САКУЛИНО, ЦЕРКОВЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ, 1-я треть 19 в. Расположена на окраине села. Построена из кирпича в 1826-27 гг. на месте деревянной церкви 1791 г. Колокольня и апсида утрачены. Характерный для Верхнего Поволжья сельский храм красивых пропорций, выполненный в формах, переходных от барокко к классицизму; оригинальная объемная композиция сочетает ярусное построение с традиционным пятиглавием.
К высокому основному объему типа восьмерик на четверике, завершенному пологим граненым куполом с пятью луковичными главами на восьмеричках - барабанах, примыкает широкая низкая трапезная под двускатной кровлей. Боковые фасады двусветного четверика трактованы как крупные пилястровые портики, завершенные фронтонами с глубокими полуциркульными нишами в тимпанах. Арочные окна в нижнем свете имеют треугольные завершения - фронтончики, а во втором - так называемые сандрики "на ножках" с профилированными полочками. Ребра восьмерика, почти равного по ширине четверику, подчеркнуты огибающими лопатками. Крупные арочные окна - по одному в каждой грани - аналогичны окнам второго яруса четверика, а также трапезной. На углах трапезной и в простенках поставлены пилястры; по верху стен проходит многопрофильный карниз.
Четверик храма перекрыт восьмилотковым сводом со световым кольцом барабана, трапезная - сомкнутым. В интерьере основного объема частично сохранилась роспись клеевыми красками. Она поновлялась маслом во 2-й пол. 19 в., тогда же была расписана трапезная (уцелели фрагменты живописи на своде). Композиции в нижнем ярусе четверика и некоторые в восьмерике утрачены.
Характерный пример стенописи палехского круга в стиле барокко, отличающейся развитыми ландшафтами и архитектурными фонами, усложненной компоновкой персонажей и восходящей к иконописной традиции моделировкой ликов и одеяний. Мягкий колорит построен на светлых и чистых, но не интенсивных красках. Разбеленная, либо золотистая охра гризайльного орнамента, гармонирующая с голубой окраской стен, дополнена фиолетовыми тонами в фонах композиций, красно-коричневыми и синими - в одеждах.
В традиционной для данного времени иконографической программе превалируют новозаветные сюжеты; большое место отведено притчам. Свод занят единой композицией "Новозаветная Троица". Роспись на стенах подчеркивает вертикальную устремленность пространства интерьера. На гранях восьмерика написаны евангельские сцены (причем на северо-восточной и юго-восточной гранях - в два яруса), в тромпах -евангелисты. Также в два яруса расположена живопись в простенках четверика, по одной сцене - в оконных нишах. Центральная часть западной стены отведена для композиции "Страшный суд". В гризайльных обрамлениях широко использованы барочные картуши. Фрагментарно сохранился главный иконостас в стиле классицизма.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2» . - М., Наука, 2000, с. 702-704