ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Сынковичи. Церковь Михаила Архангела.


Сынковичи. Церковь Михаила Архангела
Церковь. Действует.  
Престолы:Михаила Архангела
Архитектурный стиль:Готика
Год постройки:1407.
Адрес:
РБ, Гродненская обл., Зельвенский р-н, д. Сынковичи

Координаты: 53.123056, 25.157641



Сортировка:

Церковь Михаила Архангела, , Сынковичи, Зельвенский район, Беларусь, Гродненская область
Василий Тарасевич
24 августа 2008
Церковь Михаила Архангела, , Сынковичи, Зельвенский район, Беларусь, Гродненская область
oldboy
16 мая 2024
Церковь Михаила Архангела, , Сынковичи, Зельвенский район, Беларусь, Гродненская область
oldboy
16 мая 2024
Церковь Михаила Архангела, , Сынковичи, Зельвенский район, Беларусь, Гродненская область
Алексей Кротов
24 апреля 2019
Церковь Михаила Архангела, 605 летие храма<br>, Сынковичи, Зельвенский район, Беларусь, Гродненская область
605 летие храма
Православный Христианинъ
15 сентября 2012
Церковь Михаила Архангела, , Сынковичи, Зельвенский район, Беларусь, Гродненская область
Doctor
27 августа 2009
Церковь Михаила Архангела, , Сынковичи, Зельвенский район, Беларусь, Гродненская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
24 апреля 2008
Церковь Михаила Архангела, , Сынковичи, Зельвенский район, Беларусь, Гродненская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
24 апреля 2008
Церковь Михаила Архангела, , Сынковичи, Зельвенский район, Беларусь, Гродненская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
24 апреля 2008
Церковь Михаила Архангела, , Сынковичи, Зельвенский район, Беларусь, Гродненская область
Кузич Николай
8 октября 2007
Церковь Михаила Архангела, , Сынковичи, Зельвенский район, Беларусь, Гродненская область
Алексей Кротов
26 октября 2024
Церковь Михаила Архангела, , Сынковичи, Зельвенский район, Беларусь, Гродненская область
Алексей Кротов
26 октября 2024
Церковь Михаила Архангела, , Сынковичи, Зельвенский район, Беларусь, Гродненская область
Алексей Кротов
26 октября 2024
Церковь Михаила Архангела, , Сынковичи, Зельвенский район, Беларусь, Гродненская область
Алексей Кротов
26 октября 2024
Церковь Михаила Архангела, , Сынковичи, Зельвенский район, Беларусь, Гродненская область
oldboy
16 мая 2024
Церковь Михаила Архангела, Колокольня<br>, Сынковичи, Зельвенский район, Беларусь, Гродненская область
Колокольня
Тамара Шкарупа
12 июня 2022
Церковь Михаила Архангела, Колокольня<br>, Сынковичи, Зельвенский район, Беларусь, Гродненская область
Колокольня
Тамара Шкарупа
12 июня 2022
Церковь Михаила Архангела, , Сынковичи, Зельвенский район, Беларусь, Гродненская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Друпов Алексей
6 декабря 2009
Церковь Михаила Архангела, , Сынковичи, Зельвенский район, Беларусь, Гродненская область
Василий Тарасевич
24 августа 2008
Церковь Михаила Архангела, , Сынковичи, Зельвенский район, Беларусь, Гродненская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
24 апреля 2008
Церковь Михаила Архангела, , Сынковичи, Зельвенский район, Беларусь, Гродненская область
Алексей Кротов
26 октября 2024
Церковь Михаила Архангела, Иконостас<br>, Сынковичи, Зельвенский район, Беларусь, Гродненская область
Иконостас
Тамара Шкарупа
12 июня 2022
Церковь Михаила Архангела, Своды<br>, Сынковичи, Зельвенский район, Беларусь, Гродненская область
Своды
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Друпов Алексей
6 декабря 2009
Церковь Михаила Архангела, Ворота<br>, Сынковичи, Зельвенский район, Беларусь, Гродненская область
Ворота
Тамара Шкарупа
12 июня 2022
Церковь Михаила Архангела, Колокольня<br>, Сынковичи, Зельвенский район, Беларусь, Гродненская область
Колокольня
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
4 августа 2011
Церковь Михаила Архангела, Фото из электронного архива Слонимской газеты <br>, Сынковичи, Зельвенский район, Беларусь, Гродненская область
Фото из электронного архива Слонимской газеты
Алексей Кротов
1 марта 1916
Церковь Михаила Архангела, Фото на польском сайте http://www.fototeka.ihs.uj.edu.pl/navigart/navigart/select?id=search&content=Synkowicze<br>, Сынковичи, Зельвенский район, Беларусь, Гродненская область
Фото на польском сайте http://www.fototeka.ihs.uj.edu.pl/navigart/navigart/select?id=search&content=Synkowicze
Т.
Церковь Михаила Архангела, Фото на польском сайте http://www.fototeka.ihs.uj.edu.pl/navigart/node/24460 "Synkowicze, cerkiew Przemienienia" - Сынковичи, церковь Преображения. <br>, Сынковичи, Зельвенский район, Беларусь, Гродненская область
Фото на польском сайте http://www.fototeka.ihs.uj.edu.pl/navigart/node/24460 "Synkowicze, cerkiew Przemienienia" - Сынковичи, церковь Преображения.
Т.
Церковь Михаила Архангела, Фото на польском сайте http://www.fototeka.ihs.uj.edu.pl/navigart/navigart/select?id=search&content=Synkowicze<br>, Сынковичи, Зельвенский район, Беларусь, Гродненская область
Фото на польском сайте http://www.fototeka.ihs.uj.edu.pl/navigart/navigart/select?id=search&content=Synkowicze
Т.
Церковь Михаила Архангела, Фотоснимок с сайта: Pastvu.com/734958<br>, Сынковичи, Зельвенский район, Беларусь, Гродненская область
Фотоснимок с сайта: Pastvu.com/734958
Алексей Кротов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  3 декабря 2008

