ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Малышково. Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Казанская церковь


Малышково. Церковь Казанской иконы Божией Матери
Церковь. Не действует.  
Престолы:Казанской иконы Божией Матери, Алексия, человека Божия, Кирика и Иулитты
Год постройки:1767.
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Тверская обл., Кимрский р-н, д. Малышково

Координаты: 56.954231, 37.496638



Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Малышково, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
МОРПЕХ879
12 ноября 2018
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Малышково, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
МОРПЕХ879
12 ноября 2018
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Малышково, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
МОРПЕХ879
12 ноября 2018
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Малышково, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Андрей Агафонов
1 октября 2011
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Малышково, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Илья Гапиенко
12 апреля 2008
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Малышково, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Илья Гапиенко
12 апреля 2008
Церковь Казанской иконы Божией Матери, 1994<br>, Малышково, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
1994
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
1 января 1994
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Малышково, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Андрей Агафонов
1 ноября 1992
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Малышково, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Андрей Агафонов
1 ноября 1992
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Малышково, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Андрей Агафонов
1 ноября 1992
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Малышково, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Андрей Агафонов
1 ноября 1992



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Вадим кр
 
Вадим кр  9 декабря 2016

Церковь Иконы Божией Матери Казанской в Малышково основана в середине XVIII столетия, а последнее здание каменной церкви сооружено по инициативе и на средства помещика Костомарова в 1767 году. Храм типа "восьмерик на четверике" с апсидой, трапезной и колокольней, которая утрачена навсегда, является самым старым из уцелевших храмов в районе. Казанская церковь с Алексеевским и Кирика и Иулитты приделами перестраивалась в середине XIX века, но в 1930 годах храм был закрыт богоборцами и снова перестроен. В нем размещались: правление, склад и пекарня. Колокольня церкви разобрана на кирпич в 1960 году, с того же времени храм заброшен. Верующим возвращен в 2005 году. В настоящее время Казанская церковь действует и медленно восстанавливается, приписана к церкви Иконы Божией Матери Иерусалимской в Белгородке.

http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  29 июля 2020

В клировой ведомости 1796 г. о с. Малышкове сказано: «Церковь Казанской Пресвятой Богородицы с приделами Кирика и Иулиты и Преподобного Алексея, человека Божия - каменная, построена 1767 г. Священник Андрей Иванов, 45 л., в школе не был, посвящен в 1784 г. Церковной земли 26 дес.; в приходе 6 деревень, 50 дворов; душ м. п. 241, ж. п. 205». Из исповедных росписей средины XVIII в. видно, что «первым священником был Иван Матвеев, служивший при Казанской церкви с. Белгородка. Церковь устроена в сельце Малышкове каменная в 1766 г. капитаном Гурием Костомаровым». В 1901 г. служили: Священник Михаил Иванович Лисицын 36-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1886 г., Священником с 1893 г., награжден в 1900 г. набедренником. Псаломщик-Диакон Евгений Матфеевич Морошкин 45-ти лет, в служении с 1874 г., диаконом с 1892 г. Прихожан в селе Малышкове, в деревнях Алексине, Поповке, Брехове, Грозине, Красной Горе, Ваулине, Бедрине - 192 дворов (587 мужчин, 674 женщин).

Казанский храм в бывшем сельце Малышкове - самый старый из сохранившихся до сего дня на кимрской земле. Расположен он на правом береry реки Волги в 15 километрах от города Кимры. В настоящее время храм находится в полуразрушенном состоянии; однако появилась слабая надежда на его восстановление. Сельцо Малышково с 17 в. становится владением дворян Костомаровых. Представители этого рода были прихожанами Казанского храма близлежащего села Белый Городок.

В 1761 г. тогдашний владелец Малышкова Гурий Игнатьевич Костомаров решил построить в своем поместье каменный храм. Какими мотивами руководствовался помещик, теперь можно только гадать. То ли честолюбием и соображениями престижности по отношению к соседним помещикам — иметь под боком храм, чуть ли не домовую церковь; то ли проблемы со здоровьем мешали ему посещать церковь в Белом Городке; то ли была еще какая-то причина. Костомаров отправил прошение тверскому архиерею Афанасию с просьбой разрешить построить в Малышкове каменный храм во имя Казанской иконы Божией Матери с приделом во имя мучеников Кирика и Иулитты; старую же деревянную церковь с тем же наименованием в селе Белый Городок - снести. Тверской архиерей разрешил строительство церкви и приказал выдать храмоздательную грамоту.

