Своё название деревня Мурованка получила по храму Рождества Богородицы - "церкви мурованой" (то есть "каменной"), как называли её прежде. Когда именно была основана здесь церковь, - неизвестно. Возможно, датировку следует относить к ХIV-ХV векам. Общепринятая же датировка храма - 1524 год. С нею можно столкнуться в большинстве путеводителей и справочников. Однако есть основания считать церковь более старой. Во время ремонта, предпринятого в ХIХ веке, "было откапываемо, - указывал составитель описания храма священник Лев Савицкий, - множество больших камней, под которыми были следы мертвых тел; на некоторых камнях были обозначены, едва заметно, славянскими буквами годы от создания мира; так, на одном удалось разобрать год от Р. Хр. 1489 и надпись: Христов раб иерей Авраам". Упомянутое погребение позволяет предполагать наличие на том же месте более старой - деревянной или каменной - церкви.
Священник Лев Савицкий в своём описании храма, опубликованном в нескольких номерах "Литовских епархиальных ведомостей" за 1873 год, писал, ссылаясь на соответствующий документ: "Время постройки церкви относится к 1407 году... как видно из позднейшего документа от 1524 года, в котором говорится, что "отец Феодосий Воротынский, протопоп Лидский, до книг метрополитальных в дворы нашем, в Новогрудку будучи, покладал, и ку актыкованью подал лист ограничный церкви Маломожейковской мурованой грунтов, лесов, сеножатей, самого седлиска и прочих принадлежностей, сходно стародавнаго фундушу учинненнаго чрез зошлаго его милости пана Шимка Мацкевича Шкленскаго, подконюшаго Виленскаго и Радунскаго, наданых и належачих на туюж церковь мурованую в повете Лидском лежачую и им побудованную, року 1407 Мая 10 дня", - но уже буквально в следующем предложении себе противоречит, говоря: "Подлинность этого подтверждают и другие документы 1542 и 1554 годов, по которым сам ктитор наделяет церковь десятою копою от жита, ячменя и пшеницы с имения своего Можейкова".
В том, что каменный Богородицкий храм построил именно Шимко Мацкевич, сомневаться не приходится: его имя встречается практически во всех упоминаниях о Богородицком храме. Ясно, что в приведённом Савицким документе мы имеем дело с опиской. Подлинных документов, относящихся к ранней истории маломожейковского храма, не сохранилось. Значительная часть их пропала, когда в начале ХVII столетия церковью завладели униаты, а то, что осталось, было утрачено в конце ХVIII - начале ХIХ веков. Об этом сетует и сам Савицкий, отмечая, что в своём исследовании он опирался главным образом на "выписки из книг духовных справ вечистых митрополии Киевской". А в процессе включения оригинальных документов в вышеупомянутые книги могли происходить искажения. Таким образом, разумнее всего было бы ограничить период постройки маломожейковского храма 1520-ми годами.
При постройке церковь Рождества Пресвятой Богородицы получила от своего фундатора изрядное количество земли. Церковные наделы находились в тринадцати урочищах и ежегодно засевались двадцатью пятью бочками ржи, а с церковных покосов собирали каждый год около трёхсот возов сена. Пользовался храм, по милости ктитора, и правом "дарового млива без черги" на мельнице, устроенной на близлежащей реке, рыбными ловлями, а священника и его прислугу должны были перевозить через реку бесплатно. Учитывая всё вышесказанное, следует предположить, что в первые десятилетия после своего основания храм ни в чём не нуждался. После смерти Шимки Мацкевича имением управляла его жена Ирина, во всём, что казалось устройства и поддержания храма, а равно и быта духовенства, старательно исполнявшая волю покойного супруга. Известно, например, что в 1559 году она дала "на службу к церкви" человека, наделив его "уволокою" земли и покосом в деревне Новосады. Однако уже в ХVII столетии церковные земли расхищались, и священникам приходилось обращаться с жалобами "по начальству". Неизвестно, впрочем, также, сколь усердно исполнялось в этот, уже униатский, период постановление Шимки Мацкевича о "пении" молебна о нём самом и его "прирожоных" каждый четверг, о чём он распорядился со всей определённостью, наделяя церковь землёй.