...В Сынковичах — деревне Зельвенского района — находится древнейший в Беларуси храм оборонного типа. Наиболее вероятным временем его строительства можно считать конец XV — начало XVI в. Массивные стены, башни и помещения над сводами с бойницами сближают его с небольшим замком. План храма — слегка вытянутый прямоугольник с трехнефным членением, где все нефы имеют почти одинаковую ширину. Граненые столбы, на которые опираются крестовые своды с нервюрами, занимают малую часть внутреннего пространства. Поэтому интерьер церкви получил зальный характер. Это чувствуется и во внешнем объеме сооружения, представляющем собой параллелепипед, покрытый высокой щипцовой крышей...

http://globus.tut.by/synkovichi/index.htm


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 января 2015

Храм находится в стороне от деревни, на возвышенности, и виден издали. Массивные полуметровой толщины стены, бойницы для ведения ближнего боя, щели для стрельбы из лука, передние башни с винтовыми лестницами – всё во внешнем виде церкви указывает на то, что когда-то она играла роль оборонительного сооружения. Раньше церковь стояла на насыпном острове и со всех сторон была окружена водой, что создавало трудности при подступе к ней. По сегодняшний день не утихают споры о том, кто и когда построил храм, в каком году он был освящён.

Датой рождения храма считается 1407 год, когда он был освящен во имя Архистратига Божия Михаила. Единого мнения о дате строительства крепостного сооружения, ставшего храмом, нет. Наиболее вероятным временем строительства было принято считать конец XV - начало XVI века. Однако последние исследования архивных документов и интересные находки реставраторов храма во главе с научным руководителем работ Геннадием Лаврецким позволяют сделать предположение, что это может быть XIV и даже XIII век.

В архитектуре храма явственно прослеживаются черты, характерные для готического стиля, а также детали древнерусского зодчества. К готике специалисты относят архитектурный поясок, охватывающий апсиды (полукруглый, граненый или прямоугольный в плане выступ здания, увеличивающий пространство помещения и перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом), а также две восточные круглые башни на уровне нижнего яруса. Стрельчатые арки проемов, крутая крыша, звездчатые своды в правой апсиде также являются элементами готического стиля.

Известно, что в 1880-1892 гг. храм был реконструирован - заменена кровля, построен притвор и купол над апсидой, разобран купол над центральной частью храма, возведена бутово-кирпичная двухъярусная четырёхгранная колокольня.

По окончании Первой мировой войны в церкви попеременно проводились католические и православные богослужения. В 1926 году храм стал одним из самых активных униатских Греко-католических приходов. После Второй мировой войны церковь была закрытой. Деятельность храма возобновилась в 1992 г.

С 2010 г. ведется реставрация здания. В июле 2012 г. завершена реставрация фасада и начаты внутренние работы. Реставраторы открыли под слоем краски росписи 1872 г., затем еще глубже - XV века.

Церковь известна по всей Беларуси и за ее пределами благодаря чудотворной иконе Божией Матери «Всецарица». Икона написана монахами в Ватопедском монастыре на святой горе Афон в Греции, где и была освящена перед чудотворным первообразом. Она посетила все 20 афонских монастырей, и там её возлагали на хранящиеся в этих монастырях святыни.

http://piligrim.by/content/view/439/581/


Вадим кр
 
Вадим кр  31 января 2017

В деревне Сынковичи расположен один из самых ранних готических православных храмов Беларуси - церковь Святого Михаила. В обиходе церковь называют Михайловской. Точная дата строительства неизвестна. По одной из версий, церковь построена в XV веке. На фасаде историки заметили надпись из жженного кирпича в виде буквы «Т». У славян это обозначение числа «300». Скорее всего, речь идет о 1300 г. Освящен храм в 1407 г. Храм укреплен. Стены имеют толщину полтора метра, а по углам возвышаются круглые башни со смотровыми площадками бойницами и машикулями. Зал с тремя нефами одинаковой высоты. Настоящим чудом является находящаяся в церкви икона Божьей Матери "Всецарица". В 1960-м году храм закрыли, вновь открыт как православный в 1988-90 гг. Сейчас церковь действующая.

