ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Заборовье. Церковь Петра и Павла.

Петропавловская церковь


Церковь. Не действует.  
Престолы:Петра и Павла, Николая Чудотворца, Рождества Пресвятой Богородицы
Год постройки:1788.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Тверская обл., Вышневолоцкий район, с.Заборовье

Координаты:57.357549, 34.369255


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Петра и Павла - Заборовье - Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк - Тверская область
hekkate
30 июня 2015
Церковь Петра и Павла - Заборовье - Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк - Тверская область
hekkate
30 июня 2015
Церковь Петра и Павла - Заборовье - Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк - Тверская область
вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
22 мая 2009
Церковь Петра и Павла - Заборовье - Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк - Тверская область
основной объем, вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
22 мая 2009
Церковь Петра и Павла - Заборовье - Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк - Тверская область
Илья Смирнов
14 июня 2004
Церковь Петра и Павла - Заборовье - Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк - Тверская область
Илья Смирнов
14 июня 2004
Церковь Петра и Павла - Заборовье - Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк - Тверская область
Илья Смирнов
14 июня 2004
Церковь Петра и Павла - Заборовье - Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк - Тверская область
Илья Смирнов
14 июня 2004
Церковь Петра и Павла - Заборовье - Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк - Тверская область
Илья Смирнов
14 июня 2004
Церковь Петра и Павла - Заборовье - Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк - Тверская область
1994
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
1 января 1994
Церковь Петра и Павла - Заборовье - Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк - Тверская область
hekkate
30 июня 2015
Церковь Петра и Павла - Заборовье - Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк - Тверская область
временное крепление кровли трапезной
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
22 мая 2009
Церковь Петра и Павла - Заборовье - Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк - Тверская область
центральная часть свода основного объема
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
22 мая 2009
Церковь Петра и Павла - Заборовье - Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк - Тверская область
свод и крепление кровли северной апсиды
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
22 мая 2009
Церковь Петра и Павла - Заборовье - Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк - Тверская область
западная стена основного объема
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
22 мая 2009
Церковь Петра и Павла - Заборовье - Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк - Тверская область
южная часть трапезной
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
22 мая 2009
Церковь Петра и Павла - Заборовье - Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк - Тверская область
северо-западный угол основного объема
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
22 мая 2009
Церковь Петра и Павла - Заборовье - Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк - Тверская область
колокольня, средний ярус
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
22 мая 2009
Церковь Петра и Павла - Заборовье - Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк - Тверская область
вид на трапезную со среднего яруса колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
22 мая 2009
Церковь Петра и Павла - Заборовье - Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк - Тверская область
Илья Смирнов
14 июня 2004
Церковь Петра и Павла - Заборовье - Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк - Тверская область
Илья Смирнов
14 июня 2004
Церковь Петра и Павла - Заборовье - Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк - Тверская область
Илья Смирнов
14 июня 2004
Церковь Петра и Павла - Заборовье - Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк - Тверская область
Илья Смирнов
14 июня 2004
Церковь Петра и Павла - Заборовье - Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк - Тверская область
Илья Смирнов
14 июня 2004




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Харченко Геннадий,  2 декабря 2012

Село Заборовье ныне Вышневолоцкого района, от Твери 120 верст, от Вышнего Волочка 38 километров. Петропавловская каменная церковь построена в 1788 году с тремя престолами: святых апостолов Петра и Павла, святителя Николая и Рождества Пресвятой Богородицы.

В приходе 32 деревни, 594 двора, 2108 мужчин и 2346 женщин, из них 3220 карел. Были построены одиннадцать часовен в деревнях Шемелево, Михайлово, Бухолово, Федоров Двор, Жальцы, Новины, Петрилово, Кузнечиха, Мальково, Гарусово и Елохово.  В селе ранее была деревянная церковь Николая Чудотворца, построенная в начале ХVIII века и сгоревшая в 1762 году.

В 1768 году по челобитной священника К. Иоаннова и крестьянина из деревни Званково С. Петрова началось строительство кирпичного храма. Из-за нехватки средств, собранных прихожанами, строительство велось с перерывами около 20 лет до 1788 года. В тот год закончили строительство и освятили трапезную с пpестолом во имя Николая Чудотворца. Работы по строительству храма пpодолжались до 1799 года.

