ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Яама (Jaama). Церковь Николая Чудотворца на кладбище.


Яама (Jaama). Церковь Николая Чудотворца на кладбище
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:1904.
Адрес:
Эстония, Ида-Вирумаа, Яама (Jaama)

Координаты: 59.03903, 27.71854
Проезд:из Йыхви (а также от Пюхтицкого монастыря) автобусом



Церковь Николая Чудотворца на кладбище, Вид от входа на кладбище<br>, Яама (Jaama), Ида-Вирумаа, Эстония
Вид от входа на кладбище
Н. и Е. Андрущенко
28 февраля 2009
Церковь Николая Чудотворца на кладбище, , Яама (Jaama), Ида-Вирумаа, Эстония
Илья Смирнов
11 мая 2015
Церковь Николая Чудотворца на кладбище, , Яама (Jaama), Ида-Вирумаа, Эстония
Илья Смирнов
11 мая 2015
Церковь Николая Чудотворца на кладбище, , Яама (Jaama), Ида-Вирумаа, Эстония
Илья Смирнов
11 мая 2015
Церковь Николая Чудотворца на кладбище, Вид с запада<br>, Яама (Jaama), Ида-Вирумаа, Эстония
Вид с запада
Н. и Е. Андрущенко
28 февраля 2009
Церковь Николая Чудотворца на кладбище, Вид с северо-запада<br>, Яама (Jaama), Ида-Вирумаа, Эстония
Вид с северо-запада
Н. и Е. Андрущенко
28 февраля 2009



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Храм свт. Николая в Яама

По благословению архиепископа Агафангела (Преображенского) храм в селе Ямы освящен в честь святителя и чудотворца Николая 13 августа 1904 года Везенбергским благочинным Александром Цветковым. Храм сооружен по проекту епархиального архитектора В. И. Лунского на пожертвования благотворителей. В их числе был и последний Российский император Николай II, пожертвовавший 600 рублей.

Во время II мировой войны село и храм были разрушены. Тогда для совершения богослужений перестроили кладбищенскую деревянную часовню, также осявященную в честь Николая Чудотворца. Каменный храм в Ямах восстановлен Пюхтицким монастырем и освящен в 1991 году епископом Корнилием.

Начиналось все в 1904 г., когда на пожертвования, в том числе св. мученика - царя Николая II, и свои сбережения ямские жители и жители соседних деревень, тогда это было около тысячи православных, построили высокий каменный храм из местного гранита и добротного красного кирпича. До этого ходили в праздники и воскресенья в Сыренец (Васкнарва) почти пять верст, зимой по сугробам. Принаровье - совершенно особое место, издревле заселенное русскими поселенцами. Сюда бежали от гнета помещиков, от рекрутчины, были и беглые солдаты. С эстонцами русские ладили, сохраняя свои обычаи, язык и православную веру. По реке Нарове основали несколько крупных деревень: Сыренец, Яама, Князь-село, Городенки и др. На протяжении столетий здесь процветали ремесла, сельское хозяйство, торговля.

Промыслом Божиим именно в этих местах суждено было быть явлению Божией Матери и обретению чудотворной иконы Успения на Пюхтицкой горе. По преданию, святая икона эстонскими хуторянами была передана русским крестьянам из Яама, и те построили часовенку на месте явления иконы.

С XVI века Пюхтицкая святыня объединяла вокруг себя русских жителей Принаровья. На праздник Успения Божией Матери (28 августа по н.с.) на Святой горе в Куремяэ собирались тысячи верующих. Крестный ход с иконой Успения от Сыренца до Куремяэ, совершавшийся ежегодно с 20-х годов XIX века, собирал жителей окрестных деревень на несколько дней усердной умиленной молитвы к Всесильной Заступнице рода христианского.

Таким образом, жемчужина Православия - Пюхтицкая обитель появилась на месте явления Божией Матери, удобренном молитвами, слезами и воздыханиями тысяч и тысяч православных - местных жителей и паломников св. Пюхтицкой горы с XVI в. и попечением св. праведного Иоанна Кронштадтского.

