ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Красково. Церковь Владимирской иконы Божией Матери.


Красково. Церковь Владимирской иконы Божией Матери
Церковь. Действует.  
Престолы:Владимирской иконы Божией Матери, Сергия Радонежского, Константина и Елены
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1831 и 1833.
Архитектор:Ф.М. Шестаков (предположительно)
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Московская область, Люберецкий район, поселок Красково, ул. К. Маркса, д. 2

Координаты: 55.658886, 37.975831
Проезд:От Казанского вокзала электропоездом до платформы "Красково", далее 2 км пешком



Сортировка:

Церковь Владимирской иконы Божией Матери, , Красково, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Алексей Кротов
28 декабря 2018
Церковь Владимирской иконы Божией Матери, , Красково, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Алексей Кротов
28 декабря 2018
Церковь Владимирской иконы Божией Матери, , Красково, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
KONDORFOTO
12 мая 2018
Церковь Владимирской иконы Божией Матери, , Красково, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Сергей Сол
10 апреля 2016
Церковь Владимирской иконы Божией Матери, Вид  с  северо-востока<br>, Красково, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Вид с северо-востока
Иванов Дмитрий
28 сентября 2008
Церковь Владимирской иконы Божией Матери, , Красково, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Иванов Дмитрий
28 сентября 2008
Церковь Владимирской иконы Божией Матери, Вид  с  запада<br>, Красково, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Вид с запада
Иванов Дмитрий
28 сентября 2008
Церковь Владимирской иконы Божией Матери, Вид  с  юго-востока<br>, Красково, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Вид с юго-востока
Иванов Дмитрий
28 сентября 2008
Церковь Владимирской иконы Божией Матери, Вид  с  юга<br>, Красково, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Вид с юга
Иванов Дмитрий
28 сентября 2008
Церковь Владимирской иконы Божией Матери, Вид  с  юго-запада<br>, Красково, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Вид с юго-запада
Иванов Дмитрий
28 сентября 2008
Церковь Владимирской иконы Божией Матери, Южный  фасад  основного  объема<br>, Красково, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Южный фасад основного объема
Иванов Дмитрий
28 сентября 2008
Церковь Владимирской иконы Божией Матери, , Красково, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Алексей Кротов
28 декабря 2018
Церковь Владимирской иконы Божией Матери, , Красково, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Иванов Дмитрий
28 сентября 2008
Церковь Владимирской иконы Божией Матери, Колокольня<br>, Красково, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Колокольня
Иванов Дмитрий
28 сентября 2008
Церковь Владимирской иконы Божией Матери, Южный  фасад  колокольни<br>, Красково, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Южный фасад колокольни
Иванов Дмитрий
28 сентября 2008
Церковь Владимирской иконы Божией Матери, Почтовая фотооткрытка 1900-х годов<br>, Красково, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Почтовая фотооткрытка 1900-х годов
Михаил Мещанинов
10 июня 1906
Церковь Владимирской иконы Божией Матери, Фото 1896 г. из фондов ГИМ<br>, Красково, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Фото 1896 г. из фондов ГИМ
Михаил Мещанинов
19 июня 1896
Церковь Владимирской иконы Божией Матери, Почтовая открытка нач. ХХ века. Приблизительная датировка: с 01.07.1909 по 01.07.1914 г.<br>, Красково, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Почтовая открытка нач. ХХ века. Приблизительная датировка: с 01.07.1909 по 01.07.1914 г.
Алексей Кротов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Иванов Дмитрий  13 апреля 2009

Деревянный шатровый храм в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери с приделом во имя Святителя Николая был построен в деревне Малышевой на речке Пехорке на средства князя В.А. Голицына и впервые упоминается в 1649 г. После постройки храма деревню переименовали в село Богородское. В 1681 г. село Богородское и соседняя деревня Красково слились в село Богородское-Красково. В 1799-1803 гг. на средства И.Д. Орлова построили новый деревянный храм того же наименования. Существующий (третий) храм заложен тем же храмоздателем 21 мая 1831 г., предположительно, по проекту архитектора Ф.М. Шестакова. Освящен в 1833 г. Храм кирпичный, оштукатуренный, на каменном цоколе, в стиле ампир. В 1894 г. при князе А.С. Оболенском по проекту архитектора А.С. Каминского к храму пристроли приделы: во имя преподобного Сергия Радонежского и во имя святого равноапостольного царя Константина и матери его царицы Елены — освященные в 1895 г.

