находится его могила. Открытие памятника состоялось 3 августа 2015 г., в годовщину его кончины<br>, Киккос, Никосия, Кипр
Памятник Архиепископу Кипрскому Макариусу III. Статуя иерарха-президента Кипра поставлена у подножия холма, на котором находится его могила. Открытие памятника состоялось 3 августа 2015 г., в годовщину его кончины
Елена Григорьева
28 мая 2018
Монастырь Киккской иконы Божией Матери, вход в монастырь<br>, Киккос, Никосия, Кипр
вход в монастырь
Данко
8 июня 2009
Монастырь Киккской иконы Божией Матери, Центральный вход<br>, Киккос, Никосия, Кипр
Центральный вход
Данко
8 июня 2009



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Данко 9 июля 2009

Однажды византийский наместник Кипра Мануил Вутомитис, охотясь в Троодосе, заблудился и долго бродя по лесу встретил старого отшельника Исайю. Повелитель спросил у старика, где он находится и как ему вернуться в столицу, но отшельник, удалившийся от мира, ничего не ответил. Наместник разгневался и ударил божьего человека. Вернувшись домой, Мануил Вутомитис внезапно заболел "шатикой" (разновидностью паралича) и тогда вспомнив, как обошелся с отшельником, послал подданных в горы с поручением привести его. Как только Вутомитис попросил прощения у Исайи - от болезни не осталось и следа. В качестве награды отшельник взял слово с Вутомитиса о том, что он должен привезти из Константинополя священную икону Богородицы - одну из трех икон, написанных апостолом Лукой при жизни самой Богородицы. Эта икона является своеобразным "портретом" Девы Марии.

Долгое время Вутомитис не решался выполнить его просьбу, так как был уверен, что Император Византии никогда не расстанется со столь ценной реликвией. Однако, в конце концов, он отправился в Константинополь, взяв отшельника Исайю с собой. В то время, когда они находились в Константинополе и размышляли, как убедить Императора передать священную икону Кипру, случилось следующее. Единственная дочь Императора заболела той же болезнью, которая ранее поразила Вутомитиса. Врачи оказались бессильны, девушка оставалась прикованной к постели. Тогда Вутомитис предстал перед Императором и поведал ему, как сам излечился от этой болезни. Отшельник Исайя немедленно был доставлен к Императору и после его горячей молитвы дочь Императора полностью выздоровела. На радостях Император предложил монаху любое вознагражденье, но Исайя лишь повторил свою просьбу. Византийский Император не хотел расставаться с иконой Богородицы и искал предлога оставить ее у себя. Но когда и его поразила та же болезнь, ему пришлось выполнить то, о чем просил отшельник. Император отослал Вутомитиса и Исайю на Кипр с обещанием прислать бесценную реликвию. Тем временем сам пригласил художника, чтобы сделать копию иконы. Когда во сне ему явилась Богородица, он понял, что необходимо отправить на Кипр оригинал и также послал деньги на строительство монастыря специально для этой иконы.

Монастырь был построен в лесах Троодоса, именно в том месте, где Вутомитис встретился с отшельником Исайей. С величайшей предосторожностью священную икону перевезли в монастырь Киккос, где она хранится по сей день. Икона Богородицы, которая находится в монастыре Киккос, обладает чудодейственной силой. Всякого, кто приходит к ней с верой, она исцеляет. Это ее чудесное свойство привлекает сюда многих паломников не только в дни празднования Рождества и Успения Богородицы. В 1795 г. икона получила серебряный оклад, закрывший изображение, и с тех пор его никто не видел. Говорят, что святость образа настолько велика, что не всякий человек может это выдержать. 

По материалам www.cyprustravel.ru


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 10 июля 2025

Киккский монастырь, крупнейший на Кипре, ставропигиальный, мужской, действующий, необщежительный; расположен в западной части горного массива Троодос, на склоне горы Киккос на высоте 1,2 тыс. м. Происхождение названия К. м. точно неизвестно. Древнейший источник по истории К. м. - «Сказание о трех иконах, написанных апостолом Лукой, где находится каждая из них, и иконе Богородицы, называемой Киккской, которая находится на Кипре», записанное в 1422 г. со слов 125-летнего киккского иеромонаха Григория. В нем говорится, что гора, на которой была основана эта обитель, первоначально называлась Коккос, а впоследствии была переименована в Киккос. Греческое слово κиκκος помимо основного значения «зернышко» имело и ряд других, в том числе так назывался низкорослый кошенильный дуб, произраставший в этой местности. Другое предание зафиксировано в «Странствиях по святым местам Востока» В. Г. Григоровича-Барского, посещавшего К. м. в 1727 и 1735 гг. Эта легенда связывает название К. м. с пением вещей птицы «кик-ку, кик-ку», сопровождавшей привезенную на остров икону, пока ее несли к обители.

