В округе поселений черкасского Ахтырского полка, кроме Ахтырского монастыря, было еще три монастыря — Краснокутский, Сеннянский и Вольновский. Краснокутский Петропавловский монастырь находился на правом берегу р. Мерла, в 3 верстах от Краснокутска, ныне заштатного города Богодуховского уезда. По топографическому описанию 1785 г. он «построен вышедшим из-за Днепра прежней службы полковником Степаном Штепою». В 1772 г. старожилы Краснокутска дали от себя такое показание: «В прошлых давних годех призваны и царскою милостию обнадежены с того боку р. Днепра тамошние многие старшины и многие люди, как и в Уманцевой грамате гласит. В том же числе вышел Максима и Гаврила Штепиных прадед Заднепровский полковник Иван Штепа и пришед на р. Мерло занял себе повыше местечка Краснаго Кута пустое место, на котором построил монастырь, и принял несколько монахов сторонних; в том монастыре был он игуменом Иоанникием, а сын его Матвей был в Николаевской церкви священником, и по смерти отца своего игуменом Мартинианом» и пр. Поелику полковнику Никите Сененке-Уманцу дано было письменное дозволение на занятие земель в Мурафе в 1672 г., то вышедший вместе с ним полковник Иван Штепа основал вблизи Краснокутска монастырь, конечно, около 1673—1675 гг.
Главный храм в обители был во имя Петра и Павла, а другой трапезный — в честь Рождества Богородицы, оба деревянные. В 1756 г. выдан был антиминс для сего последнего, но не в первое время существования его. Монастырь был огражден деревянною оградою. Краснокутская обитель была довольно благоустроенна по жизни иноческой и благочинию. В ней всегда было значительное число братии. По делу 1742 г. в Краснокутском монастыре при игумене Кирилле было 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 5 монахов, 3 послушника; между последними «Захарий Матвеев, сын Романовский, канархист Матвей Гордеенко», оба из дворян. По документам видно, что здесь был полный и правильный состав управления: были, кроме игумена, казначей, благочинный, духовник и пр.
По упразднении монастыря Петропавловский храм с иконостасом превосходной иконописи перенесен в Краснокутск, где и доселе стоит еще крепкий. Имения, поступившие в ведение казенной палаты, заключались: а) в пустоше Прядуновой Бабке, в которой было 263 дес.; б) в пустоше Черной с 6 дес. земли; в) в пустоше Робляные могилы с 268 дес.; г) в слободке Чернетчине с 1006 дес. земли, с 220 душами муж., 221 жен. В последнем из 160 дес. пашенной земли на монастырь обрабатывалось только 5 дес., прочее же отдавалось в пользу черкасов; строевой сосновый лес до 50 дес. был вышиною до 4 сажень; дровяного леса было до 600 дес. Ныне почти все опустошено.
http://dalizovut.narod.ru/filaret/filar_13.htm
Комментарии и обсуждение
Святая обитель простояла под Красным Кутом целый век и служила, кроме всего прочего, еще и надежной крепостью. Взять ее штурмом не удалось ни одному завоевателю, хотя окрестные поселения регулярно страдали от вражеских набегов. Но то, чего не сделали «басурмане», успешно осуществила российская императрица Екатерина II, которая прославилась своей нелюбовью к запорожскому казачеству. Монастырь по ее приказу был разрушен до основания при введении в Украине крепостного права. Но при этом... не перестал существовать. И до наших дней сохранилась подземная часть обители – почти десятикилометровый лабиринт с тремя выходами. Причем речь идет о серьезном инженерном сооружении, выложенном кирпичом. Оно было нужно монахам не только для уединенного богослужения, но и для того, чтобы отсылать гонцов за помощью во время нападения врагов.
В Санкт-Петербуоге в Государственном архиве дата основания Ахтырского монастыря 1640 г. И Ахтырский и Краснокутский монастыри основаны полковником Степаном Штепою. В Дендолпарке в садоводческой бригаде в советское время работал бригадир по фамилии Штепа. Он был одним из потомков Штепов. А в 1923 г. в селе Чернещина были расстреляны 710 священников и монахов из монастыря Петропавловский Ураснокутского района. Сейчас 2023 г. 100-летие расстрела.