ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Дмитриево. Димитриевский мужской монастырь.

Димитриево-Ряжский монастырь, Димитриево-Скопинский монастырь


Дмитриево. Димитриевский мужской монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1631.
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Рязанская обл., Скопинский р-н, с. Дмитриево

Координаты: 53.748529, 39.605418
Проезд:От автовокзала г. Скопин на маршрутке до пос. Заречный. Остановка перед въездом в поселок. Далее налево по дороге пешком 3 км





Сортировка:

Димитриевский мужской монастырь, , Дмитриево, Скопинский район и г. Скопин, Рязанская область
ОЙля
7 августа 2010
Димитриевский мужской монастырь, Общий вид монастыря со стороны реки Вёрды<br>, Дмитриево, Скопинский район и г. Скопин, Рязанская область
Общий вид монастыря со стороны реки Вёрды
Зодчий
Димитриевский мужской монастырь, , Дмитриево, Скопинский район и г. Скопин, Рязанская область
МОРПЕХ879
29 мая 2024
Димитриевский мужской монастырь, , Дмитриево, Скопинский район и г. Скопин, Рязанская область
МОРПЕХ879
29 мая 2024
Димитриевский мужской монастырь, , Дмитриево, Скопинский район и г. Скопин, Рязанская область
МОРПЕХ879
29 мая 2024
Димитриевский мужской монастырь, , Дмитриево, Скопинский район и г. Скопин, Рязанская область
МОРПЕХ879
29 мая 2024
Димитриевский мужской монастырь, , Дмитриево, Скопинский район и г. Скопин, Рязанская область
МОРПЕХ879
29 мая 2024
Димитриевский мужской монастырь, Дмитриево. Димитриевский мужской монастырь.<br>, Дмитриево, Скопинский район и г. Скопин, Рязанская область
Дмитриево. Димитриевский мужской монастырь.
Сенкевич Елена
21 сентября 2016
Димитриевский мужской монастырь, Фото В.В. Лелецкого<br>, Дмитриево, Скопинский район и г. Скопин, Рязанская область
Фото В.В. Лелецкого
Андрей Агафонов
1 июля 1989
Димитриевский мужской монастырь, Дмитриево. Димитриевский мужской монастырь.<br>, Дмитриево, Скопинский район и г. Скопин, Рязанская область
Дмитриево. Димитриевский мужской монастырь.
Сенкевич Елена
21 сентября 2016
Димитриевский мужской монастырь, , Дмитриево, Скопинский район и г. Скопин, Рязанская область
Алексей Жучков
7 октября 2012
Димитриевский мужской монастырь, , Дмитриево, Скопинский район и г. Скопин, Рязанская область
ОЙля
7 августа 2010
Димитриевский мужской монастырь, , Дмитриево, Скопинский район и г. Скопин, Рязанская область
ОЙля
7 августа 2010
Димитриевский мужской монастырь, Дмитриево. Димитриевский мужской монастырь.<br>, Дмитриево, Скопинский район и г. Скопин, Рязанская область
Дмитриево. Димитриевский мужской монастырь.
Сенкевич Елена
Димитриевский мужской монастырь, https://pastvu.com/p/1550934 Не уверен в правильности даты. Мне кажется фото довоенное, но в источнике так.<br>, Дмитриево, Скопинский район и г. Скопин, Рязанская область
https://pastvu.com/p/1550934 Не уверен в правильности даты. Мне кажется фото довоенное, но в источнике так.
Евгений Ахматов
1 июня 1950
Димитриевский мужской монастырь, https://ok.ru/profile/574909302874/album/924646855258/932513359450<br>, Дмитриево, Скопинский район и г. Скопин, Рязанская область
https://ok.ru/profile/574909302874/album/924646855258/932513359450
Евгений Ахматов
1 июня 1925
Димитриевский мужской монастырь, Фото монастырских храмов, выполненное в нач. ХХ века.<br>, Дмитриево, Скопинский район и г. Скопин, Рязанская область
Фото монастырских храмов, выполненное в нач. ХХ века.
Алексей Кротов
1 июля 1916
Димитриевский мужской монастырь, Фотография с видом Димитриево-Ряжского Скопинского монастыря. Нач. ХХ века.<br>, Дмитриево, Скопинский район и г. Скопин, Рязанская область
Фотография с видом Димитриево-Ряжского Скопинского монастыря. Нач. ХХ века.
Алексей Кротов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Зодчий 5 февраля 2009