Священным Синодом через несколько лет после основания прихода в Яама был назначен настоятель о. Аркадий Лебедев, добрый пастырь, окормлявший более тысячи прихожан до своей кончины, последовавшей в 1948 г. Служили часто, о. Аркадий любил торжественность, благолепность богослужения. Церковный хор насчитывал до 40 человек. Сумел батюшка привить любовь к пению народному. Пели все, и старые, и молодые, по домам и на улицах, за работой и в праздники. Жизнь была тяжелая, бедная, времена тревожные. Храм, в котором молящиеся обретали успокоение и покров во времена лихолетья, был настоящим средоточием жизни сельчан. В день памяти св. великомученика Георгия Победоносца (6 мая н.с.), по обычаю, крестьяне после зимы первый раз выгоняли коров на пастбище и подводили к церкви, где батюшка должен был окропить каждую буренку святой водой. Площадь перед храмом заполнялась кипящим морем коров самых разных мастей, удерживаемых их счастливыми хозяйками.

Однако добрые старые времена кончались. Появились радио, автомобили. Новому поколению ямчан становилось тесно в родном гнезде. Хотелось получить образование, тянуло в города, в большой мир. Первое поколение прихожан училось в одно-двухклассной школе в деревне, причем средства на школу, по свидетельству церковного архива дер. Яама, "ниоткуда нисколько не отпускались". Естественно, их дети малограмотными быть не желали, получали образование в Йыхви, в Нарве, где находили работу и оседали.

После Великой Отечественной войны, разрушения каменного храма снарядом и смерти о. Аркадия, деревня постепенно начала пустеть. Советская власть закрыла находящийся в двух километрах от Яама скит Пюхтицкого монастыря "Гефсимания", который также окормлял о. Аркадий. Не имея возможности восстановить каменный храм, жители перенесли совершение богослужений в деревянную часовню на кладбище, достроив ее до размера маленького храма. Богослужения совершались редко, постоянного священника не было. Приезжали из Йыхви, Нарвы.

Ямчане с благодарностью вспоминают, что в пятидесятых годах, совершая свое священническое служение в Богоявленском храме г. Йыхви, по совместительству окормлял ямский приход священник Алексий Ридигер - будущий Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Алексий II.

Последующие годы характеризовались неуклонным сокращением числа жителей деревни и превращением ее в дачный поселок. Сейчас постоянные жители в основном почтенного возраста, их 15-20 человек.

Новая страница прихода была открыта в 1991 году, когда в основном усилиями Пюхтицкого монастыря - игуменьи Варвары с сестрами - был восстановлен каменный храм и заново освящен Митрополитом Корнилием. Кто внес свои труды на восстановление порушенной святыни? Это и инженер-строитель протоиерей Вячеслав Куркин (г.Кохтла-Ярве), и бригада реставраторов во главе с Сергеем Белозеровым, и, конечно, жители поселка.

http://www.narvaeparhia.ee/index.php?page=hram-svt-nikolaya-2



Комментарии и обсуждение


В 1950-х гг., совершая свое священническое служение в Богоявленском храме г. Йыхви, яамский приход по совместительству окормлял священник Алексий Ридигер – будущий Святейший Патриарх Алексий II.
8 апреля 2009, Н. и Е. Андрущенко.

Яама. Церковь Николая Чудотворца на кладбище

Деревянная кладбищенская церковь Николая Чудотворца на кладбище возведена в 1904-ом году, по некоторым данным - в 1883-ем. В 1947-ом году к храму была пристроена алтарная часть площадью 13 кв. м. В советское время богослужения здесь проводились редко, в основном, их проводили священнослужители из Нарвы или Йыхви. После восстановления Яамасской каменной церкви в 1991-ом году, кладбищенская церковь перестала быть приходской.

15 апреля 2015, anatoli.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.