ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Москва. Церковь Николая чудотворца.

Никольская церковь


Москва. Церковь Николая чудотворца
Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца, Всех Святых, Рождества Христова
Архитектурный стиль:Русско-византийский стиль
Год постройки:Между 1873 и 1880.
Архитектор:А.К. Леман
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
МО, Ленинский р-н, с.Кувекино

Координаты: 55.491052, 37.435031
Проезд: Автомобилем: Недоезжая пос. Ватутинки, по Калужскому шоссе, повернуть налево, указатель на Кувекино, Евсеево, Яковлево.
После этого проехать по главной дороге 5км 200м и повернуть налево, за дер. Черепово, вдоль лесополосы к озеру. Далее проехать еще 2 км и повернуть направо. Впереди вид ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда
Автомобилем: Недоезжая пос. Ватутинки, по Калужскому шоссе, повернуть налево, указатель на Кувекино, Евсеево, Яковлево.
После этого проехать по главной дороге 5км 200м и повернуть налево, за дер. Черепово, вдоль лесополосы к озеру. Далее проехать еще 2 км и повернуть направо. Впереди виднеется храм.
Проезд общественным транспортом: От ст. метро Теплый стан маршрут 521А до конечной остановки «дер.Кувекино». Впереди виднеется храм. Пешком 500 метров.







Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Справка 1855 г. о Никольской церкви села Кувекино сообщает, что построена она «кем и когда неизвестно, зданием каменная, грунт тверд», глинистый, с каменной колокольней, крытой железом. Престол в ней один — во имя святителя Николая. К Никольской церкви приписана Покровская Церковь села Яковлево.

В архивах имеется план построения колокольни за 1828 г.

В документах 1856 г. отмечается, что церковь имела белокаменную трапезную, однако «по древности своей темна, сыра, в стенах трещины». В 1857-1858 гг. на строительство новой церкви в Кувекино крестьяне пожертвовали около 1000 рублей. Храм был выстроен по проекту архитектора Григорьева и освящен в 1880 г. во имя святителя Николая.

С 1912 по 1915 гг. в храме проходил служение в должности псаломщика Петр Ворона, расстрелянный 11 декабря 1937 г. (прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских).

В 1930-е гг. храм закрыли и разграбили. Некоторые иконы приспособили под двери в скотник. В здании храма сделали зернохранилище, в трапезной устроили клуб. Крест с колокольни пытались стянуть лошадьми. Крыша над храмом с пятью куполами была сожжена, но своды чудом уцелели. Несколько храмовых икон находятся в Троицком соборе Подольска.

С 1996 г. в храме возобновлены богослужения. Силами прихожан и благотворителей ведутся реставрационные и строительные работы.

Приделы
Рождества Христова (7 января)
Всех святых (19 июня)