Внешность храма в первоначальный период его истории имела ряд отличий от теперешней. Прежде всего это касается западных башен, надстроенных уже в 1870-е годы (в одной из них устроили колокольню, а другую приподняли для симметрии). До 1825 года не имела церковь и притвора, а вход в неё защищался "тяжеловесною железною дверью, опускавшеюся на цепях из ниши, сделанной в стене" (Л. Савицкий). До 1817 года церковь имела также "ход в стенах". Всё это, а также бойницы и другие архитектурные детали "замкового" характера, указывают на то, что строился храм не только как дом Божий, но и как крепость, способная защитить в случае необходимости своих прихожан. Понятно, что долгой осады ей было не выдержать, однако от "случайных недоброжелателей", не имевших в виду разграбление именно этой церкви, меры, предпринятые строителями, вполне работали. Необычная внешность храма и его очевидная - в особенности до ремонта 1870-х годов - древность интересовали многих. Высказывалось мнение, что церковь в Мурованке - вовсе не церковь даже, а старинная татарская мечеть, лишь впоследствии обращённая в христианский храм... Доуниатский период существования храма известен мало, не имеется никаких сведений ни о его убранстве, ни о его духовенстве, служившем в нём. Соответствующие документы, как уже говорилось, погибли в разное время.
Несколько яснее прослеживается состояние церкви (и перемены в ней) начиная со второй половины ХVII столетия. К этому времени она несколько раз подвергалась разорениям от казаков - особенно серьёзному в 1656 году. "Последствием, - пишет Савицкий, - бытности здесь козаков было обнищание церкви; остались некоторые униатской формы священнические ризы, три серебряные грубо позолоченные с приборами чаши, крест... серебряный позолоченный, Евангелие очень древнее, рукописное, в богатом переплёте с пятью серебряными иконками по краям; прочие богослужебные книги, говорит дьячок, были подобраны им на полях по выходе отсюда козаков, но далеко не в целости; так, Апостол без начала и конца, только четыре книги Миней и проч". Позднее храм подвергался нападению войска Карла II, и долго стены его хранили видимые следы, оставленные шведскими ядрами. В униатский период насильно отторгнутая от православия паства вынуждена была лицезреть здесь икону Иоасафата Кунцевича, а священники - терпеть прямые издевательства от всесильных помещиков. Можейковскими помещиками в это время были Костровицкие. Будучи католиками, они немало досаждали Богородицкой церкви, унижали униатское духовенство (считавшееся, сравнительно с католическим, "второсортным"), стремились полностью изгнать из храма восточный обряд, не брезгуя прямым насилием. В особенности усердствовал в этом отношении Казимир Костровицкий, оставивший по себе память человека крайне жестокого. Он много зла принёс храму, имея возможность распоряжаться здесь, как в собственном доме, а здешнего священника, Петра Афанасевича, сжил со свету. Пан не только совершенно лишил церковь земли, которая худо-бедно доставляла семейству священника пропитание, но и приказывал разгонять народ, собиравшийся по воскресным дням для молитвы. В 1796 году (а с 1795 года Гродненщина являлась частью Российской империи), новый священник, отец Андрей Мицкевич, не вытерпев притеснений, обратился с жалобой к лидскому исправнику, но её оставили без удовлетворения, что, конечно, лишь ещё больше раскуражило Костровицкого. Он установил в маломожейковском храме, где до того было принято общее пение молящихся за литургией, орган и приказывал всем прихожанам собираться слушать проповеди кармелитов, которых он нарочно приглашал из близлежащего монастыря. Пропаганда эта, соединённая с насилием, успеха, однако не имела.
Храм между тем ветшал. В 1804 году его, дорогой из Вильны в Гродно, осматривал Александр I. Подивившись необычному виду церкви, он приказал произвести её отремонтировать. Дело затянулось на десятилетия. Только в начале 1870-х годов, уже после воссоединения униатов с Православной Церковью, был произведён ремонт на ассигнованные правительством средства, после чего храм заново освятили. "Освящение, - пишет Савицкий, - совершено было 21 января сего 1873 года по благословению преосвященнейшего Иосифа (Семашко) местным благочинным прот. Кояловичем в сослужении двух священников и диакона, при стройном пении мальчиков Дикушского народного училища...". До 1923 года маломожейковская церковь действовала как православная, затем польские власти изгнали местную общину и передали храм католикам. Костёлом он оставался до 1939 года, затем пришёл в запустение. После войны здесь находился зерносклад.
В 1989 году церковь возвратили православным. Внешность храма, согласно его статусу памятника истории и архитектуры, поддерживалась в надлежащем виде, но и только. Внутри не осталось ни иконостаса (он был уничтожен ещё при поляках), ни утвари, ни вообще чего бы то ни было, напоминающего о том, что когда-то здесь совершались православные богослужения. Постепенно, усилиями общины и благотворителей, ситуация выправлялась, хотя ещё и теперь внутреннее убранство церкви нельзя назвать соответствующим величественной наружности древнего памятника. Приход маломожейковского храма объединяет восемь окрестных деревень, при храме организована воскресная школа. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы принадлежит к числу объектов, представленных к включению в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО - в комплексе с другими храмами оборонного типа, сохранившимися на современных белорусской, литовской и польской территориях.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №138, 2015 г.