В 1932 г. храм был закрыт. Внутреннее убранство храма, иконы, утварь расхищены и уничтожены. Впоследствии завершение купольной ротонды и ярус звона колокольни снесли. На колокольне установили водонапорный бак. Храм перестраивался под клуб и библиотеку. Богослужения возобновлены в декабре 1990 г. Храм получил другое наименование — в честь Владимирской иконы Богоматери. В 1992-1998 гг. установлены завершения купольной ротонды и нижнего яруса колокольни (ярус звона не восстановлен), изготовлены и установлены иконостасы. При храме действует воскресная школа для детей и взрослых.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 апреля 2018

Существовавшая ранее церковь 

По писцовым книгам 1623 – 24 гг. Московского уезда «в Обарниче стану находилась вотчина за вдовою Матреною Федоровскою женою Краснова по купчей, что купил муж ее Федор у Савы Тараканова в 1615 г., что было преж того в поместье за князем Михаилом Ростовским, да за Яковом Стромиловым, да за Андреем Гороховым, деревня Малышева, а в ней двор вотчинников и 4 двора бобыльских, пустошь, что была деревня Черленикова, Краскова тож, пустоши Малахова и Опарина».

В 1632 г. вдова Матрена Краснова продала свою вотчину Якову Милославскому, а в 1636 г. она куплена князем Андреем Андреевичем Голицыным, от него перешло к его сыну князю Василию. При этом владельце около 1649 г. на земле пустоши Черленикова, Краскова тож, поселены были крестьяне и пустошь названа деревнею, подле которой построена потом церковь во имя Владимирской Пресвятой Богородицы, отчего по церкви и была селом Богородицким.

В 1657 г. жена князя В. А. Голицына вдова княгиня Татьяна отдала село Богородское с деревнею Красковою в приданое своей дочери княжне Ирине Васильевне при выходе замуж за князя Юрия Петровича Трубецкого, и за ним утверждено отказною книгою 1672 г., в которой говорится: «в селе Богородская церковь деревянная шатровая во имя Сретения Пресвятой Богородицы Владимирской, а в церкви образы и книги, и на колокольне колокола и всякое церковное строение вотчинниково, у церкви поп Михей».

В 1678 г. в селе Богородском находились: двор боярский князя Ю. Трубецкого с 10 чел. кабальных людей и двор скотный; а в деревне Красковой 9 дворов крестьянских с 27 чел. При церкви были в 1678 – 80 гг. священник Михаил Фалелеев и дьячок Марк Сидоров; церковной земли нет, а служит поп из руги».

По смерти князя Ю. П. Трубецкого имение досталось в 1681 г. его детям князьям Ивану и Юрию; они между собою имение разделили в 1697 г., и последнему досталось село Богородское с дер. Красковою. В 1704 г. в селе находились: двор вотчинников князя Юрия Юрьевича, дворы приказчика, скотный и конюшенный, в них 30 чел., 10 дворов крестьянских с 32 чел., переведенными из дер. Красковой. После Ю. Ю. Трубецкого селом Богородским и дер. Красково владели в 1755 г. его сын князь Никита Юрьевич и в 1781 г. родной внук князь Василий Никитич Трубецкие.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 6, Вохонская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1868 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  2 февраля 2024

Церковное место во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в селе Красково известно с XVII века. Впервые Красково (современное название посёлка) упоминается в начале XVII века, а именно в писцовых книгах 1623-1624 гг. как «пустошь Черленикова, а Краскова тож», которая в 1615 году принадлежала к деревне Малышевой с другими пустошами Малаховой и Опариной и находилась во владении трёх помещиков: князя Михаила Ростовского, Якова Стромилова и Андрея Горохова, а позже Саввы Тараканова. В 1615 году деревню Малышеву с пустошами покупает Фёдор Краснов. В 1632 году его жена вдова Матрёна Краснова продает свою вотчину князю Якову Михайловичу Милославскому, а от последнего в 1636 году – князю Андрею Андреевичу Голицыну. При князе Василии Андреевиче Голицыне на пустоши КРАСКОВА были поселены крестьяне и она стала называться деревней, а близ деревни была построена церковь деревянная во имя Владимирской иконы Божией Матери, отсюда новое поселение стало называться селом Богородским.

