ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Донское. Церковь Богоявления Господня.

Богоявленская церковь


Донское. Церковь Богоявления Господня
Церковь. Действует.  
Престолы:Богоявления Господня
Год постройки:не позже 1800.
Адрес:
Липецкая обл., Задонский р-н, с. Донское

Координаты: 52.618575, 38.972822
Проезд:Церковь стоит в центре с. Донское



Сортировка:

Церковь Богоявления Господня, вид со стороны алтаря<br>, Донское, Задонский район, Липецкая область
вид со стороны алтаря
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
30 января 2021
Церковь Богоявления Господня, апсида<br>, Донское, Задонский район, Липецкая область
апсида
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
30 января 2021
Церковь Богоявления Господня, вид со стороны входа <br>, Донское, Задонский район, Липецкая область
вид со стороны входа
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
30 января 2021
Церковь Богоявления Господня, вид со стороны алтаря<br>, Донское, Задонский район, Липецкая область
вид со стороны алтаря
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
30 января 2021
Церковь Богоявления Господня, вид с юго-западной стороны<br>, Донское, Задонский район, Липецкая область
вид с юго-западной стороны
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
30 января 2021
Церковь Богоявления Господня, , Донское, Задонский район, Липецкая область
VLAD21954
16 декабря 2012
Церковь Богоявления Господня, , Донское, Задонский район, Липецкая область
Студент истфака
29 августа 2011
Церковь Богоявления Господня, , Донское, Задонский район, Липецкая область
Илья Смирнов
6 ноября 2010
Церковь Богоявления Господня, , Донское, Задонский район, Липецкая область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Гендальф
4 июля 2010
Церковь Богоявления Господня, , Донское, Задонский район, Липецкая область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Гендальф
1 февраля 2009
Церковь Богоявления Господня, , Донское, Задонский район, Липецкая область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Гендальф
1 февраля 2009
Церковь Богоявления Господня, , Донское, Задонский район, Липецкая область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Гендальф
1 февраля 2009
Церковь Богоявления Господня, Началось возведение второго яруса храмовой части.<br>, Донское, Задонский район, Липецкая область
Началось возведение второго яруса храмовой части.
Студент истфака
??
Церковь Богоявления Господня, , Донское, Задонский район, Липецкая область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Гендальф
1 февраля 2009
Церковь Богоявления Господня, источник: http://www.hram-bogoyavleniya.ru<br>, Донское, Задонский район, Липецкая область
источник: http://www.hram-bogoyavleniya.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
??
Церковь Богоявления Господня, , Донское, Задонский район, Липецкая область
Sonic_off
29 июля 2019



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


ГендальфАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  16 октября 2011

Каменная церковь Богоявления Господня в селе Донское была построена в 1800 году. К сожалению, по истории самой церкви информации практически нет. В советские годы была разрушена колокольня, утрачен главный купол церкви. Богоявленскую церковь приспособили под сельский дом культуры. Но сейчас началось восстановление церкви: по состоянию на июль 2010 года практически был достроен второй ярус колокольни.

Вахтин Михаил Ильич, 1870 г.р., уроженец с. Журавлевка Землянского уезда Воронежской губернии, монах-священник (иеромонах) церкви в с. Донское Задонского района. Постановлением коллегии ОГПУ от 26.12.1929 по ст. 58-10, 58-11 приговорен к высылке в Северный край на 5 лет. Реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 24.05.1989. В 1932—1933 годах священником церкви был священномученик Тихон Архангельский. Вот как описывается этот период в «Жизнеописании…»: «Жили мы на берегу речушки, притоке Дона, в маленькой избушке». Там Елена Тихоновна (дочь Тихона Архангельского) пошла в школу, сразу во второй класс. Потом семье священника предложили перейти в новый просторный дом, но относительно хорошая и спокойная жизнь в Патриаршем для Архангельских вскоре закончилась — зимой закрыли храм. Пришлось вновь собирать своё нехитрое имущество и перебираться на новое место...»