Петропавловская церковь стоит на высоком холме на окраине села Заборовье, построена на валунном фундаменте. Необычное архитектурно-конструктивное решение церкви не встречается более на территории Вышневолоцкого района и позволяет считать здание одним из интереснейших и своеобразных памятников Тверской области. До недавнего времени состояние церкви было аварийное, полностью отсутствовала кровля храма, на сводах были трещины, утрачены завершения колонн. В настоящее время церковь отреставрированна, но само село исчезло, сгорели два последних дома.

В 1901 году служили: священник Иван Андреевич Димитровский, 69 лет, на службе с 1862 года, священником с 1878 года; священник Михаил Николаевич Дмитровский, 28 лет, на службе с 1895 года, священником с 1897 года, в 1915 году продолжал службу. Священник Иван Михайлович Некрасов, 27 лет, на службе с 1894 года, священником с 1899 года, в 1915 году продолжал службу, тогда уже было не три, а два священника. Дьякон Алексей Иванович Колоколов, 27 лет, в должности с 1893 года, дьяконом с 1897 года, в 1915 году на его должности служил Василий Тихомандрицкий, 52 года. Псаломщик Арсений Андреевич Образцов, 60 лет, в должности с 1862 года, в 1915 году на этой должности служил Дмитрий Мескорецкий, 29 лет. Псаломщик Михаил Иванович Лебедев, 55 лет, в должности с 1880 года. Псаломщик Николай Иосифович Виногpадов, 26 лет, в должности с 1899 года. В 1915 году было не три, а две должности псаломщика, кроме Д. Мескорецкого исполнял дела псаломщика Василий Смирнов, 18 лет. В приходе священника И.А. Димитровского в 1901 году было 162 двора, 775 мужчин, 929 женщин, в приходе священника М.Н. Дмитровского - 214 дворов, 819 мужчин и 901 женщина, у священника И.М. Некрасова - 218 дворов, 870 мужчин и 909 женщин. Последним священником этой церкви был Виктор Иванович Воронов, 1889 года рождения, уроженец города Вышний Волочек. Арестован за контрреволюционную агитацию против Советской власти 15 ноября 1937 года, расстрелян 29 ноября того же года. Полностью реабилитирован в апреле 1989 года.

Кирпичный оштукатуренный храм в сдержанных формах барокко отличается уникальным конструктивным решением. Сооружён на окраине села на месте деревянной Никольской церкви, сгоревшей в 1762 г. Строительство было начато в 1768 г., в 1788 г. освящен Никольский придел, в 1791 г. - главный престол. В трехчастной объемной композиции доминирует монументальный двусветный четверик, увенчанный традиционным пятиглавием с широко расставленными ребристыми главами на восьмигранных глухих барабанах. С востока примыкают двепятигранные апсиды разной величины, с запада полуразрушенная трапезная и трехъярусная колокольня, состоящая из четвериков. Углы объемов раскрепованы и обработаны лопатками. Арочные проемы верхнего и нижнего света храма не совпадают по осям. Центры боковых фасадов четверика отмечены лопатками, упирающимися в подоконники верхних окон. Окна оформлены рамочными наличниками с рельефными замками (нижние с ушками и фартуками). Архивольты порталов опираются на полуколонки. Декорацию фасадов дополняют профилированные межъярусный и венчающий карнизы четверика, карнизы барабанов и ярусов колокольни. Декор выполнен из кирпича, белокаменные лишь подоконники. Высоко поднятый свод четверика опирается на центральный столб. Такое конструктивное решение, необычное для храмов, широко применялось в монастырских трапезных начиная с XV в. Под трапезной, перекрытой лотковым сводом, находится подвал для отопительной системы.

В интерьере сохранились фрагменты масляной живописи второй половины XIX в., выполненной в академической манере.

ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 919, 932, 952, 955; Списки населенных мест Российской империи. Т. 4З. Тверская губерния. СПб., 1862. С. 126; Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь. 1901.


Статью добавил(а): Вадим кр,  26 мая 2016

Церковь Петра и Павла расположена на высоком холме на окраине села Заборовье Вышневолоцкого района Тверской области.