Монастырь основан ранее 1631 году в 7 километрах к юго-востоку от города Скопина, на высокой горе у села Дмитриева, на берегу реки Верды (95 км от Рязани и 45 км от Куликова поля). Ранее входил в Ряжский уезд, поэтому монастырь называли Ряжским. Предание приписывает основание монастыря великому князю Дмитрию Донскому, который остановился здесь и поставил свой шатер, на обратном пути после победы в 1380 году над ханом Мамаем, и построил на Дмитриевой горе часовню. Монастырь был назван во имя его ангела - великомученика Димитрия Солунского. В монастыре хранился посох героя Куликовской битвы 1380 года инока Троице-Сергиевой Лавры Александра Пересвета ("Пересветова дубинка"). По преданию, в древности на этом месте стояла часовня, при которой жил отшельник. К нему в келью пришел Пересвет, облекся в воинские доспехи перед Куликовской битвой и оставил свой дорожный посох из яблоневого дерева. При Петре I многие молодые дворяне, поступая на военную службу, испытывали свою силу, поднимая этот посох. Народ приписывал посоху целительную силу при зубной боли, поэтому рукоять его обгрызана. В настоящее время посох в музее-заповеднике Рязанский Кремль. Согласно преданию, из монастырского источника кропили перед битвами русских воинов.

Храмы: холодный святого великомученика Димитрия Солунского (возведен в начале 60-х годов XVIII века, возобновлён в 1829 году, в 1854 году расписаны стены и установлен пятиярусный иконостас) и преподобного Сергия Радонежского (теплый) с двумя приделами - святых равноапостольных Константина и Елены и в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Сергиевский храм до середины XVIII века был деревянный, с 1770 года каменный. В 1863 году после возведения новой трапезной прежняя трапезная была перестроена в Богородичный придельный храм иноками Пахомием и Иоасафом. Стены и своды храма расписаны. В начале XIX века построена Трехъярусная колокольня с проездными воротами.

После 1917 года монастырь был закрыт. 16 октября 1993 года митрополит Рязанский и Касимовский Симон освятил Дмитриевский храм. Жизнь в обители возродилась в декабре 1995 года.

По материалам сайта Рязанской епархии


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 5 декабря 2012

Дмитриевский Ряжский монастырь находится от Скопина в 7 верстах, от Куликова поля в 45 , расположен на левом берегу реки Верды, на горе, именуемой Дмитриевскою, близ деревни Дмитриевки. Монастырь этот, по сохранившемуся преданию, основан великим князем Московским Димитрием Иоанновичем Донским, после одержанной им в 1380 г. победы над татарами на поле Куликовом.

Инок Сергиевой лавры Александр Пересвет, отправляясь на битву, заходил на Дмитриеву гору и оставил проживавшему в то время близ часовни отшельнику свой дорожный посох, который хранится в монастыре доселе. Посох этот сделан из яблоневого дерева, первоначально хранился в алтаре, а теперь находится у клироса в футляре, запертом на замок. Верхушка этого посоха сильно попорчена богомольцами, отгрызавшими от него частички для предохранения себя от зубной боли. Внутри монастырской ограды в настоящее время находятся 2 каменных церкви.

1) Церковь в честь святого великомученика Димитрия. Первоначальное построение ее относится ко временам Донского – основателя монастыря. Под 1752 г. встречается известие, что игумен Дмитриева монастыря Феодорит с братией и с старостами вотчинных деревень просил о дозволении перестроить бывшую в том монастыре и обветшавшую деревянную церковь во имя св. Великомученика Димитрия старым лесом и на том же месте, на что и послана была 18 мая того же года из Духовного приказа указ на имя соборного Протопопа Никиты. В описи Дмитриева монастыря, составленной в октябре 1763 г., Дмитриевская церковь значится уже каменною; в ней также упомянуто, что «в той церкви Боголепие о пяти поясах, царские двери резные, иконостас малорезной с карнизом, вызолочен, а между тем по большой части краскою лазоревою выкрашен. В той же церкви старинной образ святого великомученика Димитрия, на нем венец малой и по краям оклад сребреной и позлащен – ветхой». Церковь эта в 1829 г. была возобновлена и освящена 12 ноября того же года, находящийся в ней иконостас ныне имеет только три яруса. На храмовой иконе св. вм. Димитрия серебряный оклад, весом в 12 фунт., устроен в 1847 г.; стены храма украшены живописью в 1854 г.

