ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Зарницино (Калово). Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Введенская церковь


Зарницино (Калово). Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Введения во храм Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, Всех Святых
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:1809.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Ярославская обл., Тутаевский район, на кладбище между пос. Константиновский и пос. Микляиха

Координаты: 57.80683, 39.62168



Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Зарницино (Калово), Тутаевский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
15 марта 2025
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Зарницино (Калово), Тутаевский район, Ярославская область
yozik
26 апреля 2011
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Зарницино (Калово), Тутаевский район, Ярославская область
yozik
26 апреля 2011
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Зарницино (Калово), Тутаевский район, Ярославская область
yozik
26 апреля 2011
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Зарницино (Калово), Тутаевский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
15 марта 2025
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Зарницино (Калово), Тутаевский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
15 марта 2025
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Зарницино (Калово), Тутаевский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
15 марта 2025
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Зарницино (Калово), Тутаевский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
15 марта 2025
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Зарницино (Калово), Тутаевский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
15 марта 2025
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Зарницино (Калово), Тутаевский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
15 марта 2025
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Зарницино (Калово), Тутаевский район, Ярославская область
yozik
26 апреля 2011



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  11 января 2016

Село Зарницино (бывш. Калово, Введенское) Тутаевского района Ярославской области расположено на правом берегу Волги в 7 километрах от Тутаева ниже по течению, юго-восточнее поселка Константиновского. Первое упоминание о селе Калово относится к 1560-м годам. Тогда оно относилось к Пажецкой волости Ярославского уезда и входило в состав владений Ярославского Спасского монастыря. В приправочном списке с писцовых книг 1567–1569 гг. значится: «В Пажецкой же волости села и деревни монастырские Спаского монастыря, что в Ярославле на посаде. Село Калово, на реке на Волге. А в нем церковь Введенье Пречистые, а в церкви строенье монастырское».

Одна из первых публикаций о селе вышла в газете «Ярославские епархиальные ведомости» в 1878 году. Её подготовил священник села Пахны Флегонт Морев на основе выписок из писцовых книг начала XVII века. Вот что он пишет: «Вторую по порядку вотчину Спасского монастыря составляло село Калово с деревнями. В рассматриваемом списке с писцовых книг запись о селе Калове гласит следующее: «Село Калово на реке на Волге, а в нем церковь Божия во имя пречистыя Богородицы Введения, да придел всех святых, да другая церковь во имя святого Николы чудотворца древяны, а церкви и в них строение всё монастырское». Как видим, уже в начале XVII столетия в двух деревянных храмах села находились три престола – Введенский, Всехсвятский и Никольский, которые впоследствии, по упразднении деревянных храмов были перенесены в существующую каменную церковь.

В XVIII в. село также относилось к Пажецкой волости Ярославского уезда, затем, с 1777 г. входило в состав Борисоглебского уезда (Манеевской экономической волости), с 1799 г. – Романовского, а с 1822 г. – Романово Борисоглебского уезда (к 1917 году – Максимовской волости). В «Историко-статистическом обзоре Ростово-Ярославской епархии» 1861 года приводятся такие сведения о храме (с досадной ошибкой в дате постройки каменной церкви, «состарившей» её на столетие): «Церковь села Калова. Сооружена в 1709 году, Титулярным советником Зориным. Престолов в ней три: 1, Введения во храм Пресвятыя Богородицы; 2, Святителя и Чудотворца Николая и 3, Всех Святых. Земли 36 десятин. Приход состоит из следующих 8 селений: Константиново, при р. Волге, Починок, при р., Печегде, Коромыслово, Панфилово, при р. Печегде, Калово, Брюшково, Ковалево, Павловская».

