ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль


Рогнедино. Церковь Алексия, митрополита Московского.


Церковь. Действует.  
Престолы:Алексия, митрополита Московского
Год постройки:1841.
Архитектор:1896: М. Мейшер (перестройка)
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Россия, Брянская обл., Рогнединский р-н, пос. Рогнедино

Координаты:53.801411, 33.556487


Добавить фотографию
Церковь Алексия, митрополита Московского - Рогнедино - Рогнединский район - Брянская область
Фото: иерей Александр Попов
Дионисий
24 октября 2007
Церковь Алексия, митрополита Московского - Рогнедино - Рогнединский район - Брянская область
Южный фасад
Сергей Меркулов
4 октября 2009
Церковь Алексия, митрополита Московского - Рогнедино - Рогнединский район - Брянская область
Сергей Меркулов
4 октября 2009
Церковь Алексия, митрополита Московского - Рогнедино - Рогнединский район - Брянская область
Фото: иерей Александр Попов
Дионисий
24 октября 2007
Церковь Алексия, митрополита Московского - Рогнедино - Рогнединский район - Брянская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ
Андрей Агафонов
1 января 1990
Церковь Алексия, митрополита Московского - Рогнедино - Рогнединский район - Брянская область
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
31 августа 1942
Церковь Алексия, митрополита Московского - Рогнедино - Рогнединский район - Брянская область
Фото до последней перестройки храма в 1896 году (с сайта Rognedalib.ucoz.net)
Сергей Меркулов
1 января 1885




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Дионисий,  8 мая 2008

Здание, расположенное в с. Рогнедино по ул. Ленина 38, занимаемое в настоящее время церковью свв. мчч. Флора и Лавра, было построено в комплексе с основным зданием кладбищенского однопрестольного храма свт. Алексия, митрополита Московского, и являлось служебным помещением церкви. До половины 18 века Флоро-Лаврский храм находился на княжеской усадьбе между деревнями Гатьково и Пузынино, в версте с небольшим от торгового села Рогнедино (“посада”). Нужно полагать, что храм существовал еще в 12 веке, при жизни княгини Рогнеды. Долго ли существовал храм после смерти Рогнеды, - неизвестно; но с достоверностью можно сказать, что церковь в селе Рогнедино (между Гатьковым и Пузынином) возобновлена или вновь основана во второй половине 14 века, при митрополите Московском Алексии. В последствии церковь была перенесена с княжеской усадьбы в торговое село Рогнедино.

Известно, что в 1748 году церковь была уже в торговом селе Рогнедино (“посаде”) - двухэтажная, деревянная, и вероятно, двухпрестольная, с главным престолом- во имя Свв. мчч. Флора и Лавра, и придельным - во имя святителя Алексия. При этом же храме существовало и обширное кладбище. Этот первый приходской храм в селе Рогнедине (“посаде”) просуществовал до конца 18 столетия.

С устройством в 1784 году “главного” каменного холодного Одигитриевского храма (который в период гонений в сер. 20 века был взорван) с приделом во имя свв. мчч. Флора и Лавра, - храм во имя свв. мчч. Флора и Лавра с приделом во имя святителя Алексия, за ветхостью был перестроен и стал уже называться “кладбищенским” храмом, однопрестольным во имя святителя Алексия, митрополита Московского. Этот, второй по счету на сем месте кладбищенский храм просуществовал до 1841 года и был разобран за ветхостью. И на основании храмозданной грамоты за номером 2735 данной 13 мая 1841 года епископом Смоленским и Дорогобужским Тимофеем, помещице села Рогнедино, дочери коллежского ассесора, девице Александре Николаевне Соковниной,- был основан 8 июля 1841 года на сем же месте третий по счету (с 1748г.) теплый каменный кладбищенский однопрестольный храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского. Этот храм был всецело устроен на средства храмоздательницы - помещицы А. Н. Соковниной; освящен же самолично преосвященным Тимофеем 6 сентября 1845 года. Иконы иконостаса были вновь написаны на средства Соковниной, за исключением древней храмовой иконы свт. Алексия, митрополита Московского, оставшейся от иконостаса, бывшего в том храме, что до 1748г. находился между Гатьковым и Пузынином.

В начале 1900-х г.г. Алексиевский храм перестроен. Действовал до прихода гонений. В храмовом здании располагались государственные и муниципальные организации, учреждения культуры. После строительства нового «Дома культуры» здание Алексиевского храма было передано под складские помещения; в начале 1990-х г.г. в результате пожара большая часть храмового здания утрачена. От Алексиевского храма частично сохранились стены и фундамент, а также единственное уцелевшее служебное помещение. С 1991 года оба здания стали бесхозными, никем не использовались, и были отданы под вновь открывшуюся церковь святых мучеников Флора и Лавра. В этом служебном помещении храма свт. Алексия богослужения совершаются и по настоящий день. Церковь является памятником архитектуры. 


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  8 июня 2020

8 июля 1841 г. на месте разобранного из-за ветхости храма был основан каменный теплый кладбищенский однопрестольный храм во имя Святителя Алексия. Построен он был на средства помещицы А.Н. Соковниной и освящен 6 сентября 1845 г. преосвященным Тимофеем, епископом Смоленским и Дорогобужским. Последний раз храм расширялся в 1896 г. по проекту архитектора М. Мейшера и его площадь составила 350 кв.м. В храме хранилась древняя храмовая икона Святителя Алексия, иконы с частицами Древа Креста Господня, изумительный красоты иконостас (построен на пожертвования 2 000 рублей серебром купца Я.Е. Кондратьева) насчитывал 21 икону, с золотой и серебряной отделкой.

Уникальность архитектуры Алексиевского храма подтверждена документально. Вот что по этому поводу говорит древлехранитель Брянской епархии, архитектор-реставратор, доцент кафедры строительных конструкций в БГИТА Александр Петрович Перов: «Это храм в храме, храм «в скорлупе». В середине XIX столетия церковь кардинально перестраивалась. Скорее всего, храм обветшал, а приход развивался. Решили увеличить здание и вокруг старого храма построили новый, тем самым, «обули» на него другую архитектуру, и получилась полная эклектика - смешение стилей. Стены по периметру храма нарастили, старые оставили внутри, преобразив их в интерьер - арки и ниши».

После революции в храме размещались различные организации и учреждения культуры, затем складские помещения. В начале 90-х г.г. после пожара большая часть храмового здания была утрачена. Частично сохранились лишь стены и фундамент…

30 октября 1990 г. в Рогнедино был образован православный приход, которому в 1991 г. возвратили руины храма и служебное помещение. В последнем был устроен храм во имя Святых мучеников Флора и Лавра, где совершаются Богослужения. В настоящее время ведутся работы по восстановлению Алексиевского храма. Строится он всем миром, на народные деньги.

За минувшие годы была возведена грандиозная арочная конструкция (как в итальянской базилике, в рогнединском храме стен внутри не будет - их заменят подпружные арки), говорится на сайте Антона Москвичева, освящающего возрождение церкви. Также подняты до необходимой высоты стены храма, до этого сохранившиеся в некоторых местах лишь на две трети. Построен фронтон с южной стороны. В алтаре восстановлены оконные проемы и часть стены, в которую вмонтировали, необходимую для дальнейших работ арматуру. Строители сварили металлическую ферму - конструкцию, которая будет поднята наверх, чтобы держать клиросный свод средней части храма.