http://www.guidebook.by/architecture/


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  1 января 2018

На границе белорусских Зельвенского и Слонимского районов, "на берегу" старинного шляха, вот уже несколько столетий стоит похожая на крепость церковь с грозным посвящением - Архистратигу Божию Михаилу. В окрестностях Сынковичей едва ли не каждый знает легенду, согласно которой строили храм Архангела Михаила двое мастеров - отец и сын. Сорвался с лесов сын, разбился оземь. Кричал отец: "Сынку, сынку!", но тот уже был бездыханен. Так и назвали деревню Сынковичи. А на фасаде церкви безутешный родитель выложил из кирпича выступ, похожий на гроб. Но легенды легендами, а признание исследователей таково: "Когда и кем была построена сынковичская церковь - неизвестно" (Г.А. Лаврецкий. Церковь-крепость или крепость-церковь?). На храме можно видеть доску, надпись на которой гласит, что перед нами "памятник архитектуры конца ХV - начала ХVI века, церковь оборонного типа". Но и эта надпись, по большому счёту, ничего не объясняет. Датировка указана здесь исходя из общих соображений (именно на рубеже ХV-ХVI веков в архитектуре Великого княжества Литовского распространились готические приёмы). И уже решительно не для чего было строить в указанное время оборонную церковь в такой глуши. Кроме того, в своём теперешнем виде "церковь оборонного типа" к обороне-то как раз и не годна... Попытки исследовать занятный памятник предпринимались с середины ХIХ века, когда виленский генерал-губернатор М.Н. Муравьёв, стремясь "счистить" польско-латинский слой с народной истории края, всемерно поддерживал изыскания, связанные с церковными древностями.

Совсем недавно профессор Минской духовной академии пртоирей Виталий Антоник сделал ряд предположений относительно ранней истории храма. Он обратил внимание на то, что нынешнее устройство храма противоречит его, продекларированному в мемориальной надписи, оборонному назначению. Во-первых, храм имеет довольно большие окна, через которые легко закидать обороняющихся горящими материалами. Во-вторых, его оборонный ярус устроен как-то незадачливо: находиться здесь большому числу людей небезопасно, поскольку пол, представляющий собой "изнаночную" сторону сводов, не только "горбится" под ногами, но ещё и очень тонок (сложен в один кирпич), так что обвалиться ему ничего не стоит. Наконец, восточный фасад храма вовсе лишён "обороноспособности". Напрашивается вывод, что здание сынковичского храма сначала было именно замком, а уже затем прочную постройку приспособили под дом Божий. Тогда же, видимо, пристроили алтарную часть, сложили "для симметрии" две восточные башни и сделали сводчатое перекрытие потолка. Относительно того, кто выстроил в Сынковичах первоначальный замок, протоирей Виталий пишет: "В 1276 году великий князь Тройден (1270-1282) выделил в окрестностях Слонима земли для поселения пруссов, которые оставили родные края после жестокого подавления крестоносцами их очередного восстания. Чтобы сохранить воинственных пруссов как боевое сообщество, надо было предоставить переселенцам соответствующее место компактного проживания. В окрестностях Слонима лучшего для этой цели места, чем течение реки Берёза с её естественным полуостровом и городищем, было трудно найти. Здесь, скорее всего, и поселились беглецы-пруссы. Здесь они и начали создавать свой новый дом". "Прусская" теория существенно удревняет датировку храма. Получается, что в своём замковом качестве он был возведён в конце ХIII-начале ХIV веков. Да, в это время в Великом княжестве Литовском ещё не получил распространения готический стиль, однако пруссы, поневоле тесно сообщавшиеся с крестоносцами, вполне могли принести его с собой.

В 1399-1400 годах тевтонцы восемь раз вторгались в границы Великого княжества Литовского, неся с собой смерть и разрушение. Естественно, они не могли "пройти мимо" поселения тех, чьи предки когда-то сбежали от них, и уничтожили его. Опустевший и скорее всего сильно повреждённый замок решено было переустроить под церковь. Это решение не могло быть принято без участия великого князя Витовта. Он посетил здешние края в 1405 и 1407 годах. И, надо полагать, как раз около 1407 года состоялось освящение храма. Был ли он первоначально православным? Вернее всего, что так. Хотя Витовт к этому времени уже крестился по католическому обряду, но конфессиональной нетерпимостью он не страдал. Православную принадлежность церкви подтверждают и граффити, найденные на стенах. Наиболее ранние из них - на греческом языке и содержат цитаты из апостольских посланий и православных молитв. Несомненно, вскоре после принятия Брестской унии храм Архистратига Михаила стал униатским. Но и об этом, довольно длительном периоде в истории церкви, мы почти не имеем сведений. Упоминается сынковичский храм лишь в так называемом "Акте визитации" 1760 года, причём в нём указано, что церковь имела "купол с железным крестом". Далее, к 1830-м годам относятся следующие сведения о сынковичском храме. В 1831-1862 годах его настоятелем был священник Иоанн Бугеда. Он-то и перевёл приход в православие. Это произошло вскоре после Полоцкого собора 1839 года. С 1872 года по 1903 год в храме настоятельствовал священник Евстафий Михайловский. Приход в эпоху настоятельства о. Евстафия составляли более трёх с половиной тысяч прихожан, действовали несколько народных школ, православное братство. Состояние Михайловского храма в этот период оставляло желать много лучшего. Земля вокруг него за истекшие века поднялась настолько, что вход оказался почти наполовину завален ею. Иконостас настоятельно требовал починки. Протекала крыша, в полу была выбоина. В 1883 году по ходатайству Московского археологического общества Александр III распорядился выделить из казны двадцать тысяч рублей на ремонт Михайловского храма, что позволяло привести его в пристойное состояние.

