ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль


Левоча. Церковь Николая Чудотворца.


Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца
Архитектурные стили:Эклектика, Русско-византийский стиль
Год постройки:Между 1858 и 1880.
Адрес:
Новгородская обл., Хвойнинский район, с. Левоча

Координаты:58.82346, 35.02241


Добавить фотографию
Церковь Николая Чудотворца - Левоча - Хвойнинский район - Новгородская область
TheBahex
3 августа 2009
Церковь Николая Чудотворца - Левоча - Хвойнинский район - Новгородская область
Илья Смирнов
9 ноября 2003
Церковь Николая Чудотворца - Левоча - Хвойнинский район - Новгородская область
Илья Смирнов
9 ноября 2003
Церковь Николая Чудотворца - Левоча - Хвойнинский район - Новгородская область
Илья Смирнов
9 ноября 2003
Церковь Николая Чудотворца - Левоча - Хвойнинский район - Новгородская область
TheBahex
3 августа 2009
Церковь Николая Чудотворца - Левоча - Хвойнинский район - Новгородская область
Илья Смирнов
9 ноября 2003
Церковь Николая Чудотворца - Левоча - Хвойнинский район - Новгородская область
Илья Смирнов
9 ноября 2003




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Александр Л,  27 ноября 2009

Каменный храм в честь святителя Николая Чудотворца в с Левоча был начат в 1858 году по благословению Высокопреосвященнейшего Григория митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского, окончание строительства - 1880 год.