Обязательно в рогнединском Православном приходе планируют возродить и звонницу Алексиевского храма. Она будет расположена под куполом в передней части храма (вынужденное отступление от старинного проекта). Инженерами московского завода разработано с учетом особенностей планировки и акустики три варианта колоколов для храма. Стоимость самого «бюджетного» варианта из 10 колоколов, где главный колокол (благовест) весит 450 кг, - 1 млн 360 тыс. рублей; самого дорогого варианта (11 штук, благовест - 820 кг) - 2 млн 385 тыс. рублей, но «линейку» колоколов можно будет дополнять постепенно.

На 12 февраля удалось собрать уже 359 590 рублей. Отец Александр обращается ко всем, кто желает «подарить голос» рогнединскому храму, принять участие в сборе средств: «Сделать это можно от семьи, от организации, от села, от себя лично (предусмотрено указание имен благодетелей на колоколах)».

17 Февраля 2020 г. http://rognedino.cerkov.ru/istoriya/; http://avchernov.ru/novosti/v-drevnem-bryanskom-raicentre-rognedino-vsem-mirom-vozrozhdaut-pravoslavnii-hram/


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  8 июня 2020

… Самым замечательным лицом в истории села Рогнедина является, конечно, княгиня Рогнеда (вероятно, княжна, потому что история не указывает, чтобы она была замужем) Мстиславовна, давшая свое имя селу и, вероятно, жившая в нем и даже, как говорит предание, погребенная здесь. При ея жизни село могло носить и другое название (напр. Зарубино).

Из памятников старины можно указать только на холмистую местность, находящуюся между сельцом Гатьковом Рославльского уезда (имение вдовы генерала от инфантерии Марии Генриховны Дудинской) и селом Рогнедином Малым (деревня Пузынино), где был до 1848 года храм , и где, по преданию, погребена и сама княгиня Рогнеда. Нужно полагать, что храм существовал здесь (между Гатьковом и Пузынином) еще в 12 веке при жизни княгини Рогнеды, так как известна набожность первых князей и княгинь Христианской Эры на Руси. Равным образом несомненно и то, что столь высокопоставленное лицо, как княгиня Рогнеда, могло быть погребено лишь при церкви, или даже в самой церкви.

Долго ли существовал храм после смерти Рогнеды – неизвестно, но с достоверностью можно сказать, что церковь в селе Рогнедине (между Гатьковом и Пузынином как сказано выше) возобновлена или вновь основана во второй половине 14 века при Митрополите Московском Алексии. Есть предание что Святитель Алексий проезжал из Москвы в Киев чрез Рогнедино, остановился в дер. Яблонь (Вороновской волости, Брянского уезда, Орловской губернии) прихода села Гатьково в 5 верстах от Рогнедина для перемены лошадей. Жители отказали ему в лошадях. С этого времени несколько лет лошади не водились в Яблони. Жители, видя в этом перст Божий, стали совершать ежегодно молебствие к прославленному уже нетлением и чудесами Святителю Христову Алексию, как известно, преставился 12 февраля 1378 года, а мощи его обретены 20 мая 1431 года.

Впоследствии вышеупомянутый храм был посвящен памяти Святителя Алексия и находился, как сказано выше, между Гатьковом и Рогнедином Малым или дер. Пузынином (тут же и могила Рогнеды). Здесь и по недавнее время можно было видеть на поверхности поля, принадлежащего крестьянам дер. Пузынино (где когда-то была усадьба княгини Рогнеды, храм и кладбище), остатки железняковых кирпичей, которые по свидетельству сведущих лиц относятся к началу 14 века; кости же человеческие и часть разбитого камня с неразборчивою надписью пришлось видеть в 1898 году на межах этого поля даже пишущему сии строки.

Сколько времени просуществовала церковь на этих местах, т.е. между селениями Гатьковом и Пузынином, неизвестно. Известно только, что в 1748 году церковь была уже в теперешнем торговом селе Рогнедине – двухэтажная, деревянная и, кажется, двухпрестольная с главным престолом во имя Святых Мучеников Флора и Лавра и придельным – во имя Святителя Алексия, Митрополита Московского. Лет 80 тому назад умер старожил 126 лет, который хорошо помнил этот старый прежний деревянный храм, а от своего отца этот старожил слыхал, что церковь перенесена в теперешнее село Рогнедино с княжеской усадьбы, и что церковь та была посвящена памяти Святителя Алексия. На месте теперешнего кладбищенского Алексиевского храма на близлежащей с южной стороны храма площади было обширное кладбище, так что даже иные дома обывателей устроены на могилах. С какого времени существовало здесь кладбище – неизвестно, но несомненно следующее: а) что до конца 18 столетия жители села Гатьково и деревни Яблонь Брянского уезда, не говоря уже о жителях села Рогнедино, принадлежавшего тогда также к Брянскому уезду, хоронили своих покойников в селе Рогнедине близ теперешнего Алексиевского храма; прекратили же они хоронить умерших в Рогнедине, вероятно, после отчисления села Рогнедина от Брянского к Рославльскому уезду и по устроении храма в селе Гатькове Брянского уезда; б) теперешнее кладбище, единственное для всего прихода села Рогнедино, и находящееся на севере от Одигитриевского храма, основано не ранее начала 19 столетия. Недавно я узнал, что храм в селе Гатькове Брянского уезда основан лишь 150 лет тому назад, т.е. в начале второй половины 18 столетия; но старожилы помнят, что крестьяне из села Гатьково и дер.Яблонь приходили на Радоницу и на вселенския субботы служить панихиды по своим усопшим родным в Рогнедино даже в первой четверти 19 столетия.

Из документов, старинных вещей и других древностей в Рогнедине почти не сохранилось, а если что и уцелело, то не ранее как от второй половины 18 столетия. Из сохранившихся же документов, грамот и других письменных и печатных памятников, хранившихся в храмах села Рогнедино и церковных архивах, я помещаю здесь некоторые копии с оных. При снятии копий я сохраняю подлинную орфографию.

III. Форма «Одобрение», которое в старинное время давали прихожане лицу, желавшему занять священно-церковно служительское место при какой-либо церкви. Эта форма напечатана на твердом синем листе бумаги церковным шрифтом (славянским). На первой странице напечатана самая форма с пробелом где нужно, а на остальных трех страницах ничего не напечатано, так как под «Одобрением» должны были идти подписи прихожан.

Одобрение

«Мы, нижеподписавшиеся… Прихожане свидетельствуем по нашей чистой совести, что желающий быть при нашей церкви... Есть человек добрый, не пьяница, в домостроительстве своем не ленивый, не клеветник, не сварливый, не любодейца, не бойца, в воровстве и обманах не изобличенный, добронравен и поведения честного, и потому мы его желаем иметь при нашем приходе».