2) Церковь в честь преподобного Сергия. Первоначальное построение Сергиевской деревянной церкви неизвестно; в 1749 г. мая 27 была освящена вновь построенная деревянная церковь в честь преп. Сергия, начатая постройкою при игумене Филиппе. По описи 1763 года она значится деревянною. Существующая ныне, на месте деревянной, каменная церковь того же храмонаименования построена в 1770 г. помещиком Алексеем Фокиным Кареевым, находящийся при ней придел в честь св. Равноапостольных Царей Константина и Елены устроен иноками Дмитриева монастыря Пахомием и Иоасафом в 1863 г. и освящен 20 июля того же года.

До 1764 г. за Дмитриевым монастырем состояли в вотчинах село Дмитриевское и деревня Ермолова, в 1763 г. считалось 331 душа, земли 188 четвертей, сенных покосов на 500 копен, близ монастыря… разного мелкого лесу роща на 5 десятинах да по реке Верде мелкий дровяной лес; на той же реке окладная рыбная ловля. В настоящее время во владении монастыря состоит пахотной земли 190 десятин, из числа коих 50 десятин находятся в 5 верстах от монастыря, 50 – при селе Петрове Ряжского уезда, 10 – при селе Серезеве того уезда, 50 – при селе Астапове Данковского уезда, 30 десятин близ села Теплого того же уезда и мельница о 2 поставах на реке Плетеной близ села Плахина Михайловского уезда. Неприкосновенного капитала в билетах значится 18398 рублей.

Настоятелем Дмитриевского монастыря 1764 г. были архимандрит и игумены, а с того времени положено настоятельство строительское.

По штату положено братии: 1 настоятель, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона и 2 послушника; ныне в состав братии входят: 1 настоятель, 4 иеромонаха, 1 иеродиакон, 1 монах, 1 послушник и 4 послушника на испытании.

Опись Дмитриева монастыря, составленная в 1763 г. Исторические сведения о церквях и монастырях Ратшина стр. 462. Киевские Университетские Известия м. сентябрь. Рязанская Губерния. сост. Барановичем стр. 369. Историч. обозр. Иерарх. Рязанской, соч. Воздвиженского стр. 326. истор. Росс. Иерархии сост. Амвросием ч. V стр. 735. Списки иерарх. И настоят. монастырей Строева стр. 438. Кн. входящ. бум. В Духовн. Приказ за 1752 г. мая 28 под № 107, за 1749 г. мая 27 под № 252. Окладные книги 1676 г. лист 317. кн. записн. ставлен. № 494-498.

И. Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии». 1884 г. том 2, стр. 242.

Первое письменное упоминание датируется 1676 годом, в нем говорится о находящихся на территории монастыря деревянных храмах Димитрия Солунского, возведённого в 1660 году, Сергия Радонежского, возведенного в 1667 году и монашеских келья. В 60 — 70 года 18 века монастырь перестраивается, в основном на купеческие пожертвования. На месте деревянных храмов возводятся каменные, холодный Димитрия Солунского и теплый Сергия Радонежского. Строятся хозяйственные постройки. В начале 19 века сильно обветшавший храм Димитрия Солунского реконструируется и заново расписывается. Богослужения в нем возобновлены в 1829 году, но работы по отделке и росписи храма длятся до 1854 года. В 1863 году кирпичная трапезная перестраивается в храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В это же время вокруг монастыря возводится каменная ограда и строится 3-ярусная колокольня. В 1918 году монастырь был закрыт, зданию монастыря национализировали и отдали в распоряжение колхозу. В монастыре разместили склады, свинарники, школу. Монастырские святыни, иконы, утварь частично передали в музеи, частично уничтожали. В дальнейшем колхоз реорганизовали, а постройки стали разбирать на строительные материалы.

Димитриево-Ряжский монастырь интересен, прежде всего как памятник Куликовской битвы. Мы вынуждены обойти его молчанием, так как памятников старины здесь не сохранилось, а сохранившиеся искажены до неузнаваемости. В будущем, когда сюда придут труженики-реставраторы, о Дмитриевском монастыре, вероятно, напишут интересные строки.