В 1921 году Западная Белоруссия была присоединена к Польше. Вновь началось давление на православную общину. Ситуация усугублялась тем, что земля, на которой стоял Михайловский храм, принадлежала польскому семейству Годлевских, сочувственно относившемуся к католической миссии. И здание церкви очень скоро перешло в руки униатов, в которых и пребывало до 1939 года, когда Западная Белоруссия оказалась в составе Советского Союза. Теперь уже из храма выгнали и униатов. Некоторое время он пустовал. В 1941 году немецкие оккупационные власти передали сынковичскую церковь православным, её настоятелем стал священник Николай Сыантович. Когда община вернулась в храм, оказалось, что в нём нет иконостаса: прежний, по всей видимости, убрали униаты. Пришлось устанавливать новый - по условиям военного времени, очень простой. Вообще в этот период убранство церкви было самым незавидным, не имелось даже колоколов. До конца 1950-х годов храм оставался действующим. Но настоятели в нём в последние годы менялись очень часто: никто из них не мог мириться с преследованиями председателя местного колхоза, задавшегося целью полностью освободить подведомственную ему территорию от религиозного "дурмана". В итоге он перепахал дорогу, ведшую от храма к дому священника, и заявил: "Если поп вздумает протоптать дорогу по колхозному засеянному полю, подам на него в суд". В 1958 году храм осматривала комиссия во главе с уполномоченным Совета по делам религии по Гродненской области. Она дала ожидаемое заключение: "В связи с длительной эксплуатацией помещения и отсутствием своевременного ремонта на протяжении 15 лет, подверглись коррозии конструкционные элементы несущих и ограждающих частей зданий (речь, видимо, идёт также и о колокольне), которые пришли в полную непригодность". Но вместо своевременного ремонта церковь ждала участь колхозного зернохранилища. В этом качестве она использовалась до начала 1990-х годов.

С середины 2000-х годов настоятелем сынковичского храма является протоирей Арсений Ананко. Церковь к моменту его приезда в Сынковичи была уже действующей, но находилась в плачевном состоянии, не имела ни утвари, ни икон. Колокольня разрушалась. Новый настоятель решил: нужны колокола, чтобы благовест созывал народ в храм. К счастью, в 2007 году нашлись благотворители, которые заказали для Сынковичей колокола на воронежском заводе. Постепенно состояние церкви улучшается. К 2012 году реставраторы закончили новую гонтовую крышу, стены освобождались от лесов. С июня того же года начали реставрировать интерьер, расписывать храм. Храм является памятником нулевой категории и находится под особой охраной государства. Это особая святыня белорусской земли. Декор главного фасада здания наиболее насыщен и состоит из нескольких рядов разноформенных ниш, прежде, по утверждению исследователей, оштукатуренных. Определённую декоративную функцию исполняет и ряд бойниц. Круглые отверстия над ними, как пишет исследователь храма М.А. Ткачёв, "давали возможность обороняющимся следить за действиями противника и вести огонь на большие расстояния". Ту выпуклость, которую составители легенды о Сынковичах идентифицировали как "гроб", Ткачёв называет "фонариком", игравшим "роль наблюдательного пункта". Яркая примета готического стиля - стрельчатые окна, сильно углублённые в стену. Восточные башни сынковичского храма - круглые и гораздо более "беззащитные", чем восьмиугольные башни, фланкирующие западный фасад и снабжённые несколькими ярусами бойниц. Это очередное архитектурное высказывание в пользу того, что вся восточная часть здания, вместе с существующими ныне башнями и алтарём, появилась в процессе переделки замка в храм. Неизвестно, когда храм получил небольшие контрфорсы, не имеющие, кажется, никакого практического значения: кладка стен довольно прочна, да и столь "декоративные" опоры в любом случае мало чем помогли бы церкви. Изнутри стены Михайловского храма выкрашены масляной краской. Это плоды ремонта начала 1990-х годов, когда прихожане своими руками ремонтировали церковь. Вообще, всё убранство храма свидетельствует о том, что появилось оно далеко не в "тучные" годы и совсем не от избытков. Деревянный пол, постланный поверх старинного кирпичного, иконостас - обыкновенный, самый простой. Главный интерес представляют в интерьере конструктивные элементы, сохранившиеся с давних веков, - прежде всего своды, по большей части крестовые, характерные для ранней готики. Только в южной апсиде своды имеют более сложную конструкцию. Существует предположение, что сводчатый потолок присутствовал в сынковичском памятнике не изначально, а появился, когда замок переделывался под храм. Этим объяснялась заведомая ненадёжность потолка, сказанная ранее. Во второй (оборонительный) ярус из основного помещения храма ведут винтовые лестницы, скрытые в башнях. В плане церквоь Михаила Архангела представляет неправильный прямоугольник (примерно 17,5 х 13 м). Толщина стен - 1,5 м. Кладка - готическая, из кирпича, скреплённого известковым раствором. Крыша - двухскатная, крыта гонтом.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №86, 2014 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  31 октября 2024