Храмозданная грамота, выданная Преосвященным Тимофеем, Епископом Смоленским и Дорогобужским помещице села Рогнедино, дочери Коллежского Асессора девице Александре Николаевне Соковниной

Вот подлинный текст грамоты: «Божией Милостью Смиренный Тимофей, Епископ Смоленский и Дорогобужский по благодати, дару и власти Всесвятого и Животворящего Духа, данного нам от самого Великого Архиерея, Господа нашего Иисуса Христа чрез Святые Его и Священные Апостолы и их наместники и преемники благословили Мы во исполнение указа Священного Правительствующего Синода от 31 генваря сего 1841 года Рославльского уезда помещицы, дочери Коллежского Асессора, девицы Александры Николаевны Соковниной устроить Рославльского уезда в селе Рогнедино новую каменную во имя Алексия Митрополита Московского и Всея Руси Чудотворца теплую церковь собственным ея коштом и на том самом месте, где существует ныне старая деревянная церковь, по возвращенному из Святейшего Синода чертежу по подобию прочих Святых Благочестивых церквей; по устроению оной церкви внутри сделать иконостас с Царскими вратами, с северными и южными дверьми, и поставить в иконостасе иконы искусного живописного изображения и по чину церковного узаконения в Алтаре устроить Престол узаконенной… в вышину в аршин и 6 вершков, в длину в аршин и 8 вершков, в ширину в аршин и 4 вершка; с левой стороны сделать жертвенник в намеченную пропорцию; потребные в богослужении сосуды серебряные позлащенные, алтарные одежды и священные… облачения шелковые приличные приуготовить в достаточном количестве; устроение церкви производить ей Г. Соковниной под непосредственным смотрением архитектора или иного знающего и опытного в правильном и прочном построении лица; а когда означенная церковь окончена и к освящению приуготовлена будет, тогда местному Благочинному, освидетельствовав оную, описать и учиненную опись представить к нам на рассмотрение о даче дозволения на освящение церкви; прежде же начатия строения сей церкви место, на котором предположено ея устроить, по разобрании старой деревянной церкви освятить по чиноположению приходскому села Рогнедина священнику Николаю Вершинскому… Дана от нас сия Храмозданная грамота за подписанием нашим при благословительной печати в Богоспасаемом граде Смоленске мая 13 дня 1841 года». Внизу грамоты сургучная благословительная печать на атласных красных волнообразного вида лентах с надписью: «Печать кафедры Смоленской Епископии». Длина листа грамоты слева направо - 1 аршин, ширина сверху вниз – 12 вершков. Грамота в рамке за стеклом висит в алтаре Алексиевского храма.

Копия «Благословения Священного Синода с грамотой, преподанного Комитету по расширению Алексиевского каменного храма в селе Рогнедино Рославльского уезда за желанное усердное отношение к выполнению работы при расширении храма, от 28 октября 1897 года, каковая грамота получена в Рогнедине 2 января 1898 года при Указе Смоленской Духовной Консистории от 29 декабря 1897 года за № 13051»

Вот текст ея: «Священный Правительствующий Всероссийский Синод по засвидетельствованию Смоленского епархиального начальства о ревностных трудах Комитета по благоустройству Алексиевского каменного храма в селе Рогнедине Рославльского уезда – преподать сему Комитету благословение. Октября 28 дня 1897 года. Первенствующий Член Святейшаго Синода Палладий Митрополит С.Петербургский».

Слова грамоты «Святейший Правительствующий Синод» напечатаны киноварью славянской вязью, а остальной текст грамоты – рукописный; кругом текста грамоты – киноварью виньетка, в коей изображен вверху благословляющий обеими руками Спаситель в поясном виде, а по сторонам помещены священные сосуды, атрибуты архиерейского богослужения, хоругви и другие священные принадлежности храма. В низу грамоты печать, оттиснутая на белой бумаге осьмиконечной звездообразной формы с надписью кругом двуглавого орла: «Святейшаго Правительствующего Синода». По бокам печати на особой бумажке напечатано Комитетом. Комитет состоял: из председателя протоиерея Андрея Николаевича Вершинского и вновь поступившего председателя священника Николая Павловича Шиловского, делопроизводителя о.диакона Алексея Захарьевича Садовского, церковного старосты Михаила Яковлевича Кондратьева. Членов: Николая Павловича Щелкановцева; Никанора Лаврентьевича Петелина; Ивана Борисовича Холщевникова; Николая Ивановича Карбовского; Евфимии Сергеевой. Грамота следующего размера: вышина ея 11 верш., ширина - 7 ½ верш., грамота в багетной рамке за стеклом висит в Алексиевском храме на восточной стороне правой колонны храма.

Из других документов хранятся в целости в архиве Одигитриевского храма: Копии метрических книг с 1808 года; Исповедные росписи с 1820 года.

Описание Прихода Одигитриевской церкви села Рогнедина Рославльского уезда Смоленской епархии. Составлено диаконом села Рогнедина Алексеем Садовским в июле месяце 1905года применительно к «Программе для собирания сведений по описанию Смоленской епархии», выработанной преподавателем Смоленского Епархиального Женского Училища Иваном Ивановичем Орловским

19-й пункт. Село Рогнедино (посад) в топографическом отношении разделяется на две части: северную, более возвышенную, на которой расположены оба храма и значительная часть купеческих и мещанских домов, и южную, низменную, граничащую с болотом. В настоящее время в селе Рогнедине на возвышенной северной его части существуют два храма: один – каменный, холодный. С колокольнею, в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии с приделом в трапезе в честь св. муч.Флора и Лавра, а другой – тоже каменный с деревянным куполом, теплый, без колокольни однопрестольный во имя святителя Алексия, Митрополита Московского и Всея России Чудотворца.

I. Одигитриевский храм

Холодный каменный храм, настоящий, т.е. главный, с колокольней, во имя Пресвятыя Богородицы Одигитрии Смоленской устроен в селе Рогнедине в 1784 году иждивением корнета Николая Федоровича Бородовицына, одного из тогдашних двух землевладельцев Рогнедина; тогда же устроен был в трапезе, на левой стороне при входе в храм, и придел в честь св.муч. Флора и Лавра. Основан храм был по благословению преосвященнейшего Амвросия, Епископа Севского и Брянского 28 сентября 1779 года протоиереем города Брянска Василием Константиновым, а освящен по благословении. Преосвящ. Феоктиста, Епископа Севского и Брянского 26 июня 1785 года тем же протоиереем Василием Константиновым.

Этот храм, с стоящею в связи с ним колокольнею, с полуциркульным алтарем, старинной архитектуры имеет вид корабля и стоит на дарственной земле от конторы Бородовицына, хотя отдельного плана на эту землю не было выдано. Храм снаружи и внутри оштукатурен и побелен, в последний раз – в 1902 году. Кровля покрыта листовым железом и окрашена медянкою. Кресты на храме и колокольне железные, позлащенные, а главы церкви, шпили и шейки обиты белым листовым железом. Внизу церкви 10 окон, над дверями северными и южными два круглых окна, все с железными решетками, в 8-мигранном куполе 7 окон, без решеток, в колокольне одно круглое окно, без решетки, с правой стороны ныне заделанное.

В церкви трое входных двойных дверей с раствором из храма: западныя, северныя и южныя. Длина храма с колокольнею 14 саж., ширина храма 6 саж. 1 арш., вышина храма с кумполом и шпилем до креста – 20 саж.

