В девяти километрах на юго-восток от города, по самой прямой и короткой дороге на Ярославль, в старину называвшейся Ефремовской, на холме у слияния речек Воржехоти и Чечеры стоит Троицкая церковь на "Дивной Горе". В древности холм и урочище имели языческое название - Кобылья гора. Вокруг него располагалась в XVI веке "Сырейская слобода", жители которой занимались выделыванием сыромятных кож. На холме стояли две деревянные церкви св. Троицы и св. Флора и Лавра, считавшихся в православии покровителями коней. В 1674 году известный своей огромной строительной деятельностью Ростовский митрополит Иона Сысоевич по некоему видению основал здесь монастырь, заложив каменный храм св. Троицы, и переименовал урочище Дивной горой. В названии слились сакральные и эстетические мотивы: примером послужили Дивногорский монастырь близ Антиохи и в Малой Азии, где в VI веке подвизался известный святой Семион Столпник, Дивногорец или Дивная гора на Сицилии, где произошло "диво" - явление иконы Богоматери Дивногорской Сицилийской. Свою роль сыграла открывавшаяся с высоты холма красота окрестного пейзажа.
Заложенный Ионой храм был завершен при его преемнике Иоасафе в 1694 году. Его архитектура вобрала в себя черты ионинских памятников Ростова Великого и московского нарышкинского барокко. Своими ступенчатыми объемами, силуэтом глав и колокольни храм естественно вырастает из основания - холма и сливается с зубчатой каймой окружающего леса, создавая действительно дивный по красоте архитектурно-природный ансамбль. А местная легенда, возникшая, вероятно, в XVIII-XIX веках на основе нового названия и преданий о событиях смуты начала XVII века говорит о другом "диве" - как уходившие из Углича, разгромившие защитников города то ли татары, то ли поляки, увидели в вечерних сумерках на склоне горы воскресших воинов, приняв за них снопы, поставленные крестьянами. Увидели и в страхе бежали...
В. Ерохин Углич: Дыхание веков ООО "Издательство "ПЛАНЕТА" 2007.
Дивная Гора - один из последних листков ныне уже опавшего венка древнего Углича, венка монастырских твердынь, кольцом охватывавших город. На дорогах, на дальних подступах к Угличу стояли эти твердыни. Дивногорская пустынь запирала старую ярославскую дорогу примерно в десяти верстах от города. Теперь никакой твердыни здесь нет, лишь одна Троицкая церковь(1694) украшает Дивную Гору. По правде, и горы тут нет. Просто невысокий холм поднимается над окружающей местностью, но церковь, воздвигнутая на его вершине, поставлена так, что этот веселый, зеленый холм, каких немало среди русских раздолий, превратился в подлинную дивную гору. Когда впервые приходишь сюда, испытываешь знакомое чувство изумления перед характерным для нашего старого зодчества умением органически слить природу и искусство. Прекрасна Дивная Гора - кудрявый, зеленый холм, ставший подножием архитектурного памятника. Идешь, любуешься, а когда поднимешься на холм, посмотришь на церковь вблизи, новое чувство изумления перед художественной чуткостью простых русских людей охватывает тебя. С какой поразительной меткостью дано название: Дивная Гора! Не церковь, а именно гора. Название прямо указывает на основную удачу зодчего, на то мастерство, с каким он сумел вписать свое сооружение в окружающую природу.
А церковь? Она хороша, даже очень хороша, но все же имени Дивной не заслужила. Памятник живописен, особенно с северной стороны, откуда глазу открываются разнообразные, тесно слившиеся объемы главного храма, двухэтажного притвора с колокольней над ним, паперти, украшенной аркадой окон и усложненной высоким открытым крыльцом. Подойдя ближе, разглядывая резной убор, которым богата церковь, сразу замечаешь различные влияния. Вот в прекрасном аркатурном пояске, который охватывает стены главного храма, проглянул Ростов Великий. Килевидные арочки храма ни с чем не спутаешь. Это древний Успенский собор Ростова, это Спас-на-Сенях, и Иоанн Богослов, и Спас-на-Торгу. Это Ростов. Однако пояс арок в Троицкой церкви сдвинут на самый верх стен. Казалось бы, это не по-ростовски. Нет, в богатейшей сокровищнице ростовского зодчества не трудно найти и подобные решения. Так размещен аркатурный поясок в Спасо-Песоцком соборе. Полной неожиданностью выглядит под этим старинным пояском восьмигранное окошко. Взглянешь на него и впечатление древности рухнет, и вспомнишь, что Троицкая церковь сравнительно поздний памятник.
Черты московской архитектуры конца XVII века явственно проступают во всей постройке. Зодчий чисто по-московски стремится принарядить памятник, поразить зрителя разнообразием и богатством убора. Отсюда граненые купола, круглые слухи В шатре колокольни, три различных вида окон, отсюда богатые резные наличники, рисунки которых по тем временам здесь, в глуши, были новинкой. Характерно, что эти наличники мирно соседствуют с древним поребриком и не менее древними квадратами ширинок. Вся эта смесь старых и новых веяний придает памятнику живописность и делает его очень характерным для своего, переходного, времени. Можно сказать и смелее: все это убранство сообщает зданию своеобразную прелесть, но в то же время за этой нарядностью несколько теряется его ясность и цельность, хотя весь резной убор сооружения сделан без навязчивости. Стоишь, любуешься, да, именно любуешься, а в мыслях: - Дивная Гора! Ведь надо же было так назвать! Какая строгая оценка! Какой безупречный вкус! Веками вкус этот воспитывался на бесчисленных памятниках нашего зодчества, образцах подлинно великого искусства. Полностью можно согласиться с И. Э. Грабарем, который писал: "Подводя итоги всему, что сделано Россией в области искусств, приходишь к выводу, что это по преимуществу страна зодчих. Чутье пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм, - словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одаренности русского народа".
М. Рапов Каменные сказы. Сокровища древней русской архитектуры Ярославской области. Ярославль, Верхне-Волжск. кн. изд., 1965