Более подробные и точные сведения сообщает известный епархиальный справочник 1908 года. В описании церквей 4-го благочиннического округа Романово-Борисоглебского уезда читаем: «Калово. Церковь Введения во Храм Божией Матери, зданием каменная, с таковою же колокольнею, без ограды, приходская, летняя и зимняя. Престолов три: во имя Введения во Храм Божией Матери, в приделах тёплых: на правой стороне во имя Св. и Чудот. Николая, на левой во имя всех Святых. Построена в 1809 г. тщанием бывшаго прихожанина титулярного советника Елеазара Иоакимовича Зорина и проч. прихожан. Приписная к ней церковь Смоленской Божией Матери в селе Марфине; зданием каменная, с таковою же колокольнею, обнесена ветхой каменной оградой; ружная, летняя и зимняя, прочна. […] При Константиновской нефтяном заводе, причисленном к Каловской церкви, часовня, помещающаяся в здании, в котором и контора, деревянная на каменном фундаменте. Построена в 1880 г. Церковной земли 41 дес. 2039 кв. саж. Деревянный дом для жительства священника и дом для псаломщика. Капитала ц. 450 руб. При приписной Смоленской, что в селе Марфине, церкви земли 36 дес. […] Местоположение села на горе при реке Волге, в 28 в. от Ярославля. Почтовый адрес: гор. Ром.-Борисоглебск Ярославской губернии, Константиновский завод, причту села Калова […]»

В современной краеведческой литературе в основном повторяются приведённые выше сведения из справочных изданий. Так в краткой иллюстрированной энциклопедии «Монастыри и храмы земли Ярославской» сказано: «д. Зарницыно. Храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы (ц. Введения). Построен в 1809 г. на средства прихожан и титулярного советника Елизара Иоакимовича Зорина. Каменный пятиглавый, с ярусной колокольней. Престолов три: во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы; во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца; во имя Всех Святых. К храму приписана церковь в селе Марфино (1880). Храм действующий».

Тутаевский краевед К.В. Конюшев в своей книге «По Волге и отчему краю» посвятил селу Зарницино отдельный раздел в главе 1 «Вниз по Волге-реке», где написано и о храме: «В селе сохранилась старинная церковь Введения во храм Божьей Матери (построена в 1809 году «тщанием (старанием) титулярного советника Е.И. Зорина). Храм красивый, белый, величественный. Особенно впечатляет четверик, высокие барабаны и своеобразные купола. Массивная колокольня придает всему строению архитектурную завершенность. […] Храм в Зарницине действующий. Он находится в хорошем состоянии. Это следует особо подчеркнуть, если вспомнить, что некоторые церкви в окрестности, например, в Пшеничище, в Кузьминском, в Марфине, давно разрушены, другие потемнели от времени, обшарпаны, являют вид печальный».

Пишет К.В. Конюшев и о переименовании села: «Названия некоторых населенных пунктов нашего района, особенно неудачные, позорные и унизительные, заменены специальным Указом президиума Верховного Совета РСФСР от 16 августа 1965 года на разумные, благозвучные и красивые: деревня Похмельево – в деревню Снегиревка, Ослово – в Прибрежную, Калово – в село Зарницино».

По материалам: Крылов А. Историко-статистический обзор Ростово-Ярославской епархии. Ярославль, 1861. С. 652. Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. Ярославль, 1908. С. 491–492. Монастыри и храмы земли Ярославской. Краткая иллюстрированная энциклопедия / [авт.-сост. Марина Шиманская, Сергей Метелица]. Том. II. Ярославль-Рыбинск. 2000. С. 354. Конюшев К.В. По Волге и отчему краю. – Ярославль: Аверс Плюс, 2007. [2-е изд., исправленное и
дополненное]. С. 34–35.


Марина Зуйкова  11 ноября 2017

Описания храма 1855 г. и 1910 г. Упомянутая опись 1855 года содержит и самое раннее из сохранившихся описаний памятника: «Означенная церковь во имя Введения во храм Божия Матери в селе Калове каменная с осьмиугольником на квадрате, построена в 1808 году тщанием титулярного советника Елеазара Иоакимовича Зарина. На осьмиугольнике пять глав, кои по дереву накрыты железом и [выкрашены] медянкою, а [утрата текста]паяны по дереву же [утрата текста]кою жестью. Крыша [на] осьмиугольнике, Олтаре и трапезе покрыта деревом и окрашена красною краскою. В ней всего 20-ть окон, в алтаре [пробел] церкви, трапезе [пробел]. Все с железными решетками без затворов. Входов в оную церковь один с западной стороны, в котором двое двери деревянные с внутренним замком, из трапезы же в настоящую церковь двое двери столярные со стеклами. Своды в олтаре и церкви каменные без столпов, в трапезе же накат деревянный; вся церковь как снаружи, так и внутри отштукатурена известью на алебастре; пол во всей церкви кирпичный, а в паперти деревянный».

