ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Хорошево. Вознесенский женский монастырь. Церковь Вознесения Господня.

Свято-Вознесенский храм


Хорошево. Вознесенский женский монастырь. Церковь Вознесения Господня
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Вознесения Господня
Архитектурный стиль:Украинское барокко
Год постройки:Между 1754 и 1759.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
62466, Харьковская обл., пгт Хорошево

Координаты: 49.860703, 36.215506 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.






Вознесенский женский монастырь. Церковь Вознесения Господня, Фото Стефана Андреевича Таранущенко, 1914 г.<br>, Хорошево, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Фото Стефана Андреевича Таранущенко, 1914 г.
Елена Григорьева
1 июня 1914
Вознесенский женский монастырь. Церковь Вознесения Господня, Частная коллекция. Фото 1910-х годов<br>, Хорошево, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Частная коллекция. Фото 1910-х годов
Михаил Мещанинов
8 апреля 1911
Вознесенский женский монастырь. Церковь Вознесения Господня, Частная коллекция. Фото 1910-х годов<br>, Хорошево, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Частная коллекция. Фото 1910-х годов
Михаил Мещанинов
8 апреля 1911
Вознесенский женский монастырь. Церковь Вознесения Господня, Частная коллекция. Фото 1910-х годов<br>, Хорошево, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Частная коллекция. Фото 1910-х годов
Михаил Мещанинов
8 апреля 1911
Вознесенский женский монастырь. Церковь Вознесения Господня, Старинное изображение<br>, Хорошево, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Старинное изображение
Елена Григорьева
Вознесенский женский монастырь. Церковь Вознесения Господня, Реконструкция А. Парийского, источник: otkudarodom.ua/ru/horoshevskiy-devichiy<br>, Хорошево, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Реконструкция А. Парийского, источник: otkudarodom.ua/ru/horoshevskiy-devichiy
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 ноября 2016

О существовавшей ранее церкви

Воскресенская церковь построена в 1776 г. старанием прихожан, деревянная, однопрестольная. От Харькова в 15 верстах. Земли 33 дес. Прихожан муж. пола 614 душ, жен. пола 647 душ. Капитала причтового 3050 руб.

Причта по штату положено: священник и псаломщик. Жалование священнику 294 руб., псаломщику 98 руб. Помещение для священника и псаломщика – общественные. Имеется церковно-приходская школа, приходского попечительства нет.

Священник Григорий Крыжановский, на настоящем месте с 1899 г., состоит законоучителем местной школы. Псаломщик Константин Попов, на настоящем месте с 1901 г. Церковный староста крестьянин Гавриил Коц с 1901 г.

«Справочная книга Харьковской епархии», составил Секретарь Харьковской Духовной Консистории Иван Самойлович. Литография И.М. Варшавчика Николаевская ул. дом №3, 1904 г.


Сергей Ковров   6 января 2018

Хорошевский монастырь был сооружен харьковскими казаками на древнем Хорошевском городище около 1655 г. Вскоре после заселения на горе была построена Архангело-Михайловская церковь, а в 1664 г. по челобитной черкас было повелено устроить у той церкви монастырь. Земли для него отвели по р. Уды. В конце XVII ст. был построен и первый деревянный Вознесенский храм. После пожара 1744 г. храм был построен заново каменным и стал соборным. Деньги на него выделила монахиня Ефросинья, бывшая прежде вдовой Волчанского сотника. А строился собор в 1754-59 гг. тщанием игуменьи Марии Квиткиной-Гамалеевой.

Церковь стала первой крупной каменной постройкой на Слободской Украине, возведенной после периода почти тридцатилетнего упадка в каменном строительстве, вызванного экономическими причинами – запретом экспортной торговли для малороссийских купцов, строительством Старо-украинской оборонительной линии, введением повинности по зимнему расквартированию Российских регулярных частей, тяжким бременем легшей на население края. Не случайным поэтому явилось обращение к более древнему и почитаемому образцу – Покровской церкви в Харькове (на это прямо указано в строительном задании, выданном настоятельнице монастыря благочинным).

Сравнивая планы двух храмов, мы видим, что мастера подошли к поставленной задаче творчески. Они увеличили на простую сажень (152,7 см) длину и ширину центрального объема. Глубина бабинца осталась примерно такой же, как на Покровском храме (1,74×3) - 5,22 м. Глубина алтаря составила 4 простых сажени (около 6 м). Стены храма были достаточно массивными, 1,4-1,45 м толщиной, как и конструкции центральной башни. Видимо, квалификация каменщиков была несколько ниже или отсутствовали средства на устройство в стенах металлических поясов жесткости. Кладка велась из кирпича «старого» формата 30×15×7,5-8 или 31×16×8 см, производившегося на месте. Массивные стены позволили устроить внутристенную лестницу на хоры, о наличии которой свидетельствуют косвенные данные – отсутствие нижнего откоса в южном окне бабинца. Другой проход, также видимо внутристенный, выводил из алтаря храма в подземные помещения, очевидно, оставшиеся от предшествовавшей деревянной постройки. В них инокини перед закрытием монастыря в 1920-е годы успели спрятать останки игуменьи – строительницы храма, найденные и расхищенные при его окончательном разрушении в 1978 г.

