ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Макарий-на-Письме. Макариево-Писемский Спасо-Преображенский женский монастырь.


Макарий-на-Письме. Макариево-Писемский Спасо-Преображенский женский монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:приблизительно 1485 - 1515. Возобновлён в 1994.
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Костромская область, Буйский район, п/о Гавриловское, с. Макарий-на-Письме

Координаты: 58.330567, 41.35355
Проезд:от г. Костромы или г. Буя – междугородным автобусом «Кострома-Буй» до поворота на монастырь; от автостанции г. Буя – пригородным автобусом «Буй-Каплино» (через Гавриловское и Дор) до поворота на монастырь.





Макариево-Писемский Спасо-Преображенский женский монастырь, Макариево-Писемский монастырь. Церкви Преображения (каменная) и преп.Макария Писемского (деревянная)<br>, Макарий-на-Письме, Буйский район, Костромская область
Макариево-Писемский монастырь. Церкви Преображения (каменная) и преп.Макария Писемского (деревянная)
damar
3 мая 2008



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Сергей и Маша Поповы
 
Сергей и Маша ПоповыАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  11 ноября 2012

Спасо-Преображенский Макариево-Писемский женский монастырь. Основатель монастыря - преподобный Макарий Писемский.

Этот небольшой монастырь на крутом берегу небольшой речки Письмы (левый приток реки Костромы) относится к числу древнейших обителей костромской земли. Он был основан около конца XIV века учеником преподобного Сергия Радонежского преподобным Макарием Писемским. К сожалению, житие святого до нас не дошло, и о нем мы знаем очень немного. Преподобный Макарий – год его рождения и мирское имя неизвестны – принадлежал к костромскому боярскому роду и был уроженцем края, прилегающего к реке Письме. Еще в молодости, отказавшись от всех преимуществ своего высокого сословного положения, он ушел в Подмосковье, в Троице-Сергиев монастырь, где был пострижен преподобным Сергием Радонежским и получил новое монашеское имя – Макарий. Пройдя под руководством Радонежского игумена великую духовную школу иноческих трудов и подвигов, преподобный Макарий – с благословения преподобного Сергия – оставил Троицкую обитель и вернулся на свою родину. Он поставил келью в лесу на берегу Письмы – это место находится примерно в километре от основанного позднее монастыря (последующие столетия оно было известно и почиталось как «старая пустыня преподобного Макария Писемского»), где и стал жить в уединении. Через какое-то время на Письму пришел и поселился вместе с преподобным Макарием другой ученик Сергия Радонежского – преподобный Павел Обнорский, которого Макарий почитал как своего духовного наставника. В трудах и молитвах отцы-пустынники прожили вместе около 20 лет. Около 1389 года подвижники расстались: преподобный Павел ушел в вологодские пределы, на реку Обнору, где позднее основал Троицкий Павлов Обнорский монастырь. Через несколько лет после этого преподобный Макарий вместе с поселившимися с ним учениками оставил «старую пустыню» и построил на берегу Письмы небольшую церковь во имя Преображения Господня. Рядом с храмом встали кельи и другие постройки. Так на Письме возник монастырь – одна из многих обителей русской заволжской Фиваиды, возникшей в конце XIV века. Вероятнее всего, это произошло в конце 90-х годов XIV века. Точная дата кончины преподобного Макария неизвестна. Скорее всего, он преставился в конце первой четверти XV века и был погребен в Преображенском храме монастыря.

Последующая история небольшой обители на Письме, затерянной в лесах костромского Заволжья, известна нам плохо. Скорее всего, уже в XV веке монастырь стали называть Макариево-Писемским или Макарьевой пустынью. Примерно в середине XVI века он утратил самостоятельность и был приписан к находящемуся поблизости Павлову Обнорскому монастырю (тем самым, спустя столько лет после кончины преподобных Макария и Павла, основанные ими обители объединились). Древнейшее описание монастыря сохранилось в писцовой книге 1629 года, где говорилось: «Павлова Вологодского монастыря вотчина монастырей Макарьева пустыня на реке Письме, а в нем церковь Преображения Христова, да другая церковь теплая Благовещения Пресвятой Богородицы древяны клецки...» Таким образом, в первой трети XVII века на высоком берегу над Письмой стояли два небольших, так называемых «клетских» храма, зимний и летний, вокруг которых находились кельи и другие строения, обнесенные деревянной оградой. Через какое-то время взамен клетских церквей был возведен шатровый храм. В описании Павлова Обнорского монастыря за 1683 год говорится: «Да Павлова ж монастыря пустыня Макарьева в Костромском уезде, в Шачебальском стану, на реке на Письме, а в пустыни церковь Преображения с приделом Павла Обнорского чудотворца, верхи шатровые... да в том же приделе гробница преподобного Макария, а на гробнице покров, сукно черное, в средине вышит крест... да у гробницы решетка железная».

