Город Вятские Поляны, третий по величине в Кировской области, раскинулся вдоль правобережья реки Вятки. Православные поселенцы пришли сюда на исходе ХVI века вместе с основателем Вятского Успенского монастыря Трифоном Вятским. Сам же прп. Трифон пришёл на землю нынешних Вятских Полян по цареву велению. В 1595 году тогдашний государь Фёдор Иоаннович по просьбе игумена Трифона прислал через казанского воеводу Ивана Воротынского грамоту, дающую Вятскому Успенскому монастырю право владения местными, ещё не обжитыми пустошами - "вятскими полянками". Это фактически первое официальное упоминание Вятских Полян в отечественной истории. После переселения монахов на правый берег реки Вятки и обустройства деревянной Христорождественской святой обители, 1595 год стал считаться официальной датой возникновения Вятских Полян. От образной фразы в царской грамоте пошло и название этих мест. Значение нового монастыря в округе было таково, что даже соседнее село Полянки стали всё чаще именовать Рождественским. К тому же в него впоследствии влилось несколько соседних населённых пунктов, так что село называли и Верхними Полянками, и Рождественским, и Троицкими Усадами, покуда окончательно не закрепилось его нынешнее имя - Вятские Поляны, с которым оно получило и городской статус. Следующий, ХVII век стал порой бурного развития Вятских Полян: село находилось возле большой пристани, благодаря чему очень скоро превратилось в центр местной торговли хлебом и лесом, а монастырь подпитывал его духовно, обеспечивая постоянный рост числа паломников.
1596 год считается официальной датой постройки и первой из Никольских церквей, и нового монастыря на территории Вятских Полян. Пламя пожара уничтожит храм в 1783-м, после чего будет возведена ещё одна деревянная предтеча нынешнего каменного храма, холодная и в один престол. Она простоит до 1818 года, пока её не разберут, а на этом месте воздвигнут каменное здание, имеющее два придела, Никольский и Ильинский. Окончательно архитектурный ансамбль храма оформится в 1894 году: добавятся представительная колокольня и неотапливаемый придел, освящённый в честь Богоявления Господня. Между тем Трифон Вятский, игумен Успенского монастыря города Хлынова (Вятки), с нетерпением ожидал из Казани грамоту уже от нового царя, Михаила Фёдоровича Романова, на строительство Никольского храма в Христорождественском монастыре. (Казань в этой истории фигурирует не случайно: Вятские Поляны поначалу входили в состав Казанской епархии. Только в 1791 году село вошло в состав Вятской епархии). Преподобный Трифон лично благословил возведение Никольской церкви и, скорее всего, присутствовал на её закладке, вторично посетив Вятские Поляны. К 1615 году в монастыре было два деревянных храма - Христорождественский для монашеской братии и Никольский - для местных мирян. В 1780-е году монастырь упразднили по секуляризационному указу Екатерины Великой от 1764 года, а в 1783-м здание Никольской церкви сгорело при пожаре. Храм восстановили, и уже 21 июля 1784 года заново освятили во имя Николая Чудотворца. В 1818 году, 14 мая, благочинный округа, священник Иоанн Минеев получил храмозданную грамоту от епископа Вятского и Слободского Амвросия (Рождественского-Вещезерова). Это было разрешение на строительство вместо старой и ветхой деревянной церкви нового каменного храма с двумя престолами - Ильинским и Богоявленским.