Каменная церковь Петра и Павла в стиле барокко возведена на валунном фундаменте на средства прихожан в 1768-1788 годах вместо сгоревшей (в 1762 году) деревянной церкви Николая Чудотворца. Монументальный двусветный четверик увенчан роскошным пятиглавием. С восточной стороны к основному объему примыкают две разновеликие апсиды, а с западной - трапезная и трехъярусная колокольня, сооруженная из четвериков. Раскрепованные углы объемов обработаны лопатками. Оконные проемы украшены рамочными наличниками с рельефными замками. Профилированные карнизы барабанов, ярусов колокольни и четверика подчеркивают особую четкость линий архитектурного решения. Во второй половине XIX века в интерьере храма выполнена академическая масляная живопись, фрагменты которой сохранились до наших дней.

В настоящее время трехпрестольный Петропавловский храм с Никольским и Рождественским приделами восстановлен, но в связи с тем, что селе отсутствуют жители, богослужения в нем не ведутся.

http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/tserkov-petra-i-pavla-14334.html


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  27 июля 2017

Село Заборовье расположилось на высокой открытой местности среди молодой лесной поросли и ещё не заросших кустарником полей. Ещё на подъезде к селу на него открывается великолепный вид. Само село расположилось на высокой круче, на одном из склонов которой в советское время была устроена горнолыжная база. Село не сохранилось. В каких-то, по-видимому, бывших церковных помещениях рабочие делали ремонт, вырубленный кустарник на склоне говорил о том, что в лыжную базу собираются вдохнуть новую жизнь. Но нас интересовал храм – один из немногих каменных храмов Вышневолоцкого уезда, построенных в XVIII в. Его архитектура нетипична для наших мест. Украшенный пятью небольшими главками, храм имеет две апсиды и примыкающие с запада трапезную и приземистую двухъярусную колокольню. После реставрации 1980-х гг. храм лишился крестов – они были заменены на штыри, подвергся внутренним переделкам. Так в трапезной храма была устроена глухая разделительная стена, на которую упираются стропила кровли, центральный западный вход был заложен, оставлены лишь боковые.

Такое переустройство церкви понятно: реставраторам не доставало средств, а может быть умения для восстановления утраченного свода трапезной, поэтому так и поступили. В общем, реставрация была больше призвана сделать из храма декорацию для туристов лыжной базы, нежели возродить само здание. Внутри никакой реставрации не было и, по-видимому, даже не намечалось. Церковь долгое время была наглухо закрыта, а сквозь пыльные стёкла окон разглядеть что либо внутри не представлялось возможным. Но вот база была упразднена, следить за храмом стало некому, и тогда были выломаны двери, выбиты окна, а сам храм подвергся росписи многочисленными автографами «любителей» старины. Внутри храм пуст, лишь росписи со сценами из Евангелия сохранились от первоначального убранства церкви. Пояс росписи расположился между окнами первого и второго яруса и примерно посередине каменной колонны, устроенной в центре зала для поддержки свода церкви.

Само расположение колонны нетипично. Обычно свод поддерживали четыре столпа, оставляя центральную часть храма свободной, здесь же всё наоборот. Колонна не только поддерживает свод, но и центральный купол, барабан которого сложен из кирпича. Апсид у храма две – обе они восстановлены в ходе реставрации. Из архивных документов следует, что приделы носили посвящение: главный — в честь святых Апостолов Петра и Павла и боковой — Святителя Николая и Рождества Пресвятой Богородицы.

История храмового места в Заборовье восходит к глубокой древности. В Новгородских летописях под 6953 годом от Сотворения Мира удалось найти упоминание о том, как Тверской князь Борис «в Бежицком Верху и по Заборовию 80 волостей повоева в два года». Следующее упоминание о погосте Заборовье мы находим в Новгородских писцовых книгах в Деревской пятине под 1495 г. Большая часть земель, что в Заборовском, что в Ясенском погостах до «письма» 1495 г. принадлежало крупным монастырям. В Заборовском погосте мы встречаем упоминания «в Заборовье же великого князя волостки оброчной, что была Аркажского монастыря за кормленщиком», в которую входили деревни Кокоткино, Пепелково, Олелцово, Горлово, Манково, Моклоково, Офремовскаа, Голышино, Кожакино, Михеево, Песьяково, Пашино, Бухарово — возможно, современное Бухалово, Новинка, Малышово, Бебино, Матаново, Климово, Рылово, Чернцово. Подобное упоминание мы встречаем о землях «Спаского Футынского манастыря», «Пречистые Щилова манастыря», упоминается так же «волотка монастырская Олдрея святого с Ситны Богдановская Есипля, что им дал князь великий противу их обеж». На момент переписи все эти земли принадлежали уже другим хозяевам.

