Церковь Троицы расположена в центре села Сорвижи на пересечении главных улиц. Вертикаль колокольни замыкает ось магистрали, протянувшейся от тракта Котельнич-Советск. Кирпичный храм ярусного типа «восьмерик на четверике» построен в формах позднего барокко по проекту архитектора В.И. Кафтырева. В облике колокольни, представляющей в целом образец раннего классицизма, сохраняются и барочные элементы. Здание вытянуто в плане относительно продольной оси на 70 метров и имеет наибольшую ширину (в разрезе по придельным алтарям) 21,5 метров. Высотные параметры памятника: храм — около 47 метров, колокольня — около 55 метров.
Прежде в селе стояли два деревянных храма: летний — во имя Алексия Митрополита и зимний — в честь Василия Великого. Храмозданную грамоту на построение каменной церкви прихожане получили 12 марта 1773 года. К строительству приступили летом 1782 года. Производство работ выполняли местные каменщики под руководством Д.Н. Горынцева. Возведение храма вчерне закончили к 1796 году, а через два года освятили один из боковых приделов в честь Василия Великого. В 1800 году, когда убранство трапезной было завершено, освятили другой престол, названный именем Тихона Амафунтского. Задержка с освящением главного Троицкого престола возникла в связи с выполнением декоративно-отделочных работ в холодном храме, проводившихся в 1805-1808 гг. В устройстве иконостаса по проекту, «данному от архитектора» из Вятки, принимали участие: столяр А. Шубин, резчик И.И. Братухин и живописец И.Г. Мамаев. Освящение состоялось 20 июля 1808 года.
Следующим строительным этапом стало сооружение колокольни, начавшееся в 1823 году. Подряд на эти работы получил Ф.А.Трушков, завершивший их выполнение через пять лет. Ковку металлических связей каркаса шатра и других скобяных изделий произвели А. Видякин и Е.Е. Сысоев. В 1905 году механик-самоучка Д.П. Иванцев устроил на колокольне «механический звон».
Церковная служба была прекращена в 1920-е гг. Решением N6/191 Кировского облисполкома от 28 марта 1983 года здание Троицкой церкви поставлено на госохрану как памятник архитектуры местного значения. 10 января 1985 года Арбажский райисполком вынес решение о проведении реставрации памятника с последующим использованием его помещений под краеведческий музей. Эти работы были начаты только в 1990 году после передачи храма приходской общине. Хозяйственным способом на добровольные пожертвования были восстановлены утраченное завершение храма и шпиль колокольни, произведен ремонт помещений. В настоящее время служба в церкви возобновлена.
Архитектурный облик
Сложная планировочная композиция памятника, получившая развитие в направлении восток-запад, вбирает в себя несколько функционально связанных частей. В основе ее — четверик холодного храма, традиционно соединяющийся тремя проемами с очень пластичным по абрису помещением алтаря. Двустолпное пространство трапезной оборудовано в восточной части вместительным тамбуром, предназначенным для последовательного разграничения эксплуатируемых зон летнего и зимнего храмов и позволяющим конструктивно усилить опору под сводами в наиболее расширенном месте плана здания.
Колокольню, построенную изначально как отдельностоящую, во второй половине XIX века соединили с трапезной крытым переходом, по сторонам которого устроили дополнительные входы, скрытые с фасадов четырехколонными портиками. Все помещения (кроме перехода) перекрыты кирпичными сводами с многочисленными распалубками, создающими живописный рельеф верхней части интерьера. Переход от четверика к восьмерику в холодном храме осуществляется с помощью трехступенчатых тромпов. Из предметов внутреннего убранства сохранился фрагмент верхней части главного иконостаса. Утраченными оказались крыльца и портики холодного храма, а так же объемы палаток, примыкавшие к фасадам трапезной.
В декоративном оформлении фасадов барочные элементы столичной архитектуры сочетаются с деталями местной школы храмоздательства. Широкий восьмерик обработан в углах триадами колонн на раскрепованных пьедесталах и украшен лентами гирлянд во фризе. Подножие восьмерика — прямоугольный в плане полуярус — измельчен бисером мелких карнизных сухариков. Нижний ярус декорирован широкими пилястрами и колонками, утопленными в плоскость стены. С этими деталями неплохо соседствуют явно архаичные перспективные порталы и лепные полотенца «покровцы» под сандриками окон трапезной.
Взлет верхних ярусов колокольни, подчеркнутых группами спаренных колонн с элементами дорического ордера, обеспечен массивностью ее основания и поставленным на него промежуточным ярусным переходом, угловые участки стен которого выделены продолговатым рустом. Отличительной особенностью сорвижской колокольни является прием архитектурной обработки фасадов, сочетающий выпуклую плоскость надарочных участков нижнего яруса звона с вогнутой линией венчающего карниза. Подобным способом обработаны ярусы колоколен церкви Константина и Елены в г.Вятке (1812 году, архитектор А.И. Шестаков; сохр. частично) и Троицкого храма в селе Лопьял Уржумского района (1835 г.)
В сооружении Троицкой церкви участвовал представитель второго поколения династии Горынцевых — самой знаменитой на Вятке в XVIII веке фамилии каменных дел мастеров. Памятник выделяется яркой выразительностью архитектурно-художественного облика и превосходным исполнительным мастерством.
Берова И.В., Скопин Е.Л.Памятники архитектуры Кировской области. Арбажский и Кикнурский районы. Материалы к Своду памятников истории и культуры Кировской области. Михеев А.А. Киров, 1999 г.