В 1766 г. храм был построен, и Костомаров вновь обращается к тверскому владыке с просьбой освятить его. Храм во имя Казанской иконы Божией Матери с приделом мчч. Кирика и Иулитты и колокольней был освящен протоиереем Тверского кафедрального собора Феодотом Андреевым во второй половине 1767 г. Первым священником храма стал Иван Матвеев, переведенный сюда из деревянного Казанского храма села Белый Городок. В 1784 г. священником стал, вероятно, его сын Андрей Иванов. После смерти Гурия Костомарова его супруга Прасковья Кузьминична обратилась с прошением к тверскому архиерею Иоасафу о разрешении построить в храме второй придел - во имя преподобного Алексия, человека Божия. Архиерей своей резолюцией разрешил помещице строительство придела. В 1789 г. придел во имя преподобного Алексия, человека Божия, был построен и затем освящен иеромонахом кашинскогоКлобукова монастыря Авраамом. В 1815 г. причт храма состоял из священника Ивана Васильева (40 лет), дьячка Ильи Яковлева (23 лет), пономаря Василия Матвеева (47 лет).

Здание церкви выстроено в стиле барокко. Храм типа восьмерик на четверике, перекрытый восьмидольным сводом. Апсида - пятигранная. Трапезная - бесстолпная, с двумя приделами, прямоугольная, перекрытая полулотковым сводом. Колокольня - двухъярусная. Лестница на ярус звона проходила в северо-западной части трапезной. Стены храма внутри и снаружи были оштукатурены, внутренние помещения расписаны изображениями святых. На церкви имелись три главы: на главном храме (с престолом Казанской иконы Божией Матери) и на каждом из приделов трапезного храма (мчч.Кирика и Иулипы и прп. Алексия, человека Божия). Иконостас главного храма был 3-ярусным, придельных - одноярусными.

Перед царскими вратами находился деревянный полукруглый амвон с деревянной же решеткой, окрашенной в черный цвет. Среди богослужебных книг имелись: Библия 1663 года, Евангелия, напечатанные в 1644, 1751, 1759 и 1763 г.г., и ряд других. На ярусе звона колокольни (2-й ярус) находилось 7 колоколов. На одном из них, весом в 15 пудов, имелась надпись, гласящая, что колокол отлит в 1754 г. иждивением Гурия Костомарова в Казанский храм села Белый Городок. Этот колокол, как и прочие ценности храма, после его закрытия в 1767 г. были пере несены в новопостроенный каменный храм сельца Малышкова.

Возле храма находилось приходское кладбище, огороженное каменной оградой. Здесь же имелась и церковная сторожка. Неподалеку от храма стояли дома помещика и священноцерковнослужителей. В 1822 г. на средства прихожан крыша храма была покрыта листовым железом. До того времени покрытие было деревянным. Во второй половине 19 в. весь храм, включая трапезную с приделами, становится теплым (т.е. отапливаемым).

С 1818 по 1848 г.г. настоятелем храма был священник Матфей Росляков. После его смерти эту должность занимает Григорий Михайловский, женившийся на дочери покойного. Беспристрастные архивные документы донесли до нас тот факт, что вдова Матфея Рослякова находилась в натянутых отношениях с зятем - священником и даже жаловалась на него тверскому архиерею. В 1857 г. Григорий Михайловский умер. Среди последующих священников, сменявших друг друга довольно часто, укажем на Алексия Судницына, который за нарушения в работе в 1893 г. был снят сдолжности и направлен на несколько лет с целью исправления псаломщиком в кашинский Клобуков монастырь.

В 1872 г. в Казанском храме был совершен обряд бракосочетания местного помещика, поручика Харлампия Софиано, с дочерью малышковского помещика Дмитрия Костомарова Марией. В 1874 г. здесь же была крещена их дочь, тоже Мария.

В 1895 г. неизвестный благотворитель дарит храму колокол весом в 35 пудов. В 1903 г. храм посетил архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий.

В конце 1908 г. храм лишился причта. Почти одновременно ушли из жизни священник Владимир Скобников и диакон на вакансии псаломщика Евгений Морошкин. Новым священником становится Иоанн Благовещенский, псаломщиком Михаил Успенский. Прихожанами Казанского храма являлись жители села Малышкова и окрестных деревень: Алексино, Поповка, Брехово, Грозино, Красная Гора, Ваулино, Бедрино; всего 192 двора; 584 мужчины и 674 женщины. В начале 1900-х г.г. на приходском кладбище возле храма была построена каменная часовня - памятник. Вероятно, это сооружение появилось на могиле одного из помещиков Костомаровых.