После 1721 года Макарьева пустынь была обращена в приход. На месте обители возник церковный погост, называвшийся «Макарий на Письме» (или «Макарьева пустынь»), на котором находились храмы, дома церковнослужителей и приходское кладбище. В конце второго десятилетия XIX века на погосте возвели каменный Спасо-Преображенский храм, один из приделов которого был посвящен преподобным Макарию Писемскому и Павлу Обнорскому. Выдержанный в стиле классицизма пятиглавый храм освятили в 1821 году. Неподалеку от него, в низине, стоял второй, деревянный храм, также посвященный Преображению Господню (скорее всего, он находился на месте первоначальной церкви, построенной преподобным Макарием), возведенный в 1786 году на месте более древнего, погибшего при пожаре. В подклете деревянного храма покоились под спудом мощи преподобного Макария, к раке которого непрерывно шли богомольны из Буйского и соседних уездов. При раке святого хранились принадлежавший ему деревянный посох и молитва преподобному, написанная на длинном свитке. Вблизи храма находился колодец, выкопанный основателем обители, и богомольцы после службы при раке обычно приходили к этому колодцу. В 1907 году деревянная церковь сгорела. Взамен ее над местом упокоения мощей преподобного Макария в 1909 году выстроили новый деревянный шатровый храм.

После революции судьба отдельно стоящего погоста сложилась относительно счастливо. В отличие от большинства сельских храмов, закрытых в Буйском районе во время коллективизации в 30-е годы, храмы «Макарья на Письме» избежали закрытия (хотя, с его высокой колокольни в это время были сброшены пошедшие в переплавку колокола). В годы Великой Отечественной войны сюда со всего района шли женщины, старики и дети поставить свечку, помолиться у раки преподобного за своих близких, в первую очередь – за «воинов» и «убиенных воинов»...

Со второй половины 30-х годов погост на Письме остался единственным на костромской земли местом упокоения мощей святого, куда, как века назад, могли придти на поклонение верующие. Однако в 1951 году власти, спохватившись, устранили это «упущение»: распоряжением областного уполномоченного по делам Русской Православной Церкви деревянный Преображенский храм с целью прекращения доступа к мощам преподобного Макария Писемского был закрыт. Каменный храм, к счастью, уцелел.
В 50-80 годы единственный уцелевший каменный храм погоста жил обычной жизнью сельского храма того времени. Как и везде, население в окрестностях «Макарья на Письме» редело, старики умирали, обретая покой на примыкающем к храму кладбище, молодежь перебиралась в города. С лица земли одна за другой исчезали издавна входившие в состав прихода старинные деревни.

Возрождение началось осенью 1995 года, когда по инициативе архиепископа Костромского и Галичского Александра было решено возобновить здесь монастырь, но уже как женскую обитель. Ее настоятельницей стала игумения Ангелина (Травина). Разменявшая к этому времени уже восьмой десяток лет, матушка Ангелина, женщина необычайно энергичная и хозяйственная, возложила на свои плечи подвиг возрождения древнего монастыря. За кратчайшие сроки ей и первому поколению пришедших на Письму сестер удалось сделать очень много: полностью отреставрирован деревянный храм над мощами преподобного Макария, к которым вновь открыт доступ, построены жилые кельи, заведено небольшое, но очень эффективное подсобное хозяйство. На колокольне установлено несколько привезенных из разных мест колоколов. Приведен в порядок выкопанный преподобным колодец. В 2000 году монастырь отметил свое 600-летие.