http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=22


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  15 октября 2014
Проезд: Храм находится в 14 км от Московской Кольцевой дороги по Калужскому шоссе. Проезд автомобилем: Недоезжая пос. Ватутинки, по Калужскому шоссе, повернуть налево, указатель на Кувекино, Евсеево, Яковлево. После этого проехать по главной дороге 5км 200м. и повернуть налево, за дер. Черепово, вдоль лесополосы к озеру. Далее проехать еще 2 км.и повернуть направо. Впереди виднеется храм. Проезд общественным транспортом: От ст. метро Теплый стан маршрут 521А до конечной остановки «дер.Кувекино». Впереди виднеется храм. Пешком 500 метров. Исторические сведения В 1614г царем Михаилом Федоровичем выдана жалованная грамота на владение селом Кувекиным на р. Плесенке настоятелю Благовещенского собора в Московском Кремле и царскому духовнику протопопу Андрею с братией. Его преемник Кирилл был царским духовником с 1614 по 1617 г. С 1617 по 1635г. селом владел протопоп Максим Максимов, в патриарших окладных книгах 1628 г. записано: «за протопопом Благовещенского собора Максимом Максимовым, церковь Рождества Христова, придел Святителя Николая, древяна, строение протопопово. У церкви во дворе поп Иван Федоров, дьячок, пономарь, в селе двор протопопова брата Моисея Максимова, крестьян 18 дворов». Протопоп Максим венчал 1-м и 2-м браком царя в Успенском соборе, крестил в Чудовом монастыре цареву Ирину Михайловну, в 1629г. – царевича Алексея Михайловича (а впоследствии участвовал в его венчании на царство). В начале 1635г. принял монашество в Троице - Сергиевом монастыре с именем Моисея. С 1638 по 1651гг. был архиепископом Рязанским. Его приемник (1635-1645)Никита Васильевич 1-й принимал участие в неудачных прениях о вере с Фельгабером, пастором королевича Вольдемара, жениха царевны Ирины Михайловны. По смерти царя Михаила Федоровича постригся в Троице-Сергиевом монастыре с именем Никифор. В 1646г. Кувекино - вотчина протопопа Стефана Вонифатьева, в селе деревянная церковь Рождества Христова «да храм Никола Чудотворец каменное строение, у церкви во дворе поп Михаил Григорьев, дьячок Иван Денисьев, крестьян 11 дворов». Стефан Вонифатьев, протопоп Благовещенского собора с сентября 1645 по 1656гг. был первым духовником царя Алексея Михайловича, участвовал в его венчании на царство и в венчании с Марией Ильиничной Милославской. Образованный и строго религиозный, заботившийся о поднятии нравственности и просвещения народа, в 1649г. он вступил в столкновение с патриархом Иосифом по вопросу о единогласии на богослужениях. Тогда существовал обычай многогласия, осужденный еще Стоглавым собором: в церкви одновременно читали и пели различные богослужебные тексты, Иосиф на Соборе 1649г. поддержал эту практику. Стефан Вонифатьев был главой кружка ревнителей благочестия, которые выступали за единогласие, их поддержал царь, и так же высказался Собор 1651г. После смерти Иосифа ревнители благочестия хотели бить челом государю, чтобы патриархом стал Стефан, но он отклонил свою кандидатуру и указал на Никона, после избрания которого был оттеснен от царя и подвергнут наказанию. Протопоп Аввакум отзывался: он «был благоразумен и житием добродетелен». Однако Стефан двоедушно вел себя с Никоном и старыми друзьями, и когда Иоанн Неронов бежал из Кандалакшинского монастыря в Москву, то становился в его доме. Чуму 1654г., истребившую все придворное московское духовенство, Стефан пережил, выехав из Москвы с царским семейством. В том же году в Москве у Красного Холма он основал пустынь в честь Зосимы и Савватия Соловецких, которую в 1656г. за потоплением от разлива Москвы-реки перенесли в д. Фаустово, а после 1740г. обратили в приходскую церковь. В 1656-1666гг. протопопом Благовещенского собора был Лукиан Кириллович, 25 марта 1666г. протоиереем к собору поставлен Андрей Савинович Постников от церкви Григория Неокесарийского. Духовник царя Алексея Михайловича, он в 1668г. в одной карете с ним совершал паломничество в Угрешский монастырь, венчал царя 22 января 1671г. с Натальей Кирилловной и, вероятно, крестил будущего Петра I(после крещения прочим участвовавшим духовным лицам были даны подарки, далеко уступавшие по ценностям тем, что получил протопоп Андрей). Ни один духовник не пользовался таким расположением царя, как он. На погребение его жены Ульяны 16 марта 1670г. было собрано все высшее духовенство во главе с патриархом. Через протопопа Андрея искал, незадолго до смерти, облегчения своей участи бывший патриарх Никон. После смерти Алексея Михайловича, 14 марта 1676г. в крестовой палате патриарха открылся собор против протопопа Андрея. Восемь архиереев и множество архимандритов постановили «лишить Андрея Савиновича сана, предать анафеме и послать в Кожеезерский монастырь без права входить в церковь, давать пищу умеренную, быть неисходно в трудах и послушании». В 1678г. Кувекино - « вотчина Благовещенского собора протопопа Никиты Васильева, в селе 34 двора крестьян». Никита Васильевич 2-й духовник царя Федора Алексеевича, был протопоп собора с 1676 по 1684г, венчал царя вторым браком с Марфой Матвеевной Апраксиной. Настоятель собора протопоп Меркурий Гаврилович в 1689г. венчал Петра I с Евдокией Лопухиной, 6 августа 1689г. царевна Софья посылала его к Петру в Троице - Сергиев монастырь для примирения. В 1704г. с. Кувекино принадлежало вдове протопопа того же собора Ивана Лаврентьева Поборского, Марье, в селе насчитывалось 36 дворов крестьян. В 1729г. был выдан указ «о строении по челобитью Благовещенского собора протопопа его императорского величества духовника Якова Федоровича вместо деревянной церкви Рождества Христова да другой, малой каменной церкви Святителя Николая, разобрав те церкви, построить вновь церковь Рождества Христова да придел мученика Модеста, каменные». В клировой ведомости за 1856г. отмечено, что церковь имела белокаменную трапезную, но «по древности своей темна, сыра, в стенах трещины». По состоянию на 1866г. храм с. Кувекино (престолы Рождества Христова, Всех Святых и Святителя Николая) был приписан к церкви Покрова Пресвятой Богородицы соседнего с. Яковлево (разрушена в советское время). В 1857-1858гг. крестьяне Шаганинского общества Подольского уезда пожертвовали 1000 рублей на строительство новой церкви. Чтобы собрать остальную сумму и достроить храм, понадобилось еще 20 лет. Церковь спроектировал в 1873г. архитектор Александр Карлович Леман (1836- после 1880). Освящение храма состоялось в 1880г. он закрыт в 1937г. и использовался как клуб, потом заброшен. Возвращен верующим в 1995г. http://il-blago.ru/templs/by-name/item/der-kuvekino.html?category_id=2

Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  14 декабря 2014

В 1614г царем Михаилом Федоровичем выдана жалованная грамота на владение селом Кувекиным на р. Плесенке настоятелю Благовещенского собора в Московском Кремле и царскому духовнику протопопу Андрею с братией. Его преемник Кирилл был царским духовником с 1614 по 1617 г. С 1617 по 1635г. селом владел протопоп Максим Максимов, в патриарших окладных книгах 1628 г. записано: «за протопопом Благовещенского собора Максимом Максимовым, церковь Рождества Христова, придел Святителя Николая, древяна, строение протопопово. У церкви во дворе поп Иван Федоров, дьячок, пономарь, в селе двор протопопова брата Моисея Максимова, крестьян 18 дворов». Протопоп Максим венчал 1-м и 2-м браком царя в Успенском соборе, крестил в Чудовом монастыре цареву Ирину Михайловну, в 1629г. – царевича Алексея Михайловича (а впоследствии участвовал в его венчании на царство). В начале 1635г. принял монашество в Троице - Сергиевом монастыре с именем Моисея. С 1638 по 1651гг. был архиепископом Рязанским. Его приемник (1635-1645)Никита Васильевич 1-й принимал участие в неудачных прениях о вере с Фельгабером, пастором королевича Вольдемара, жениха царевны Ирины Михайловны. По смерти царя Михаила Федоровича постригся в Троице-Сергиевом монастыре с именем Никифор.

В 1646г. Кувекино - вотчина протопопа Стефана Вонифатьева, в селе деревянная церковь Рождества Христова «да храм Никола Чудотворец каменное строение, у церкви во дворе поп Михаил Григорьев, дьячок Иван Денисьев, крестьян 11 дворов». Стефан Вонифатьев, протопоп Благовещенского собора с сентября 1645 по 1656гг. был первым духовником царя Алексея Михайловича, участвовал в его венчании на царство и в венчании с Марией Ильиничной Милославской. Образованный и строго религиозный, заботившийся о поднятии нравственности и просвещения народа, в 1649г. он вступил в столкновение с патриархом Иосифом по вопросу о единогласии на богослужениях. Тогда существовал обычай многогласия, осужденный еще Стоглавым собором: в церкви одновременно читали и пели различные богослужебные тексты, Иосиф на Соборе 1649г. поддержал эту практику. Стефан Вонифатьев был главой кружка ревнителей благочестия, которые выступали за единогласие, их поддержал царь, и так же высказался Собор 1651г. После смерти Иосифа ревнители благочестия хотели бить челом государю, чтобы патриархом стал Стефан, но он отклонил свою кандидатуру и указал на Никона, после избрания которого был оттеснен от царя и подвергнут наказанию. Протопоп Аввакум отзывался: он «был благоразумен и житием добродетелен». Однако Стефан двоедушно вел себя с Никоном и старыми друзьями, и когда Иоанн Неронов бежал из Кандалакшинского монастыря в Москву, то становился в его доме. Чуму 1654г., истребившую все придворное московское духовенство, Стефан пережил, выехав из Москвы с царским семейством. В том же году в Москве у Красного Холма он основал пустынь в честь Зосимы и Савватия Соловецких, которую в 1656г. за потоплением от разлива Москвы-реки перенесли в д. Фаустово, а после 1740г. обратили в приходскую церковь.