Храм в с. Заборовье не упомянут, точнее, в Писцовой книге отсутствует огромный кусок, где, возможно, и было описание одной из первых Заборовских церквей. Первое описание Заборовскй церкви мы находим в Писцовой книге 1582-83 гг. письма Кузьмы Карцова. В землях «Царя и Великого князя в погосте Заборовском» есть упоминание о д. Горке, «а в ней церковь Рождества Пречистые, а поставили дети боярские вопчи на Третьяковой земли Палицына; а дворов двор попов, двор дьячков, двор пономарёв, двор проскурницин, два двора бобылских пусты». Со временем это церковное место получило название погоста Заборовье, сама же деревня Горка сохранив за собой прежнее наименование, существует до сих пор близ Заборовья.

Каменная церковь Петра и Павла была построена на погосте на месте прежнего деревянного храма. Самое старое дело Заборовского прихода за 1768 г. разбирает пожар, случившийся в приходе. Во время него и сгорела прежняя деревянная церковь. Строительство каменного храма началось в 1780 г. В Тверском Государственном архиве сохранился один из проектов новой церкви. По стилю он совершенно отличен от современной церкви в Заборовье. На рисунке мы видим пятикупольное здание с трёхярусной колокольней, украшенное барочным орнаментом, колоннами и наличниками окон. Купола церкви также иной формы. Своим внешним убранством храм напоминает Преображенскую церковь в Есиновичах. Вполне возможно он таким и был, но последующие перестройки XIX-XX веков лишили его былого великолепия.

В 1786 г. причт прихода подал прошение «О выдаче новых антиминсов». Дважды, в 1788 и 1791 гг., причт подавал прошения об освящении церкви. В документах Тверского государственного архива сохранилось описание Петропавловской церкви в Заборовье. «Церковь стоит на камнях, - писали о храме современники, - Цокольный этаж из не обтесанного камня. 15 сажень длиной, 7 саженей шириной, 6 вершков высотой. Стены церкви снаружи и внутри отшукатурены и окрашены охренною красною… Церковь сея белого цвета с изображением в верху возле столпа, по западной стороне Нерукотворного Образа Спасителя, а трапеза голубого с изображением всевидящего ока в облаках. В этой церкви два престола в ряд из коих главный во имя Святых Апостолов Петра и Павла, второй во имя Святителя Николая Чудотворца. Внутри церкви по среди оной столб в квадрате. Простенков в главном алтаре два, четвероуголенья и стена разделяющие алтари между собой в коей устроен проход из одного алтаря в другой. Во всей церкви окон 21: именно вверху 6 и внизу 15, в окнах 21 рама со стеклам, сосновая, внизу укреплены железными крепежками, коих числом 15, вверху оных не имеется. На церкви 5 глав крытых простым железом. На главах кресты деревянные осмиконечные, обитые жестью. Крыша на церкви и алтарях железная, на деревянных стропилах, окрашенная зеленой краской, на трапезе деревянная неокрашенная. Входные двери в церковь с западной, северной, южной сторон деревянные, окрашенные темнозеленой краской, обитые цинковым железом с запорами, на западных со внутренними и внешними замками, а на северных и южных с висячими изнутри и снаружи замками. Паперть каменная, под колокольней с западной стороны с тремя дверями, над коими устроены полуциркульные оконца со стеклами. Крыльцев при паперти деревянных два с деревянными ступенями, над ними крыша деревянная неокрашенная. При северных дверях крыльцо из дикого камня и при южных такое же без крыш».