Если ехать по шоссе из Слонима в сторону Волковыска, то на десятом километре, за небольшим лесным массивом, неожиданно раскрывается пейзаж, напоминающий Шотландию или Бургундию: справа на расстоянии двух километров четко вырисовываются контуры небольшого средневекового замка с башнями по углам, с двухскатной островерхой крышей, столь характерной для готики. Это Сынковичский храм святого Архистратига Божия Михаила. Однако специфическая архитектура, строгий и даже суровый вид строения как-то не соответствует привычному облику православного храма. Это несоответствие еще более усиливается вблизи, когда становятся хорошо видны все элементы боевого оснащения храма: бойницы в башнях, а по стенам, в верхней их части, ряд машикулей, бойниц особого устройства.

Наличие упомянутых фортификационных элементов послужило основанием для определения архитектурного стиля Свято-Михайловской церкви в селе Сынковичи как здания «оборонного типа». Однако Сынковицкая церковь, несмотря на свои башни и бойницы, как это ни парадоксально, для обороны совершенно не пригодна.

Даже наблюдательный турист может заметить в архитектуре храма такие детали, которые совершенно несовместимы с понятием сооружения оборонного типа. Прежде всего, это огромные окна. Хотя они расположены довольно высоко от земли, но при осаде нападающие без особого труда через эти окна могли забросать осажденных горящими материалами. Еще большее недоумение вызывает то, что с восточной стороны, т.е. со стороны алтарной апсиды, вообще нет никаких устройств для отражения нападающих. Сразу же возникает вопрос: почему с трех сторон в стенах устроены машикули, а с четвертой, восточной, их нет. Что за странное упущение строителей! Кроме того, уязвимость крепости со стороны алтаря усиливают низко расположенные окна. Следует также обратить внимание на различие архитектуры башен. Если западные тяжеловесные башни выглядят внушительно, даже сурово, то восточные — наоборот: легкие, стройные, к тому же тонкостенные. Создается впечатление, что древние зодчие, воздвигая восточные башни, больше заботились о создании архитектурного ансамбля, чем об усилении фортификационной мощи объекта. К тому же восточную сторону храма, то есть обе башни и апсиду, украшает поясок декоративной кладки, чего нет в других частях храма. Таким образом, здесь налицо два стиля, что в свою очередь наводит на мысль о двух этапах строительства здания, являющегося ныне храмом Архистратига Божия Михаила.

План храма — слегка вытянутый, перекошенный прямоугольник. Две пары граненых колонн делят внутреннее пространство на три нефа, которые перекрыты крестообразными полусферами сводов. Поднявшись по винтовой башенной лестнице на чердачное помещение, которое, по сути дела, являлось боевым сектором, мы сталкиваемся с очередным «сюрпризом». Здесь своды нефов выступают своей обратной, выпуклой, стороной, образуя кирпичные «бугры», которые буквально заполняют все пространство боевого отсека, оставляя вдоль стены только узкий проход. В результате доступ к бойницам сильно затруднен. Да и расположены они как-то неудачно — на расстоянии полуметра от пола (в некоторых местах даже ниже), что, естественно, усложняло действия защитников во время отражения нападения. К тому же передвигаться в этом помещении затруднительно: мешают кирпичные полусферы сводов. Более того, находиться здесь значительному числу людей небезопасно: своды тонкие (кладка в один кирпич), так что им и обрушиться немудрено. И снова возникает вопрос: как это древние зодчие «умудрились» создать такое сооружение «оборонного типа», в котором практически невозможно обороняться!

Нынешний настоятель храма протоиерей Арсений Ананко обратил внимание на весьма важную деталь: своды над нефами не воспринимаются как единое целое с колоннами и пилястрами, естественным продолжением которых по законам зодчества они должны являться. Здесь же создается обратное впечатление: своды как бы «поставлены» на колонны и пилястры, а это значит, что они сооружены позже своих оснований. Если своды воздвигнуты позже, то потолок, естественно, первоначально имел другую форму. Вероятнее всего он был плоским и более низким. В связи с этим верхнее помещение представляло собой обширный зал, в котором доступ к бойницам был свободен, и ратные люди во время осады могли беспрепятственно перемещаться от одних бойниц к другим.

Итак, храм в честь Св. Архистратига Михаила, что в Сынковичах, имел когда-то другой вид и действительно был сооружением оборонного типа в прямом смысле этого слова. Однако в связи с изменением общественно-политической ситуации в данном регионе, а, быть может, из-за частичных разрушений замок потерял значение оборонного объекта и был перестроен в церковь. Тогда-то и появились своды, которые преградили доступ к бойницам, были также растесаны окна, пристроена алтарная апсида и вместе с ней две восточные башни. Диссонанс архитектурного стиля этих башен с остальным обликом здания, о чем уже говорилось, свидетельствует в пользу такого предположения. И не только стиль, но и различное техническое состояние кирпича башен и апсиды подтверждает наши выводы: сохранность кирпича в восточной части храма значительно лучше, чем его состояние в остальной части, где он во многих местах начал разрушаться.