Вероятно, следующим священником Богоявленской церкви был священномученик Садовский Николай Александрович. Священномученик Николай родился 30 октября 1894 года в селе Патриаршее Воронежской губернии в семье священника Александра Садовского. Окончив Воронежскую Духовную семинарию, Николай в 1917 году был рукоположен во священника и служил в храме в селе Патриаршее. Началась эпоха гонений на Русскую Православную Церковь. Летом 1935 года председатель РИКа предложил православной общине сделать ремонт храма, и отец Николай пригласил рабочих, которые и приступили к ремонту. Через три дня после начала работ в церковь ворвался разъяренный начальник местного НКВД и прогнал рабочих. Отец Николай вынужден был идти к начальнику РИКа и просить, чтобы он послал комиссию для составления официального документа о необходимости проведения ремонтных работ и чтобы в этой комиссии был и представитель от РИКа. 16 июня в храм явились члены комиссии из трех человек, но среди них не было представителя РИКа, и священник им заявил, что не признает этой комиссии, и в сердцах обругал председателя РИКа. 25 июля 1935 года отец Николай был арестован и заключен в липецкую тюрьму. Кроме эпизода с комиссией, ему припомнили во время следствия и то, что 8 апреля 1935 года он зашел к жителю села, у которого в это время находился командир Красной армии, спросивший священника, есть ли Бог. Отец Николай ответил, что Бог есть; тот стал спорить, и разговор перешел на современное положение Церкви, и священник стал перечислять несправедливости, чинимые советской властью, о чем командир впоследствии донес в НКВД. Материалы дела были переданы на рассмотрение Специальной Коллегии Воронежского областного суда, и отец Николай был переведен из липецкой тюрьмы в воронежскую; 23 октября 1935 года состоялось закрытое заседание суда. Суд приговорил священника к восьми годам тюремного заключения. Первое время он содержался в воронежской тюрьме, а затем был сослан в исправительно-трудовой лагерь в Хабаровский край (Дальлаг НКВД, Средне-Бельский лагпункт). В феврале 1938г. в лагере было начато новое дело против против архиепископа Онуфрия, епископа Антония (Панкеева) и др. священников. Среди них был и о.Николай Садовский. В марте группу священников перевезли в Благовещенскую тюрьму. 17 марта 1938 года тройкой при УНКВД СССР по Хабаровскому краю по групповому делу «Дело архиепископа Онуфрия (Гагалюка) и др. Благовещенск, 1938г.» отец Николай, как и остальные участники дела, был приговорён к высшей мере наказания – расстрелу. 1 июня 1938 года архиепископ Онуфрий (Гагалюк), епископ Антоний (Панкеев), священники Ипполит Красновский, Митрофан Вильгельмский, Александр Ерошов, Михаил Дейнека, Николай Садовский, Василий Иванов, Николай Кулаков, Максим Богданов, Александр Саульский, Павел Попов, Георгий Богоявленский и псаломщик Михаил Вознесенский были расстреляны и погребены в безвестной общей могиле.

20 августа 2000 года отец Николай Садовский был канонизирован на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000г. Кроме того, были репрессированы Чесноков Иван Семенович и Чеснокова Марфа Ивановна. Чесноков Иван Семенович, 1884 г.р., уроженец и житель с. Донское Задонского района, ктитор (староста) церкви. Приговорен Воронежским областным судом от 10.12.1936 по ст. 58-10-2 к 5 годам лишения свободы. Реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 24.04.1992.

Чеснокова Марфа Ивановна, 1875 г.р., уроженка и жительница, с. Донское Задонского района, председатель церковного совета. Приговорена Воронежским областным судом от 19.11.37 по ст. 58-10-2, 124 к 5 годам лишения свободы. Реабилитирована определением Липецкой областной прокуратуры в соответствии с Законом РСФСР от 18.10.1991.

Оригинал статьи на сайте Липландия.


Т.  4 июня 2014

Из Российского Государственного Архива Древних Актов (г. Москва) историк-краевед А.И. Гамаюнов передал тексты документов, хранящихся в этом Архиве, которые рассказывают о возникновении села. Историю села можно прослеживать с конца 17 в. Из документов видно, что история села Донское напрямую связана с историей Лебедянского села Куймань, которое было патриаршей вотчиной ещё до зарождения Нижнего Студенца; а также с историей Лебедянского Троицкого монастыря.