Примечательно, что каменный Никольский храм собирались строить ещё в 1812 году. Епископ тогда разрешил церковному старосте села Вятские Поляны Григорию Яковлеву перекрыть ветхую крышу деревянной Никольской церкви с условием выстроить вместо неё каменный храм, но тогда у прихожан не нашлось для этого средств. Однако к 1818 году деревянная церковь "пришла к такому разрушению, что во всякое дождливое время во многих местах имеет течь". Сельчане решили "построить каменную церковь: холодную во имя святителя Николая, а тёплую с двумя приделами - по правую сторону Богоявления Господня, по левую во имя пророка Илии", с условием установить кирпичные сараи и бесплатно возить песок на стройку. Ход строительных работ и расходы курировал зажиточный селянин Андрей Гаврилов. Относительно проекта Вятскополянского храма существует предположение, что его автором мог быть Иван Денисович Дюссар де Невиль, занимавший должность вятского губернского архитектора с 1821 по 1830 год. Работы требовали немалых расходов. Все средства, имеющиеся при храме, в размере 3798 рублей были отданы на строительство, а селяне решили пожертвовать "в пособие церковной казны от всего прихода ежегодно по одному рублю от каждой ревизской души и по одному бревну на строение кирпичных сараев". В итоге каменный храм был построен в 1826 году, а его Николаевский и Ильинский престолы освятили в 1839 и 1842 годах, соответственно.
История сохранила один из документов 1887 года, включающий в себя выписку "из ведомости о церкви Николаевской" села Вятские Поляны Малмыжского уезда Вятской Епархии: "Церковь построена в 1826 году тщанием прихожан. Зданием каменная с таковою же колокольницей, прочна, покрыта железом и внутри оштукатурена. Престолов в ней три: в правом тёплом приделе во имя святителя и чудотворца Николая, в левом во имя святого пророка Божия Ильи и в настоящем холодном храме в честь Богоявления Господня, все освящены. Утвари церковной во время бывшего пожара 9 июля 1862 года много утрачено. Причта при оной церкви находится два священника, дьячок и два псаломщика. Земли усадебной при сей церкви 2148 сажен, пахотной 70 1/2 десятин и сенокосной 17 десятин 1008 сажен, но большим количеством пахотной земли пользуются крестьяне села Поляны".
В Никольском храме исправно велись все бумаги, а начиная с 1800 года служители тщательно снимали копии с метрических книг. К сожалению, немалая часть документов была безвозвратно утеряна во время сильного пожара, который в течение двух часов нанёс большой ущерб селу в начале июля 1862 года, а другие бумаги оказались сильно повреждены. В здании Никольской церкви сгорели деревянные стропила с опорной балкой, на колокольне погибли все деревянные детали, от шпиля и потолков до полов и деревянных лестниц, а купол с восьмериком холодной церкви лишились семи оконных рам. Из более поздних документов можно узнать, к примеру, что 18 августа 1887 года был утверждён в своей должности новый церковный староста Никольского прихода, крестьянин Матвей Васильевич Нагорных. Никольский храм периодически благоустраивался. Наиболее знаменательным для села и округи в этом отношении стал 1894 год: за счёт пристройки холодной церкви в честь Богоявления Господня значительно расширили помещение тёплого храма, возвели новую колокольню. Спустя пять лет вся церковная территория была обнесена надёжной каменной оградой.
Жители Вятских Полян любили свой собор и заботились о его благоустройстве. В сентябре 1903 года наиболее уважаемые вятскополянские прихожане ходатайствовали перед епархиальным начальством об открытии при храме церковно-приходского попечительства. Год спустя их просьба была удовлетворена. Одной из наиболее щедрых и авторитетных меценатов и благотворителей храма была семья предпринимателей-лесопромышленников Зайцевых. Согласно дошедшим до нас церковным документам, Алексей Иванович Зайцев пять раз избирался на трёхлетний срок церковным старостой Никольского собора и окончил свои дни на шестом. Продолжателем этой должности становится Михаил Алексеевич, заняв эту почётную миссию 5 декабря 1912 года. Исполняя прежде всего отцовскую волю и по собственному желанию, предприниматель помогал приходу благоустраивать Никольский собор, при этом пожертвовал 1060 рублей на различные нужды храма.