Первое упоминание о деревянном храме в селе Богородском-Краскова мы находим в приходской книге Патриаршего Казённого Приказа за 1649 год по книгам Вохонской десятины: «… прибыла вновь церковь Владимирской Пресвятыя Богородицы Обарниче стану на речке Пехорке в вотчине стольника князя Василия Андреевича Голицына дани 3 алтына 5 денег заезда гривна…». В 1657 году дочь князя В. А. Голицына княжна Ирина Васильевна выходит замуж за князя Юрия Петровича Трубецкого, которому «в приданое отдается село Богородское, Краскова тож». В отказной книге за 1672 год в селе Богородском упоминается «… церковь деревянная шатровая во имя Сретения Пресвятыя Богородицы Владимирския, а в церкви образы, и книги, и на колокольне колокола и всякое церковное строения вотчинниково, у церкви поп Михей».

В приход Владимирской церкви села Богородского входили двор боярский и дворы кабальных людей в селе, а также 9 крестьянских дворов в деревне Красковой с 27 человеками. В 1681 году село Богородское с деревней Красковой по раздельной записи досталось князю Юрию Юрьевичу Трубецкому, у которого во владении по записи 1704 года оказались дворы: вотчинников, приказчиков, скотный, конюшенный и 10 дворов крестьянских, переведенных из деревни Красковой (с этого времени село Богородское и деревня Краскова существуют как одно поселение, а именно, село «Богородское, Краскова» или «Богородское-Краскова»).

После князя Ю. Ю. Трубецкого селом Богородским владеют сын – Никита Юрьевич в 1755 году, а в 1781 году внук князя Василий Никитич Трубецкой. По документам Московской Синодальной Конторы за 1773 год известно, что вдова князя Н. Ю. Трубцкого княгиня Анна Даниловна Трубецкая просила о выдаче нового антиминса «во Владимирскую села Богородского, Краскова тож церковь Вохонской десятины в ее вотчину», который был выдан преосвященным епископом Крутицким Самуилом. В июне 1774 года Синодальная контора дозволила тело умершей княгини А. Д. Трубецкой после отпевания в Чудове монастыре перевезти в село Богородское, Краскова «и там при церкви погрести…»

В марте месяце 1781 года полковник, князь В. Н. Трубецкой просил архиепископа Московского и Калужского Платона (Левшина) разрешить вместо ветхой деревянной церкви во имя Владимирской иконы Богородицы с приделом Святителя Николая, «которая от давнего построения пришла в крайнюю ветхость», построить вновь «собственным коштом деревянную ж на каменном фундаменте и в тож именование с двумя приделами Николая Чудотворца и Симеона Богоприимца». На время построения храма, чтобы не лишиться священнослужения, князь В. Н. Трубецкой просит архиепископа Платона разрешить на прежнем Святом престоле и антиминсе служить в одном из покоев деревянного господского дома в селе Богородском-Краскова.

Из справки в Московской Духовной Консистории за 1780 год известно, что при Владимирской церкви показан «священник Федор Сергеев … приходских 64 двора, в них мужеска полу душ 229, женска 236, церковной пашенной и сенокосной земли 33 десятины». Из справки же явствует, что впервые князь В. Н. Трубецкой прошение о построении в Краскове новой деревянной церкви подал в 1779 году, но не представил архиерею план и фасад для освидетельствования Его высокопреосвященством. Высокопреосвященный Платон строить деревянный на каменном фундаменте храм в селе Богородском-Краскова дозволил лишь с одним приделом и запретил устраивать в доме князя В. Н. Трубецкого домовую церковь, «а требы исправлять священнику и служить в ближайшем селе».

Указ о построении новой деревянной церкви дан в Московской Консистории в июне 1782 года. Из-за несогласия архиерея благословить строительство при церкви двух придельных храмов и дачи храмозданной грамоты лишь на один придел помещик села Богородского-Краскова не спешил со строительством новой церкви, а благочинный священник в июне 1783 года рапортовал в Консисторию, что «церковь Владимирская Пресвятыя Богородицы … состоит в ветхости и к падению опасна, фундамент кругом огнил, кровлею во многих местах превеликая течь, на святом престоле антиминс ветх … помещик указ (о строительстве) поныне не отдаёт, а отговаривается будто не найдёт где в доме его положил». По гневной резолюции архиепископа Платона служение в церкви было воспрещено до построения нового храма. При встрече с благочинным помещик сообщил, что собирается строить храм в 1783 году по август, по Богородичный праздник, после личной встречи с Его Высокопреосвященством (архиепископом Платоном).