Следующее по времени подробное описание церкви было составлено для страховой оценки 25 июня 1910 года. В нем в отличие от описи 1855 г. указаны размеры здания: «Введенская церковь каменная, одноэтажная, крыта железом, окрашенным медянкою, внутри и снаружи оштукатурена, имеет глав 5 и над колокольней 1 глава малого размера; длина полукружия алтаря 23 арш., высота алтаря – 7 арш., длина собственно храма 29 ¼ арш. (без алтаря и паперти) из коих 14 ½ арш. занимает помещение холодного храма, при высоте 13 арш., а остальные 14 ¾ арш. длины занято теплым храмом при высоте в 7 арш.; ширина храма 16 ½ арш., длина паперти, над коей помещена колокольня, – 6 арш., ширина паперти 7 ½ арш., высота колокольни двухъярусной 20 ¼ арш.; пол в холодной и теплой церкви и на паперти асфальтовый, в алтаре холод[ного] храма кирпичный, иконостас холодной церкви – 6-ти ярусный частию окрашен масляною краскою, частию без окраски, позолоты на иконостасе нет, длиною 11 ¼ арш., вышиною 13 ½ арш., оценивается в 400 рублей.

Живописи в холодной церкви 5 клейм; в теплой церкви в приделах – 2 иконостаса, оба одинаковых по внешнему виду, – 3-х ярусные и по размерам длиною и шириною оба по 4 ½ арш., вышиною по 5 ¼ арш., окрашены масляною краскою колонн и резьбы нет, позолочены только каймы рам, в коих вставлены иконы; оба иконостаса оцениваются по 200 рублей каждый, стены теплой церкви покрашены масляною краскою; для отопления одна железная печь унтермарк, окон в храме 20, дверей внутренних: стеклянная двустворчатая – 1, и таковая же деревянная 1; наружных двустворчатых деревянных 2 и одна дверь одностворч. на колокольню; ближайшая к церкви жилая постройка – сторожка находится с северо-восточной стороны в расстоянии 40 с. Церковь построена в 1809 году, зданием прочна; оценка вместе с тремя иконостасами и колокольней 4000».

Как видим, во второй половине XIX в. или в начале XX в. деревянную кровлю восьмерика, алтаря и трапезной заменили на железную, а пол в холодном храме, в трапезной и на паперти покрыли асфальтом (прежний кирпичный пол остался лишь в алтаре холодного храма).

По материалам: Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 799. Оп. 33. Д. 2425. Л. 38-38 об. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 2. Д. 2723. Л. 103, Д. 3338. Л. 95, Д. 4108, л. 113. 32 ГАЯО. Ф. 230. Оп. 5. Д. 1351. Л. 3. 


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  11 апреля 2025

Здание представляет собой каменную четырёх-частную постройку: линейно-вытянутая с запада на восток композиция состоит из основного двухярусного объёма типа восьмерик на четверике, увенчанного пятиглавием на четырёх глухих и одном центральном световом восьмигранных барабанах, примыкающей с востока одноэтажной пятигранной апсиды алтаря (квадрат с двумя скошенными углами), и по центральной продольной оси с запада - одноэтажной трапезной и трехъярусной колокольней с восьмигранной главкой. Барочное, в основе своей, объёмно-пространственное решение в оформлении фасадов сочетает барочные реминисценции с чертами раннего классицизма. Северный и южный фасады основного четверика украшают портики, имитирующие римский дорический ордер, состоящие из четырёх пилястр большого выноса на пьедесталах, поддерживающих антаблемент с треугольными фронтонами. Аналогичными пилястрами, но меньшими по высоте и выносу от стены, и без астрагала у капители, оформлены грани алтарной апсиды (по две на каждый простенок).