История монастыря

Обитель была создана в 90-х гг. XI в., после того как преподобный Исаия, живший отшельником на горе Коккос, исцелил дочь императора Алексея I Комнина (1081-1118) и попросил в награду хранившуюся в царском дворце икону Божией Матери, написанную апостолом Лукой. Об отшельнике император узнал благодаря приехавшему с Кипра полководцу Мануилу Вутомиту. По указанию Алексея I наместник Кипра дука Георгий передал преподобному Исаии средства для основания монастыря во имя Пресвятой Богородицы и селения Перистерона, Мил и Миликурий. Кроме того, дука Георгий подарил К. м. построенный им храм великомученика Георгия Победоносца в с. Пентайя с полями и водяной мельницей. В «Сказании...» говорится, что вместе с иконой на Кипр прибыл назначенный императором игумен. Его имя не указано. Древнейшее письменное свидетельство о К. м. относится к 1135/36 г.- запись в кодексе Paris. gr. 625 о приобретении этой книги киккским игуменом Давидом.

После латинского завоевания Кипра Перистерона, Мил и Миликурий были отняты у К. м., однако франки оставили монахам поля и 10 крестьян для монастырских работ. К. м. пережил 4 пожара (1365, 1542, 1751 и 1813), которые уничтожили все строения, реликвии, древние рукописи и документы (в том числе хрисовул Алексея I и Типикон преподобного Исаии), однако икона чудом уцелела. В 1365 г. К. м. был восстановлен кипрским королем Петром I Лузиньяном и его женой Элеонорой Арагонской. Жители Мирианфусы вызвались добровольно помогать в строительстве монастыря. В это время К. м. возглавляли иеромонах Лука и монах Симеон.

Неизвестный по имени ктитор передал в качестве подворья К. м. обитель Преображения Господня, называемую Пианий (Пьянион, Πι?νιον), с кельями, деревьями и виноградником, а в 1411/12 г. кипрская королева Гельвиза Брауншвейгская распорядилась ежегодно выдавать этому подворью и главному монастырю 3 номизмы, вино и пшеницу. Сведения о К. м. в XV в. крайне скудны. В 1472 г. монах Симеон Киккот переписал Псалтирь, в колофоне которой К. м. назван лаврой. Скрипторий действовал в К. м. и в более позднее время, известны имена писцов иеромонахов Акакия (середина XVI в.), Иоанникия (1680, 1693), Герасима (1693), Софрония (1695, 1696, 1706), Христодула (1706), Нафанаила (1791), Евфимия (1798) и других. Рукописи, созданные киккскими писцами, помимо К. м. хранятся в Национальной библиотекеке Франции в Париже, в Патриаршей библиотекеке в Иерусалиме и других.

В венецианских реестрах 1517-1521 гг. содержатся сведения, что ежегодный доход К. м. составлял 300 дукатов. После пожара 1542 г. игумен Симеон отстроил монастырь из камня. За денежной помощью он обращался даже в Венецию. По всей видимости, игумен Симеон является одним лицом с Симеоном Ангелом, о котором в записи в хранящемся в К. м. Номоканоне Мануила Малакса говорится, что он стремился стать архиепископом Кипра. Вероятно, Симеон Ангел состоял в родстве с капитаном Иоанном Ангелом, возглавлявшим во время османского завоевания сельское ополчение. В 1553 г. в К. м. подвизалось 30 иноков, владения обители были незначительны: подворья великомученика Георгия Победоносца в Пентайе и святителя Николая Чудотворца на мысе Акамас, в разных селениях в долине Солея монастырю принадлежали виноградники, мельница и сдаваемое в аренду стадо. К. м. не обладал значительными источниками рабочей силы (париками или франкоматами), поскольку не владел деревнями.

В 70-х гг. XVI в. игумен Григорий выкупил владения К. м. за 127 тыс. аспр (притом, что за все владения Кипрской Православной Церкви (КПЦ) было выплачено османским властям 700 тыс. аспр. Игумен Григорий, возвратив в собственность монастыря прежние владения, начал активно приобретать новые.

В 1609 г. игумен К. м. Леонтий подписал вместе с епископом Солийским и Киринийским Иеремией воззвание к испанскому королю Филиппу III об освобождении Кипра от турок. Деятельный Кипрский архиепископ Никифор (1641-1674) до своего избрания на кафедру был игуменом К. м. В 1638 г. он восстановил древний Иереев монастырь (Агия-Мони) и сделал его подворьем К. м. В 1672 г., во время поездки архиепископа Никифора в Константинополь, были утверждены привилегии К. м. и его ставропигиальный статус, полученный от императора Алексея I. К. м. подчинялся непосредственно Константинопольскому патриарху, а не Кипрскому архиепископу. Сигиллий 1672 г. был подписан Константинопольским патриархом Дионисием IV, Антиохийским патриархом Неофитом и Иерусалимским патриархом Досифеем II. Впоследствии ставропигиальный статус К. м. неоднократно подтверждался. По сведениям путешественника П. Рико, в 1678/79 г. в К. м. проживало 200 иноков. В 1683 г. голландец Корнелиус де Брёйн сообщает о 400 насельниках К. м. и о том, что некоторых монахов посылали с поручениями в Россию и в другие страны.