Длина собственно колокольни внизу 3 саж. 1 арш., ширина же 4 саж. Наружныя входныя двери колокольни – створчатыя, деревянныя, обитыя железом; над дверями полукруглое окно. На колокольне висят 9 колоколов, из коих самый большой, праздничный, весит 225 пуд. 34 фун., висит посредине на балках, а остальные восемь колоколов в 4-х оконных отверстиях, а именно: 2-й полъелейный весит 98 пуд.5 фун.; 3-й будний, он же и караульный, 44 пуд. 30 фун.; 4-й - 9 пуд.; 5-й – 4 пуд.; 6-й – 2 пуд.; 7-й – 1 пуд 20 фун.; 8-й –1 пуд и 9-й – тоже 1 пуд. В общей сложности висит на колокольне колоколов 387 пуд. 9 фун.

Замечательна история большого колокола: он три раза был отливаем. В первый раз колокол вылит 25 ноября 1805 года, 18 апреля 1826 года на Пасху он был разбит; 4 июля 1830 года он второй раз перелит в Рогнедине; 8 ноября 1840 года опять был разбит и вновь перелит в третий раз уже в Москве в 1845 году, и с того времени колокол более полстолетия благополучно висит. Этот колокол отличается сильным и приятным звуком своим, который при тихой погоде слышен за 15 верст. Причина звучности его кроется, вероятно, в том, что колокол переливали в 1830 году в самом селе Рогнедине, и при переливке его жители посада из усердия бросали много серебра в расплавленную массу.

При оном храме у западных и южных дверей два крыльца без навеса с ступенями и площадками из дикого камня, а у северной двери — одна лишь площадка из кирпича в уровень с порогом. Вокруг храма устроена ограда на каменном фундаменте и с каменными столбами, между которыми на севере, западе и юге – железныя решетки с двумя железными воротами и калитками, а на востоке – деревянныя. Окружность всей ограда равняется 73-м саженям.

Внутренность храма

Иконостас в настоящем главном храме весь резной с сквозною резьбою (раколовый) вызолоченный; а в 1896 году, так как позолота потемнела от времени, он был промыт и побронзирован. Иконостас этот в шесть ярусов, увенчанный вверху Распятием Господним, украшен сверху донизу иконами с изображениями событий Ветхаго и Новаго заветов; все иконы в серебр. ризах, а местные иконы Спасителя и Божией Матери Одигитрии, кроме того и позлащены; весу серебра во всех ризах на иконах более 5 пудов. По преданию, ризы на иконах сделаны из серебра, отбитого у французов в 1812 году. Пол во всем храме кирпичный, выложенный сверху чугунными плитами квадратной формы (в виде трех квадратов друг в друге); у главного престола – деревянный, а в алтаре придела Св. Муч. Флора и Лавра – кирпичный. Кто и когда пожертвовал эти плиты, или же они куплены на церковные средства – неизвестно. Алтарь главного храма – полуциркульный; Св. престол – деревянный, указной меры, устроен на полу без фундамента; жертвенник тоже деревянный, указной меры, устроен в нише стены без окна. Расстояние от Царских врат до Престола 2 ¾ арш., от Престола до горняго места 2 арш. 5 верш., от боков Престол справа и слева до стен Алтаря по 3 арш. 7 верш. Св. Антиминс, находящийся на главном Одигитриевском престоле, шелковый, желтого цвета, священнодействован Преосвященным Нестором, Епископом Смоленским и Дорогобужским, лета от создания Мира 7391-е, от Рождества Христова – 1883 г., месяца Яннуария во 2-й день в Смоленской Крестовой Св.Апостол церкви, а в церковь села Рогнедина выдан 10 июня 1883 года.

Флоро-Лаврский придел в трапезе

Придел Св.Муч. Флора и Лавра устроен в трапезе храма с левой от входа стороны, наугольником. Престол в Алтаре указной меры, длина онаго 1 арш. 1 вер.; ширина – 1 арш. 14 вер.; высота – 1 арш. 6 вер.; столбцы дубовые, устроен на каменном кирпичном полу. Жертвенник также деревянный, устроен в стене; длина жертвенника 1 арш. 9 вер. Расстояние от Царских врат до Престола – 1 арш. 11 вер.; с боков Престола: с правой стороны до стены иконостаса – 2 арш., а с левой – до наружной северной стены – 2 арш. 2 вер.; от Престола до горняго места – 1 арш. 1 вер. Предалтарный иконостас – двухъярусный, столярной работы в новом вкусе, окрашен белою краскою под лак; с резьбою в некоторых местах, которая позлащена; Царския врата резныя, вызолоченныя; имеются одне только северныя двери для выхода из алтаря. Некоторые из икон в иконостасе в серебр. ризах; во всех ризах серебра более 23 фунтов. Антиминс на Флоро-Лаврском Престоле старинный, холщовый, белый, большого формата. Священнодействован – от соворения Мира 7292, от Рождества Христова - в 1784 году преосвященным Феоктистом, Епископом Севским и Брянским. В верхней части антиминса напечатано: «Сей Антиминс сиесть трапеза священная на приношения безкровныя жертвы в Божественной литургии, остися благодатию престаго и животворящаго Духа; сего ради имеет власть священнодействовати во храме с.м. Флора и Лавра»; в нижней части антиминса под изображением «положения во гроб Спасителя» напечатано: «Повелением Благочестивейщия Самодержавнейшия Великия Государыни нашей Императрицы Екатерины Алексеевны всея России и Благословением Святейшего Правительствующего Синода священнодействован Епископом Феоктистом Севским и Брянским». Так как Одигитриевский храм окончен постройкою в 1784 году, а освящен главный престол 26 июня 1875 года, а антиминс Флоро-Лаврский священнодействован в 1784 году, то нужно предположить, что он был первоначально введен в Флоро-Лаврский храм с приделом во имя Св.Алексия, считавшийся до устройства Одигитриевского храма главным, в затем перенесен во вновь устроенный придел во имя Св.муч. Флора и Лавра в Одигитриевском храме.

В 1804 году в бытность священника Тимофея Яковлева Мурашкина храм Одигитриевский был по благословению Димитрия, Епископа Смоленского и Дорогобужского, расписан живописью, состоящею из ветхозаветных и новозаветных изображений, священных событий; затем, во время священства покойного протоиерея Андрея Вершинского, в 1865 году живопись была возобновлена, а в последнее время, в 1902 году, вся прежняя штукатурка в храме с потемневшею живописью была обита, стены храма внутри были вновь оштукатурены, а купол, сверх того, и зашпатлеван,и затем, по разрешению Епарх. начальства вновь расписан картинами религиозно-нравственного содержания на церковныя средства. Всех картин – 50. В 1904 году пожертвована прихожанами в Одигитриевский храм новая металлическая люстра в 38 свечей (3 яруса), стоимостью приблизительно 300 рублей сер.

