Смолинское село расположено по обоим берегам реки Исети, в 77 верстах от Екатеринбурга. Недалеко от села, в восточном направлении, находятся известные в Пермском крае «Смолинские пещеры», подземные, на глубине 45 саж. В одной из пещер находится деревянный крест, в другой - келья с иконою св. Николая чудотв., деревянною дверью и потолком, в третьей - ключ с водою. Время и способ образования этих пещер неизвестны. В 1850-55 гг. здесь заводился мужской скит, но полиция разогнала его обитателей. В 1880-х гг. здесь проживали целый месяц неизвестные люди, а в 1893-94 гг. их сменили другие, похожие на иноков с длинно отпущенными волосами, в подрясниках с кожаными поясами. Когда все обитатели разошлись, здесь водворился один екатеринбургский мещанин Петр Павлович Зырянов, навещаемый по временам странниками.
Время основания дер. Смолиной и причина ее наименования документально неизвестны, только на основании устной молвы, подтверждаемой распространенностью фамилии Смолиных, можно сказать, «что деревня эта названа так по фамилии первожителя ее Смолина, а вероятнее всего – от соснового смолистого леса».
Приход Смолинский состоит из села и деревень: Ключи, Векленишева и Перебор. Население Смоленского прихода – государственные крестьяне, русские, православные, 1421 душа муж. пола. По неплодородию почвы и недостаточности подушного надела земли (1,5 десят.) они, отчасти, занимаются земледелием, а больше другими промыслами: работают на крупчатных и раструсных мельницах, нанимаются в услужение в г. Екатеринбург и др. места, перевозят хлеб на мельницы и с оных в Екатеринбург, торгуют перекупным хлебом, ячневой крупою, колесами и колесными ободьями.
Первый в селе Смолинском храм был построен во второй половине XVII ст. на основании следующей грамоты: «1765 году февраля 23 дня Смиренный Павел православный митрополит Тобольский и Сибирский дал грамоту духовного правления Екатеринбургскому закащику пречестному протопресвитору Федору Кочневу в виду просьбы крестьян Покровского, Щербаковского и Истокского приходов, сделать заложение в деревне Смолиной деревянного храма во имя пророка Илии на месте удобном по образцу других церквей».
В 1770 г. июля 5 дня, по благословению Варлаама, епископа Тобольского и Сибирского, храм сей был освящен тем же протопресвитером Кочневым. В 1822 г. этот храм сильно пострадал от пожара, был капитально отремонтирован и, по благословению Иустина, епископа Пермского и Екатеринбургского, присутствующим Екатеринбургского духовного правления иереем Иоанном Сильвестровым освящен. В 1823 г. тем же епископом Иустином дана грамота на заложение нового каменного холодного храма во имя пророка Илии с двумя теплыми приделами: правым – в честь Воздвижения Креста Господня и левым – во имя св. вмч. Димитрия Солунского. Но когда фактически заложен и окончен постройкою этот храм, неизвестно. Пророко-Ильинский престол освящен по грамоте преосв. Аркадия, епископа Пермского, от 11 июня 1847 г. на имя священника Матфея Попова, левый Димитриевский придел освящен по грамоте преосв. Ионы, епископа Екатеринбургского – викария Пермского, тем же священником М. Поповым в 1857 г., а когда освящен и по чьему благословению Крестовоздвиженский придел, определить точно нельзя за неимением данных. Можно только с вероятностью сказать, что освящение сего придела совершилось в 1838 г. или ранее этого года.
В 1875-80 гг. старые иконостасы в придельных храмах на средства прихожан заменены новыми, а в 1887-93 гг. прихожанами обновлен иконостас холодного храма и стены его украшены живописью. В 1895 г. все здание храма снаружи и внутренние стены оштукатурены и выбелены. В 1899 г. вызолочены пять старых крестов с главами на храме и пять вновь сделанных железных крестов с главами на вратах церковной ограды. В 1900 г. храм и ограда вновь подштукатурены и побелены, крыша храма и переплавленные решетки ограды покрыты малахитом, внутри в приделах – панели окрашены масляною краскою, а стены побелены известью.
Между храмовыми иконами особенно почитается прихожанами и окрестными жителями деревянный крест, находящийся в настоящее время в Крестовоздвиженском приделе. По преданию, этот крест сделан из сосны, крестообразно выросшей на месте, где ныне, в Заречной части села, находится часовня (крестик) при чудном колодце, водою которого пользуются многие в различных болезнях. В одно время часовня эта и колодец были в запустении, но пожар, истребивший кругом часовни все, а сохранивший только ее, обратил на нее взоры православных, и с тех пор ежегодно в день Воздвижения бывает к той часовне при многочисленном стечении народа крестный ход «в преднесении самородного креста» для совершения молебна и освящения волы в колодце.
В Смолинском приходе имеются еще часовни (кресты) в дер. Перебор во имя св. Стефана, епископа Пермского, в селе – на месте бывшего деревянного храма во имя Владимирской иконы Божией Матери и при Смолинских пещерах, где молятся с совершением крестных ходов 23 апреля и 6 августа. На содержание храма получается ежегодного дохода от церковных лавок до 19 руб. В дер. Перебор с 1892 г. существует школа грамоты в наемном помещении.
«Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». Екатеринбург, 1902 г.