Новый деревянный храм в селе Богородском-Краскова помещик князь В. Н. Трубецкой так и не построил. Скорее всего он продал своё имение камергеру К. И. Повало-Швейковскому, а в 1795 году владельцем усадьбы числится оберпровиантмейстер И.М. Оланкин, который в свою очередь продаёт село Богородское-Краскова Московского уезда в 1798 году 23 июля коллежскому советнику Ивану Дмитриевичу Орлову. В 1799 году митрополит Московский и Калужский Платон (Левшин) даёт благословенную грамоту на построение в селе Богородском-Краскове новой деревянной однопрестольной церкви на каменном фундаменте во имя Владимирской иконы Богородицы. В 1803 году новая церковь построена, «приличествующим церковным благолепием украшена, утварью снабжена». Подготовленный к освящению храм помещик и надворный советник Иван Дмитриевич Орлов просит «освятить Трёхсвятительскому протоиерею Василию на вновь выданном антиминсе». Указ о освящении храма выдан в Московской Консистории 19 августа 1803 года.

Торжественное освящение вновь построенной деревянной церкви во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы происходит 1 сентября 1803 года, о чём рапортовал Консистории её Член, настоятель храма Трёх Святителей в Старых Огородниках, у Красных ворот протоиерей Василий. До наших дней, к счастью, в Консисторском деле о строительстве храма в селе Богородское-Краскова Московского уезда Вохонской десятины сохранился подлинный план и фасад деревянной на каменном фундаменте церкви, затребованный митрополитом Платоном от князя В. Н. Трубецкого ещё в 1780-1783 гг., который первоначально так и не был представлен. Судя по этим чертежам, деревянный храм проектировался выдающимся русским архитектором круга Баженова-Казакова и представляет собой уникальную для деревянных храмов композицию объёма классических двухколоколенных ротондальных храмов конца XVIII – начала XIX веков. Богато украшенный деталями фасада на белокаменном подклете (фундаменте) с торжественной открытой лестницей на два всхода напоминает нам решение находящегося недалеко от Краскова выдающегося памятника русской архитектуры Владимирской церкви села Быкова, автором которой предполагают В. И. Баженова.

В феврале 1831 года помещик села Богородское-Краскова и храмоздатель деревянной церкви Владимирской иконы Божией Матери статский советник и кавалер Иван Дмитриевич Орлов просит благословения митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) рядом с выстроенной деревянной Владимирской церковью построить новый каменный храм с колокольней, «для которой материалы имею в довольном количестве уже заготовляются, а к весне и все могут быть выставлены … будет же состоять оная на расстоянии с одной стороны от моего дома в 30 саженях … от крестьянских домов саженях в 40, а от места же настоящей церкви – каменная имеет быть устроена в 6 саженях». К прошению прилагается проект нового каменного храма (план и фасад) на рассмотрение епархиального начальства.

Из клировой ведомости Владимирской церкви за 1828 год узнаём, что «деревянная церковь построена иждивением И. Д. Орлова в 1803 году, состоит в твердости, престол один, по штату и по резолюции митрополита Платона в 1803 году положено причта: священник, дьячёк и пономарь, приходских дворов 51, с населением 420 душ обоего пола, с положенной пропорцией церковной усадебной, пашенной и сенокосной земли». Настоятелем храма в селе Богородском-Краскове с 1816 по 1848 год был священник Петр Иоаннов Анцеров, окончивший Московскую славяно-греко-латинскую академию в 1811 году и переведенный из другого прихода в Красково архиепископом Московским Августином (Виноградским). А в приходе Владимирской церкви состояли: село Богородское-Краскова, где находилась усадьба И.Д. Орлова и дворы крестьян, деревня Хлыстова помещика А.Г. Демидова и деревня Малахова купцов Бабкиных. К сожалению, мы не имеем проекта на постройку нового каменного храма и не знаем имени его автора.