Г.К. Вагнер, С.В. Чугунов.

Однако, реставрация была признана невозможной, на месте монастыря остались только руины. 21 октября 1995 года — Епископ Рязанский и касимовский Симон освятил храм Димитрия Солунского. 4 января 1996 года — Постановлением Святейшего патриарха и Священного синода приход Димитрия Солунского преобразован в Свято-Димитриевской мужской монастырь. 1 июня 1996 года — Совершен первый постриг. На начало 2010 года в монастыре полностью восстановлены храмы, колокольня, ограда,хозяйственный постройки. Действует иконописная мастерская. В монастыре проживает 7 человек братии.

http://ryagsk-museum.narod.ru/favorite1.html


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов 8 ноября 2016

Существуют два предания об основании монастыря, отличающиеся некими деталями. По одному из них, на месте будущего монастыря стояла древесная часовенка во имя великомученика Димитрия Солунского, рядом с которой находилась келья отшельника. Войско Дмитрия Донского, идя в поход на хана Мамая, остановилось неподалёку от того места. Александр Пересвет, готовясь к будущей битве, молился в келье отшельника и оставил там собственный яблоневый посох. По другим данным, часовню воздвиг сам Великий князь, во имя собственного ангела - великомученика Димитрия Солунского, остановившись на Дмитриевой горе около реки Верды, возвращаясь с Куликова поля. В некоторых исследовательских работах упоминается, что эти данные относятся к Троицкому монастырю,позже переименованному в Скопинский Свято-Духов монастырь, находившемуся тогда в 6 км ближе к Скопину. В 17-18 вв. Троицкий монастырь закрывался, а позднее открывался вновь. Может быть, что во время одного из таких закрытий посох Пересвета был перенесен из Троицкого монастыря в Свято-Дмитриевский, а вместе с посохом переместились и предания. Невзирая на некое расхождение в легендах, посох Александра Пересвета ("Пересветова дубинка") - реально существующая реликвия, которая хранилась в монастыре в течение 600 лет, на данный момент находится в Рязанском краеведческом музее.

Первое упоминание о монастыре датируется 1676 годом. Храмы и монашеские кельи в то время были деревянные. В 60-70 годы 18 века деревянный монастырь перестраивается в каменный за счет купеческих пожертвований. В 1752-1763 гг. в обители строится каменный "летний" собор Димитрия Солунского. В начале ХIХ века этот храм снова перестраивается и заново расписывается. Богослужения в нем были возобновлены в 1829 году, но работы по отделке интерьера и росписей храма продолжались до 1854 года. В 1770 году строится к югу от Дмитриевского собора на средства А.Ф. Кареева каменная "зимняя" церковь Сергия Радонежского, которая расширена в 1863 году. Во второй четверти ХIХ века вокруг монастыря возводится каменная ограда и строится 3-ярусная колокольня с воротами. До 1917 года входил в Ряжский уезд и именовался Димитриев Ряжским монастырем.

В 1918 году обитель была закрыта, строения национализированы и отданы в распоряжение местному колхозу. В бывшем монастыре по соседству расположились: на территории - свинарник, в храмах - склады, в братском корпусе - школа. Однако Сергиевский храм обители продолжал действовать до 1939 года как приходской. Монастырские святыни, иконы, утварь отчасти передали в музеи, отчасти уничтожили. Впоследствии колхоз реорганизовали, постройки стали разбирать на стройматериалы. В результате от некогда знаменитого монастыря, связанного с событиями Куликовской битвы 1380 года, остались только руины. В 1990-е годы пришли реставраторы, позже появились первые монахи.

21 октября 1995 года Епископ Рязанский и Касимовский Симон освятил храм Димитрия Солунского. 4 января 1996 года постановлением Святейшего Патриарха и Священного синода приход Димитрия Солунского преобразован в Свято-Димитриевский мужской монастырь. В начале 2010 года все постройки монастыря были отреставрированы. В 2013-2015 гг. проводилась роспись Димитриевского храма, в декабре 2015 года в нем установлен новый иконостас. В монастыре проживает 5 человек братии. Действует иконописная мастерская.