В 1699 г. К. м. посетил Александрийский патриарх Герасим II, который пожелал увидеть лик Киккской иконы Божией Матери. Он дерзнул поднять пелену над иконой и был поражен божественной силой. Лишь раскаявшись и испросив прощение у Пресвятой Богородицы, патриарх получил исцеление, что и было засвидетельствовано в его грамоте.

Расцвет монастыря начался с XVIII в. В 1713 г. К. м. приобрел у Кипрского архиепископа Иакова II за 1500 гроссов обитель архангела Михаила (Архангелу монпстырь) в Лакатамии и она стала монастырским подворьем. Григорович-Барский, гостивший в К. м. в 1727 и 1735 гг., называет его первым среди кипрских обителей «славою и честию, и богатством». Если в 1727 г. обитель «процветает и иноци всякое доволство имуть» и «нужди и дани великой от агарян не имат», то в 1735 г. он отмечает, что «паче всех искушений Агарянских и пакостей претерпевают, обаче помощию Пресвятия Богородицы вся побеждают». В 30-х гг. XVIII в. К. м. находился в тяжелом экономическом положении и был обременен большим долгом. По Кипру совершались крестные ходы с чудотворной иконой для сбора средств. Посланные за милостыней в Александрию, Смирну, Ларису, Этолию, на острова Родос, Кос и Эвбея монахи собрали значительную сумму денег.

В 1727 и 1735 гг. Григорович-Барский упоминает более 100 монахов, из которых 20 жили в самом монастыре, а остальные на подворьях, «трудящеся... в земледелии и древосаждении, и в пасении овец и козлищ». По словам автора, насельники К. м. были добродетельными, смиренными, благоговейными и радушно принимали странников. В 1738 г. Р. Покок писал, что в обители проживало 70 монахов.

В середине XVIII в. К. м. установил тесные связи с Дунайскими княжествами. В 1748 г. молдавский господарь Константин Маврокордат пожаловал К. м. хрисовул, согласно которому обитель ежегодно получала денежную помощь в размере 50 гроссов. Такую же сумму назначил выплачивать К. м. в 1749 г. господарь Валахии Григоре II Гика. Эти документы были подтверждены в 1750 г. молдавским господарем Константином Раковицэ, а в 1754 г. Матеем Гикой и его сыновьями Григоре, Георге и Николае.

С 40-х гг. XVIII в. с К. м. сотрудничал Ефрем Афинянин (впоследствии Ефрем II, патриарх Иерусалимский), который преподавал в монастырской школе, составил устав монастыря (утвержден 8 сентября 1746) и написал сочинение «Описание честного и царского Киккского монастыря» (Венеция, 1751). В 1747 г. в братство К. м. вступил протопсалт и автор духовной музыки иеромонах Хрисанф (с 1763 митрополит Киринийский).

В ноябре 1751 г. К. м. серьезно пострадал от пожара. Киккская икона Божией Матери была перенесена сначала в монастырь Иереев, а затем в монастырское владение Василики, расположенное недалеко от К. м. Несмотря на ущерб, нанесенный пожаром, турки обложили монастырь в этот год налогом в 20 талантов, но после вмешательства архиепископа снизили сумму до 5. Эконом Парфений (около 1734-1759), начавший за несколько лет до пожара расширение собора, восстановил в 1755 г. храм и другие монастырские строения. В 1759 г. Парфений был избран игуменом и много сделал для процветания обители. Сохранились написанные им музыкальные произведения. Кроме того, в двух музыкальных рукописях XVIII в. содержатся композиции другого насельника К. м.- иеромонаха Сильвестра. Ученик Ефрема Афинянина иеромонах Софроний Киккот (середина XVIII в.) известен как гимнограф и мелург. Дополненное издание «Описания... Киккского монастыря» (Венеция, 1782) было подготовлено другим его учеником, Серафимом Писсидийцем, который является основателем книгоиздательства на караманлидике (турецком диалекте христиан М. Азии).

Активную экономическую деятельность игумена Парфения († 1776) продолжил его племянник, игумен Мелетий III (Мавроматис или Ксенос) (1776-1811). В 1787 г. он пригласил работать в К. м. знаменитого критского живописца Иоанниса Корнароса. При игумене Мелетии на средства К. м. в Венеции продолжалось книгоиздание на греческом языке и караманлидике. Ученый архимандрит Киприан (Куриокуритис) подарил К. м. свою личную библиотекуку.

В 1781 г., во время поездки архимандрита Иоакима в Грузию для сбора пожертвований, царь Имерети Соломон I пообещал предоставить К. м. в качестве подворья монастырь Вардзиа с принадлежащими ему владениями. Это обещание было выполнено через несколько лет его преемником Давидом II. В XIX в. подворье приобрело во владение селение Акети и несколько лавок в Тбилиси. В 1873 г. недвижимое имущество греческих монастырей (в том числе К. м.) в Бессарабии и на Кавказе было конфисковано государством, но частично было возвращено в 1881-1883 гг. В начале ХХ в. К. м. решил продать собственность в Грузии, для чего в 1913 г. туда прибыл игумен Клеопа. Оставшееся непроданным имущество было национализировано после Октябрьской революции 1917 г.

