В старину, осваивая новые места, люди в первую очередь поселялись на ключевых точках местности – при устьях рек, на холмах, по водоразделам. История городов, сёл и деревень, расположенных в таких местах, обычно уходит далеко в глубь веков. Подтверждением этой закономерности служит и село Красное. Оно существовало уже в XVI веке и входило в состав владений ярославских князей Сисеевых.
Позднее Красное стало вотчиной старинного боярского рода Племянниковых. Владельцем села был известный деятель петровского времени, один из девяти первых русских сенаторов Г.А. Племянников. Во второй половине XVIII века Красным владел сын сенатора П.Г. Племянников, герой Семилетней войны, первый в России кавалер редкой военной награды – ордена св. Георгия 2-й степени. Как и многие частновладельческие Ярославские сёла, Красное неоднократно переходило от одного помещика к другому. В первой половине XIX века владельцем села стал известный государственный деятель времён Александра I и Николая I граф П.Д. Киселёв, Герой Бородинской битвы.
В таких местах лишний раз убеждаешься в правоте наших предков, наделявших слово «красный» высоким эстетическим смыслом: «красивый», «прекрасный». С вершины холма открывалось бескрайнее пространство, широко раскинувшееся между Ярославлем и Костромой - с полями, перелесками, березовыми рощами, небольшими речками, лентами дорог и зеленью лесных массивов. И в таком дивном месте сохранился уникальный храм, который сегодня величаво царит над окрестностями!
Речь идёт об усадебной церкви в честь Воскресения Христова, построенной в 1707 г. в селе Красном стараниями Григория Андреевича Племянникова, преданного сподвижника Петра I, сенатора, одного из создателей Российского военно-морского флота. Этот храм упоминается в книге историка Николая Сергеевича Борисова "Окрестности Ярославля". Профессор Н.С. Борисов даёт в своей книжке "Окрестности Ярославля" из серии "Дороги к прекрасному", выпущенной в 1984-м году Воскресенской церкви самую высокую оценку: «Это очень редкий … быть может, даже уникальный образец ярусного вотчинного храма начала XVIII века». Трудно не согласиться - при круговом обходе памятник просто завораживал своим отточенным совершенством!
Церковь являет собой пример стиля Нарышкинского барокко, утвердившегося в России в конце XVII века. По мнению искусствоведов, это направление отличалось большой архитектурной выразительностью наряду с невиданным богатством декоративного убранства. К Нарышкинскому барокко относятся такие шедевры древнерусского зодчества, как церкви Покрова в Филях (1693), Спаса в Уборах (1697), Троицы в Лыкове (1697), и наконец знаменитая Знаменская церковь в Дубровицах (1690-1704).
Воскресенский храм стоит в этом ряду несколько особняком. Но при том, отнюдь не пребывает в тени великих подмосковных собратьев – его композиционное решение, несомненно, является одним из лучших. Основанием здесь служит не четверик, как например, у Спасской церкви в селе Уборы, что в Одинцовском округе Подмосковья, а изящно очерченный овал, как и у церкви Знамения в Дубровицах под Подольском.
Вместе с тем, насыщенный «нарышкинский» декор в убранстве ярославского памятника практически отсутствует. Храм представляет собой «чистую кальку», первозданную матрицу нарышкинского стиля. Будто безвестные мастера намеренно отмели всё лишнее в стремлении найти зримое воплощение пресветлого чуда Господня. Они сумели придать своему творению мотив торжественного взлёта. Движение неспешно начинают колонки овальной апсиды. Их разбег с ускорением подхватывают филигранные вертикали главного объема. От них нарастающая динамика передаётся граням большого восьмерика. И наконец, стремительное восхождение довершают два малых восьмерика и главка «с перехватом». Композицию дополняют большие восьмигранные окна.
Впрочем, небольшой фрагмент буйного нарышкинского узорочья все-таки присутствует в убранстве Воскресенского храма. Над северным дверным порталом красуется панно с фигурными завитками, цветочными розетками и солярным знаком с 9-ю лучами. Древностью веет от гранитных глыб, лежащих в основании крыльца. Возможно, они являются остатками фундамента изначальной деревянной церкви. Интересно, что стройная шатровая колокольня середины XVIII века, по высоте почти вдвое превосходящая храм, на снимках, да и воочию, выглядит строением второстепенным, сугубо подчиненным. То же можно сказать о протяженной трапезной начала ХIХ в.
Стоит уделить несколько слов заказчику храма Григорию Андреевичу Племянникову (1658-1713). Выходец из древнего рода дворян Племянниковых с 1671 года служил при царском дворе стряпчим. Петровские преобразования он принял с энтузиазмом, и удостоился чина стольника в ближайшем окружении Петра. Проявив себя человеком инициативным и деятельным, Племянников в 1700 г. был назначен «товарищем» (заместителем) «главного адмиралтейца» графа Ф.М. Апраксина. В 1701 году под его надзором в Архангельске шло строительство 6-ти боевых кораблей, пополнялись судовые припасы и снаряжение. Миссия была расценена Государем как весьма успешная, и царском указом Племянников был поставлен во главе Приказа Адмиралтейских дел в Москве.
В 1703 году Племянников владел «железным заводом», на котором отливались орудия для военных судов. Выпадали на его долю и весьма жестокие поручения. Так, в 1708 году Петр I повелел Племянникову «воров Булавинцев, которые ныне на Воронеже, казнить и перевешать по дорогам ближе тех городов, где они жили и воровали». В 1711 году Племянников стал одним из первых девяти российских сенаторов. Одновременно продолжал выполнять важные указания Петра по «присылке адмиралтейских припасов», для чего подолгу «пребывал на флоте». Жил он по большей части в Москве в усадьбе «Загорье», но нередко посещал свою ярославскую вотчину. И судя по всему, последние дни провел именно в Красном, поскольку в 1713 году был похоронен в ярославском Спасо-Преображенском монастыре.
Очевидно, Григорий Племянников обладал хорошим художественным вкусом. Храмовый иконостас он заказал одному из выдающихся мастеров Оружейной палаты Тихону Иванову Филатьеву. По мнению искусствоведов, кисти последнего может принадлежать большая икона «Спас на троне с предстоящими» 1707 г., происходящая из церкви села Красного. Ныне она является одним из шедевров собрания древнерусской живописи Ярославского художественного музея. Талантливый иконописец изобразил Христа на удивительно красивом зеленоватом фоне в окружении Ярославских князей Феодора, Давида и Константина, а также Кирилла и Афанасия Александрийских и мученицы Ирины. По традиции, состав избранных Святых определялся самим заказчиком, как правило из числа Божьих угодников, тезоименных его родным и близким.
После смерти сенатора Г.А. Племянникова Красное отошло его сыну Петру Григорьевичу Племянникову, генерал-аншефу, герою Прусской войны и завоевания Крыма. Особенно отличился он в сражении при Кагуле, где «атакой нанёс по туркам сильный удар». Был удостоен орденов Святого Георгия и Александра Невского. В удивительно красивом месте находится Красное. С вершины холма открывается потрясающий вид на леса в сиренево-синей дымке, на излучины реки Солоницы, в прошлом служившей границей между ярославскими и костромскими землями...
С сайта: Паломничество в Красное, Воскресенский храм – Азбука паломника (azbyka.ru)