Однако, по некоторым косвенным данным можно предположить, что И.Д. Орлов заказал проект известному московскому архитектору Федору Михайловичу Шестакову (1787-1836 гг.). Интересно, что проверяющими проект на построение каменного храма в селе Богородское-Краскова были коллеги и ближайшие сотрудники Ф. М. Шестакова, а именно его учитель архитектор Василий Алексеевич Балашев (1782-1853 гг.) и Николай Ильич Козловский (1791-1878 гг.). Последний в 1827 году совместно с Ф. М. Шестаковым представил в Комиссию по строениям Москвы проект новой колокольни церкви Троицы в Вешнякове. Из проектов церквей, выполненных Ф.М. Шестаковым известны: проект придельного храма Дмитровского Успенского собора (1822 г.), проект трапезного храма с приделами церкви Иоанна Предтечи на Пресне (1828 г.), совместно с В.А. Балашевым проект церкви Параскевы на Пятницком кладбище за Крестом (1829 г.); начал строительство по своему проекту церкви Большое Вознесение у Никитских ворот и колокольни (трапезная построена раньше) в 1831 году, в этом же году строил церковь (колокольню и трапезную) Благовещения на Бережках.

Более подробные архивные исследования и изучение аналогов постройки Владимирской церкви в Краскове позволят раскрыть этот аспект истории храма. Московское губернское правление по просьбе Московской Консистории командировало в село Богородское-Краскова для «освидетельствования назначенного под новую церковь местоположения и грунт земли до известной глубины под основание» губернского архитектора Дмитрия Фомича Борисова (1788-1850 гг.), служившего с 1824 по 1848 гг. московским губернским архитектором. В марте 1831 года губернский архитектор Д. Ф. Борисов с местным благочинным священником церкви Илии Пророка, что в селе Черкизове освидетельствовали «… место Московского уезда в селе Богородском, Краскове, под выстройку вновь вместо деревянной – каменной холодной церкви с колокольней во имя Владимирской Богородицы и оказалось – грунт земли до твердого материка имеющее песчано-каменистый, глубиной до 3 аршин. Построение церкви будет производимо на крепостном владении, собственным иждивением его господина Орлова, звон на колокольне предполагается до 50-ти пудов, местное положение приличное и от жилого поселения в безопасном расстоянии».

Как выше уже отмечалось, в техническом отношении постройка была одобрена в Комиссии для строений Москвы в апреле 1831 года архитекторами Козловским и Балашевым и «фасад, план и профиль … рассмотрены и оказались приличными … Комиссия постройку из лучших материалов с каменными сводами с железными связями и укреплениями знающими мастерами под наблюдением опытного архитектора дозволяет». Не дождавшись храмозданной грамоты на построение каменной Владимирской церкви, помещик и ктитор Иван Дмитриевич Орлов без разрешения епархиального начальства просил священника Петра Иоаннова Анцерова отслужить на месте будущего строения молебен с водоосвящением 21 мая 1831 года, после чего немедленно начал строительство храма без разрешительных документов. Благочинный в июне 1831 года докладывал в Консисторию, что «… с 21 мая сооружается каменная церковь, так что уже своды алтаря и трапезы совершены…» За нарушение установленных правил митрополитом Филаретом (Дроздовым) запрещено священнику села Богородского-Краскова церкви Владимирской иконы Богородицы священнослужение в приходе и исправление церковных треб. Отец Пётр Анцеров обязался подпиской во исполнение указа митрополита (9 мая 1831 года). Свою вину перед церковным начальством ктитор, помещик села Краскова И.Д. Орлов объяснял стремлением побыстрее освятить обещанный им к построению храм: «так как одержим каменной болезнью и к тому же в преклонных годах и по сделанному обещанию Владимирской Богородицы вновь храм каменный … покамест жив при селе в новом месте соорудить».

После того как И.Д. Орлов передал в собственность Владимирского причта свою землю в количестве 57 кв. сажень на построение новой каменной церкви, в августе 1831 года митрополит Филарет разрешил и благословил постройку храма по апробированным планам, фасадам и профилям. Окончательное строительство храма, неправильно датированное в клировых ведомостях 1831 годом, было завершено к 1832-1833 годам. Освящение храма можно датировать по заголовку уничтоженного в советское время консисторского дела за 1833 год сентябрь месяц: «Об освящении в селе Богородском, Краскове тож каменной церкви».