В 1783 г. игумен Мелетий был членом делегации кипрского духовенства в Константинополь с жалобой на наместника острова Хаджи Баки, который значительно увеличил налогообложение. Игумен Мелетий утвердил в качестве эмблемы монастыря пчелу, которая, по местному преданию, помогла основателю К. м. преподобному Исаии отличить подлинную Киккскую икону Божией Матери от копии.

Пожар 7 июля 1813 г. уничтожил все строения К. м., кроме соборного храма. Киккская икона на 3 года была перенесена на подворье Архангелу. В восстановлении монастыря оказал помощь архиепископ Киприан. В 1814 г. значительную сумму (1 тыс. гроссов) пожертвовала К. м. Домна Смаранда, дочь валашского господаря Николае Маврокордата и жена молдавского господаря Скарлата Каллимаки. В 1815 г., по свидетельству У. Тёрнера, строительные работы были в разгаре, из монашеской общины в 200 человек только 60 проживали в К. м., остальные - на подворьях. В 1815 г. Константинопольский патриарх Кирилл VI подтвердил древние привилегии К. м. В 1817 г. в монастыре были завершены восстановительные работы.

В последние десятилетия османского периода К. м. выделял значительные суммы на нужды образования: в 1820 г.- школе в Лимасоле, в 1830 г.- «Греческой школе» в Никосии, в 1839-1842 гг.- особой кассе на содержание кипрских школ, в 1850 и 1859 гг.- школам Никосии, в 1859 г.- учебным заведениям Лимасола и так далее.

В XIX в. К. м. имел одно из крупнейших хозяйств на острове, ему принадлежали владения: Айос-Прокопиос и Айос-Дометиос (ныне оба в черте Никосии), Архангелу в Лакатамии (на окраине Никосии), на территории современного округа Никосия - Авлона, Парадзис, или Барадзис, Ксеропотамос, или Ксиропотамос (Пендайя), Цакистра, Кораку, в округе Кириния - Каравас и Сирианохори, в округе Пафос - монастырь Иереев, Като-Панайя, Полеми, Канавью, Айии-Апостоли, Пресвятой Богородицы «ту Синди» (Пендалья), Пьянион, в округе Лимасол - Трахони и Капильон, в округе Фамагуста - Айос-Серьос, Прастион, Калопсида. В окрестностях К. м. находились принадлежащие ему местности Василики (в 6 км к северо-востоку от К. м.) с церковью святителя Василия Великого (1736), Парадиси (в 3 км к юго-западу) с церковью апостола Андрея Первозванного (1700) и Агиазма или Пирги (в 8 км к востоку) с источником святой воды, которая забила из скалы по молитвам монаха, умиравшего от жажды. В течение османского периода К. м. открыл ряд подворий за пределами Кипра: в Константинополе, Панормосе (ныне Бандырма), Прусе (ныне Бурса), Смирне (ныне Измир), Триполи Сирийском, Бейруте, Атталии (ныне Анталья), Серрах, Филиппополе (ныне Пловдив), Адрианополе (ныне Эдирне), Перистаси (ныне Шаркёй), на острове Кос, в Грузии и другие. Из французских документов известно, что в 1810 г. К. м. имел собственный корабль, именуемый «Богоматерь Киккская». В 1818 г. обители принадлежало 16 мельниц в разных местах Кипра. В 20-х гг. XIX в. площадь обрабатываемых земель, которыми владел К. м. на острове, составляла 3872 акра. Монастырю принадлежали виноградники, оливковые, шелковичные и рожковые деревья, скот, лавки и магазины в Никосии, Ларнаке и в других населенных пунктах. Городские участки, как правило, сдавались в аренду. К. м. производил шелк, зерно, вино, хлопок, оливковое масло, кунжут, шерсть, кожу и другие.

В 1821 г., во время резни греков-киприотов, устроенной наместником острова Кючюк Мехметом, игумен К. м. Иосиф был убит, обитель разграблена турками, которые увезли реликвии и сокровища на 32 верблюдах. Похищенная церковная утварь из серебра была возвращена монастырю после жалобы, которую направил в Константинополь российский консул на Кипре К. Перистиани. В 1826 г. долги К. м. достигли 81 тыс. гроссов. Братия была вынуждена продавать движимое и недвижимое имущество, отдавать на переплавку серебряную утварь, игумен Неофит (1827-1861), племянник игумена Иосифа, отправился в Константинополь просить поддержку у патриарха. Тем не менее в 1830 г. К. м. оказал денежную помощь в устройстве лепрозория.

Положение К. м. улучшилось при игумене Софронии (1861-1890), который фактически управлял обителью с 1840 г. Он вел ремонтные работы в К. м., построил церковь великомученика Прокопия (1860-1861) и игуменскую резиденцию на подворье Айос-Прокопиос в Никосии, куда был перенесен административный центр К. м., приобрел новые владения. Многие монахи были отправлены игуменом Софронием на обучение за пределы Кипра. В XIX в. в К. м. продолжала действовать начальная школа, в которой помимо монахов и послушников обучались жители окрестных деревень.