Из икон в Одигитриевском храме особенно замечательны:

1). «Огневидная икона Божией Матери; пресвятая Богородица изображена в поясном виде, с наклоненною на правую сторону головою, рук Ея не видно; лик огненного цвета; размеры иконы следующие: высота – 9 вер., ширина – 7 ¾ вер., риза на ней серебряная вызолоченная с каменьями, весу в ризе – 2 фун. 16 зол. Существует эта икона в храме с.Рогнедина с начала 19-го столетия и пожертвована, по преданию, калужским, а впоследствии рославльским мещанином Игнатом Невежиным. Помещается эта икона за левым клиросом в особо устроенном для нея киоте, на зиму же переносится в теплый Алексиевский храм и также помещается за левым клиросом. По преданию старожилов, в первой четверти 19-го столетия, в бытность священника Якова Руковского, от этой иконы получил исцеление прихожанин с.Рогнедина мещанин Иван Головкин, долгое время страдавший болезнью ног. Празднование этой иконы совершается 10-го февраля. В этот день причтом совершается в храме торжественное богослужение с чтением акафиста пред «Огневидною» иконою Бож. Матери, акафист читается обыкновенный – Одигитриевский – иначе. Благовещенский. При всех событиях, радостных и горестных, преимущественно же при брачном сговоре, т.е. когда женят сыновей или выдают замуж дочерей, и также пред поездкою на Украйну за скотом, жители посада берут эту икону в дома для совершения пред ней богослужения.

2). «Тихвинская» икона Божией Матери, точный список с чудотвор. Иконы Бож. Матери, находящейся в Успенском монастыре гор.Тихвина Новгородской губ. Пожертвована эта икона в храм с.Рогнедина прихожанкою, покойною рославльскою мещанкою, вдовою Анастасиею Федоровною Ахрамеевою, которая принесла ее пешком из города Тихвина в 1863 году. Размером икона: вышина – 1 арш. 6 вер., ширина – 1 ар. 1 ½ вер. В 1880-х годах усердием прихожан на икону сделана серебряно- вызолоченная риза с эмалевою надписью; весу в ризе 10 фун. 11 зол. Помещается икона за правым клиросом в киоте. Празднование этой иконы с начала 60-х годов совершается в Рогнедине 26-го июня. Так как в последнее двадцатилетие в Рогнедино стало стекаться к 26-му июня очень много народу, главным образом женщин крестьянского сословия как из Рославльского уезда, так и из соседних (Брянского, Мосальского и Жиздринского) уездов Орловской и Калужской губерний, то причтом села Рогнедина совершается накануне 26-го июня всенощное бдение БМ Тихвинской, а утром 26-го июня – водосвятие и торжественный акафист Тихвинской иконы БМ, а затем непрерывно совершаются молебны до 11-ти часов утра ,т.е. до начала поздней литургии. После литургии пришлый народ начинает расходиться по своим весям.

Не лишнее сказать несколько слов и о личности А.Ф.Ахрамеевой. Рано овдовевши, она посвятила себя на хождение по святым местам России, а также путешествовала во Св.землю в гор.Иерусалим и его окрестности с 27-го ноября 1865 года до 1 июля 1866 года. В Тихвине она была несколько раз. После одного из путешествий в Тихвин Ахрамеева удостоилась поднести в 1864 году по иконе Тихвинской БМ в Бозе почившим Государям Императорам Александру Николаевичу и Александру Александровичу, тогда еще Наследнику Цесаревичу, за что удостоилась также получить: а) Высочайшую благодарность при отношении Канцелярии Министерства Императорского Двора от 31 декабря 1864 года за № 5263 и б) благодарность Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича при отношении Собственной Конторы Августейших Детей Их Императорских Величеств от 2-го февраля 1865 года за № 131-м. Тот и другой документы хранятся в с.Рогнедине у дочери покойной Ахрамеевой, пожилой рославльской мещанской девицы Марфы Борисовой Ахрамеевой. У нея же, Марфы Ахрамеевой, хранится и заграничный паспорт ея матери, с каковым она, Анастасия Ахрамеева, путешествовала в Иерусалим, с отметками русских и турецких консулов. Заграничный годовой паспорт был выдан ей, А.Ахрамеевой, в гор. Одессе Новороссийским и Бессарабским Генерал-губернатором и Командующим войсками Одесского военного округа, Коцебу, с приложением Его Императорского Величества печати 27 октября 1865 года.

Из икон, находящихся в трапезной части храма, где находится также и Флоро-Лаврский придел, замечательны:

1. Храмовая икона Св.Муч.Флора и Лавра. Икона эта как храмовая помещается на правой стороне иконостаса, на краю, рядом с иконою Спатителя и имеет следующую особенность: вверх посредине изображен Св.арх Михаил, а по бокам его стоят склоненными св.муч Флор и Лавр, внизу же на всем фоне иконы изображены крестьянские мальчики, сидящие на лошадках, в колпачках и с кнутиками в руках, около лошадок изображены и жеребятки. Размер иконы следующий: высота – 1 арш., ширина – 14 вер. Лет 13 тому назад на икону сооружена серебряно-вызолоченная риза, весу в ней – 5 фунтов. Эта икона была, по преданию, полковая и пожертвована в храм храмоздателем Николаем Федоровичем Бородовицыным.

2. Большой образ Богоматери Одигитрии Смоленской. Икона эта помещается на правой стороне трапезы, около арки, в углу; писана на холсте; риза на ней шита золотом, серебром и стеклярусом, вставлена в раму столярной работы, за стеклом и с дверкою. Размер иконы: высота – 2 ар. 11 вер., ширина – 1 арш. 14 вер. Образ этот, как говорится в описи 30-х годов 19-го столетия, «скопирован в точности существом и мерою с иконы, что в Смоленске на воротах».

II. Алексиевский храм

Второй храм, так называемый кладбищенский, во имя святителя Алексия, Митрополита Московского и всея России Чудотворца отстоит от первого в 15 саженях. История этого храма такова:

До половины XVIII века самое село (дворцовое) и храм находились между теперешними деревнями Рогнединской волости Гатьковом и Пузынином в версте с небольшим от теперешнего торгового села Рогнедина (посада) на юго-запад. Сколько просуществовало там село – неизвестно. Известно только, что в 1748 году церковь уже была в теперешнем селе Рогнедине, двухэтажная деревянная и, вероятно, двухпрестольная: с главным престолом во имя св.муч. Флора и Лавра и придельным – во имя святителя Алексия. При этом же храме существовало и обширное кладбище.