В 2004 году, наряду с проведением текущих ремонтных работ в трех храмах обители, в Макариево-Писемском монастыре построены два новых дома у входа в монастырь, пробурена скважина для получения питьевой воды, вырыты два пруда для разведения рыбы. В 2005 году произведен ремонт и монтаж 5 глав и колокольни Преображенской церкви. Число насельниц составляет 15 человек.

Источник информации


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  23 ноября 2024

Монастырь преподобного Макария на берегу реки Письмы - один из древнейших монастырей Костромской области. Основан он был в 1400-м году. Его основатель, преподобный Макарий Писемский - ученик "игумена земли Русской" - преподобного Сергия Радонежского. Родился преподобный в селе Данилове на реке Письме, находившемся неподалёку от места будущего монастыря. По своему происхождению Макарий принадлежал к известной фамилии бояр Писемских, относившихся к приходу села Покровского. Здесь находилось их семейное кладбище, где покоятся родители этого человека. Ещё в молодости, желая посвятить себя служению Богу, молодой человек отказался от всех преимуществ своего высокого положения и направился в Троицкую обитель к преподобному Сергию Радонежскому, под духовным руководством которого и проходило становление подвижника. Именно преподобный Сергий совершил монашеский постриг будущего основателя Писемского монастыря и нарёк его именем Макарий - в честь одного из основоположников христианского иночества IV века, Макария Великого, Египетского.

После благословения святого старца Сергия, костромской Макарий вернулся на родину, в галичское удельное княжество. На выбранном месте, он выстроил деревянную келью и небольшую часовенку в лесу на берегу реки Письмы. Это место располагалось в километре от монастыря, который вскоре будет выстроен преподобным Макарием поблизости. Первоначальное место для уединения в старину почиталось как "старая пустынь преподобного Макария Писемского". Сохранилась до нашего времени и возвышенность, на которой встретились преподобный Макарий Писемский и преподобный Павел Обнорский (Комельский) - ученик преподобного Сергия Радонежского. Вначале "великий любитель безмолвия", как назвал его известный агиограф Г. П. Федотов, несколько лет жил в уединённой келии близ Авраамиево-Городецкого монастыря на Чухломском озере, приходя в обитель на богослужения в субботние и воскресные дни. Оттуда преподобный Павел ушёл на Письму, где и поселился с батюшкой Макарием. 

В совместных трудах и молитвах пустынники провели 20 лет. Неутомимый труженик основал на Обноре Троицкий Павло-Обнорский монастырь, где и был погребён после своей кончины в 1429 году. Батюшка Макарий продолжал свои иноческие подвиги на реке Письме. Постепенно, рядом с келией преподобного стали поселяться другие люди, искавшие спасения души и предавшие себя в послушание угоднику Божию. Позднее батюшка Макарий вместе со своими учениками, оставив "старую пустынь", перешли на новое место вверх по течению Письмы, где построили деревянную церковь в честь Преображения Господня, рядом расположились братские келии. Так на реке Письме, на высокой горе, напоминавшей гору Фавор, а река Письма - реку Иордан, был основан Преображенский монастырь. Преподобный Макарий преставился ко Господу в конце первой четверти ХV века. Тело святого старца погребли в храме основанной им обители. Могила угодника Божия вскоре стала местом паломничества местных жителей, глубоко почитавших подвижника. В ХV веке обитель стала именоваться Макариевой пустынью. 

В середине ХVI века монастырь утратил самостоятельность в управлении и был приписан к находившейся в нескольких десятках верст от него, Павло-Обнорской обители. Древнейшее описание Макариевой пустыни сохранилось в писцовой книге 1629 года: "Павлова Вологодкого монастыря вотчина монастырь Макариева пустыня на реке Письме, а в нем церковь Преображение Христово, да другая церковь теплая Благовещение Пресвятыя Богородицы древяны клецки..."  Из этого текста следует, что в первой трети ХVII века на высоком берегу реки Письмы стояли два небольших, так называемых "клетских" храма - зимний (тёплый) и летний, вокруг которых находились келии и другие монастырские строения, обнесённые деревянной оградой. Однако в том же веке "клетские" церкви сменили монументальный шатровый храм.