www.necrotula.ru/монастыри/Дмитриевский монастырь/Скопин


Владимир К 7 ноября 2024

Свято-Дмитриевский монастырь большим богатством не отличался, хотя средства, которыми он располагал, в сравнении с крестьянскими хозяйствами могут показаться впечатляющими. И.В. Добролюбов пишет о состоянии монастырского хозяйства в 1884 г.: «В настоящее время во владении монастыря состоит пахотной земли 190 десятин (207 га), из числа коих 50 десятин (54,5 га) находятся в 5 верстах от монастыря, 50 – при селе Петрове Ряжского уезда, 10 (11 га) – при селе Серезеве того же уезда, 50 при селе Астапове Данковского уезда, 30 десятин (32,7 га) близ села Теплого того же уезда и мельница о двух поставах на реке Плетеной близ села Плахина Михайловского уезда. Неприкосновенного капитала в билетах значится 18 398 руб. <…> По штату положено братии: 1 настоятель, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона и 2 послушника; ныне в состав братии входят: 1 настоятель, 4 иеромонаха, 1 иеродиакон, 1 монах, 1 послушник и 4 послушника на испытании» (Добролюбов И.В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX ст. и библиографическими указаниями. Т. 2. – Рязань: Тип. насл. З.П. Позняковой, 1885)

В начале 1920-х гг. Свято-Дмитриевский монастырь был закрыт. Некоторые из его прежних насельников остались жить в бывших монастырских строениях на правах частных лиц. В 1925 г. скопинская уездная газета «Коллектив» свидетельствовала, что в это время бывшая обитель находилась в удручающем состоянии: «…Все окна побиты и вытащены, сараи растаскиваются. Живут там только монахи, в одном доме помещаются школа и сельсовет, в другом была изба-читальня» (Коллектив, №98. – 1925).

Источник: Прошлое Скопинской земли в очерках по истории её сёл и деревень. Алмазово–Кушуново. Том 1 / В.А. Коростелев, М.А. Российский. – М.: Вече, 2017. – 752 с.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов 20 августа 2025

Скопинский Димитриевский мужской монастырь — одна из древнейших монашеских обителей Рязанщины, расположенная на юго-западе Рязанской области, в 90 км от областного центра и в 7 км от города Скопина, близ села Дмитриево, на живописном холме при излучине небольшой реки Вёрды.

Существуют несколько преданий об основании монастыря, отличающиеся некоторыми деталями. По одному из них, на месте расположения монастыря располагалась деревянная часовня святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского и келья отшельника. Войска Дмитрия Донского, идя в поход на хана Мамая, остановились около часовни. Александр Пересвет, готовясь к будущей битве, молился в келье отшельника и оставил там свой яблоневый посох. По другому, часовню воздвиг сам Дмитрий Донской, во имя своего ангела — великомученика Димитрия Солунского, остановившись на Дмитриевой горе около реки Верды, для празднования победы на Куликовом поле. Несмотря на некоторое расхождение в легендах, посох Александра Пересвета («Пересветова дубинка»), реально существующая реликвия, которая хранилась в монастыре в течение 600 лет, а сейчас находится в Рязанском краеведческом музее. Посох Александра Пересвета хранился первоначально в алтаре, а затем за клиросом в особом футляре. При Петре I многие молодые дворяне, поступая на военную службу, испытывали свою силу, поднимая этот посох (весом 5 ½ фунтов, или 2,25 кг). Народ приписывал посоху целительную силу при зубной боли, поэтому рукоять его обгрызана.

К сожалению, пока еще остается неизвестным имя пустынника, которого повстречал на Дмитриевой горе посланец игумена Троицкого монастыря Сергия Радонежского, Пересвет. Монах выполнил поручение игумена, чтоб затворник сотворил молитву перед образом Димитрия Солунского Мироточивого за русское воинство, ведомое Великим князем московским Дмитрием Ивановичем на Куликовскую битву с полчищами хана Мамая.

Возвращаясь из битвы, Дмитрий Донской тоже побывал на горе, носящей имя его ангела-хранителя и олицетворителя всего православного воинства Димитрия Солунского. Узнав от пустынника о том, что Пересвет тут был и оставил свой могучий дорожный посох, Великий князь от имени Сергия Радонежского поручил построить на месте часовни обитель во имя святого воина-великомученника Димитрия. Так над главной жизненной артерией нашего древнего края, рекой Вердой, вознес свои купола с крестами во славу подвига русского воинства на поле Куликовом Дмитриев монастырь. По месту положения он еще назывался Ряжским, так-как входил в Ряжский уезд Рязанской губернии. А сегодня он называется Скопинским Свято-Дмитриевским монастырем, так-как сегодня он расположен на Скопинской земле.