По клировой ведомости Владимирской церкви села Богородского-Краскова за 1848 год имеем следующие сведения: «Построена в 1831 году тщанием помещика И.Д. Орлова, зданием каменная с таковою же колокольнею, крепка, на которую план и фасад есть и хранится в ризнице, престол один во имя Владимирской Пресвятой Богородицы, утварью достаточна». В 1848 году на место о. Феодора Анцерова по резолюции митрополита Филарета рукоположен окончивший Московскую Духовную семинарию Егор Тимофеев Смирнов. Всего в приходе Владимирской церкви в 1848 г. числится приходских 62 двора с населением 491 душа. Кроме села Богородского, принадлежащего сыну И. Д. Орлова штаб-ротмистру Сергею Ивановичу Орлову, в приход входят по-прежнему деревни Хлыстова (И.Н. Кожина) и Малахова (купца Бабкина). По опекунским документам над детьми С. И. Орлова, датированными 1851-1858 гг. узнаём, что С.И. Орлов и его жена Ольга Константиновна Орлова летом всегда проживали в усадьбе Богородское Московского уезда. После их смерти в 1850 году наследники разделили имение и село досталось на часть старшему сыну штабс-капитану Константину Сергеевичу Орлову, по раздельной записи 1858 года. К сожалению, та часть документов опеки над детьми С. И. Орлова, содержащая подробную перепись как самого имения в селе со всеми усадебными постройками, так и Владимирской церкви, в настоящее время исследователям не выдаётся (дела без переплёта, в плохом состоянии).

В подробных отчетах опекунов, в том числе и по Красковскому имению, упоминаются прибыльные сдаваемые в аренду оранжереи с фруктовыми растениями, крупный рогатый скот на скотном дворе, мукомольная мельница на речке. Причту выдавалось жалование по расходному расчету около 144 рублей 85 копеек серебром в год. Отдельно выдавалась плата за сугубые молебны в помещичьей усадьбе. В 1852 году на средства опекунов ремонтируются пришедшие в ветхость дома священника и причетников. В 1894 году решено было пристроить с южной и северной сторон Владимирской церкви два придельные храма. Проект был заказан известному московскому архитектору Александру Степановичу Каминскому (1829-1897 гг.). В настоящей работе представлен чертеж фасада Владимирского храма, позволяющий представить внешний облик построенной И. Д. Орловым церкви в 1831-1833 гг. Каминским же был подготовлен дошедший до нашего времени проект перестройки колокольни Владимирской церкви в Краскове 1895 года, одобренный Строительным отделением Московского губернского правления 28 марта 1895 года в составе комиссии известных московских архитекторов П. Самарина, Н. Какорина и А. Вейндценбаума. В проекте основные объемы колокольни оставались в виде 1831-1833 годов, только верхний ярус колокольни с устремленным вверх шпилем, по мнению А. Каминского, соответствовал новому облику перестроенного основного здания храма.

От К. С. Орлова в 1890-х годах усадьба при селе Богородское-Краскова переходит во владение князя Андрея Сергеевича Оболенского, который и пригласил архитектора А. С. Каминского, автора замечательных памятников русской архитектуры конца XIX века доходных домов, церквей, деревянных дач. 6 марта 1895 года священник Сергей Смирнов просит Преосвященного Нестора епископа Дмитровского разрешить расширенную и благолепно украшенную Владимирскую церковь в селе Богородском-Краскове поправить «ремонтировкой» колокольни: «верхний ярус колокольни пришёл в ветхость и его следует заменить новым». Также на средства храма был устроен новый колокол, не помещающийся в верхнем открытом ярусе старой колокольни. В паперти колокольни предполагалось устройство кладовой для церковной утвари. Преосвященный Нестор разрешил устройство нового яруса колокольни по присланным проектным чертежам А. С. Каминского (указ от 19 апреля 1895 года). Из уничтоженного дела узнаём, что в 1908 году с разрешения Московской Духовной Консистории приходское кладбище Владимирской церкви села Богородское-Краскова было обнесено каменной оградой.

Таким образом, можно выделить следующие этапы строительных работ по Владимирской церкви:

1649 год – построена первая деревянная шатровая церковь с колокольней на средства В.А. Голицына.

1779-1783 гг. – В.Н. Трубецкой просит разрешения митрополита Платона (Левшина) построить новую деревянную церковь на каменном фундаменте (не осуществилось).

1799-1803 гг. – постройка деревянной на каменном фундаменте церкви на средства И.Д. Орлова.

1831-1833 гг. – строительство и освящение новой каменной церкви по проекту архитектора Ф.М. Шестакова (?) на средства И.Д. Орлова.

1894 год – пристройка двух придельных храмов с севера и юга настоящей церкви по проекту архитектора А.С. Каминского.

1895 год – надстройка верхнего яруса колокольни по проекту архитектора А.С. Каминского на средства князя А.С. Оболенского.