В описании Павло-Обнорского монастыря, относящегося к 1683 году, говорится: "Да, Павлова ж монастыря пустыня Макариева в Костромском уезде на реке Письме, а в пустыни церковь Преображения с приделом с приделом Павла Обнорского чудотворца, верха шатровые...". В приделе находилась гробница преподобного Макария Писемского; в описании указывается: "да в том же приделе гробница преподобного Макария, а на гробнице покров, сукно черное, в средине вышит крест, да у гробницы решетка железная". С началом ХVIII века, в эпоху петровских преобразований, столь тяжело отразившихся на положении Церкви, для Макариевой пустыни настали трудные времена. 

Вскоре после появления в 1721 году Духовного регламента, предписывающего упразднение малобратственных монастырей, обитель на Письме была обращена в приходскую церковь. На месте монастыря возник погост, именовавшийся "Макарий на Письме", или "Макариева пустынь", на котором находились храмы, дома священнослужителей и приходское кладбище. В середине 80-х годов ХVIII века деревянный Спасо-Преображенский храм, в подклете которого покоились под спудом святые мощи преподобного Макария, сгорел; при этом очевидцами на месте погребения святого наблюдалось настоящее чудо - над могилой старца "не только не заметили горящего дерева и углей, но даже и пепла. Напротив, всё это место, как заметили многие, было покрыто необыкновенной росой. В 1786 году над святыми мощами угодника Божия взамен сгоревшего построили новый деревянный храм в честь Преображения Господня. В конце второго десятилетия ХIХ века недалеко от него воздвигли и каменную церковь освящённую в честь Спаса Преображения, построенную в господствующем тогда стиле - классицизма. Один из приделов был освящён во имя прп. Макария Писемского и прп. Павла Обнорского. Великое освящение нового пятиглавого храма с трёхъярусной колокольней состоялось в 1821 году. 

В ХIХ - начале ХХ веков древний Макариево-Писемский монастырь являлся одним из наиболее почитаемых святых мест северо-запада Костромской губернии. К мощам угодника Божия, покоившихся в подклете деревянного храма, на поклонение шли богомольцы не только из Буйского уезда, но и из других городов и весей Костромской губернии. Особо много паломников стекалось в монастырь дважды в год, в дни памяти преподобного - 10/23 января и 9/22 июня. Приложившись к святым мощам писемского старца, при которых сохранялся деревянный посох, принадлежавший по преданию самому преподобному, паломники обычно приходили для утоления жажды и умовения к располагавшемуся вблизи храма колодцу, выкопанному самим основателем обители.

В 1907 году деревянная церковь над мощами преподобного Макария, сгорела, а уже в 1909 году, на пепелище был выстроен новый деревянный шатровый храм. Революция 1917 года круто изменила весь прежний уклад жизни в России. В послереволюционные, богоборческие годы сотни храмов костромской земли были до основания разрушены или обращены в зернохранилища, либо хозяйственные склады. Однако судьба старинного монастыря на Письме, сложилась относительно благополучно - его каменный храм не закрывался никогда, в чём нельзя не видеть молитвенного заступничества преподобного Макария.

Хотя определённый урон святая обитель всё же получила - с монастырской звонницы богоборцы сбросили пошедшие в металлолом колокола и разобрали окружавшую церковь каменную ограду с красивыми монастырскими воротами. К концу 1930-х годов погост остался единственным местом костромской земли, где в действующем храме оставались мощи святого угодника Божия, доступные для поклонения верующих. В день памяти преподобного Макария, 22 июня 1941 года, в действующий храм, на Письму, пришло много богомольцев из соседних сёл и деревень. Люди молились у раки святого, ещё не зная, что несколько часов тому назад немецкие войска напали на западные рубежи Советского Союза, неотвратимо надвигается страшная беда. В годы Великой Отечественной войны духовное значение погоста на реке Письме было особенно велико: со всех концов Буйского района шли сюда женщины, старики и дети, чтобы помолиться небесному покровителю Буйского района и всей Костромской земли о своих близких - воюющих, раненых, пропавших без вести, находящихся в плену, погибших на всех фронтах кровавой войны, которой, казалось не будет конца... 