Именно здесь, на реке Верде, вокруг одной из первых обителей, возведенной в честь освобождения земли русской от иноземных поработителей, стали грудиться первые скопинские поселения - починки и слободки, деревни и села, такие как Воскресенское (Победное), Князево-Займище (Владычная), Дмитриевское, Ермолово, Чулково, Шелемишево, Корневое и другие. Вслед за ними был основан в качестве крепости на первой засечной полосе в начале XVI века Острожок, названный впоследствии Скопином. По своему господствующему положению над округой он стал центром скопинской земли. Возможно, именно поэтому ему было присвоено имя редкой и зоркой птицы скопы. При учреждениях гербов городских в конце XVIII века эта птица была помещена на герб города Скопина.

Первое письменное упоминание о небольшой деревянной обители датируется 1676 годом, в нём говорится о находящихся на территории монастыря деревянных храмах Димитрия Солунского, возведённого в 1660 году, Сергия Радонежского, возведённого в 1667 году и монашеских кельях.

Через столетие, в 60-70 годах XVIII века монастырь перестраивается, в основном на купеческие пожертвования. На месте деревянных храмов возводятся каменные, холодный Димитрия Солунского и тёплый Сергия Радонежского. Строятся хозяйственные постройки.

В начале XIX века сильно обветшавший храм Димитрия Солунского реконструируется и заново расписывается. Богослужения в нём возобновлены в 1829 году, но работы по отделке и росписи храма длятся до 1854 года. Соседствующая с ним каменная теплая Сергиевская церковь построена на месте прежде бывшей деревянной в начале 1800-х гг. иждивением помещика Алексия Фокича Кареева. 20 июля 1863 г. был освящен придел в честь святых равноапостольных царей Константина и Елены. В 1891 году трапезная часть храма с южной стороны распространена в длину, и в ширину с устройством нового придела в честь святых равноапостольных царей Константина и Елены, с установлением прежнего придельного иконостаса. В 1893 году трапезная часть этой же церкви распространена на таком же пространстве с северной стороны, на средства казначея иеромонаха Иннокентия, с устройством нового престола и установлением нового иконостаса. Новый придел был освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В 1914 году церковь со всеми тремя приделами внутри выкрашена масляной краской. Все иконостасы обновлены. В 1915 году стены храма украшены росписями. В начале ХIХ века вокруг монастыря возводится каменная ограда и строится 3-ярусная колокольня с проездными воротами.

В 1918 году монастырь был закрыт, здания монастыря национализировали и отдали в распоряжение колхозу. В монастыре разместили склады, свинарники, школу. Так, помещения собора Димитрия Солунского использовались колхозом «Красная новь» под склад зерна и овощей. После закрытия церкви Сергия Радонежского в 1939 г., помещения храма использовались колхозом «Красная Новь» под склад сена, столярную и механическую мастерские. Монастырские святыни, иконы, утварь, перед закрытием монастыря, уполномоченная группа специалистов досконально описали, после чего частично передали в Губернский музей в Рязани, частично уничтожили. Уничтожены были и строения бывшей обители, но это было позже, в 1970-х годах. К тому времени колхоз реорганизовали, а пустующие постройки стали разбираться на строительные материалы. Активную работу по "разборке" строений, проявляли местные жители, "неся всё-то, что плохо лежало" для своих хозяйственных нужд. "Димитриево-Ряжский монастырь интересен, прежде всего как памятник Куликовской битвы. Мы вынуждены обойти его молчанием, так как памятников старины здесь не сохранилось, а сохранившиеся искажены до неузнаваемости.