И еще одна деталь: на южной стороне храма, на расстоянии метра от угловой восточной башни, сверху донизу тянется трещина. Казалось бы, что же тут удивительного — строение-то древнее. Но дело в том, что и на северной стороне намечается такая же трещина, так что алтарь как бы стремится отделиться от основной части здания. Не является ли этот своеобразный «сепаратизм» подтверждением того, что алтарная часть была построена позже?

Есть еще одна странность у храма «оборонного типа»: в нем отсутствуют бойницы для поражения врага на расстоянии, т.е. на подступах. Упомянутые машикули пригодны только для ведения ближнего, так называемого подошвенного боя, когда нападающие уже штурмуют стены. Поэтому машикули устроены специфически: их отверстия имеют наклонную форму, что позволяет защитникам обозревать пространство непосредственно около стен. Отсутствие бойниц, позволяющих видеть и поражать врага еще на подступах, заставляет предположить, что замок в древности не был одиноко стоящим объектом. Его, несомненно, окружали стены, которые и были первым оборонительным рубежом, преграждавшим путь нападающим. И только в случае потери этого рубежа защитники могли укрыться в замке, последнем своем оплоте. Здесь-то и нужны бойницы для ведения ближнего боя.

Подступы к замку в древности усложняло естественное препятствие — местная водная система. И в наши дни южнее храма тянется лощина. Это пойма реки Березы. Правда от нее осталась только тощая струя воды на дне мелиоративной канавы. В прошлом речка была, безусловно, более полноводной, о чем свидетельствует ширина речной поймы. Пишущий эти строки еще застал в середине прошлого века Березу, способную крутить жернова водяной мельницы, которая здесь стояла, и сам ловил пескарей в прозрачной воде речки. С северной стороны храма протекает другой рукав реки Березы, который на расстоянии нескольких сот метров восточнее храма соединяется с южным рукавом, после чего река единым руслом вливается в Щару.

Еще в 70-е годы прошлого столетия мелиораторы, проводившие здесь работы, обнаружили в междуречье, где стоит церковь, насыпной грунт. Это свидетельствует о том, что в далеком прошлом здесь потрудились люди, превратившие участок земли, заключенный между двумя руслами Березы, в своеобразный остров. Они прорыли со стороны северной Березы в сторону южного потока канал. Следы его сохранились до наших дней в виде оврага, который тянется в двухстах метрах западне храма. Канал не доходил, однако, до южного русла, так как путь ему преграждает холм. В свое время этот холм был своего рода мостом, который соединял образовавшийся остров с «материковой частью суши».

По инициативе отца Арсения недавно было проведено с применением георадара исследование прилежащей к храму территории. В результате работ были обнаружены остатки фундаментов, которые кольцом окружают современный церковный погост. Это свидетельствует о том, что в древности на острове находились какие-то строения, т.е. существовало городище.

Масштаб работ, проводившихся здесь, мог быть выполнен лишь в эпоху расцвета Полоцкого княжества, т.е. в XII веке. Тогда эти места были порубежьем княжества, что требовало сооружения форпостов. Конечно, здание нынешнего храма в то время не могло быть построено, поскольку готика как таковая только зарождалась во Франции. Чтобы ответить на вопрос, кто и когда построил готический замок в Сынковичах, необходимо напомнить некоторые факты из истории Великого Княжества Литовского (ВКЛ).

В 1276 году Великий князь Литовский Тройден (1270-1282) выделил в окрестностях Слонима земли для поселения пруссов, которые оставили родные края после жестокого подавления крестоносцами их очередного восстания. Чтобы сохранить воинственных пруссов как боевое сообщество, на которое князь мог в будущем рассчитывать, надо было предоставить переселенцам соответствующее место для компактного проживания. В окрестностях Слонима лучшего для этой цели места, чем течение реки Береза с ее естественным полуостровом и городищем, было трудно найти. Здесь, скорее всего, и поселились беглецы-пруссы. Здесь они и начали создавать свой новый дом.

Если принять это предположение как факт, тогда разрешаются многие недоуменные вопросы, связанные с историей Сынковичского храма. Во-первых, можно получить ответ на вопрос, почему о Сынковичском замке молчат летописи. Все очень просто: жизнь пруссов не представляла особого интереса для летописцев. Их внимание привлекали родословия княжеских семей, междоусобные распри, войны, межконфессиональные конфликты. Во-вторых, наша точка зрения проливает свет на время постройки замка.

Если придерживаться общепринятого мнения, что замок был воздвигнут в конце XV в. — нач. XVI в., то совершенно невозможно объяснить, кому и зачем понадобилось сооружать укрепление в местности, которая в указанное время не представляла никакой стратегической значимости. Ведь здесь уже была мирная глубинка ВКЛ. Тевтонцы после Грюндвальского разгрома (1410 г.) сидели смирно в захваченной Пруссии. Московское княжество было далеко — аж за Смоленском. Крымцы если и совершали набеги на ВКЛ, то в большинстве случаев на его степные пределы, где был простор для их конницы. Так далеко они редко забирались.

