Из книги священника Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии», 1888 г., том 3: Баловнево в качестве села упоминается в писцовой книге 1628 и 29 г., где оно описывается так: «село Баловнево на Аннине бояраке, а в селе церковь Пречистыя Богородицы Владимерские иконы да придел Николы Чудотворца древена клецки, а в церкви Божие милосердие – образы, и ризы, и книги, и колокола, и всякое церковное строенье вотчинника Степана Михайлова, сына Рельнева да помещика Демида Муромцова…» В окладной книге 1676 г. находившаяся в с. Баловнево церковь Наименована Никольскою. В 1746 г. Артиллерии поручик, Стефан Сухотин, просил дозволения у епархиального начальства на построение при Никольской церкви придела в честь пророка Илии, что ему и было дозволено.
Вместо деревянной, каменная Владимирская церковь с приделами Ильинским и Никольским построена была капитаном Василием Муромцовым около 1770 г.; но так как она построена была на сыром и низком месте и, по худой работе, истрескалась и грозила падением, то генерал-лейтенант Матфей Васильевич Муромцов в октябре 1789 г. просил преосвященного Симона дозволить ему построить новую каменную церковь на высоком и приличном месте, а старую – сломать и употребить на постройку новой, на что и дать ему благословенную грамоту, оторая и выдана была 18 октября того же года за №2189.
В существующей ныне в с. Баловневе выстроенной по плану и фасаду соборнаго, Александр. лавры, храма, Владимирской церкви приделы Никольский и Ильинский отстроены и освящены были при жизни храмостроителя – первый в 1798, второй – в 1799 г.; но настоящая церковь — в честь иконы Божией Матери Владимирская – отстроена была сыном его – статским советником Матвеем Матвеевичем Муромцовым. К отделке настоящей церкви им приступлено было в 1823 г. и издержано не менее 40,000 рублей. Плана и межевой книги на землю под церковь и кладбище не имеется; они в 1822 г. были неизвестно кем похищены из церкви. По штату 1873 года в причте положены 1 священник и 2 псаломщика. В причте по штату 1885 г. положены 1 священник, 1 диакон и 1 псаломщик.
Из священнослужителей означенной церкви известны: Симеон уп. в 1628 г. Евдоким уп. в 1676 г. Даниил Евдокимов род. в 1700 г. сент. 20. Иаков Леонтиев упом. в 1716 г. Захария уп. в 1727 г. Игнатий Иаковлев род. в 1741 г. июн. 5; умер в 1742 г. Иоанн Иаковлев род. в 1741 г. июл. 21; умер в 1759 г. Василий Даниилов упом. с 8 ноябр. 1742-70 г. Никита Игнатиев упом. с 1759-98 г. Феофилакт Васильев упом. с 1770-99 г.
Иоанн Григориев род. в 1798 г. сент. 20, ум. в 1822 г. Стефан Иеремиев род. в 1799 г.; ум.в 1823 г. Тимофей Прокопиев Белкин уп. с 19 ноябр. 1822-58 г. Николай Тимофеев Белкин уп. с 16 февр. 1858-78 г. Николай Васильев Панаретов уп. с 1878-86 г. Стефан Алексеев Симфонин сост. с 1886 г. до 8 окт. 1887 г. Василий Петрович Серебров с 24 янв. 1888 года.
Из Расписания городских и сельских приходов, церквей и причтов Рязанской епархии за 1874 г. можно узнать следующее. Священники: 187–1878 – Белкин Николай Васильев (по штату 1873 – настоятель прихода); 1878–1886 – Панаретов (Понаретов) Николай Васильев †1892; 1886–1888 – Симфонин Стефан Алексиев; 1888–1894 – Серебров Василий. Штатные диаконы: 1885–1894 – Парфенов Димитрий. Исправляющие должности псаломщиков (1873–1885 годы) 1–я вакансия: 1873–1882 – Златоустовский Иоанн †1888, диакон (по штату 1873 – штатный); 1882–1885 – Парфенов Димитрий, диакон. 2–я вакансия: 1873–1885 – Тронов Димитрий, причетник, диакон (1882) (по штату 1873 – штатный). Штатные псаломщики (с 1885 года): 1885–1886 – Златоустовский Михаил †1886; 1886–1894 – Кочуров Василий. Сверх штата 1873–1886 – Кочуров Василий, пономарь (по штату 1873 – сверхштатный). Также удалось узнать, что одним из последних священников Владимирского храма стал Яковлев Павел Иоаннович (по данным 1912 и 1914 гг.).