В начале брит. правления в К. м. и на подворьях проживало 54 монаха и 198 работников. Обитель владела 13 подворьями, 10 церквами, 15 148 скалами земли (1 скала = 1,3 тыс. кв. м), 8797 оливковыми деревьями, 429 скалами виноградников, 11 водяными мельницами, 11 маслобойнями, 5 давильными чанами для виноделия, 72 магазинами и лавками в Никосии и Ларнаке и многочисленными фруктовыми плантациями. Британский Верховный комиссар до строительства резиденции проживал на подворье Айос-Прокопиос. После перехода Кипра под управление британской администрации положение КПЦ изменилось: англичане не признавали древних привилегий монастырей, в том числе освобождения от налогов. Были конфискованы земли и леса, на право владения которыми у монастырей не имелось документов, значительные территории утратил и К. м. В 1881 г. игумен К. м. был вынужден на общих основаниях платить налог на огромную по объему винодельческую продукцию монастыря.

В кон. XIX - нач. XX в. К. м. активно участвовал в общественной и политической жизни Кипра. В 1889 г. обитель выделила значительную сумму на поездку кипрской делегации во главе с архиепископом Софронием III в Лондон по вопросам изменения способа британского правления островом (К. м. также участвовал в финансировании делегаций в Великобританию в 1919 и 1929). В 1897 г. в греко-турецкой войне в числе киприотов-добровольцев было 12 насельников К. м., в Балканских войнах - 7 (в том числе будущий игумен Хризостом). В 1894 г. К. м. оказал материальную помощь пострадавшим от наводнения в Лимасоле, в 1917 г.- жителям Фессалоники после пожара, в 1922 г.- беженцам-грекам из Малой Азии.

В кон. XIX - нач. XX в. в К. м. и на подворьях велось строительство: архимандрит Агафангел возвел в К. м. большую гостиницу (1890), южный корпус келий был расширен в западную сторону (1892). Игумен Герасим (1890-1911) разбил на подворье Айос-Прокопиос парк, который современники сравнивали с Версальским. Это подворье с 90-х гг. XIX в. до 1946 г. являлось агрономическим центром, занималось внедрением передовых методов ведения сельского хозяйства. В 1907 г. для расширения южного корпуса К. м. на восток была стесана скала, находившаяся рядом с обителью.

Большую роль К. м. сыграл в улучшении образования на острове. В 1893 г. игумен Герасим стал одним из инициаторов создания Всекипрской гимназии и выделил деньги на строительство начальной школы в Никосии. В 1898 г. он стал председателем комиссии по образованию, которая ввела в кипрских начальных школах учебную программу, аналогичную той, по которой работали школы Греческого королевства. К. м. направлял значительные средства на финансирование Всекипрского церковного училища в Ларнаке (1910-1932). Многие постриженики К. м. основали начальные школы в деревнях: иеромонах Макарий - в Цакистре (1917), иеромонах Филофей - в Галате (1919), игумен Клеопа - в Полеми (1922-1923), иеромонах Епифаний - в Миликури (1931). К. м. поощрял развитие спорта: в 1896 г. обитель передала в дар обществу «Зинон» участок земли в Ларнаке, на котором было построено первое в этом городе спортивное сооружение.

С конца XIX в. и особенно в первой половине ХХ в. экономическая деятельность К. м. перемещается из сельской местности в город. К. м. начал продажу разрозненных и труднодоступных участков земли и приобретение собственности в столице. При игумене Клеопе из-за активного строительства (в 1918 - гостиница «Олимп» в Никосии, в 1918-1919 - там же магазины и жилые здания, в 1922 - на подворье Айос-Прокопиос) долг К. м. увеличился с 2 тыс. до 42 тыс. фунтов стерлингов. Завершение в 1938 г. строительства дороги к К. м. значительно облегчило доступ в обитель и увеличило число паломников. Во время второй мировой войны К. м. предоставил жилье беженцам из оккупированной фашистами Греции.

Послушником К. м. был Макарий III, архиепископ Кипрский, возглавивший борьбу греков-киприотов за независимость и ставший первым Президентом Республики Кипр. Во время антиколониального движения 1955-1959 гг. К. м. поддерживал вооруженную борьбу подпольной Национальной организации кипрских борцов (ЭОКА), обеспечивая ее членов продовольствием и необходимым снаряжением. В принадлежащей монастырю местности Василики находилось укрытие лидера ЭОКА Г. Гриваса. За связь с повстанцами были арестованы монахи Дионисий и Макарий. Англ. губернатор Кипра Дж. Хардинг из-за участия монастыря в освободительном движении закрыл его для посетителей с июня 1956 по март 1959 г. и разместил на его территории военный гарнизон. В феврале 1959 г. игумен К. м. Хризостом вошел в состав делегации греков-киприотов, сопровождавшей архиепископа Макария III во время поездки в Лондон для подписания цюрихско-лондонских соглашений.