Статью добавил(а): Вадим Зверев, Хвойная.,  29 августа 2010

В селе ЛЕВОЧА стояли деревянная кладбищенская церковь во имя Георгия Победоносца (1903 г.) и каменная во имя Николая Чудотворца (1880 г.)
ЧАСТЬ 1. (1926 – 1934 года).
Из акта описи церковного имущества за 1926 год:
«Церковь во имя св. Николая Чудотворца, здание каменное с таковою же колокольней, крыша железная, окрашена красной краской в 1925 году, здание тёплое, построено в 1880 году.
Колокола: большой колокол весом 104 пуда, колокол второй 29 пудов, колокол третий 8 пудов, колокол четвёртый 6 пудов, колокол пятый 3 пуда, колокол шестой 2 пуда.
Кладбищенская церковь во имя Георгия Победоносца, здание церковное деревянное с таковой же колокольней, холодное, построено на фундаменте из булыжника, крыша окрашена медянкой, выкрашена жёлтой краской, построена в 1903 году.
Усадьба Горка. Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, каменное, покрыта железом, устроена в 1864 году».
Из акта описи церковного имущества за 31 июля 1928 года:
«Каменное здание при селе Левоча в честь Николая Чудотворца построено в 1880 году, крыто железом, последняя окраска проводилась в 1926 году. Деревянное здание кладбищенской церкви построено в 1903 году в честь Георгия Победоносца, крыто железом, последняя окраска летом 1927 ГОДА. Оба здания охраняются одним сторожем гражданином Минецкого района дер. Отрада Ражев Василий Павлов, проживающий в церковной сторожке с окладом жалования в 8 рублей и 2 пуда ржи в месяц. Зарплату получает первого числа каждого месяца с рук председателя церковного совета. Церковная двадцатка состоит из 25 человек, кой подписан договор». Из акта описи церковного имущества за 22 ноября 1928 года:
«Здание каменное, построено в 1864 году бывшим помещиком Коковцевым. Длинна здания от паперти до алтаря 19 метров, ширина 10,25 метра, высота от фундамента до креста 15 метров. Фундамент от земли возвышается на 0,75 метра и сделан из точёного камня, здание покрыто жестью, но ввиду того, что крыша не крашена в течении нескольких десятков лет, то немного проржавела местами и требует окрашенного ремонта. Крест на церкви упал вместе с куполом, в наружи здание ощекотурено и выбелено, но штукатурка на 30 процентов обвалилась, и ремонт её не производится».
Заседание Президиума Минецкого райисполкома Боровичского округа от 1 октября 1929 года:
« Слушали: отношение Минецкого РАО от 21 сентября 1929 года за № 01-8 о изъятии от Левочского религиозного общества 2-х церквей – 1-я в селе Левоча, деревянная церковь в честь «Георгия Победнонсца», и 2-я в посёлке Горнах каменная церковь в честь «Покрова Богородицы» за непроизведение ремонта согласно заключённого договора. В пользовании остаётся ещё церковь в селе Левоча, здание каменное в честь «Николая Чудотворца».
Постановили: Принимая во внимание, что у религиозного общества имеется ещё церковь в селе Левоча, которая вполне может обслужить верующих, а потому с заключением РАО согласиться и просить Боровичский Окружной Исполком об изъятии двух религиозных зданий: одного в селе Левоча в честь Георгия Победоносца и второго в пос. Горный в честь Покрова Богородицы. Помещение, находящееся в селе Левоча необходимо использовать под школу, а для использования помещения находящегося в Горнах предложить председателю РИКа и заведующему РЗО подыскать ему целевое назначение и сообщить в президиум РИКа».
Заседание Минецкого РИКа, Боровичского округа от 13 января 1930 года: «Слушали: Ходатайство граждан села Левоча и посёлка Левоча (вероятно опечатка – Горны), о передачи им одного колокола с маленькой церкви в селе Левоча для пожарного депо.
Постановили: Ходатайство удовлетворить, передав означенный колокол по существующей оценки, согласно описи».
28 декабря 1933 года. В Хвойнинский РИК в комиссию культа верующих заявление от членов религиозной общины Левочской церкви Отрадского сельсовета Хвойнинского района:
«Просим комиссию культа верующих разрешение на хождение священнику Левочской церкви Марковскому Павлу Петровичу по домам верующих Левочского прихода в религиозные праздники Рождества и Крещения по следующему маршруту:
7 января 1934 г.: дер. Горка 27 домов и Макарьино 15 домов, 8 января: дер. Комарово 25 домов, Петрино 7 домов, Кашино 28 домов, 9 января: Теребут 20 домов, Стремково 16 домов и Бережок 14 домов, 10 января: Лелючиха 10 домов, Тарханово 12 домов, Носково 15 домов 11 января: Перфильево 20 домов, Хлебцово 12 домов и Отрадово 8 домов. Ходить по домам верующих будет один священник без всякого крёстного хода, и он отвечает за исполнение своей работы, он же Марковский Павел Петрович. Заразных заболеваний в Левочском приходе нет, что свидетельствует удостоверение (копия) прилагаемое при сём от врача Левочской больницы».
Заседание комиссии при Президиуме Хвойнинского РИКа по вопросу религиозных культов от 28 декабря 1933 года:
«Слушали: Заявление членов религиозного общества Левочской церкви.
Постановили: Ввиду появления в районе случаев эпидемического заболевания, о чём имеется заключение Райздравотдела, хождение крёстным ходом в дни религиозных праздников Рождества и Крещения не разрешается.