Во многих городах и весях дореволюционной России на площадях перед храмами устраивались ярмарки или рынки, где всегда была самая оживлённая торговля. Так и в Вятских Полянах, пока их главный храм оставался действующим, рядом существовала Базарная площадь. В 1920-е годы тут торговали всяческой мелочёвкой, а также керамикой и скобяным товаром, свеже рыбой, выловлённой в вятских водах, конопляным и льняным маслом, изделиями домашнего обихода. Только на тринадцатый год торжества своей власти большевики сумели "дожать" приход и закрыть расскадник "опиума для народа": в 1930 году двери Никольского собора однажды оказались запертыми и более полувека не открывались для богослужений и прихожан. Зато очень скоро началась переделка здания церкви: здесь планировалось разместить клуб, а впоследствии и кинотеатр. В связи с этим требовалось срочно снести все атрибуты, напоминающие о церковном прошлом. Вандалы, облечённые властью, варварски разрушили купол основного объёма храма, а затем пристроили помещение клуба и кинобудку. В здании храма с 1931 года обустроили клуб - так называемый Народный дом имени Карла Либкнехта. Там были немедленно оборудована сцена, зрительный зал, а для артистов отвели помещения, где расположились костюмерная и гримёрка. Дальше - больше!
В 1935 году в здании храма появился кинотеатр "Прогресс", и теперь вместо икон и молитв жители Вятских Полян смотрели здесь только что вышедшие звуковые советские фильмы "Чапаев", "Петербургская ночь", "Гроза", "Юность Максима". В довершие ко всему на бывшем церковном дворе была устроена танцевальная площадка. И бывший храм окончательно превратился в очаг пролетарской культуры. На фасадах церкви сразу же повесили "иконы" победившего пролетариата - портреты коммунистических вождей. Всё меньше это место напоминало о Боге, став территорией развлечений и веселья воинствующих безбожников. А колокольню, прежде чем разрушить, приспособили под специальную вышку для тренировочных прыжков с парашютом. Когда же настал 1938 год, село получило поселковый статус, а в мае 1942-го Вятские Поляны впервые в своей истории стали городом. Повышение статуса было во многом связано с переездом сюда важного оружейного завода: с апреля 1940 года головным предприятием по производству автоматов Шпагина ППШ был назначен завод №367 в Загорске, и уже осенью 1941-го его эвакуировали в Вятские Поляны. Большая часть бывших прихожан Никольской церкви трудилась с другими горожанами на местном машиностроительном заводе, быстро ставшим градообразующим предприятием Вятских Полян. В храме же периодически размещали то гараж, то архив, поскольку кинотеатр "Прогресс" в 1973 году был закрыт. Причиной тому стало весьма печальное обстоятельство - аварийное состояние, до которого довели Божий дом. В итоге к началу 1980-х годов здание было окончательно заброшено, никто в городе за ним не присматривал, оно густо заросло бурьяном и стремительно разрушалось.
Когда в стране подули ветры перемен и началась политика государственной перестройки, двадцать активистов Вятскополянской религиозной общины обратились в исполком, а затем и в Верховный Совет страны с заявлением о регистрации их общины. После долгих проволочек и приезда из Москвы специального представителя Совета по делам религий при Совмине СССР власти постановили зарегистрировать религиозное общество РПЦ в городе Вятские Поляны Кировской области, а исполкому Кировского областного Совета народных депутатов поручили в два месяца решить вопрос с молитвенным помещением для общины. 27 октября 1987 года она была официально зарегистрирована. Поначалу верующим предложили здание старой сберкассы либо покупку дома, но прихожане были твёрдо настроены на реставрацию Никольского храма, и уже 25 декабря 1987 года провели прямо на улице первое богослужение. В следующем году они уже самоотверженно ремонтировали его на собственные средства под руководством настоятеля протоиерея Алексея Сухих. Впоследствии был сделан капитальный ремонт здания, и 20 января 1988 года указом архиепископа Хрисанфа (Чепиля) Никольский храм получил статус собора.
Из журнала: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №386, ООО "Де Агостини", 2020