В будущем, когда сюда придут труженики-реставраторы, о Дмитриевском монастыре, вероятно, напишут интересные строки". - цитата из жёлтой книги Г. К. Вагнер, С. В. Чугунов "Рязанские достопамятности" из серии "Дороги к прекрасному" - М: "Искусство", 1974 г. Однако, реставрация была признана невозможной, на месте монастыря остались только руины. В 90-х годах прошлого века началось восстановление Дмитриевского монастыря, а точнее его новое строительство. Сначала был восстановлен и освящен владыкой Симоном (Новиковым) Димитриевский храм, куда стали приходить на службу верующие из окрестных селений. 21 октября 1995 года — Епископ Рязанский и Касимовский Симон освятил храм св. Димитрия Солунского. Монастырь открыт в соответствии с Постановлением Священного Синода от 26 декабря 1995 г. А в 1996 году Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 4 января приход Димитрия Солунского преобразован в Димитриевский мужской монастырь. В этот же день, 4 января 1996 г. вышел Указ о назначении иеромонаха Амвросия (Калабухова) настоятелем Свято-Димитриевского монастыря. На следующий день, 5 января 1996 г.− иеромонах Амвросий с первым послушником прибывают в Дмитриевскую обитель для возрождения в ней монашеской жизни... Стоит отметить, что 11 июня 1996 г. в Свято-Димитриевской обители совершён первый постриг в рясофор трёх послушников, спустя год − еще двух.

В 1997-1998 гг. заново построен братский корпус. Возведены хозяйственные постройки для подсобного хозяйства. В 1998-2009 годах проводилось восстановление церкви во имя преподобного Сергия Радонежского. Торжественное освящение Сергиевского храма 10 октября 2009 г. возглавил архиепископ Рязанский и Касимовский (ныне – митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси) Павел. 27 мая 1999 года над братским корпусом был установлен купол, а 30 мая открылись вновь отстроенные монастырские ворота с кованной решёткой. Весной того же года началось строительство монастырской стены, которая на сегодняшний день полностью завершена.

В 2004-2005 гг. проведена полномасштабное восстановление монастырской колокольни, которая стала высотной доминантой возрождённой обители. Второй по значимости храм прп. Сергия Радонежского, также был воссоздан в упрощённых формах в 2009 году и освящен Великим чином 10 октября 2009 г. архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом. 8 ноября 2012 г., в престольный праздник обители, епископ Скопинский и Шацкий Владимир освятил новые монастырские колокола, подаренные обители меценатами и благотворителями, а 13 ноября колокола были подняты на монастырскую колокольню и с тех пор радуют насельников и прихожан монастыря своим прекрасным звоном.

В 2013-2015 гг. ‒ проводилась роспись Димитриевского храма, в декабре 2015 г. в нём установлен новый иконостас. Среди многочисленных святынь Св-Димитриевской обители в её храмах бережно хранятся и выставлены для поклонения следующие иконы: икона Божией Матери "Скоропослушница". Икона написана на Святой горе Афон в 1909 г.; икона с частицей мощей Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; ковчег с частицей мощей прп. Сергия Радонежского; ковчег с частицами мощей: преподобных Оптинских старцев: прп. Льва, прп. Макария, прп. Моисея, прп. Антония, прп. Илариона, прп. Амвросия, прп. Анатолия Старшего, прп. Исаакия I, прп. Иосифа, прп. Варсонофия, прп. Анатолия Младшего, прп. Нектария; свт. Феофана Затворника Вышенского, свт. Мелетия еп. Рязанского и Зарайского, св. праведного Софрония Ибердского, прмч. Александра игумена Санаксарского. В Димитриевском мужском монастыре действует иконописная мастерская. 

В ансамбле монастыря: храм Святого Димитрия Солунского (в 1628 году был деревянным, отстроен в камне в 1760-х годах, возобновлён в 1829 году, в 1854 году расписаны стены, установлен пятиярусный иконостас); храм Святого Сергия Радонежского с приделами святых Константина и Елены и иконы «Всех скорбящих радость» (в 1749 году упоминается как деревянный, отстроен в камне в 1770 году); трёхъярусная колокольня с проездными воротами (начало XIX в.).

Информация с сайта: skopin-eparhia.ru/index.php/monastyry/item/258-dimitrievskij-muzhskoj-monastyr-s-dmitrievo-skopinskogo-rajona



Комментарии и обсуждение


Ряжский Дмитриев монастырь, заштатный, в 7 верстах от города Скопина, близ села Дмитриевского. Точно время основания его неизвестно. С несомненностью можно полагать, что он существовал в XVII веке. В монастыре находится посох инока Сергиевой лавры Александра Пересвета, известный под названием «Пересветовой дубинки». При императоре Петре I многие из окрестных дворян, вступая в военную службу, испытывали свою силу, поднимая этот посох.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

19 февраля 2011, Александр Богданов Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное).


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.