Предложить Отрадскому сельсовету проследить за выполнением данного постановления».
14 января 1934 года. Председателю Хвойнинского РИКа:
«Приёмная Президиума Облисполкома направляет и Вам по принадлежности заявление служителя культа Марковского (Отрадский сельсовет), который жалуется, что его обязывают в порядке твёрдого задания купить заём на 150 рублей. Приёмная обращает Ваше внимание, что распределение займа среди служителей религиозного культа должна проходить через общественные меры воздействия ни в коей мере, не применяя административных, как, например опись и продажа имущества».
ЧАСТЬ 2. (1935 – 1938 года).
19 мая 1935 года состоялось заседание Президиума Хвойнинского Райисполкома о ликвидации левоческой каменной церкви Отрадского сельсовета.
«Постановили - Принимая во внимание, что со стороны 20-ки Левоческой церкви условия договора о производстве неотложного ремонта (неотложный ремонт установлен согласно акта технической комиссии от 7 мая 1935 года) церковного здания не выполняется, о чём были со стороны сельсовета не однократные требования.
Согласно акта технической комиссии здание церкви находится в ветхом состоянии (пол в нескольких местах провалился, крыша протекает и т.п.) и требует капитального ремонта, который 20-ка не производит и этим нарушает условия договора. Местное население ходатайствует на закрытие церкви, кроме того, учитывая крайнюю нужду сельсовета в здании для колхозного клуба – на основании параграфа 52 пункта 4 и параграфа 65 пункта 6 инструкции «О порядке проведения в жизнь законодательства о культах» договор с 20-кой Левоческой церкви считать расторгнутым, здание Левоческой церкви передать Отрадскому сельсовету для использования под колхозный клуб. Просить Облисполком утвердить настоящее постановление.
Председатель Хвойнинского Райисполкома Кобузев. Секретарь Хвойнинского Райисполкома Строкин». (Центральный архив Новгорода, ФОНД 142, ОПИСЬ 1, ДЕЛО 132, ЛИСТ 96).
3 ноября 1935 года. Хвойнинскому райисполкому:
«Заявление верующей 20-ки Левочской церкви с жалобой на не открытие церкви для производства службы – направляется на проверку. Одновременно сообщаю, что если внутренний ремонт здания церкви произведён и на сегодня здание не угрожает общественной безопасности, то необходимо разрешить производство религиозной службы, а наружный ремонт относить до будущего лета.
Результаты с возвращением заявления сообщить в 5-ти дневный срок. Заведующий Админотделом Неглюевич».
25 ноября 1935 года. Леноблисполком, сектору Адм. надзора. На Ваш запрос от 3 ноября 1935 года № 21-411 и на заявление верующих 20-ки Левочской церкви Хвойнинского района Райисполком сообщает:
« Согласно составленного акта технического осмотра здания Левочской церкви от 7 мая 1935 года установлено, что здание церкви в дальнейшем в эксплуатацию для его ремонта оставить невозможно, на ремонт такового была 25 июня 1935 года составлена смета на сумму 2784 рубля 27 копеек и предварительно приступить у ремонту.
Созданная техническая комиссия во главе с техником строителем Федосеевым 23 ноября 1935 года провела техническую проверку по ремонту здания церкви, Выяснила, что ремонт церкви произведён недостаточно, так как указано в акте от 7 мая 1935 года, и здание церкви в настоящее время не приготовлено к его эксплуатации».
17 декабря 1935 года. Леноблисполком сектору Адм. Надзора на № 21-411:
« 1. Левочская церковь находится в селе Левоча на территории Отрадского сельсовета Хвойнинского района, церковь под названием «Николая Чудотворца» Тихановского религиозного течения.
2. Здание церкви каменное.
3. Здание на учёте главнауки как художественное или исторический памятник не состоит.
4. Всего взрослого населения в данной области 2017 человек.
5. Фотоснимки две штуки прилагаются.
6. Здание церкви расположено внутри двух лесопунктов, сплавной дистанции и крупных торговых точек, и окружных колхозов.
Предназначено переоборудовать под клуб, в наличии средств для переоборудования не имеется.
Переоборудование здания церкви под клуб пройдёт за счёт местных сборов, средств с двух лесопунктов, сплавной дистанции, кооперативных точек и окружных колхозов».
2 марта 1936 года. Выписка из заседания комиссии по вопросам культов при Президиуме Леноблисполкома:
« Учитывая ходатайство населения данной местности о закрытии церкви, помещение которым необходимо под клуб и, кроме того, принимая во внимание, что 20-кой договор не выполняется, здание не охраняется и не ремонтируется, вследствие чего разрушается, церковь закрыть, а здание использовать для назначенной цели».
Было вручено церковной 20-ке 8 марта 1935 года.
23 марта 1936 года. В Хвойнинский РИК срочно:
« Ввиду поступившей жалобы 20-киЛевочской религиозной общины Отрадского сельсовета о закрытии здании церкви, адмнадзор просит постановление от 20 февраля 1936 года пр. №32 п. 2865 о ликвидации Левочской церкви в жизнь не проводить до особого распоряжения Заведующий Адмнадзором Неглюевич».