В первые послевоенные годы паломничество к святым мощам угодника Божия продолжалось. Однако в 1951 году власти, спохватившись, наконец решили устранить такое "упущение" в своей работе. В начале августа, незадолго до престольного праздника Макариевой пустыни Преображения Господня, уполномоченный по делам Русской Православной Церкви по Костромской области М. Галкин предписал руководству Буйского района прекратить доступ верующих к мощам преподобного и закрыть церковь. 8 августа в присутствии представителей Буйского райисполкома рабочие, как докладывал сам Галкин в Москву, "изолировали подход к могиле, а также и в церковь" - то есть наглухо заколотили входы и в подклеть, и в сам деревянный храм. В этот день над ракой преподобного Макария погасли лампады, и в престольный праздник 19 августа 1951 года поклониться святым мощам писемского старца паломникам не удалось.

В 1955 году, после кончины прослужившего здесь 12 лет священника Павла Сигорского, Преображенский храм долго не имел своего постоянного пастыря. изредка здесь служили священники, направояемые из других приходов. В эти годы часто не совершались богослужения на Пасху, Рождество Христово и на память преподобного Макария. В связи с этим не раз храм подвергался реальной угрозе закрытия, оставаясь единственной действующей церковью почти на 20 километровой местности. Лишь, в 1971 году Преображенский приход обрёл постоянного священника - Михаила Беляева. 70-80-е годы также стали нелёгким временем для прихода. Одна за другой исчезали с лица земли старинные деревни, издавна входившие в состав прихода, всё меньше и меньше людей приходили на богослужения в Преображенский храм. Казалось вполне вероятным, что вскоре церковь окончательно закроется, как и стоявший рядом деревянный храм над мощами прп. Макария Писемского, будет ветшать и разрушаться... 

Но настало в России время духовного возрождения Русской Православной Церкви. В конце 1993 года Архиепископ Костромской и Галичский Александр принял решение о возрождении монастыря: 26 февраля 1994 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил возобновление Макариево-Писемского монастыря. Указом Его Святейшества от 6 октября 1995 года первой настоятельницей возрождённого монастыря стала монахиня Ангелина (Травина). 4 ноября 1996 года состоялось возведение в игуменство Высокопреосвященнейшим Архиепископом Костромским и Галичским Александром.

В первую очередь началось восстановление закрытого в 1951 году деревянного храма над святыми мощами прп. Макария. Возродился и находящийся вблизи церкви сильно загаженный к тому времени, выкопанный по преданию, самим основателем обители. построены двухэтажный сестринский корпус и несколько хозяйственных построек; создано небольшое, но очень эффективно действующее в наши дни, подсобное хозяйство. На колокольне Свято-Преображенского храма были установлены шесть колоколов, собранных из разных мест, либо отлитых заново. Важнейшим событием в истории возрождения Макариевой пустыни стали торжества по случаю 600-летия её основания, состоявшиеся 22 июня 2000 года. В этот день состоялся торжественный молебен и крестный ход. В настоящее время в обители 20 сестёр. 

Из книги: Макариево-Писемский Спасо-Преображенский женский епархиальный монастырь


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  16 февраля 2025

Монастырь, основанный в конце XIV века преподобным Макарием Писемским, учеником преподобного Сергия Радонежского, в XVIII веке был преобразован в приход. В 1994 году Спасо-Преображенский Макариево-Писемский монастырь был возрожден как женская обитель.

Основатель монастыря преподобный Макарий принадлежал к роду костромских бояр Писемских. Еще в молодости он ушел в обитель преподобного Сергия и был пострижен радонежским игуменом в монашество. Желая пустыннической жизни, преподобный Макарий по благословению аввы Сергия вернулся в родные места и поселился на берегу речки Письмы (место его кельи находится в одном километре от основанной позднее обители и известно как «старая пустынь преподобного Макария»). Вскоре на Письму пришел другой ученик «игумена земли Русской» преподобный Павел Обнорский. Святые подвизались вместе два десятилетия; затем преподобный Павел ушел на реку Обнору, где впоследствии основал Троицкий Павло-Обнорский монастырь, а преподобный Макарий и собравшиеся к нему сподвижники в конце XIV века положили начало новой обители, воздвигнув в ней деревянную церковь в честь Преображения Господня. Здесь, в монастыре, святой Макарий преставился ко Господу и был погребен (предположительно в конце первой четверти XV столетия).