Над главным престолом в честь Петра и Павла была устроена резная сень: «Над престолом стена на четырёх деревянных колоннах… В оной над престолом образ Господа Саваофа на холсте, с четырех сторон изображение в круглых рамках четверых Евангелистов, над нею устроена деревянная позолоченная корона». Антиминс на престоле священнодействован Тверским архиепископом Григорием в 1834 г., видимо ,после капитального обновления храма. Второй престол храма Николая Чудотворца переделкам не подвергся. На нём сохранился антиминс 1786 г., освящённый Тверским архиепископом Иоасафом. «Над престолом сеня висячая, с простою порезкого, позлащенная. В оной над престолом изображения Христа Спасителя на холсте и с четырех сторон в круглых рамках – четырех Святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа Московских Чудотворцев».

Иконостас в храме был резной, частью посеребрённый, частью позолоченный, высотой в 4 яруса. Над Царскими вратами возвышался в центре «в кругу, обложенном позолоченной порезкой образ Спасителя, беседующего с учеником иконного письма… над ним позолоченная корона. Внизу Святый Дух в виде голубя с позолоченными деревянными лучами». Справа от Царских врат помещался образ Спасителя на престоле, далее храмовый образ Петра и Павла в посеребрённой ризе. С левой стороны от Царских дверей был образ Богоматери с Младенцем на руках, за ней северные двери в алтарь с образом Пророка Моисея, а над ними «резная завеса, вверху с короной, деревянная, позолоченная». Во втором ярусе кроме центральной иконы Христа, беседующего с учениками, было ещё четыре образа в круглых, позолоченных рамах: Богоявление Господне, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождества Богородицы и Вознесения Господня. Второй иконостас украшали Царские двери с резным изображением Благовещения Пресвятой Богородицы.

С западной стороны центральной колонны был устроена резной катафалк для Плащаницы: «о двух ступенях — окрашены в зеленый и красный цвета — на нем Плащаница с изображением Христа Спасителя, с боков на четырех ножках на сем катафалке устроена сень на двух колоннах и двух полуколоннах, по кругу сени изображена деревянная завеса окрашенная голубо-красным, внутри изображение Сошествие Святого Духа, на южной стороне этой сени связанного Спасителя в кругу украшенном позолоченной деревянной рамой. На западной стороне – Христос Спаситель, несущий крест, в кругу, на северной стороне – Христос Спаситель, молящийся в саду. На этой сени устроены глава и Крест».

На момент описания церкви живописи, остатки которой мы можем видеть сейчас, не было. Внутри церковь была выбелена, а на своде с западной стороны от центрального столпа был изображен Нерукотворный образ Спасителя. Главный алтарь окрашен в зелёный цвет, второй алтарь – в голубой. Трапезная храма выкрашена в голубой цвет, в центре её свода помещалось изображение Святого Духа.

Колокольня церкви устроена в 1784 г., покрыта тёсом «искрашенным», крест железный. На колокольне было 8 колоколов, 1-ый колокол 64 пуда 24 фунта. Из описания ограды церкви следует, что она была на фундаменте из дикого камня, с кирпичными оштукатуренными столбами, покрытыми крашенным тёсом. «Между столпов деревянные решетки, окрашенные зеленой краской с большими створчатыми воротами деревянными на западной стороне и с малыми с северной и южной сторон. В этой ограде, с правой западной стороны сторожка деревянная, в две сажени длиной и в две шириной, при оной сени в сажень, крытые тесом с одним окном».

Рядом с храмом сохранился древний некрополь, на котором насчитывается около десятка каменных надгробий. Сквозь мхи ещё можно прочитать полустёртые надписи. «Здесь погребено тело иерея Иоанна Вларионовича Истомина…», - гласит одна из них на надгробии близ алтаря храма. В «Русском провинциальном некрополе» упомянуты захоронения Завалиевского Василия Степановича, полковника (род. 4 августа 1796 г. – сконч. 14 октября 1848 г.) и его супруги Завалиевской Наталии Григорьевны (род. 1801 г. – сконч. 3 августа 1865 г.). Остальные надгробия, высеченные из дикого камня можно датировать XVIII-XIX вв. При храме через дорогу существует и второй некрополь. Он появился позднее первого, когда тот был переполнен. На нём так же уцелели старые захоронения.

Денис Ивлев. По материалам: сайтов Верхневолжье Православное - Издание Тверской Митрополии Русской Православной Церкви; http://hram-tver.ru/vyshvolokrn/zaborovievyshvolok.html

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.