Под руководством игумена Хризостома (1948-1979) началось экономическое возрождение обители. К. м. основал в Никосии семинарию «Апостол Варнава» (1949-1950) и две гимназии (1961 и 1964). Во многих деревнях обитель предоставила расположенные там монастырские участки для строительства школ и храмов. С 50-х гг. ХХ в. К. м. в связи с расширением границ города начал выгодную продажу принадлежащих ему площадей. После турецкого вторжения 1974 г. на оккупированной территории оказались подворья К. м. Ксеропотамос, Парадзис и Авлона. К. м. оказал значительную материальную поддержку беженцам с северной части острова, в 1974-1978 гг. в К. м. была открыта начальная школа для детей беженцев, которые временно проживали в обители. В 1977-2006 гг. предстоятелем КПЦ являлся постриженик К. м. архиепископ Хризостом I.

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

https://www.pravenc.ru/text/1684602.html?ysclid=mcx5fplhrq147664100


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 10 июля 2025

Современное состояние

Монашеская община состоит из 22 монахов и 5 послушников, игуменом с 1984 г. является Никифор (с 2002 в сане епископа, с 2007 митрополит Киккский и Тиллирийский). При нем были отреставрированы монастырский комплекс и подворья. В К. м. открыт музей (1998), на подворье Архангелу - исследовательский центр (1986), который издал ряд ценных документов в сериях «Архив Священного Киккского монастыря» и «Источники по истории Священного Киккского монастыря» и выпускает научный сборник «Ежегодник», реставрационная мастерская, научный филологический центр «Тезаурус кипрского греческого языка» (1993), на подворье Айос-Прокопиос - школа византийской музыки. К. м. создал фонд «Всемирная трибуна религий и культур», деятельность которого имеет целью достижение взаимопонимания и мирного сосуществования представителей разных религий и национальных общин, в том числе турок-киприотов и греков-киприотов.

К. м. ведет активную общественную, культурную и благотворительную деятельность. Образованы Центр социальной и духовной поддержки, центр помощи инвалидам «Елеуса Киккская», благотворительный магазин для малоимущих и других, осуществляются специальные социальные программы для сельских жителей. К. м. выделяет средства на национальную оборону, оказывает помощь населению в области здравоохранения (главным образом сельским жителям), приобретая для медицинских учреждений специализированное оборудование. Особое внимание К. м. уделяет образованию: финансирует первый и второй Киккские лицеи и семинарию «Апостол Варнава» в Никосии, выделяет стипендии, оказывает всестороннюю поддержку университету Кипра, дарит земельные участки для строительства школ (например, в 1987 для начальной школы № 1 района Македонитисса в Никосии, в 1994 для гимназии в Лакатамии) и культурных центров, сооружает храмы и светские помещения в ряде учебных заведений (церкви при лицее в Лакатамии (2004-2005), Всекипрской гимназии и гимназии в Акаки, актовый зал Киккского лицея в Пафосе (1986) и др.), устраивает компьютерные центры (например, в Высшем технологическом институте и первом Киккском лицее). На средства К. м. были открыты детские сады в Антуполи и Цери, молодежные центры в Лацье и Камбосе.

К. м. помимо экономической поддержки киприотов оказывает гуманитарную помощь жителям других стран, пострадавшим в результате войн и стихийных бедствий: Греции (после землетрясения 1999 г.), Сербии, Палестинской автономии, Ираку, Сомали, Грузии и др. Организация «Врачи мира» регулярно получает от К. м. лекарственные препараты.

К. м. спонсирует строительство приходских церквей и зданий в других кипрских обителях (например, в монастырях преподобного Георгия Аламана, священномученика Ираклидия, Махерасском, преподобнаго Кендея, свтятителя Николая Чудотворца близ Орунды, Пресвятой Богородицы Трикуккиотиссы), миссионерскую деятельность в Африке, помогает другим православным Церквам (например, реставрация монастыря преподобного Саввы Освященного в Александрии и начальной школы Иерусалимского Патриархата, финансирование греческого кабинета в МДА и Патриаршей церковной школы имени Кипрского архиепископа Макария III в Найроби, Кения). Постриженики К. м. занимают архиерейские кафедры КПЦ (Исаия, митрополит Тамасский и Оринийский) и других Поместных Церквей (Афанасий, митрополит Киринский, Серафим, митрополит Зимбабвийский и Ангольский, Сергий, митрополит Мыса Доброй Надежды).

В настоящее время К. м. владеет подворьями Айос-Прокопиос, Архангелу, монастырем Иереев и церковью Пресвятой Богородицы «ту Синди» (ее реставрация удостоена международной премии Europa nostra). В 1993 и 2002 гг. были построены фабрики по производству вина и по разливу минеральной воды. Многие здания, принадлежащие К. м., в основном в Никосии, сдаются в аренду.