Уже в XV веке обитель на Письме стали именовать «Макариевой пустынью». В середине XVI века монастырь утратил самостоятельность и был приписан к находившейся в нескольких десятках верст от него Павло-Обнорской обители. Вскоре после 1721 года монастырь на Письме был упразднен и обращен в приходскую церковь, стал погостом. В середине восьмидесятых годов XVIII века деревянная Преображенская церковь с приделом во имя преподобного Павла Обнорского, где покоились под спудом святые мощи основателя монастыря, сгорела – однако, как отмечали очевидцы, на гробнице писемского старца не оказалось не только горящего дерева и углей, но даже пепла; напротив, она была покрыта необыкновенной росой.

В 1786 году над местом погребения святого Макария построили новую деревянную Преображенскую церковь, а к 1821 году рядом с ней возвели каменную церковь в честь Преображения Господня с приделами во имя преподобных Макария Писемского и Павла Обнорского и во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских. В 1907 году деревянная Преображенская церковь вновь сгорела и была возобновлена в 1909 году.

В ХХ веке богослужения на месте подвигов писемского старца продолжали совершаться, но в 1951 году местные власти прекратили доступ верующих к святым мощам преподобного Макария: входы в деревянную Преображенскую церковь и в ее подклет, где находилась гробница, были заколочены. Долгое время здесь не имелось постоянного священника, остававшаяся действующей каменная церковь неоднократно подвергалась угрозе закрытия. Лишь в 1971 году на Письму прибыл священник Михаил Беляев (впоследствии архимандрит Михаил; 1925–2009) – уроженец Буйского района, ветеран Великой Отечественной войны, в 1949–1956 годах по обвинению в «контрреволюционной агитации и пропаганде» находившийся в заключении в казахстанских и сибирских лагерях. Попечением отца Михаила богослужебная жизнь на погосте продолжилась, однако местные деревни постепенно исчезали, прихожан становилось все меньше и меньше.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 февраля 1994 года Спасо-Преображенский Макариево-Писемский монастырь был возрожден как женская обитель. Первого ноября 1998 года деревянная Преображенская церковь, закрытая в 1951 году и восстановленная сестрами обители, была освящена во имя преподобного Макария Писемского. Возродился и колодец близ храма, ископанный самим угодником Божиим. В 2000 году в монастыре была построена новая деревянная церковь во имя благоверного великого князя Александра Невского и преподобной Ангелины Сербской. Духовником обители до самой своей кончины в 2009 году являлся прежний священник погоста, принявший монашество архимандрит Михаил (Беляев), а управляла монастырем игумения Ангелина (Травина; 1921–2016), в 2011 году принявшая постриг в великую схиму с именем Макария и ко времени своей кончины в 2016 году являвшаяся старейшей настоятельницей женской обители в Русской Православной Церкви.

Святыни обители: святые мощи преподобного Макария Писемского (почивают под спудом в деревянной Макариевской церкви); посох преподобного Макария; святой колодец преподобного Макария Писемского, по преданию ископанный самим угодником Божиим.

Престольные и монастырские праздники (старый стиль / новый стиль): 10/23 января – преподобных Макария Писемского и Павла Комельского (Обнорского); 9/22 июня – преподобного Макария Писемского (местное празднование); 1/14 июля, 30 июля / 12 августа и 10/23 декабря – преподобной Ангелины Сербской; 6/19 августа – Преображение Господне; 30 августа / 12 сентября и 23 ноября / 6 декабря – благоверного великого князя Александра Невского; 1/14 ноября – бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских.

По материалам сайта «Костромская митрополия» https://kostromamitropolia.ru/

Спасо-Преображенский Макариево-Писемский женский монастырь - история, контактные данные - Костромская митрополия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)



Комментарии и обсуждение


Макариев Писемский женский монастырь: основан в нач. XV в. как мужской, упразднен в кон. XVII в., возрожден в 1994 г.; святыня – мощи прп. Макария Писемского.

Источник: сайт Православной газеты  

10 ноября 2012, Т..


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.