Этот первый приходский храм в селе Рогнедине (посаде) просуществовал до конца 18 столетия. С устройством в 1784 году теперешнего (главного) каменного холодного Одигитриевского храма с приделом во имя св.мучеников Флора и Лавра, ставшего главным храмом, храм во имя св.мучеников Флора и Лавра с приделом во имя святителя Алексия за ветхостью перестроен и стал уже называться «кладбищенским» храмом, однопрестольным во имя Алексия Митрополита Московского. Этот храм, второй по счету, освящен в 1792 году по благословению Преосвященнейшего Парфения, Епископа Смоленского и Дорогобужского. Храм этот, будучи с 1748 года вторым на этом месте, был, как видно из описи церквей, учиненной в 1823 году, деревянным, одноэтажным и однопрестольным, кладбищным, без колокольни. Снаружи был обшит тесом; крыша тоже была тесовая; стены снаружи были окрашены желтою краскою, а крыша – красною; внутри была побелена, пол в ней был деревянный. Иконостас в оном храме был трехпоясной, деревянный, окрашенный красною краскою с редкою позолотою. Все иконы были без риз; хоругви холщовые. Этот второй по счету на сем месте кладбищный храм просуществовал до 1841 года. Затем, на основании указа Смоленской Духовной Консистории, последовавшего в 1841 году, церковь эта, «вторая», за ветхостью разобрана, а на ея месте,- во исполнение указа Святейшего Правительствующего Синода от 31 января 1841 года и на основании храмозданной грамоты, данной Преосвященнейшим Тимофеем, епископом Смоленским и Дорогобужским 13 мая 1841 года за № 2735 помещице села Рогнедина, дочери коллежского асессора, девице Александре Николаевне Соковниной,- основан был 8 июля 1841 года на сем же месте «третий по счету» (с 1748 года) каменный кладбищенский теплый однопрестольный храм – тоже, как и «второй» храм, во имя святителя Алексия Митрополита Московского. Этот «третий» храм на сем месте, существующий в измененном виде и доселе, всецело устроен на средства храмоздательницы помещицы Александры Николаевны Соковниной; освящен же самолично Преосвященнейшим Тимофеем 6 сентября 1845 года. Первоначальный наружный и внутренний вид этого храма на основании описи, составленной в 1846 году, таков был:

Храм архитектуры в итальянском стиле «ренессанс», каменный, с наружными фронтонами и круглыми колоннами с северной и южной стороны в средней части храма; без колокольни; теплый, кумпол и потолок в ней деревянные, оштукатуренные; снаружи весь храм оштукатурен и окрашен желтою краскою на масле; по верхним стенам храма сделаны лепныя фигуры ликов ангелов и другия лепныя украшения, то же самое и внутри храма – на потолке алтаря и храма; двери входныя были одне – с западной стороны; паперть был забрана деревом и оштукатурена; в кумполе было одно полукруглое окно на западе; в самом храме было 10 окон и два полукруглых окна над окнами трапезными; все окна с железными решетками; пол деревянный, одинарный, окрашенный желтою краскою; в храме было две печи кафельных, стоявших в северо- и юго-западных углах храма; кровля на храме железная, окрашенная медянкою; крест – железный, позлащенный. Иконостас был столярной работы, поле голубое под лаком, украшен колоннами и в некоторых местах позлащенною резьбою; иконы в нем были в один ярус; написаны были вновь на средства храмоздательницы А.Н. Соковниной, за исключением древней храмовой иконы Св.Алексия, Митрополита Московского, оставшейся от иконостаса, бывшего в том храме, что до 1748 года находился между деревнями Гатьковом и Пузынином.

Описание прихода села Рогнедина Рославльского уезда, составленное диаконом села Рогнедина Алексеем Садовским применительно к программе, выработанной преподавателем Смоленского Епарх. Жен. Училища Иваном Ивановичем Орловским, для собирания сведений по описанию Смоленской епархии, с. Рогнедино Рославльского уезда, 1906 года февраля 20 дня

Длина сего (третьего по счету на сем месте) храма Алексиевского с папертью была 11 саж., ширина – 8 саж. Паперть же, в частности, была в длину 4 арш., а в ширину 8 ½ арш. При храме три крыльца: западное с ступенями и площадкою, а боковыя, с северной и южной стороны, с фронтонами на 4-х колоннах каменных. Алтарь полуциркульный. Престол на дубовых столбцах и с верхнею дубовою доскою указанной меры,т.е., длина его 1ар. 8 вер., ширина 1 ар. 4 вер., вышина – 1ар. 6 вер.; от царских дверей до Престола 2 ар. без вершка; от Престола до … места 3 арш., от боков Престола с правой и левой сторон до стены по 4 арш. Жертвенник также на дубовых столбцах, длина и ширина его по 1 арш. 5 вершков, вышина – 1 арш. 6 вер. И Престол, и жертвенник утверждены на каменном фундаменте. Вокруг всего храма ограда: наполовину железная, а наполовину деревянная меро. 78 саж. Расстояние между оградами Одигитриевской и Алексиевской церквей 7 саж. Храм внутри побелен, цоколь же внутри и снаружи окрашен серою с крапинами краскою. Кумпол и крыша покрыты листовым железом, и сделаны на всех углах водосточные трубы. Кумполы окрашены масляною краскою синего цвета, а скаты крыш – медянкою. Кумпол на главной части храма деревянный, на новой же пристройке каменный, главы деревянныя, обшиты листовым железом, позлащенныя; шейки обиты белым листовым железом. На главной части храма крест железный четырехконечный, на новой пристройке – шестиконечный, оба сквозные, позлащенные. В оной церкви двери западныя, в притворе деревянныя и таковая же на выходе столярной работы; внешния же двери железныя плотной работы, все окрашены- деревянныя в желтую краску, а железныя – в синюю. Северная и южная боковыя двери столярной работы, окрашенныя в желтую краску; внешния же двери плотницкой работы, но обиты железом и окрашены в синюю краску. Все двери растворяются на выход, на две половины; внуиренния двери имеют по одному замку, а внешния – по два. Потолок в трапезной и кумпол в главной части – деревянные, оштукатуренные.

Наружный и внутренний вид Алексиевского храма в настоящее время

«Третий» храм, устроенный в стиле «ренессанс» помещицею А.Н. Соковниною в 1845 году, существовал в том виде, как он устроен, до 1896 года. В 1896 году в виду тесноты и других неудобств храм Алексиевский по разрешению епарх. Начальства по плану архитектора М.Мейшера был значительно расширен и существенно отремонтирован на средства церковныя и прихожан (всего израсходовано более 10-ти тысяч рублей).

В настоящее время храм с двумя куполами – над главною частию храма и над трапезною, имеет вид корабля. Алтарный .абенд. остался прежним; расширена же средняя часть храма и западная, крыши расширена и удлинена. Длина теперь всего храма от царских врат до западных входных дверей 12 саж. 2 арш., ширина главной части храма – 5 саж. 2 арш. и трапезной – 6 саж. 2 арш. 6 вер. Освящен храм 1 октября 1896 года самолично Преосвященнейшим епископом Никанором.

Весь храм как снаружи, так и внутри оштукатурен, стены снаружи окрашены розовою краскою. Паперть каменная длиною 3 арш., а шириною – 6 арш. При этой; церкви три крыльца: западное с тремя сходами о 8 кирпичных, оцементировнных, с железными полосами, ступенях; южное – с одними сходами, а северное – с одной площадкой, все кирпичныя, оцементованныя; все крыльца без зонтов, открытыя.

Вокруг церкви ограда каменная; решетки на южной и западной сторонах железныя, а на северной и восточной – деревянныя, окрашены. На южной стороне ограды имеются каменныя ворота с железными растворчатыми половинами и с двумя железными калитками, все окрашено. На западной стороне по правую сторону храма – ворота железныя, по левую – деревянныя, окрашены. Столбы ограды окрашены розовою краскою и покрытии железом, окрашенным медянкою. Мера ограды: с вост. стороны — 17 саж., с западной – 22 саж., с северной – 26 саж. 2арш. и с юга – 16 саж. 2 арш. От ограды сей церкви до ограды Одигитриевской церкви 7 саж.