А особое распоряжение – обвинение в классово-враждебной деятельности не замедлило ждать.
«Сектор административного надзора при Леноблисполкоме. На № 21-411 от 7 апреля 1936 года.
Вопрос о закрытии Левочской церкви трудящимися Отрадского, Емельяновского, Кашинского сельсоветов поднимался давно. Всё дело сводилось к тому, что служитель культа Марковский, объединив вокруг церкви классово-враждебные элементы, использует, опираясь на религию, отдельных трудящихся, якобы протестующих против закрытия церкви. Специальным расследованием установлено, что церковная двадцатка, состоящая преимущественно из неграмотных людей распалась, исполнительного органа не существует, председателя церковной двадцатки нет (прилагаем акт от 23 апреля 1936 года) и поэтому все пространные заявления и жалобы от имени якобы «двадцатки» являются делом рук одного афериста Марковского, ибо совершенно не случайным объясняется такое положение, когда в акта технического состояния здания и проверке выполненного ремонта от 7 мая 1935 года, 28 ноября 1935 года, 16 декабря 1935 года, а так же во всех жалобах и заявлениях расписываются в неграмотности церковной двадцатки совершенно случайные люди, привлекаемые Марковским. И чрезвычайно характерны заявления членов двадцатки, приведённые в заключении уполномоченного РИКа, высланного Вам 19 декабря 1935 г. о том, что для них неизвестно, что твориться и делается по делам церкви. Ремонт, который определён актом технического состояния здания 7 мая 1935 года и подтверждённый последующими вышеуказанными актами проверки выполнения ремонта до сих пор не произведён, а именно: штукатурка в летнем помещении не проведена, оконные переплёты неоправлены, двери не отремонтированы, печи также полностью не отремонтированы, в зимнем помещении штукатурка стен производилась поздней осенью без обогревания и недоброкачественным материалом, впоследствии чего отваливается, образуя подтёки, окраска произведена по старой масляной краске, отчего отстаёт. И такое качество ремонта, ни в какой мере нельзя назвать выполнением акта технического состояния здания от 7 мая 1935 года.
Наружный - же ремонт абсолютно не выполнен, при чём левый угол колокольни грозит обвалом.
В своих заявлениях в Облисполком так называемая «двадцатка», а на самом деле аферист Марковский обычно пускает цветистые фразы о массе верующих, заготовке «всех материалов для ремонта» и т. п. Следовательно, логика подсказывает, что ремонт определённый актом выполнить не представило никакой трудности, тем более, что срок с 7мая по 16 декабря, или 7 месяцев, более чем достаточный. Как будто на лицо масса верующих, охотно материально поддерживающих церковь, а так же наличие стройматериалов. Основным аргументом Марковский тогда выдвигает осуждённых рабочих. Действительно были сняты с работы уголовные элементы, бежавшие из под стражи, но в указанных выше сельсоветах есть разнородные специалисты, которые в силу религиозных убеждений видимо, не отказались бы от выполнения ремонта, а здесь оказавшиеся исключением из «массы верующих».
Со всей очевидностью отсюда напрашивается вывод, что ссылка на глубокое якобы возмущение масс верующих, ошеломлённых постановлением Облисполкома о закрытии церкви, является вымыслом, и если ошеломило, то только афериста Марковского.
Одновременно прилагаем план использования здания и проект переустройства. В наличии имеется средств на переоборудование здания по Кашинскому сельсовету 1500 рублей, Отрадскому 1500 рублей, Емельяновскому 1500 рублей. Итого 4500 рублей.
Председатель Хвойнинского Райисполкома Красников.
Секретарь Хвойнинского Райисполкома Солонской».
Без даты:
«Пояснительная записка.
1. План Левочской церкви состоящей из двух помещений летнего и зимнего, разделённых кирпичной стеной.
2. Проект переустройства церкви под межколхозный клуб, где оба помещения соединяются в одно, путём снесения разделяющей их стены и таким образом имеем сцену, обозначенную на чертеже, с прилегающими по бокам уборными для артистов и зрительный зал на 300 человек. Означенный клуб будет использован для художественных постановок, лекций и для кружковой работы, так как в селе Левоча находятся агрозоо и ветучастки, неполная средняя школа и больница.
Секретарь Хвойнинского райкома Солонской».
Но 4 марта 1937 года был составлен акт об изменении использования здания каменной церкви – разбор церкви на кирпичи.
«….. фундамент здания имеет трещины, что вызывает деформацию стен, своды арки внутри здания деформируются, ввиду чего имеются в перекрытии злокачественные трещины, что ведёт к разрушению и падению вниз, в санитарном отношении около церкви находится кладбище.
Учитывая все выше обозначенные явления, комиссия считает, что здание церкви использовать для каких либо целей не представляется возможным и подлежит разборке, в чём и составлен настоящий акт.
Председатель сельсовета - Дмитриев.
Техник РИКа – Фёдоров.
Участковый инспектор – Кириллов.
Техник маслопрома – Демидов».
28 марта 1938 года от кассира РайФО Мухиной за продажу церковных вещей поступило 93 рубля 08 копеек.