Монастырский комплекс

Описания К. м. были сделаны Григоровичем-Барским в 1727 и 1735 гг. По его словам, монастырь «зданием невелик, но строением и расположением изряден, весь от камени здан». Одноглавый собор с 3 престолами и 5 входами охарактеризован как не очень большой, но красивый и расписанный фресками. Купол венчал крест, что было редкостью в османский период, 2-этажные монастырские корпуса покрыты черепичными крышами. Во время 2-го пребывания автор отмечал, что купол и барабан не видны снаружи из-за большой деревянной крыши, сооруженной «снегов ради и мраза». Трапезная, по словам Григоровича-Барского, «верху келий и зданий высоко стоит». Родник перед монастырскими воротами брал начало под соборным храмом. Более подробный перечень монастырских строений дан в описании 1735 г.: К. м. «есть расположением и зданием зело лепотен, с трапезою, с поварнею, полатою, гостинницею и многими келиями, иже суть едини верху других, даже до третаго зданию, високо устроенны и чрепиемь покровенны». Монастырь имеет 2 двора с цистернами. Кроме того, у монастыря есть источник, «притворомь каменним покровен». В обитель вели 2 входа - с востока и с юга. Собор расположен в сев. части монастырского комплекса, к нему пристроена паперть. Он имел 5 дверей с западной стороны и по одному входу с юга и с севера, пол устлан мраморными плитами, все стены расписаны, деревянный иконостас украшен искусной резьбой. По замечанию Григоровича-Барского, соборная церковь «в широту и долготу и высоту равнопространная, подобящаяся храмом Святогорским»,- возможно, он хотел этим сказать, что базилика К. м. имела компактные пропорции и была схожа с крестово-купольными храмами Афона.

Ефрем Афинянин предполагал, что к середине XVIII в. от монастырского комплекса, построенного в 1542 г., сохранились только западные кельи и трапезная, тогда как восточные и южные кельи были построены при игумене Мелетии, в 1700 г. В 1745 г. началось расширение собора. В 1751 г. монастырь пострадал от пожара. В 1755 г. были построены храм, игуменская резиденция и имеющие неск. этажей келейные корпуса, трапезная, поварня, пекарня и погреба. В 1767 г. устроен восточный вход в К. м.- Лефкосийские ворота, в 1785 г. воздвигнут зап. корпус с Пафосскими воротами. В 1795 г. сделана крайняя с запада дверь в южной стене собора.

В издании 1819 г. «Описания... Киккского монастыря» содержатся новые сведения о монастырском комплексе. После пожара 1813 г. были отстроены кельи, синодикон, игуменская резиденция, трапезная. Кроме того, говорится о возведении крещатого свода, который соединял среднюю 3-ярусную галерею с синодиконом, и об установке колокола. К старой поварне были пристроены новая кухня и галерея. Старую поварню снесли в 1927 г. и на ее месте устроили лестницу, соединявшую внешний и внутренний монастырские дворы.

В настоящее время ядро монастырского комплекса составляют 2 двора, образованные 2-этажными, 3-этажными и 4-этажными зданиями. Центральный вход с южной стороны оформлен порталом и украшен мозаиками. Первый двор имеет Г-образную форму. В западном корпусе размещены кельи и парекклисион священномученика Харалампия, над которым устроен синодикон, в северном 4-этажном корпусе, разделяющем внешний и внутренний дворы, находятся кельи и подсобные помещения, в южном - кельи, в юго-восточном углу на втором этаже - библиотека, в северо-восточном - трапезная, в юго-западном - вход в здание музея, пристроенное в 90-х гг. XX в. к каре монастырских корпусов с запада. Фасады корпусов оформлены галереями с аркадами, которые на кипрском диалекте называются лондзами. Галереи расписаны фресками, представляющими историю основания К. м. и чудеса от Киккской иконы Божией Матери (художники братья М. и Г. Морошаны из Румынии, 1989). Мозаики выполнены в 1991-1993 гг. греческими (П. Сарфатис, С. Яннудис с помощниками К. Балдзакисом и А. Яннудисом) и кипрскими (братья Г. и А. Кеполасы) мастерами.

Первый двор соединен арочным проходом с внутренним, который имеет форму неправильной трапеции, и расположен на более низком уровне. В восточном корпусе на 1-м этаже находятся кельи, на 2-м - резиденция игумена, в западном корпусе на 1-м этаже размещен церковный магазин, с северной стороны - монастырский собор. В юго-западном углу двора возвышается колокольня (1882); самый большой из 6 колоколов (весом 1280 кг) был подарен жительницей Москвы Е. Абрамовой.

Собор К. м. представляет собой трехнефную однокупольную базилику. Центральный престол освящен во имя Пресвятой Богородицы, правый - во имя Всех святых, левый - во имя архангелов Михаила и Гавриила. В 1973-1974 гг. стены кафоликона были надстроены для установки новой крыши. Снаружи стены укрепили новой кладкой из местного необработанного камня с вкраплением черепицы. Центральный неф перекрыт цилиндрическим сводом, боковые - крестовыми. Уровень вимы на 17 см выше уровня пола наоса. Из диаконника лестница ведет в небольшое подземное помещение, которое, видимо, использовалось как костница, над ним находится небольшая комната. Собор имеет 2 входа с южной стороны, вход с портиком с северной и еще одну дверь в северной стене, ведущую в жертвенник. К западу от северного входа в храм пристроены баптистерий и келья. В 2011 г. в них была устроена ризница, где выставлены для поклонения ковчеги с частицами мощей многих святых.