Квадратная в плане трапезная, более широкая, чем четверик, имеет в декоре стен вытянутые прямоугольные ниши по сторонам оконных проёмов и небольшие надоконные ромбовидные нишки, характерные для раннего классицизма. Два нижних арочных яруса квадратной в плане колокольни оформлены за счёт использования руста в нижнем ярусе; раскреповок кладки с вытянутыми прямоугольными нишами по сторонам обрамлённых арочных проёмов на втором ярусе, завершающимся треугольным фронтоном на каждом фасаде; третий ярус, предназначенный для колокольных звонов, решён в виде четверика с широкой обрамлённой аркой на каждом фасаде, фланкируемой двумя пилястрами по сторонам (того же римского дорического ордера), поддерживающих антаблемент с треугольным фронтоном и аттиковой надстройкой на каждом фасаде, перекрытого небольшим сомкнутым сводом со скошенными углами и увенчанного восьмигранной главкой.

Все окна нижнего яруса храма (по три на южном и северном фасадах четверика, а также – трапезной, и по одному на каждой грани апсиды, заложенные или ложные на скошенных простенках) - прямоугольные по форме, близкие по размерам, имеют одинаковое оформление рамочными наличниками с замковыми камнями и барочными «ушами с серьгами», напоминанием об этом стиле служат и прямоугольные декоративные кирпичные выступы со срезанными по радиусу углами над каждым окном четверика. Объединяющим весь основной (нижний) ярус памятника архитектурным элементом является кирпичный антаблемент из набора полок, выкружек, четвертного валика, украшенный кирпичными дентикулами, аналогично расположенных и на карнизах фронтонов портиков четверика.

Основной антаблемент четверика, в который вписаны фронтоны портиков, состоит из набора простых кирпичных профилей и имитирует аттиковую надстройку, над которой возвышается восьмерик верхнего яруса летнего (основного - Введенского) храма. Его прямоугольные окна – по одному на каждой грани (заложены с востока и с запада) – расположены в центре больших квадратных ниш, оформлены простыми рамочными наличниками с замковыми камнями. Кирпичный антаблемент восьмерика, кроме набора простых профилей (полок, выкружек и четвертного вала) во фризовой части украшен рядом прямоугольных выступов. Кровля восьмерика восьмигранная, выполнена небрежно, без соблюдения необходимой геометрии формы. Также небрежно, без соблюдения исторической формы, зафиксированной на фотографиях ХХ-го века (гранёные главки с «шейками» и «юбками»), выполнено последнее по времени (около 10 лет назад, по словам священника) окрытие глав.

Кровля на трапезной – двускатная, на алтарной апсиде – по граням от конька. Все кровли – фальцевые, из оцинкованного железа. Главки окрашены в синий цвет. Фасады практически утратили штукатурную отделку, читаемую на старых фотографиях, выбелены известью по кирпичу. На окнах храма сохранились подлинные кованые решетки коробчатого типа. Исторических столярных заполнений не сохранилось. На втором ярусе колокольни сохранилась подлинная историческая кованая решетка.

Интерьер памятника сохранил историческую отделку стен штукатуркой с монументальными росписями академического стиля на сводах и стенах летнего храма, расположенных отдельными композициями в орнаментальном обрамлении. Подлинный шестиярусный иконостас четверика выполнен в стилистике классицизма, на цокольном ярусе с орнаментальной резьбой, с царскими вратами и навершием, на котором расположено плоское деревянное распятие с предстоящими в живописном изображении. Первый ярус колонн иконостаса с капителями коринфского ордера находится на пьедесталах с заполнением колонн резными деталями, поддерживающих антаблемент с резным фризом, Этот антаблемент с колоннами и карнизами продолжается до верхнего яруса. Карнизы оформлены сложными растительными порезками.

