В 1722 году архиепископ Тобольский Антоний освятил в Брусянах храм в честь Вознесения Господня. Первая сельская церковь была деревянной, строилась на средства прихожан. К началу девятнадцатого столетия здание, сложенное из круглых бревен и обшитое тесом, значительно обветшало. Но в нем все еще проводились богослужения и имелась вся необходимая для этого утварь: серебряные и оловянные священные сосуды, Евангелия в медных окладах, инкрустированные финифтью, серебряные и медные напрестольные кресты. Образа украшали медные и позолоченные ризы. На церковной звоннице находилось шесть колоколов, общим весом 62 пуда 10 фунтов. Не позднее 1809 года в Больших Брусянах (тогда еще - Брусянской слободе) началось строительство каменного храма. В 1809 году новая постройка была возведена уже выше уровня окон, а в 1819 году в новой церкви был освящен придел в честь Вознесения Господня. Через пять лет, в 1824 году, освятили еще один придел, с южной стороны, во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.
В 1838 году была заново переложена колокольня Вознесенского храма и отремонтирован южный придел, к которому пристроили помещение для ризницы и церковных сторожей. Все работы проводились на средства крестьянина Симеона Расковалова. Этот благотворитель, а затем и его сын Николай выделили немало средств для закупки ценной церковной утвари, облачений, колоколов. Южный, Симеоно-Аннинский придел Брусянской церкви был вновь освящен в 1840 году. По духовному завещанию Николая Расковалова в 1858 году началось строительство новой каменной церковной ограды, которое и завершилось в 1861 году. Было возведено капитальное сооружение из камня с мраморными столбами и металлическими решетками. В 1865-67 годах Вознесенская церковь снова перестраивалась. Усилиями местного священника М.Смышляева и стараниями прихожан холодный придел был соединен аркой с теплым, и храм стал отапливаться весь. В 1873 году храм был "обновлен" и снаружи. В конце ХIХ века сильно обветшала колокольня церкви, земский техник признал ее неустойчивой, и по распоряжению начальства возле храма устроили временную звонницу на восьми деревянных столбах. В состав прихода Вознесенской церкви Больших Брусян в 1915 году входили деревня Гилева, Чернобровкина и Колюткина. Прихожан насчитывалось 4 228 человек. В приходе имелось три часовни. Одна из них, Симеоновская, находилась на кладбище села, она была деревянная, построена в 1808 году из стен стоявшего там издавна храма. Другая была в деревне Чернобровкиной, деревянная, с колокольней и оградой, освященная в 1830 году во имя святого Модеста Иерусалимского. Третья часовня, тоже деревянная, с колокольней, освященная во имя Симеона Верхотурского, располагалась в деревне Колюткиной. В деревне Гилевой около 1895 года открылась церковно-приходская школа грамоты, которая содержалась объединенными усилиями как церкви, так и прихожан. В деревне Колюткиной работала "домашняя" школа, содержавшаяся на деньги родителей учеников. Закон Божий в этой школе преподавал священник из Большебрусянской Вознесенской церкви. В собственности церкви имелось 600 квадратных саженей усадебной земли (под церковным домом), пять десятин дарственной пахотной земли, 25 десятин сенокоса (без планов и межевых книг); деревянный дом для священника, крытый железом, со службами; два корпуса деревянных лавок. В 1910 году в Больших Брусянах начали строить новый каменный храм, но работы по его возведению затянулись на длительный срок. После революции 1917 года государство начало гонение на религию.
В начале двадцатых годов многие культовые здания были национализированы, во всех храмах проводились конфискации церковных ценностей. По акту от 30 мая 1922 года из Вознесенской церкви было изъято 1 пуд 3 фунта серебра. В 1924 году община Вознесенского храма предприняла попытку завершить строительство нового храма, начатое еще в 1910 году. У здания были выстроены стены, но отсутствовали своды и крыша. Президиум Белоярского райисполкома постановлением от 26 августа 1924 года отказал верующим в этой их просьбе. Здание намеревались использовать "для общественных и культурных целей". Дальнейшие ходатайства общины оказались тоже безрезультатными. Власти заявили, что признают недопустимой "передачу частной организации принадлежащих государству материалов, каковыми следует рассматривать начатую постройку". Жители Больших Брусян и близлежащих деревень направляли заявления и жалобы во ВЦИК, в Москву, но 30 марта 1927 года получили окончательный отрицательный ответ. Незавершенный храм было предложено разобрать и использовать материал для постройки амбулатории. В 1929 году проводилась большая кампания по закрытию церкви в селе. Устраивались собрания трудящихся, на которых принимались соответствующие решения. Была проведена проверка технического состояния здания храма и составлено заключение о его ветхости и непригодности к дальнейшей эксплуатации. 22 февраля 1930 года Свердловский окружной исполнительный комитет принял постановление о закрытии церкви в селе Больший Брусяны, предложив Баженовскому райисполкому "приступить к ликвидации культового имущества". Община Вознесенской церкви обращалась в различные инстанции с просьбой разрешить отремонтировать храм и продолжать службы, и 31 декабря 1930 года Уральский облисполком своим постановлением здание вернули верующим. Дата окончательного закрытия Вознесенской церкви в селе Большие Брусяны по архивным источникам не прослеживается.
Интернет-версия "Православной газеты", Екатеринбург