В 1932 г. храм был закрыт. Внутреннее убранство храма, иконы, утварь расхищены и уничтожены. Впоследствии завершение купольной ротонды и ярус звона колокольни снесли. На колокольне установили водонапорный бак. До 50-х годов XX века здание храма использовали под сельскохозяйственные нужды. Храм перестраивался под совхозный клуб и библиотеку, работал в таком качестве до 1988 года, когда в год Тысячелетия принятия Христианства на Руси был закрыт.

В 1990 году приход храма возглавил иерей Михаил Алексеевич Лебедев, начались восстановительные работы, богослужения были возобновлены в декабре 1990 года под Рождество Христово. Храм получил другое наименование — в честь Владимирской иконы Богоматери. 17 декабря 1992 года был официально зарегистрирован приход Владимирского храма в пос. Красково.

В 1992-1998 гг. установлены завершения купольной ротонды и нижнего яруса колокольни (ярус звона не восстановлен), изготовлены и установлены иконостасы. При храме начала действовать воскресная школа для детей и взрослых. В 2010 году в храме проводился ремонт, а уже в 2011 году в храме были произведены масштабные работы по замене полов на новые деревянные.

15 марта 2014 года, по благословению митрополита Ювеналия, архиепископ Можайский Григорий совершил великое освящение Владимирского храма в Красково в сослужении благочинного церквей Люберецкого округа протоиерея Димитрия Мурзюкова, настоятеля храма протоиерея Михаила Лебедева, благочинных Видновского, Подольского и Чеховского церковных округов, священнослужителей Люберецкого благочиния.

29 марта 2015 года были освящены и установлены на верхний ярус восстановленной колокольни колокола (пять маленьких и один большой), изготовленные по старинным технологиям в Московской мастерской Ильи Дроздихина благодаря благотворителям – прихожанам, директору автошколы В.В. Максимычеву и Администрации пос. Красково. Впервые за много лет жители Красково услышали колокольный благовест, звоны и перезвоны. В ноябре 2015 года на территории храма были завершены строительство и отделка здания Воскресной школы «Незабудки».

6 сентября 2020 года во Владимирском храме прошли торжества, посвящённые 30-летию возобновления приходской жизни. В этот день Божественную литургию возглавил епископ Луховицкий Пётр. В 2021 году в храме были установлены точечное освещение иконостаса и алтаря, а также смонтировано звукоусилительное оборудование. 

С сайта: https://kraskovo.cerkov.ru/istoriya-xrama


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  2 февраля 2024

Каменная церковь была возведена в 1833 году в усадьбе статского советника И. Д. Орлова. Прежде имение у реки Пехорки принадлежало представителям родственных княжеских фамилий Голицыных и Трубецких. Попечением князя Василия Андреевича Голицына в 1649 году здесь была построена первая деревянная церковь в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Посвящение Владимирской иконе перешло спустя почти два века на ныне существующий каменный храм, а село по этой причине получило второе название Богородское-Красково. К сожалению, в 2011 году в поселке сгорел старинный усадебный дом, и Владимирская церковь осталась единственной ценной постройкой, напоминающей о давней истории этого подмосковного уголка.

В 1885 и 1886 годах в подмосковном селе Красково жил известный писатель и журналист Владимир Алексеевич Гиляровский. В очерке «Антоша Чехонте» он отмечал, что село в то время еще не было популярной дачной местностью, а старожилы помнили его былую дурную славу. На реке Пехорке над глубоким омутом возвышались руины огромной мельницы, служившие когда-то прибежищем беглым каторжникам, ворам и прочему разбойному люду. Легендами о разбойниках Гиляровский увлек своего друга Антона Павловича Чехова, который дважды приезжал в подмосковное Красково. Вот как описывал эти приезды Гиляровский: «Мы подолгу гуляли, осматривали окрестности, заглохшие пруды в старом парке. Об одном пруде, между прочим, ходило предание, что он образовался на месте церкви, провалившейся во время венчания вместе с духовенством и брачующимися. Антон Павлович записал это предание».