В 1680 г. Лебедянский Троицкий монастырь Яблонова пустынь со всеми угодьями по прошению Святейшего Патриарха Иоакима стал патриаршим, т.е. - принадлежащим Патриаршему Дому. Близко к этому времени к Патриаршему Дому отошли и некоторые сёла в Лебедянском уезде. Так, в селе Куймань находилось главное монастырское подворье и патриаршая канцелярия. С 80-х гг. 17-го ст. активно пополнялся земельный фонд патриаршего хозяйства.

В книге Холмогорова В.И. «Материалы для истории церквей… и станиц Донской области» есть документ о том, что «196-года (1688 г.) мая 13-го по Указу Святейшего Патриарха и по отписке и росписи Лебедянского уезда Патриаршего домового Троицкого монастыря Яблоновой пустыни игумена Иосифа … выдано из казны и послано со иеромонахом Филаретом в Елецкий уезд, Патриаршие домовые вотчины села Студенец в новостроенную церковь Богоявления Господня книг в печатном переплёте: Евангелие Напрестольное...печатано на Александрийской бумаге, печати 193 г. (1684/85г.), облачено бархатом гладким, чёрным». Этот документ говорит о том, что 13 мая 1688 г. церковь в Студенце была уже построена и для богослужений в неё были присланы из казны Троицкого монастыря книги.

По предположению археогрофа Липецкого архива Н.П. Селезнёва, церковь строили в 1687 г. и освятили на престольный праздник Богоявления – Крещения Господня, 6 января (ст. ст.) 1688 г. Это была деревянная церковь, которая сгорела, а на её месте начали строить каменный храм. Из воспоминаний старожилов, Богоявленский храм села Патриаршее (ныне Донское) строили на пожертвования прихожан. Особенно крупную сумму пожертвовало богатое семейство, о котором известно, что в селе их прозвали Зиновевы, фамилия их была Шкарины и жили они на ул. Донской.

Центральную часть храма построили и освятили в 1800 г., а в 1862 г. достроили и освятили приделы: правый – свят. Митрофана, левый – свят. Тихона Задонского, в трапезной части – Успения Пресвятой Богородицы.

По расписанию штатов на 1885 г. при церкви положены два священника, дьякон, два псаломщика и просфорня. При храме в отдельном здании располагалась церковно-приходская школа, которая была учреждена 17 января 1884 г. Имелась церковная библиотека, которая насчитывала 100 томов.

Зимой 1932-1933 гг., когда Богоявленский храм закрывали в первый раз, произошли народные «церковные» волнения: люди не хотели отдавать церковь и оказали сопротивление властям. Храм к празднику Троицы 1933 г. вернули верующим - слишком упорным было сопротивление народа. В 1935 г. храм закрыли окончательно, и почти на 70 лет замерла в нём молитва.

Весной 2004 г. храм был возвращён Русской Православной Церкви, одновременно начался ремонт и стали проходить службы. Вначале богослужения возможно было совершать лишь в трапезной части придела свт. Митрофана Воронежского – в ДК там располагалась библиотека. На границе трапезной части и четверика соорудили импровизированный алтарь, отделив его занавесками. В алтарной части придела в годы запустения находился кабинет директора ДК, в четверике – фойе, в котором проходили дискотеки. К престольному празднику Богоявления зимой 2005 года алтарная часть и четверик были отремонтированы, к осени 2005 г. закончен ремонт всего придела. В центральной части храма, отделённой от приделов сплошной стеной (арки заложены кирпичом), располагался зрительный зал, в её алтаре была сооружена сцена. Колокольня над входом была полностью разрушена, в её нижней части устроили билетные кассы и кинобудку; от купола с барабаном над четвериком храма не осталось и следа.

На прихрамовой территории, по воспоминаниям старожилов, находились часовня, крестильня и, вероятно, свечная лавка - эти строения в советские годы были полностью разрушены. За алтарём было церковное кладбище, где хоронили священнослужителей, благодетелей церкви. После 1935 г. территорию кладбища выровняли бульдозером, на нём был разбит парк и устроена летняя танцплощадка. Летом 2004 г. под руководством настоятеля храма и председателя Приходского Совета о. Романа танцплощадка была демонтирована, и на прихрамовой территории начались работы по её расчистке.

Источник: сайт храма



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.