В алтаре сей церкви два окна, а в самой церкви 12 окон с 6-ю вентиляторами. Эти окна с железными решетками, двойныя; в кумполе новой пристройки 4 круглых окна, двойных с решетками; в кумполе главной части 4 полукруглых без решеток окна с форточками в оных для вентиляции. В новой пристройке два вытяжных вентилятора с каменными, наподобие дымовых, трубами для удаления сырости и скопившихся вверху паров.

Пол во всем храме деревянный на каменных столбах, в главной части постлан в елку. Отопление амосовское – имеется печь и полупечь; душников духовых: в храме пять и в алтаре – два; топка дровами в подвале под церковью; ход в подвал с навесом с южной стороны. Алтарь приподнят пред полом храма на 6 вершков; имеются два клироса столярной работы; пред …. устроены железныя решетки с тремя таковыми же дверцами. В главной части храма по обеим сторонам арки в углах устроены огороженныя, наподобие клиросов; места, приподнятыя на одну ступень против пола для помещения почетных лиц: на правой стороне – мужеского пола, а на левой – женского пола.

Алтарь

Внутренний вид алтаря, размеры его, и равно размеры Престола и жертвенника и расстояние престола от стен и царских врат остались без изменения, как устроены в 1845 году. Под Престолом утвержден дубовый крест с мощами в серебряно-вызолоченном ящичке, положенными сюда самим Преосвящен. Никанором при освящении им после расширения сего храма 1-го октября 1896 года. Здесь же находится и другой таковой же крест с мощами от первого освящения этого храма Преосвящен. Тимофеем 6-го сентября 1845 года.

Предалтарный иконостас столярной работы в новом вкусе, по белому лакированному полю украшен резьбой, с колоннами и круговым карнизом; резьба, капители, карнизы, рамы и др. украш. позлащены. Иконостас двухпоясной из 21 иконы, написан вновь на средства жителя торгового села Рогнедина Рославльского 2-й гильдии купца Якова Евтихиева Кондратьева в 1896 году и стоит более 2000 руб.серебром. все иконы искусной живописной работы. Иконы же от иконостаса 1845 года размещены в трапезной части храма на восточной стене по обеим сторонам арки.

Антиминс на Престоле Алексиевского храма шелковый желтого цвета, священнодействован 1896 года 16-го числа месяца июня от сотворения мира 7404 г. Преосвященнейшим Епископом Смоленским и Дорогобужским в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы,а выдан в церковь Алексиевскую села Рогнедина 1896 года октября 1-го дня.

Из икон Алексиевского храма замечательны:

1. Древняя храмовая икона Святителя Алексия Митрополита Московского. Во весь рост в большом виде. Нужно полагать, что эта икона существовала еще в храме, находившемся в «княжеской местности» между деревнями Гатьковом и Пузынином, и перенесена в Рогнедино в начале 18 века. На ней риза была разноцветного стекляруса, но с устройством в 1845 году нового («третьего» по счету на настоящем месте) храма сделана риза была белой меди, посеребряная с камнями и стразаим. Высота иконы 1 арш. 13 верш., ширина 14 верш. Помещается в настоящее время эта икона на восточной стене трапезной части храма, второю справа от арки. Вероятно, эта икона с стеклярусною ризою перенесена из храма от Пузынина и, как известно, находилась в «первом» приходском храме ( в теперешнем торговом селе Рогнедине), бывшем на сем месте, что во имя св.мучеников Флора и Лавра, потом находилась во «втором», перестроенном в кладбищенский и освященном во имя Святителя Алексия, Митрополита Московского; в 1791 году по благословению Преосвященнаго Парфения, епископа Смоленского. Промыслу Божию угодно было, чтобы и на новом месте храм, хотя бы и кладбищенский, был посвящен имени Св. Алексия Митрополита, с именем которого связано предание жителей прихода села Рогнедина.

2. Икона Казанской Божией Матери - на ней поля и венец с камнями, риза унизана бусами, а над нею врезана в киот икона Владимирской Божией Матери в малом виде, поля и венец на ней серебряно- вызолоченные, риза унизана мелким жемчугом, длина 2 ½ вершка, ширина 2 вершка. При этой же иконе Казанской Божией Матери вверху врезаны в киот по обеим сторонам иконки Владимирской Божией Матери два креста серебряных позлащенных с мощами. В одном кресте с правой стороны, а если смотреть на икону, то с левой стороны, помещены: I. Часть Древа Креста Господня; II. Часть Ризы Господней (празд. 10 июля и 10 окт.); III. Мощи святых: а) Ап. и Ев. Матфея (9 авг.), б) Иоанна Златоуста (27 января), в) Вукола еписк. Смирнского (6 февраля), г) Преп. Параскевы (14 октября), д) Пр. Кирилла Новоозеского (4 февраля), е) великомуч. Меркурия (24 ноября), ж) муч.Кирика (15 июля), з) великомуч. Варвары (4 дек.), и) священномуч. Афиногена (16 июля), муч. Кириака (2 мая), к) преп. Максима Исповедника (21 января). Мощи под литерами от а до д, а также часть Древа Креста Г-ня и часть Ризы Г-ней помещены в правом рогу Св. Креста; мощи под литер. от е до з включ. в левом рогу Св. Креста; а остал. частицы мощей – по линии сверху до низу. В другом же кресте с левой стороны, а если смотреть на икону, то с правой стороны, помещены частицы мощей: а) пр. Саввы освященного (5 декабря) и б) преп. Нила Столобен (27 мая). Сверху того и другого креста приделаны колечки как бы для того, чтобы носить их, кресты, на шее. Размер Казанской иконы Божией Матери: вышина – 10 верш., шир. – 8 ½ верш. Как обе иконы Божией Матери, так и кресты с частицами мощей очень древния; пожертвованная в этот храм храмоздательницей А.Н.Соковниною икона Казанской Божией Матери ранее помещалась за Престолом на особом столике, а с 1896 года помещена в особый киот в колонне трапезной части расширенного храма.

До 1895 года Протоиерей А. Вершинский часто по просьбе прихожан спускал с одного из крестов, к котором находится часть Древа Креста Господня, воду, которую давал пить не только недужным младенцам, страдавшим различными внутренними болезнями, преимущественно бессонницею и «младенческою», но и взрослым больным, а также и окроплял этою водою больных. Нередко случалось, что, по вере просящих, болящие получали исцеление от своих недугов. Со смертию же прот. Вершинского обычай этот, к сожалению прихожан, упразднен священниками.

3. Икона Св. Арсения, епископа Тверского (2 марта), Икона эта: высотою 8 верш., ширин. 6 вершк., без ризы. Св. Арсений изображен во весь рост в архиер. облачении. В иконе этой с левой стороны (если смотреть на икону) врезана частица мощей сего святого, коего мощи почивают в в Желтиковом монастыре Тверской губ. Икона помещена в киоте на той же колонне, где и икона Казанской Божией Матери.

Вот всё, что заслуживало внимания сказать о двух храмах села Рогнедино – Одигитриевском и Алексиевском.