На берегу пруда, где по легенде затонула красковская церковь, Чехов и Гиляровский встретили местного крестьянина Никиту Пантюхина. Он был известен тем, что лишь один умел ловить жирных налимов, обитавших на дне упоминавшегося омута у старой мельницы. Писатель не избегал врачебной практики, и, осматривая больную ногу хромого рыбака, между делом узнал секрет его удачной рыбной ловли. Оказалось, что Пантюхин откручивал гайки с полотна близлежащей Казанской железной дороги и использовал их в качестве грузил. Антон Павлович записал рассказ подмосковного крестьянина и, по мнению Гиляровского, так родилась идея известного рассказа «Злоумышленник».

Документально версия о затонувшей церкви в Красково никак не подтверждена, тем более, что Владимирский храм, построенный еще в 1830-е годы, во время визитов Чехова и Гиляровского стоял на своем месте. По сведениям справочника «Памятники усадебного искусства» 1928 года, в усадебном парке, где когда-то собирали легенды два русских писателя, было четыре пруда, соединенные системой каналов с рекой Пехоркой: «Большой», «Козловский», «Круглый» и «Вонючий». В этих названиях не отразилось старинное предание о подводной церкви.

История Владимирского прихода в Красково началась в середине XVII века. В 1636 году Красково (Чермниково) купил князь Андрей Андреевич Голицын, а спустя 13 лет его сын Василий Андреевич возвел в имении деревянную Владимирскую церковь. В приходской книге Патриаршего казенного приказа за 1649 год значится следующее: «По книгам Вохонской десятины… прибыла вновь церковь Владимирския Пресвятыя Богородицы в Обарниче стану, на речке Пехорке, в вотчине стольника князя Василья Андреевича Голицына».

В дальнейшем Богородским-Красковым владели вдова князя В.А. Голицына княгиня Татьяна Ивановна (урожденная Ромодановская), дочь Ирина, зять Юрий Петрович Трубецкой, а с 1697 – внук Юрий Юрьевич Трубецкой и его потомки вплоть до конца XVIII столетия. Боярин Василий Васильевич Голицын возвысился в правление царя Федора Алексеевича. Он был одним из инициаторов важной государственной реформы – отмены местничества 12 января 1682 года. Вскоре после кончины царя Федора и прихода к власти царевны Софьи, влияние Голицына на государственные дела стремительно возросло. К 1687 году князь Василий Васильевич управлял Посольским, Владимирским, Московским, Пушкарским, Малороссийским, Смоленским, Новгородским, Устюжским, Галицким приказами, был пожалован первым судьей Иноземного и Рейтарского приказов. «Он – одним словом – управлял государством вместе с Софиею», – писал Бантыш-Каменский.

Возвышение В.В. Голицына завершилось с провалом заговора Софьи против своего брата Петра 11 сентября 1689 года. Этому несчастью предшествовало несколько неудачных военных походов против Крымского хана, которые возглавил лично Голицын. После падения Софьи Петр Iприпомнил Голицыну и эти военные неудачи, и участие в событиях Стрелецкого бунта. Голицын был лишен боярства, чинов и поместий и сослан с семьей в поморские города. Опальный князь скончался в 1714 году в селе Кологоры под Пинегой в Архангельской губернии.

«Тяжелою оказалась для этого семейства рука Петрова; потомство старшей линии рода, осталось с тех пор, как бы захудалым на все будущее время», – писал генеалог Н.Н. Голицын. Внуком бывшего фаворита царевны Софьи был князь Михаил Алексеевич Голицын – печально известный шут императрицы Анны Иоанновны, которого она женила на карлице и поселила в Ледяном доме. Несчастный князь закончил свои дни в подмосковном селе Братовщина и был погребен возле тамошней Благовещенской церкви.

Однопрестольный Владимирский храм в Красково в 1894-1895 годах был расширен: с южной и северной стороны на средства тогдашнего владельца усадьбы князя А.С. Оболенского были сооружены два новых придела во имя преподобного Сергия Радонежского и равноапостольных Константина и Елены.

В 1932 году богослужения в церкви прекратились, убранство было расхищено, а здание переоборудовано под хозяйственные нужды: колокольню использовали как водонапорную башню, а в самом храме разместили клуб, читальный зал, библиотеку и бильярд. С историей храма связано имя священноисповедника Димитрия Крючкова, который служил в Красково псаломщиком и диаконом. Подвижник веры стойко переносил аресты, тюремные заключения и ссылки и скончался в 1952 году недалеко от г. Абакана. В 2000 году священноисповедник Димитрий был прославлен в лике Новомучеников и Исповедников Российских. 

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь России/Антон Саков. Владимирская церковь в Красково.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.