Сторонники общепринятой датировки настаивают на том, что в ВКЛ готика не могла появиться раньше XVI века. Но они не берут во внимание пруссов, которые продолжительное время проживали рядом с крестоносцами. Известно, что крестоносцы возвели в Пруссии десятки замков, широко используя при этом принудительный труд порабощенных пруссов. Не сами же знатные рыцари, отпрыски титулованных родов, «вкалывали» на строительстве этих замков! При таких обстоятельствах пруссы освоили строительное мастерство и фортификационные секреты. Здесь они могли познакомиться и с готикой, которая в XIII столетии уже широко была распространена в странах Западной Европы.

Итак, замок, который в наше время является храмом Святого Архистратига Божия Михаила в Сынковичах, был воздвигнут прусскими переселенцами в начале XIV века. Такой вывод подтвердждают следующие материальные свидетельства. Протоиерей Евфстафий Михайловский, который был настоятелем Свято-Михайловского храма с 1872 по 1903 гг. обнаружил на стенах внутри храма ряд надписей. Вот некоторые из них, имеющие прямое отношение к вопросу, касающемуся времени строительства храма. На внутренней стороне западной стены храма, справа от входа, имеется латинская надпись (теперь закрашенная): «А.D. 1347 Eheu Olgerdus! Illos occidendo, hos accusando, civitatem labefecisti» («Лета Господня 1347, Ольгерд, одних убивая, а других обвиняя, ты унизил государство»). Вторая надпись, как бы возражающая первой, находится на южной стене: «Olgerdus domi mitoeque clarus. Ille validus ense, fretus amicitia, ingenio, opibus An. 1352» («Ольгерд славится дома и в войне. Сильно действует он мечем, заручен дружбою, умом, богатством. Год 1352 г.»). Подлинность этих надписей не подлежит сомнению.

Действительно, если признать, что Сынковичский храм был построен в XVI веке, то будет не понятно, кому и зачем надо было писать панегирики или упреки князю Ольгерду, который жил в XIV столетии, то есть более ста лет тому назад? Но может возникнуть и встречный вопрос. Кто мог писать в эпоху Ольгерда на латыни, когда в землях ВКЛ этим языком еще не пользовались. Сам Ольгерд (в Святом Крещении Александр) известен ревностным отношением к Православию. Обе жены его тоже были православные: первая — Мария, княжна Витебская, вторая — княжна Тверская Ульяна. В княжестве преобладала православная вера и, следовательно, употреблялась церковно-славянская письменность. Откуда же появилась латынь? С нею могли быть знакомы те самые пруссы, строители Сынковичского замка, которые раньше соприкасались с латиноязычной средой крестоносцев. Несомненно, что колония пруссов, возникшая на землях нынешних Сынкович, постоянно пополнялась новыми мигрантами с Запада, которые селились поблизости. Недалеко от Сынкович, на расстоянии 5-6 км, находится деревня Костени (бел. Касцяні). Этимология этого слова в объеме белорусского лексикона непонятна, но она легко ассоциируется со словом castel — замок. Видимо здесь также проживали в свое время прусские переселенцы, имевшие непосредственное отношение к главному поселению — замку на реке Березе.

Интереснейшее событие в истории Сынковичского городища произошло в ходе противостояния Ольгердовичей и Кейстутовичей в конце XIV столетия. После смерти Великого Литовского князя Гедемина возникли распри между его сыновьями. Политический кризис закончился примирением между двумя более удачливыми из них, Ольгердом и Кейстутом, которые поделили наследие отца. Остальные наследники примирились со своей участью и довольствовались предоставленными им уделами.

После смерти Ольгерда, в 1377 году, его сын Ягайло предательски убил во время переговоров своего дядю Кейстута, а Витовта, его сына, заключил в подземелье Кревского замка. Витовт, опасаясь разделить участь отца, сумел бежать. Он отправился за помощью к крестоносцам. Оказавшись в сложной политической ситуации, Ягайло вынужден был искать примирения с Витовтом. Дело в том, что Ягайло начал сватовство к польской королеве Ядвиге, но у него оказался соперник — цесаревич Вильгельм Габсбургский, с которым она была уже обручена. Вильгельм поддерживал Тевтонский Орден. Поскольку к Витову в Пруссию потянулись многие литовские бояре, недовольные Ягайлой, последний и вынужден был искать примирения с Витовтом, дабы разрушить создающуюся крайне опасную для него коалицию: Габсбурги — Орден — Витовт. Ягайло выделил в княжение Витовту Гродно, Брест, Подляшье. Однако Ягайло не удовлетворил желание Витовта заполучить удел своего отца — Трокское княжество, Витовт порвал договор с Ягайлой и опять ушел к крестоносцам в Пруссию. Истинная причина этого поступка была более серьезной: титул Великого Литовского князя Ягайло сохранил за собой, поставив своего брата Скиргайла в княжестве всего лишь наместником.