Статью добавил(а): Анонимный участник,  17 октября 2010

АРХИТЕКТОР ИКОНОСТАСА В СЕЛЕ ЛЕВОЧА («СОФИЯ» № 2 за 1997 год).
Выписка из метрической книги римско-католической церкви св. Екатерины:
«1851 года октября 14 дня священником Доминиканского ордена Домиником Лукашевичем окрещён младенец по имени Людвиг, законный сын господина Якова Урлауба и жены его Маргариты урождённой Гане. Восприемниками были коллежский асессор Людвиг Гейденрейх и госпожа Кристина Урлауб. Подписал священник Лукашевич».
В 1866 году в правление Императорской Академии художеств приходит прошение от сына Якова Урлауб, Людвига Урлауб, с просьбой зачислить его в число учеников Императорской Академии художеств по архитектуре. К прошению был приложен аттестат и свидетельство о рождении.
23 августа 1868 года Л. Я. Урлауб был принят в ученики Академии художеств по архитектуре на 1 курс. В 1869 году переведён на 2 курс и уже в 1871 году имеет две серебряные медали за проект Биржи. В 1873 году за проект вокзала при Минеральных Водах с нумерами для ванн им была получена ещё одна серебряная медаль, что давало право получать стипендию ещё год.
В 1875 году Людвиг Урлауб является конкурентом на большую золотую медаль, им предоставлены проекты гостиницы в городе Ялта и православной церкви в селе Левоча.
В отчёте о своих художественных и практических занятиях Урлауб сообщает следующее: «С ноября 1875 года по январь 1876 года был занят составлением иконостаса в Левочинскую церковь в Новгородской губернии со всеми деталями, то есть шаблонами и рабочими чертежами».
«Решение данной мне задачи было обставлено со стороны заказчика некоторыми особыми условиями, - писал в своём отчёте Урлауб, - Поручая мне составление иконостаса староста Левочинской церкви гражданин Яковлев предложил соблюсти в проекте следующие требования: среднюю часть иконостаса проектировать в форме креста, образуемого Царскими вратами с Тайной Вечерей над ними, образами двух пророков по бокам выше, распятие с прилегающими к нему образами св. Марии Магдалины и апостола Иоанна. Остальную часть иконостаса проектировать одноярусно с возможно меньшим количеством образов: эти условия связывали до некоторой степени свободу композиции и заставили выбрать современный русский стиль. Вс е детальные и шаблонные рисунки высланы мною в октябре месяце 1876 года. Иконостас проектирован из липового дерева, весь золочёный, частью полированный и частью матовый. По смете, стоимость доходила до 7000 рублей, но во что обошлось в действительности исполнение работ, мне неизвестно. Архитектор Л. Урлауб».
Скончался Л. Я. Урлауб 19 августа 1897 года в Санкт-Петербурге.

Материал предоставлен Пилецкой Т. Л., внучкой академика Л. Урлауба из Санкт-Петербурга.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.