После Октября 1917 г. для Казанского храма наступили трудные времена. Храм стал собственностью государства, а в 1919 г. был передан местной властью по договору в ведение местной религиозной общины. На прихожан были возложены обязанности охранять, содержать храм, оплачивать налоги и страховки. Власти оказывали постоянное давление на прихожан, понуждая их отказаться от храма, притесняли служителей церкви. Это принесло свои плоды. В 1930 г. священник Иоанн Благовещенский и псаломщик Макар Щавелев вынуждены были оставить службу.

В мае 1932 г. на заседании президиума Башаринского сельсовета было принято решение о закрытии храма в Малышкове и о передаче его помещений под культурно-хозяйственные цели. Ходатайство по этому вопросу было направлено в Кимрский райисполком (РИК). РИК на своем заседании поддержал это решение и, в свою очередь, обратился с предложением о закрытии храма в Москву (Московский областной исполнительный комитет - МОИК). Точной даты принятия решения о закрытии Казанской церкви в МалышковеМОИКом автору этой статьи установить пока не удалось. Вероятно, это произошло в 1933 или 1934 г.

В 1933 г. Кимрский РИК на своем заседании постановил сдать бездействующий храм во временное арендное пользование под сливной пункт кимрской конторе «Союзмолоко». В том же году, по решению РИКа, на кладбище был разобран на кирпич для устройства печей в детском доме каменный склепчасовенка.

После закрытия храма из него были вынесены иконы и другие церковные ценности, а сам он был использован под нужды местного колхоза, а также сельпо. О дальнейшей судьбе храма рассказали Т.Ф. Филатова, в прошлом счетовод Гадовского сельпо (ныне бывший поселок Гадово носит имя Приволжский), проживающая в пос. Белый Городок, Т.С. Крюкова и ряд местных жителей. В Казанской церкви был устроен второй этаж, который занимало правление Гадовского сельпо; на первом этаже расположился склад. В трапезной (где раньше находились приделы) работала пекарня. В 1961 г. в здании случился пожар. Ремонт был сделан не полный. Через год или два после пожара сельпо переводится в пос. Белый Городок. После того, как в Белом Городке была открыта своя пекарня, необходимость пекарни в малышковском храме отпала сама собой. Уже в то время колокольня была разобрана до первого яруса. С тех пор храм постепенно ветшал.

В последнее время, особенно после смены государственного строя в стране (после 1991 г.), многие уцелевшие храмы кимрской земли стали восстанавливаться. Отреставрирована и вновь стала действующей церковь в пос. Белый Городок (в 2-х верстах от Малышкова); восстанавливается Никольский храм села Белого, где в одном из приделов стали совершаться богослужения (в 2-3-х верстах от Малышкова). Храм же в Малышкове все эти годы медленно умирал. Но луч нового времени, живительного для Русской Православной Церкви (не исключая и других конфессий), не миновал озарить своим светом и этот многострадальный храм.

21 июля 2005 г. настоятель Иерусалимской церкви пос. Белый Городок протоиерей Александр Крюков с прихожанами прибыли к Малышковскому храму, у стен которого был совершен молебен. И Бог как будто услышал эту молитву. Осенью того же года сюда прибыла группа учащихся Белогородской средней школы во главе с Е.Н. Матюхиной и Г.В. Чибисовой. Ребята убрали из храма мусор, выровняли земляную площадку (заменившую ныне пол) внутри него, засыпали песком ямки. 4 ноября, в день празднования иконы Казанской Божией Матери (престольный праздник храма), протоиерей Александр Крюков отслужил молебен уже в самом храме, после чего состоялся крестный ход первый за многие десятилетия. С того времени, дважды в год, в престольный праздник храма, здесь совершаются молебны и крестные ходы. Казанский храм стал приписным к Иерусалимскому храму пос. Белый Городок, где настоятелем служит протоиерей Александр Крюков. Наверное, сама Пресвятая Богородица обратила внимание на это намоленное, заповедное место, свидетельством чему служит следующий символический факт.

В 1990-х г.г., в храме Иерусалимской иконы Божией Матери, в левой стороне придела появилась икона Казанской Божией Матери. По словам верующей храма О.М. Проценко, икона эта в прошлом была поднята с волжской глади и спрятана на чердаке дома одной благочестивой семьи. И лишь после возобновления службы в Белогородском храме она была туда передана. Сказывают, что эта икона принадлежала разоренному в 1930-е г.г. Казанскому храму в Малышкове.

Коркунов В.И. "Кимрская старина: Краеведческие очерки", - г. Кимры: филиал ОАО "Тверская областная типография", 2009 г.



Комментарии и обсуждение


Статья об истории храма на сайте Православные Храмы Тверской Земли
6 сентября 2012, Т..