Однако в княжестве была сильная оппозиция против унии с Польшей. Главную силу этой оппозиции составляли православные магнаты. Витовт рассчитывал, используя оппозицию, добиться абсолютной власти, т.е. стать единоличным правителем и сохранить независимость ВКЛ. Здесь не место описывать все перипетии братоубийственной войны, она окончилась совершенно неожиданным образом — Витовт в 1392 году опять порвал союз с Орденом и вернулся в Литву. Поворот событий был столь неожиданным, что Скиргайло, которому до сих пор приходилось отражать совместные нашествия Витовта и крестоносцов на ВКЛ, не поверил в случившееся, подозревая некий очередной коварный замысел со стороны Витовта. Поэтому Витовта с его дружиной и двором не пустили ни в Вильно, ни в Гродно, а предоставили возможность разместиться в Острове, как сообщает «Летопись Литовская и Жмойцкая» (далее ЛЛЖ). Отсюда Витовт послал Ягайле приглашение прибыть на переговоры. Ягайло с радостью принял известие о событиях в Литве и вместе с королевой Ядвигой отправился для встречи с перебежчиком.

Встреча состоялась, как сообщает ЛЛЖ, в Острове. Здесь произошло примирение враждующих сторон. Известный белорусский историк М. Гайдук идентифицирует место встречи, указанное в ЛЛЖ, с нынешней деревней Острово в Зельвенском районе на Гродненщине. Однако В. Загорульская в «Гісторыі Беларусі» утверждает, что это было имение Острово около Лиды. Отсутствие единого мнения по идентификации упомянутого в ЛЛЖ Острова обусловлено тем, что в данной летописи отсутствуют координаты упомянутого селения, а в настоящее время в наших краях наберется полдюжины населенных пунктов с таким названием. Чтобы установить истинное местоположение этого таинственного Острова, где согласно ЛЛЖ произошла историческая встреча Витовта и польской королевской четы, сыгравшей столь важную роль в истории ВКЛ, надо отказаться от метода, которым пользуется М. Гайдук и В. Загорульская. Для решения данного вопроса нужен другой подход.

Следует, прежде всего, учесть, что для встречи персон такого высокого положения требовались соответствующие условия, которые вряд ли могла предоставить какая-то деревня. Обратимся еще раз к ЛЛЖ и напомним, что названная летопись весьма позднего происхождения — начала XVIII века. Анонимный автор ЛЛЖ пользовался более ранними источниками, в которых согласно с древней орфографией все слова, в том числе и имена собственные, писались с прописной буквы. Составитель ЛЛЖ мог ошибочно принять слово «остров», употребленное в первоисточнике как топографический термин, за название местности.

Известный исследователь летописей Н. Улащик утверждает, что в ЛЛЖ имеются искажения имен и названий. Это дает нам право предположить, что и в нашем случае допущена ошибка, т.е. в первоисточнике речь шла именно о каком-то острове. Наиболее вероятно, что это был остров на реке Березе, который в смысле комфорта (замок и прочее) был вне конкуренции с любой деревней или «маёнтком» (имением). Более того, нам не известно, как в древности называлось городище на реке Березе, где проживали пруссы. Учитывая топографическую особенность этого места, скорее всего, оно и называлось Остров.

Последняя страница в истории замка на реке Березе связана с походом князя Витовта против татар на Дон в 1399 г. Пользуясь длительным отсутствием основных воинских сил, ушедших в поход, крестоносцы начали безнаказанно вторгаться в пределы ВКЛ. С весны 1399 г. и до осени 1400 г. тевтонские рыцари совершили восемь грабительских райзов (наездов), во время которых доходили до Волковыска. Несомненно, сохранившиеся свидетельства не отражают всей полноты бедствий того времени. Вполне вероятно, что крестоносцы проникали и дальше Волковыска. Видимо, в это время они добрались до прусского поселения на реке Березе. Естественно, что уничтожить обнаруженную колонию беглецов для тевтонцев было делом принципа. Таким образом, в 1400 году городище на реке Березе было уничтожено. Достоверность такого предположения подтверждается тем, что в более позднее время переселенцы-пруссы в истории ВКЛ не упоминаются: часть их была, видимо, перебита, а остальные же рассеялись по территории ВКЛ.

Окончательная судьба замка определилась не без участия князя Витовта, непосредственного владельца этого края. Поскольку замок оказался «бесхозным» (вероятно, в какой-то степени и поврежденным), к тому не имеющим стратегического значения, было решено использовать его для религиозных целей. Объем таких работ, безусловно, не мог быть осуществлен без финансовой поддержки на высоком великокняжеском уровне. Известно, что Витовт посещал эти края, а именно в 1407 г. Видимо, в это время была освящена нынешняя церковь Архистратига Божия Михаила, что в Сынковичах, скорее всего, во время визита 1405 г. Витовт определил судьбу заброшенного замка, а в 1407 г. проверил исполнение своего указания.

С сайта: https://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/05/13/sudby_synkovichskogo_hrama.



Комментарии и обсуждение


Интересный факт: в 1994 году в Республике Беларусь была выпущена почтовая марка с изображением церкви Михаила Архангела.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.