Из священных предметов по древности и ценности замечательны:

I. Антиминс

На главном Престоле – Одтгитриевском – хранится без употребления при священнодействии старинный антиминс с зашитыми в нем св. мощами. Антиминс этот шелковый белого цвета священнодействован Членом Св. Синода Преосвящ. Парфением, Епископом Смоленским и Дорогобужским лета мироздания (7299), от Рождества же Христова (1791), мес. мая 26 день, для священнодействия во храме Свят. И Чуд. Алексия Митр. Москов.; по бокам антиминса написано: « Рословской округи в село Рогнедино в новопостроенную кладбищенскую деревянную церковь. Дан 1791 Маiа 26 дня».

II. Евангелия:

1. Пасхальное – употребляется только в пасхальную неделю и в день Пятидесятницы. Дубовыя доски обложены серебряно-вызолоченным окладом (чеканки 1804 года); печатано в полулист, с кинов., на александрийской бумаге в Москве от сотворения мира 7309 г., от Рождества Христова 1800 г., инд. 4 мес. ноября, всего 248 полул. Высота евангелия 12 вер., ширина 8 вер., толщина 2 ¼ вер. На передней доске 5 финифт. изображ. в кругах со стразами и камнями вокруг и коронами сверху финифт. кругов. Посредине: Спаситель, сидящий на Престоле с предстоящими – Божией Матерью и Иоанном Предтечею, а по углам 4 евангелиста с ветхозаветн. символами. На нижней доске вычеканен лежащий патриарх Авраам с исходящим из его лона родословным деревом. На двух серебр. застежках вычеканены св.апостолы Петр и Павел.

2. Тоже пасхальное. Это евангелие употребляется только на литургии в Великую Субботу, в пасхальную же неделю стоит для украшения на Престоле. Оно в серебр.окладе; на передней доске по углам вычеканенные евангелисты, а посредине – накладное «Воскресение Христово»; на нижнее же доске чеканное изображение Креста Господня с орудиями Страстей Господних. Евангелие это в полулист с кинов., печат. в Москве 1766 г., инд. 15 мес. Окт. от сотворения мира 7205, высота его 11 вер., ширина 7 ½ вер., толщ.2 вер.

3. Евангелие с серебр.вызолоч. доск. в ¼ листа с киноварью, с прилож. евангелий, чтимых в Св. Вел. Четв. на литургии на омов. по омовении ног и во Св. Вел Пяток на утрени 12 евангелий Св.Страстей Господа Бога и Спас. нашего Иисуса Христа и на вечерни в той же Вел. Пяток. 457 стр.+ 33 стр. Напечат. в Москве от сотворения мира 7298 г., от Рожд. же Христова 1789 г., инд. 8, мес. Ноября. На верхней доске 5 выпуклых чеканных изображений: посредине – Спасителя, сидящего на Престоле, без митры; по углам же 4 евангелиста; на нижней доске вычеканен патриарх Авраам, угощающий Св.Троицу в виде трех странников под дубом Мамврейским. Высота евангелия 7 ½ вер., шир.5 ¼ вер., толщ.2вер.

4. Евангелие в бархатном окладе. На верхней доске 5 финифт. изображений в кружках с стразами; посредине – Воскресение Христово, а по углам 4 евангелиста; вверху же сверх того, чеканное изображение Бога Отца с исходящим Св.Духом; на нижней доске чеканное изображение Креста Господня с орудиями Страстей Господних. Евангелие в полул. на александрийской бумаге, с кинов., печат. в Москве Синод. Типогр. 1847 г.,инд.5 мес.июля от сотворения же мира 7355 г.

5. Самым древнейшим евангелием в Рогнедине считается евангелие, находящееся в Флоро-Лаврском Приделе Одигитриевского храма. Дубовыя доски облачены старым черным бархатом с сребр.накладками; в 1/8 листа, с кинов., 457 листов. На передней доске: посредине – Распятие Спасителя с предстоящими при Кресте – с одной стороны –Божией Матери и Марии Магдалины, а с другой – Иоанна Богослова и Лонгина Сотника; по углам 4 евангелиста. На заглавном листе напечатано: «Во славу Человеколюбца единаго триипостаснаго Бога Отца и Сына и Св.Духа напечатася в типографии царствующаго великого града Москвы: Повелением Благочестивейшаго Великаго Государя нашего Царя и великаго Князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и Белыя России Самодержца при Благороднейшем Государе нашем Царевиче и великом Князе Алексее Петровиче Благословением же преосвященных архиереев между патриаршеством в лето от сотворения мира 7209 г., от Рождества же по плоти Бога слова 1701 г., ин. 9, мес. Августа».

III. Пасхальный сосуд (потир) или чаша

Диаметр его вверху 3 ½ вер., внизу 5 вер., высота сосуда 10 ½ вер. Верхняя часть сосуда поддерживается вылитым из серебра ангелом. Вокруг верхней части 4 финифт. священ. изображения с белыми и зелеными стразами и камнями: а) Спасителя, сидящего на Престоле в архиерейском облачении и с митрою; б) Иоанна Предтечи; в) Божией Матери и г) Распятия Спасителя. По нижнему ободу тумбы (нижней части чаши) тоже 4 финифт. свящ. изображ. с белыми стразами: а) Благовещения Пресвятой Богородицы; б) Рождества Спасителя; в) Входа Господня в Иерусалим; г) угощения Авраамом трех странников. Повыше, на парусах тумбы, под ангелом помещены следующие финифные изображения: моление Спасителя о чаше; положение Его во гроб; несение Им Креста и Тайная вечеря. Весу в сосуде с принадлежностями к нему – дискосом, звездицею и лжицею – 10 фен. 13 зол.

IV. Пасхальный Крест

Крест этот с прикрепляемым к нему трикирием серебро-вызолоченный, с стразами вокруг финифтевой накладки посредине – Распятия Спасителя. На рогах Креста финифт. накладки: вверху – Бога Отца; внизу – Адамовой главы и моления о чаше, а по бокам Распятия – Божией Матери и Иоанна Богослова. На оборотной же стороне Креста находятся изображения: в средине, в финифтевом кресте со стразами – Св. Архангела Михаила, Св. Марии Магдалины и Св. Лонгина Сотника; на рогах Креста: вверху – Св. Дух; внизу, под крестом, изображены храм и дом с надписью: «Богу тако изволившу». Справа и слева Креста: Св. Иоанн Предтеча и Св. Ап. Петр; а в самом низу – Св. Николай Чудотворец. Над изображением арх.Михаила надпись: «Кто яко Бог». Даты сооружения Креста не сохранилось, или же она от времени истерлась, но нужно полагать, что он устроен и пожертвован в начале 19-го столетия. Высота Креста 10 ½ вер., ширина 7 вер.; весу в нем 4 фун. 58 зол. По преданию, Пасхальное евангелие 1800 года, Крест пасхальный с трикирием и потир пасхальный с прибором пожертвованы в Одигитриевский храм в начале 19-го столетия строителем означенного храма Николаем Федоровичем Бородовицыным, и стоимость этих вещей по тогдашнему курсу простиралась до 2000 тысяч рублей сер.

По материалам: http://rognedino.cerkov.ru/2018/03/03/rukopisi-alekseya-sadovskogo-3-ya-

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.