В средней части иконостаса расположено резное изобрадение святого духа в виде голубя в солнечных лучах. Ниже, над царскими вратами, располагается сложная по форме резная рама с иконой Воскресения Господня. Ниже иконы над арочным обрезом проема царских врат – две резные головки ангелов с крылышками. Резные царские врата с фигурами сцены Благовещения – Божией Матери и Архангела Гавриила и Тайной вечерей. Все резные детали иконостаса и царские врата позолочены, фон – бардовый. Перед иконостасом находится солея с пятигранным выступающим амвоном. Рядом с солеей у южной стены находится большой киот: в резной раме - изображение Спасителя, с филенкой в нижней части, украшенной растительным орнаментом.

Интерьер трапезной части не сохранил историческую отделку. В трапезной находятся два придела, выгороженных двухъярусными (северовосточный - Всехсвятский и юго-восточный - Никольский) иконостасами, с высоким цоколем, двустворчатыми царскими вратами и одностворчатыми дьяконскими дверями, тело иконостасов украшено орнаментальной резьбой и колонками в русско-византийской стилистике. В трапезной находятся шесть киотов с иконами. По манере исполнения – современные.

Пространственная жесткость здания обеспечивается совместной работой капитальных каменных стен, сводов и конструкцией деревянного перекрытия в трапезной. На стенах наблюдаются отдельные трещины и отклонения кладки от горизонтали, связанные, очевидно, с локальными просадками фундамента. Имеются значительные поверхностные утраты кирпичной кладки, особенно в нижней части, по-видимому, связанные с капиллярным подсосом.

Памятник представляет и архитектурный интерес. Стилистика здания – реминисценции барокко в архитектурной композиции, форме глав и частично - декоре оконных обрамлений, в соединении с элементами раннего классицизма, проявившегося в использовании римского дорического ордера портиков четверика и ярусов колокольни, прямоугольной форме окон и оформлении их на восьмерике простыми рамочными наличниками. В интерьере сохранились резные иконостасы с иконами и частично - настенная живопись в летнем храме, имеющие художественную ценность.

Акт государственной историко-культурной экспертизы в целях обоснования целесообразности включения выявленного объекта культурного наследия «Церковь Введения, 1809 г.», расположенного по адресу: Ярославская область, Тутаевский район, с. Зарницино, в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации



Комментарии и обсуждение


Церковь села Калова сооружена в 1809 году титулярным советником Зориным. Престолов в ней три: 1, Введения во храм Пресвятой Богородицы; 2, Святителя и Чудотворца Николая и 3, Всех Святых. Земли 36 десятин. Приход состоит из следующих 8 селений. Константиново, при р. Волге; Починок, при р. Печегде; Коромыслово; Панфилово, при р. Печегде; Калово; Брюшково; Ковалёво; Павловская. Всего домов 86, душ: муж. 292, жен. 422.

Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии, составил Аполлинарий Крылов, Ярославль 1861, стр. 652

Введенское-на-Печегде (то, что располагалось за деревней Чебаково, Тутаевского района) небольшое поселение с барской усадьбой, в котором была церковь, построенная на средства барской семьи; старожилы ещё помнят стоявший там каменный двухэтажный барский дом с большой верандой, липовую аллею и каменную церковь с кладбищем – в настоящее время осталось только кладбище. Сельцо было расположено примерно в двух верстах вверх по течению реки Печегды от д. Михальцево. По переписи 1859 года в сельце было 7 дворов, в которых насчитывалось «7 душ мужского полу и 8 женского». В начале XVIII века сельцо принадлежало помещикам Марковым. В 1729 году на средства Г.Маркова там была выстроена каменная Введенская церковь, не сохранившаяся до наших дней. В ней было два престола – во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя Иоанна Предтечи, Пророка и Крестителя Господня. Последними владельцами села Введенское были помещики Уваров и Ярославов. В советские годы церковь была разобрана на кирпичи, из которых был заложен фундамент нового здания Чёбаковской школы (1937г.).

Александр Морозов, учитель географии и информатики Чебаковской школы

2 февраля 2013.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.