Монастырь преподобного Макария на берегу реки Письмы - один из древнейших монастырей Костромской области. Основан он был в 1400-м году. Его основатель, преподобный Макарий Писемский - ученик "игумена земли Русской" - преподобного Сергия Радонежского. Родился преподобный в селе Данилове на реке Письме, находившемся неподалёку от места будущего монастыря. По своему происхождению Макарий принадлежал к известной фамилии бояр Писемских, относившихся к приходу села Покровского. Здесь находилось их семейное кладбище, где покоятся родители этого человека. Ещё в молодости, желая посвятить себя служению Богу, молодой человек отказался от всех преимуществ своего высокого положения и направился в Троицкую обитель к преподобному Сергию Радонежскому, под духовным руководством которого и проходило становление подвижника. Именно преподобный Сергий совершил монашеский постриг будущего основателя Писемского монастыря и нарёк его именем Макарий - в честь одного из основоположников христианского иночества IV века, Макария Великого, Египетского.
После благословения святого старца Сергия, костромской Макарий вернулся на родину, в галичское удельное княжество. На выбранном месте, он выстроил деревянную келью и небольшую часовенку в лесу на берегу реки Письмы. Это место располагалось в километре от монастыря, который вскоре будет выстроен преподобным Макарием поблизости. Первоначальное место для уединения в старину почиталось как "старая пустынь преподобного Макария Писемского". Сохранилась до нашего времени и возвышенность, на которой встретились преподобный Макарий Писемский и преподобный Павел Обнорский (Комельский) - ученик преподобного Сергия Радонежского. Вначале "великий любитель безмолвия", как назвал его известный агиограф Г. П. Федотов, несколько лет жил в уединённой келии близ Авраамиево-Городецкого монастыря на Чухломском озере, приходя в обитель на богослужения в субботние и воскресные дни. Оттуда преподобный Павел ушёл на Письму, где и поселился с батюшкой Макарием.
В совместных трудах и молитвах пустынники провели 20 лет. Неутомимый труженик основал на Обноре Троицкий Павло-Обнорский монастырь, где и был погребён после своей кончины в 1429 году. Батюшка Макарий продолжал свои иноческие подвиги на реке Письме. Постепенно, рядом с келией преподобного стали поселяться другие люди, искавшие спасения души и предавшие себя в послушание угоднику Божию. Позднее батюшка Макарий вместе со своими учениками, оставив "старую пустынь", перешли на новое место вверх по течению Письмы, где построили деревянную церковь в честь Преображения Господня, рядом расположились братские келии. Так на реке Письме, на высокой горе, напоминавшей гору Фавор, а река Письма - реку Иордан, был основан Преображенский монастырь. Преподобный Макарий преставился ко Господу в конце первой четверти ХV века. Тело святого старца погребли в храме основанной им обители. Могила угодника Божия вскоре стала местом паломничества местных жителей, глубоко почитавших подвижника. В ХV веке обитель стала именоваться Макариевой пустынью.
В середине ХVI века монастырь утратил самостоятельность в управлении и был приписан к находившейся в нескольких десятках верст от него, Павло-Обнорской обители. Древнейшее описание Макариевой пустыни сохранилось в писцовой книге 1629 года: "Павлова Вологодкого монастыря вотчина монастырь Макариева пустыня на реке Письме, а в нем церковь Преображение Христово, да другая церковь теплая Благовещение Пресвятыя Богородицы древяны клецки..." Из этого текста следует, что в первой трети ХVII века на высоком берегу реки Письмы стояли два небольших, так называемых "клетских" храма - зимний (тёплый) и летний, вокруг которых находились келии и другие монастырские строения, обнесённые деревянной оградой. Однако в том же веке "клетские" церкви сменили монументальный шатровый храм.
В описании Павло-Обнорского монастыря, относящегося к 1683 году, говорится: "Да, Павлова ж монастыря пустыня Макариева в Костромском уезде на реке Письме, а в пустыни церковь Преображения с приделом с приделом Павла Обнорского чудотворца, верха шатровые...". В приделе находилась гробница преподобного Макария Писемского; в описании указывается: "да в том же приделе гробница преподобного Макария, а на гробнице покров, сукно черное, в средине вышит крест, да у гробницы решетка железная". С началом ХVIII века, в эпоху петровских преобразований, столь тяжело отразившихся на положении Церкви, для Макариевой пустыни настали трудные времена.
Вскоре после появления в 1721 году Духовного регламента, предписывающего упразднение малобратственных монастырей, обитель на Письме была обращена в приходскую церковь. На месте монастыря возник погост, именовавшийся "Макарий на Письме", или "Макариева пустынь", на котором находились храмы, дома священнослужителей и приходское кладбище. В середине 80-х годов ХVIII века деревянный Спасо-Преображенский храм, в подклете которого покоились под спудом святые мощи преподобного Макария, сгорел; при этом очевидцами на месте погребения святого наблюдалось настоящее чудо - над могилой старца "не только не заметили горящего дерева и углей, но даже и пепла. Напротив, всё это место, как заметили многие, было покрыто необыкновенной росой. В 1786 году над святыми мощами угодника Божия взамен сгоревшего построили новый деревянный храм в честь Преображения Господня. В конце второго десятилетия ХIХ века недалеко от него воздвигли и каменную церковь освящённую в честь Спаса Преображения, построенную в господствующем тогда стиле - классицизма. Один из приделов был освящён во имя прп. Макария Писемского и прп. Павла Обнорского. Великое освящение нового пятиглавого храма с трёхъярусной колокольней состоялось в 1821 году.