Построена в 1797-1823 годах. Автором проекта ряд исследователей считают В.И. Баженова. Храм представляет редкий тип объемно-пространственной композиции раннего классицизма – двухколоколенную церковь с двухъярусным световым барабаном. К подобному типу принадлежит, в частности, Троицкая церковь в подмосковном имении фельдмаршала П.А. Румянцева Троицкое-Кайнарджи, авторство проекта которой И.Э. Грабарь связывал с именем В.И. Баженова. Прямоугольный в плане объем храма, обогащенный с севера и юга четырехколонными портиками тосканского ордера венчает двухъярусный барабан. Первый ярус – глухой восьмигранный, второй представляет собой круглый в плане световой барабан, перекрытый плоским куполом с малым глухим барабаном главки. Западный фасад фланкирован двумя четырехъярусными симметричными колокольнями (первый и второй ярусы квадратные в плане, третий и четвертый – круглые. Колокольни увенчаны шпилями). Фасады первого и второго яруса колоколен обработаны сдвоенными пилястрами тосканского ордера. С северо-запада и юга фасады первого яруса колоколен венчают треугольные фронтоны. Третий и четвертый ярусы колоколен обработаны трехчетвертными колонами (в третьем ярусе), и полуколоннами (в четвертом ярусе) тосканского ордера. Третий и четвертый ярус прорезаны по сторонам света арочными проемами звона с венчающими замковыми камнями. Центральный ризалит западного фасада. Увенчанный треугольным фронтоном, акцентирован на уровне первого яруса овальным в плане объемом тамбура, обработанным четырьмя колонами тосканского ордера. На уровне второго яруса ризалитную часть западного фасада прорезают большая полуциркульная ниша. Двусветный первый ярус храма по фасадам прорезан на уровне первого света прямоугольными с полуциркульным завершением оконными проемами, на уровне второго света – круглыми оконными проемами. Подобным образом оформлен второй ярус колоколен. На уровне нижней части центрального ризалита западный фасад прорезан тремя прямоугольными с полуциркульным завершением оконными проемами. Второй световой ярус барабана. Обработанный пилястрами тосканского ордер, прорезан квадратными с полуциркульным завершением оконными проемами, декорированными наличниками зубчатого рисунка. Обработанный по углам пилястрами тосканского ордера восьмигранный объем нижнего глухого барабана декорирован по периметру фасада двумя полосами геометрического белокаменного декора. Все основные архитектурные детали, включая карнизы, импосты, капители и базы колонн выполнены также из белого камня. Линии карнизов храма, включая световой барабан и колокольни декорированы мотивами сдвоенных, строенных и одинарных кронштейнов-дентикул.
А.Ю. Клоков в статье «Баловнево. Усадьба Муромцевых» так описывает интерьер храма: Интерьеры храма необычны. Храмовая часть, круглая в плане, с северозападной и юго-западной сторон имеет глубокие ниши. В южной нише начинается каменная винтовая лестница на хоры, расположенные в большой нише западной стены, в верхней части первого яруса. Хоры увеличены за счет кованого балкона, свод их находится на уровне карниза, разделяющего первый и второй ярусы восьмерика. В северной нише располагался камин, отделанный белыми рельефными изразцами и чугунным литьем. Это место в храме предназначалось для владельца. Почти половину площади храмовой части занимал, алтарь и невысокая, в одну ступень, солея. Пол по диагонали в черную и белую клетку выстилали небольшие каменные плитки. Стены первого и второго ярусов украшены пилястрами с капителями коринфского ордера. Первый, второй и третий ярусы отделялись друг от друга массивным лепным карнизом. Несохранившийся иконостас, по всей видимости, был не выше первого яруса храма. Росписи нижнего яруса также не сохранились. Во втором ярусе, между пилястр, на всю высоту яруса были выполнены изображения апостолов. На алтарной стене — огромная икона «Тайная Вечеря», а напротив, над хорами — рельефное изображение Святой Троицы, окруженное сиянием. Над ним — большая икона, напоминающая картину Иванова «Явление Христа народу».
Обширная трапезная храма поделена на три нефа двумя рядами колонн с капителями коринфского ордера. В ней размешены два дополнительных престола, а в юго-западном углу — крестильня. Трапезная теплая, с гипокаусным отоплением. По боковым стенам нартекса расположены два входа. Один — под правую колокольню, где расположена лестница, ведущая вниз, в фамильный склеп Муромцевых, под юго-западную часть трапезной. Второй вход ведет на винтовую лестницу левой колокольни, по которой можно подняться до второго яруса, в коридор, ведущий на балкон, винтовую лестницу правой колокольни и чердак. До последнего времени на чердаке сохранялись остатки опор стропильной системы в виде мощных мауэрлатов, связанных через чугунные башмаки круглыми стержнями с винтовыми натяжками. Каждый мауэрлат состоял из двух брусьев квадратного сечения, лежащих на стене параллельно и воспринимавших распорные усилия огромных стропильных ног.
Владимирская церковь – незаурядный образец культового зодчества эпохи раннего классицизма на территории Липецкой области.
Оригинал статьи на сайте Липландия http://www.lipland.ru/?p=81