В 1656-1666гг. протопопом Благовещенского собора был Лукиан Кириллович, 25 марта 1666г. протоиереем к собору поставлен Андрей Савинович Постников от церкви Григория Неокесарийского. Духовник царя Алексея Михайловича, он в 1668г. в одной карете с ним совершал паломничество в Угрешский монастырь, венчал царя 22 января 1671г. с Натальей Кирилловной и, вероятно, крестил будущего Петра I(после крещения прочим участвовавшим духовным лицам были даны подарки, далеко уступавшие по ценностям тем, что получил протопоп Андрей). Ни один духовник не пользовался таким расположением царя, как он. На погребение его жены Ульяны 16 марта 1670г. было собрано все высшее духовенство во главе с патриархом. Через протопопа Андрея искал, незадолго до смерти, облегчения своей участи бывший патриарх Никон. После смерти Алексея Михайловича, 14 марта 1676г. в крестовой палате патриарха открылся собор против протопопа Андрея. Восемь архиереев и множество архимандритов постановили «лишить Андрея Савиновича сана, предать анафеме и послать в Кожеезерский монастырь без права входить в церковь, давать пищу умеренную, быть неисходно в трудах и послушании».

В 1678г. Кувекино - « вотчина Благовещенского собора протопопа Никиты Васильева, в селе 34 двора крестьян». Никита Васильевич 2-й духовник царя Федора Алексеевича, был протопоп собора с 1676 по 1684г, венчал царя вторым браком с Марфой Матвеевной Апраксиной. Настоятель собора протопоп Меркурий Гаврилович в 1689г. венчал Петра I с Евдокией Лопухиной, 6 августа 1689г. царевна Софья посылала его к Петру в Троице - Сергиев монастырь для примирения. В 1704г. с. Кувекино принадлежало вдове протопопа того же собора Ивана Лаврентьева Поборского, Марье, в селе насчитывалось 36 дворов крестьян. В 1729г. был выдан указ «о строении по челобитью Благовещенского собора протопопа его императорского величества духовника Якова Федоровича вместо деревянной церкви Рождества Христова да другой, малой каменной церкви Святителя Николая, разобрав те церкви, построить вновь церковь Рождества Христова да придел мученика Модеста, каменные».

В клировой ведомости за 1856г. отмечено, что церковь имела белокаменную трапезную, но «по древности своей темна, сыра, в стенах трещины». По состоянию на 1866г. храм с. Кувекино (престолы Рождества Христова, Всех Святых и Святителя Николая) был приписан к церкви Покрова Пресвятой Богородицы соседнего с. Яковлево (разрушена в советское время). В 1857-1858гг. крестьяне Шаганинского общества Подольского уезда пожертвовали 1000 рублей на строительство новой церкви. Чтобы собрать остальную сумму и достроить храм, понадобилось еще 20 лет. Церковь спроектировал в 1873г. архитектор Александр Карлович Леман (1836- после 1880). Освящение храма состоялось в 1880г. он закрыт в 1937г. и использовался как клуб, потом заброшен. Возвращен верующим в 1995г.

il-blago.ru



Комментарии и обсуждение


Архитектор существующего храма - А.К.Леман, а не Григорьев
26 мая 2014.