От росписей, выполненных известным критским живописцем Иоаннисом Корнаросом (1745-1812), сохранились только фрески в алтаре. Современные росписи принадлежат кипрскому иконописцу Г. Георгиу (1975-1984). Иконостас изготовлен в 1755 г. (20×5 м) и включает иконы XVI-XIX вв. Его центральная часть выше, чем боковые крылья. Деисус в центре иконостаса отсутствует. В 1822 г. пострадавший от пожара 1813 г. иконостас был отреставрирован архитектором Хаджи-Константином, сыном Хаджи-Николаса, из Каймакли. Чудотворная Киккская икона Божией Матери помещена в местный ряд иконостаса третий слева от царских врат. Она вставлена в проскинитарий, сделанный в 1996 г. Не считая этого образа, написание которого предание приписывает апостолу Луке, древнейшие иконы иконостаса датируются началом XVI в.: «Святой Иоанн Предтеча», «Апостол Иоанн Богослов» и «Святитель Иоанн Златоуст» в местном ряду, «Святитель Василий Великий» на южной стене, рядом с иконостасом, образа? апостольского ряда, который есть только в крыльях иконостаса боковых приделов. Из 16 икон апостольского ряда 2 были отреставрированы и хранятся в Музее К. м.

В 1758 и 1761 гг. экономом К. м. иеромонахом Иоанникием для местного ряда были созданы иконы «Собор Бесплотных небесных сил» и «Собор всех святых». Написанная в 1786 г. икона местного ряда «Праведные Иоаким и Анна» не имеет подписи автора. Некоторые иконы праздничного ряда с изображениями двунадесятых праздников и сцен Страстей Господних, вероятно, выполнены художником Михаилом Фессалоникийцем, сыном Апостолиса, который работал в К. м. в последней четверти XVIII в., и мастерами его круга. Иконописец Михаил Киприот (Проскинитис или Хаджи-Михаил) написал 9 икон из третьего ряда иконостаса главного нефа: в центре - «Иисус Христос Лоза истинная» и парные изображения 16 апостолов.

Несколько икон местного ряда принадлежит кисти Иоанниса Корнароса. Справа от царских врат находится икона «Иисус Христос Спаситель мира» (1790), слева - Киккская икона Божией Матери в серебряном окладе (1789), рядом с ней - «Ап. Лука пишет Киккскую икону Божией Матери» (1792), в местном ряду северной части иконостаса - иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» («Парамифия», около 1790; замироточила в 1997), «Рождество Пресвятой Богородицы», «Великомученик Георгий Победоносец» (1804, видимо, создана Корнаросом вместе с учеником иеромонахом Григорием Киккотом), «Мученики Сергий и Вакх» (1793), на северной стене рядом с иконостасом - «Апостол Лука приносит Богоматери написанную им икону для благословения» (1791). Во втором ряду северной части иконостаса 5 подписанных Корнаросом икон: «Великомученик Димитрий Солунский» (1792), «Преподобный Иоанн Лампадист» (1792), «Великомученица Екатерина» (1793), «Пророк Илия» (1793), «Архангел Михаил» (1793). Другие расположенные в этом ряду иконы очень близки по стилю к его работам. М. Аспра-Вардаваки считает, что Корнаросу принадлежат иконы «Преподобный Симеон Столпник» (1792) и «Преподобные Иоанн Дамаскин и Савва Освященный», а остальные - его последователям: например, «Мученик Мамант и святитель Иоанн Постник, патриарх Константинопольский» (1792) - ученику Корнароса Григорию. Вставленная в спинку архиерейского трона икона «Отрада и Утешение» (1801) также относится к работам Корнароса.

К северу и к юго-востоку от монастырского комплекса построены гостиницы. С западной стороны от монастыря в начале XXI в. возведена звонница с пятью колоколами, а с северной стороны - парекклисион святителя Никифора, патриарха Константинопольского. На месте деревянной часовни, в окрестностях К. м., на вершине Трони или Трони-тис-Панайиас (то есть Престол Божией Матери), куда во время засухи приносили Киккскую икону Божией Матери и где совершались молебны о ниспослании дождя или об избавлении от природных бедствий и эпидемий, в 1935 г. была сооружена каменная часовня, а в 90-х гг. ХХ в.- часовня с мозаичной иконой Киккской Божией Матери. Рядом находится могила Кипрского архиепископа Макария III и его 10-метровый памятник (1987, скульптор Н. Кодзьяманис), раньше стоявший у архиепископской резиденции в Никосии.

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

https://www.pravenc.ru/text/1684602.html?ysclid=mcx5fplhrq147664100



Комментарии и обсуждение


Интересный факт: Монастырь Киккос изображен на почтовой марке, выпущенной в Кипре в 1985 году.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.