В ХIХ - начале ХХ веков древний Макариево-Писемский монастырь являлся одним из наиболее почитаемых святых мест северо-запада Костромской губернии. К мощам угодника Божия, покоившихся в подклете деревянного храма, на поклонение шли богомольцы не только из Буйского уезда, но и из других городов и весей Костромской губернии. Особо много паломников стекалось в монастырь дважды в год, в дни памяти преподобного - 10/23 января и 9/22 июня. Приложившись к святым мощам писемского старца, при которых сохранялся деревянный посох, принадлежавший по преданию самому преподобному, паломники обычно приходили для утоления жажды и умовения к располагавшемуся вблизи храма колодцу, выкопанному самим основателем обители.
В 1907 году деревянная церковь над мощами преподобного Макария, сгорела, а уже в 1909 году, на пепелище был выстроен новый деревянный шатровый храм. Революция 1917 года круто изменила весь прежний уклад жизни в России. В послереволюционные, богоборческие годы сотни храмов костромской земли были до основания разрушены или обращены в зернохранилища, либо хозяйственные склады. Однако судьба старинного монастыря на Письме, сложилась относительно благополучно - его каменный храм не закрывался никогда, в чём нельзя не видеть молитвенного заступничества преподобного Макария.
Хотя определённый урон святая обитель всё же получила - с монастырской звонницы богоборцы сбросили пошедшие в металлолом колокола и разобрали окружавшую церковь каменную ограду с красивыми монастырскими воротами. К концу 1930-х годов погост остался единственным местом костромской земли, где в действующем храме оставались мощи святого угодника Божия, доступные для поклонения верующих. В день памяти преподобного Макария, 22 июня 1941 года, в действующий храм, на Письму, пришло много богомольцев из соседних сёл и деревень. Люди молились у раки святого, ещё не зная, что несколько часов тому назад немецкие войска напали на западные рубежи Советского Союза, неотвратимо надвигается страшная беда. В годы Великой Отечественной войны духовное значение погоста на реке Письме было особенно велико: со всех концов Буйского района шли сюда женщины, старики и дети, чтобы помолиться небесному покровителю Буйского района и всей Костромской земли о своих близких - воюющих, раненых, пропавших без вести, находящихся в плену, погибших на всех фронтах кровавой войны, которой, казалось не будет конца...
В первые послевоенные годы паломничество к святым мощам угодника Божия продолжалось. Однако в 1951 году власти, спохватившись, наконец решили устранить такое "упущение" в своей работе. В начале августа, незадолго до престольного праздника Макариевой пустыни Преображения Господня, уполномоченный по делам Русской Православной Церкви по Костромской области М. Галкин предписал руководству Буйского района прекратить доступ верующих к мощам преподобного и закрыть церковь. 8 августа в присутствии представителей Буйского райисполкома рабочие, как докладывал сам Галкин в Москву, "изолировали подход к могиле, а также и в церковь" - то есть наглухо заколотили входы и в подклеть, и в сам деревянный храм. В этот день над ракой преподобного Макария погасли лампады, и в престольный праздник 19 августа 1951 года поклониться святым мощам писемского старца паломникам не удалось.
В 1955 году, после кончины прослужившего здесь 12 лет священника Павла Сигорского, Преображенский храм долго не имел своего постоянного пастыря. изредка здесь служили священники, направояемые из других приходов. В эти годы часто не совершались богослужения на Пасху, Рождество Христово и на память преподобного Макария. В связи с этим не раз храм подвергался реальной угрозе закрытия, оставаясь единственной действующей церковью почти на 20 километровой местности. Лишь, в 1971 году Преображенский приход обрёл постоянного священника - Михаила Беляева. 70-80-е годы также стали нелёгким временем для прихода. Одна за другой исчезали с лица земли старинные деревни, издавна входившие в состав прихода, всё меньше и меньше людей приходили на богослужения в Преображенский храм. Казалось вполне вероятным, что вскоре церковь окончательно закроется, как и стоявший рядом деревянный храм над мощами прп. Макария Писемского, будет ветшать и разрушаться...
Но настало в России время духовного возрождения Русской Православной Церкви. В конце 1993 года Архиепископ Костромской и Галичский Александр принял решение о возрождении монастыря: 26 февраля 1994 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил возобновление Макариево-Писемского монастыря. Указом Его Святейшества от 6 октября 1995 года первой настоятельницей возрождённого монастыря стала монахиня Ангелина (Травина). 4 ноября 1996 года состоялось возведение в игуменство Высокопреосвященнейшим Архиепископом Костромским и Галичским Александром.
В первую очередь началось восстановление закрытого в 1951 году деревянного храма над святыми мощами прп. Макария. Возродился и находящийся вблизи церкви сильно загаженный к тому времени, выкопанный по преданию, самим основателем обители. построены двухэтажный сестринский корпус и несколько хозяйственных построек; создано небольшое, но очень эффективно действующее в наши дни, подсобное хозяйство. На колокольне Свято-Преображенского храма были установлены шесть колоколов, собранных из разных мест, либо отлитых заново. Важнейшим событием в истории возрождения Макариевой пустыни стали торжества по случаю 600-летия её основания, состоявшиеся 22 июня 2000 года. В этот день состоялся торжественный молебен и крестный ход. В настоящее время в обители 20 сестёр.
Из книги: Макариево-Писемский Спасо-Преображенский женский епархиальный монастырь
Комментарии и обсуждение
Макариев Писемский женский монастырь: основан в нач. XV в. как мужской, упразднен в кон. XVII в., возрожден в 1994 г.; святыня – мощи прп. Макария Писемского.
Источник: сайт Православной газеты