Вознесенская церковь, как и многие другие памятники народного зодчества, возводилась без проектных чертежей. При ее постройке зодчий лишь сделал набросок-схему ее плана и продольного разреза. При этом он пользовался простыми приемами, характерными для деревянной архитектуры. Отметим некоторые из них.

Высота первого яруса внутреннего объема до начала верхов была равна 11,5 м – внутренняя ширина центрального нефа (соответствует той же высоте в Покровском храме). Такова же высота центрального верха до зенита купола, общая же его высота видимо составляла 11,5×3=34,5 м (37 м с крестом). Внутренняя высота боковых верхов составляла половину диагоналей прямоугольника со сторонами 9,5×11,5 м – соответственно внутренняя длина и ширина центрального объема. Такой же, видимо, была и высота их деревянных завершений. Внутренняя длина первого восьмерика центрального верха составляла половину полной ширины центрального объема (вместе со стенами). Его наружная высота вместе с кровлей – половину полной длины центрального объема. Внутренняя длина верхнего восьмерика центрального верха, равная его наружной высоте, составляла половину внутренней ширины нижележащего. Его внутренняя ширина составляет 1/3 полной ширины центрального объема и т.д.

Наружный декор Вознесенского храма был очень близок Покровскому в Харькове, но более сдержан. Все объемы завершались зубчатыми карнизами, а их углы подчеркнуты висячими полуколонками. Нижний восьмерик центрального верха был декорирован пучками полуколонн, разделенных треугольными гуртами. Наличники первого яруса были оформлены наиболее богато и, видимо, имели пятилопастые завершения. Остальные завершались треугольными фронтончиками. Некоторые проемы верхних ярусов вообще не имели наличников. Интерьер, как отмечалось ранее, носил черты, сближавшие его с Николаевским храмом в Глухове. Свет от высоко расположенных (6 м от пола) проемов не доходил в нижние части храма и там царил легкий сумрак. Верха, напротив, были ярко освещены светом из многочисленных проемов. Границы между светом и тенью мягко терялись. Алтарь выделялся среди других частей здания большей освещенностью. Его окна в первом ярусе были расположены ниже, световой проем «верха» был вытянут в восточном направлении так, чтобы направленный пучок света во время заутренней службы падал на престол. На границе центрального помещения и бабинца располагались деревянные хоры, выходя к востоку балконом – эмпорой. Находясь на большей высоте, около 4,5 м, они, как и некоторых памятниках Лиманской школы деревянной архитектуры, не расчленяли единого интера. Как и в деревянных храмах, росписями были украшены первоначально только «верха», отделенные от нижнего объема карнизом. Отдельные фигуры, написанные на фоне белых стен, и плафоны в куполе воспринимались легко, силуетно. Основным художественным акцентом интерьера был резной золоченный иконостас.

За время своего существования храм подвергался многочисленным перестройкам. Так, видимо еще в 80-е годы XVIII ст. были растесаны световые проемы первого яруса. Взамен кирпичного декора они были оформлены лепными наличниками с парными скульптурными изображениями херувимов в тимпане. Остальной декор тогда, видимо, не был поврежден.

В 1835-1837 гг. при игуменьи Анатолии Веревкиной церковь была расширена и стала пятиверховой. Граненые объемы с двухъярусными верхами были построены с севера и юга, а прямоугольный притвор с запада. При этом первоначальный декор нижнего яруса был полностью уничтожен, пилястры срублены, зубчатые карнизы выровнены штукатуркой. Толстый штукатурный намет скрыл кирпичные детали завершений. Уровень полов в интерьере был поднят на 70 см, первоначальные хоры сломаны. Были искажены очертания кровель – их мягкие барочные силуэты были заменены прямоскатными. В таком виде храм представлен на рисунке С. Таранущенко конца 1920-х гг. В 1856 г. был вновь устроен деревянный иконостас (орехового дерева) с живописными иконами, резьбой и позолотой.

Архангело-Михайловская церковь, сгоревшая в 1744 г., заново была построена в 1785 г. стараниями игуменьи Тавифы Розалион-Сошальской. В 1839 г. к ней был пристроен придел с колокольней за деньги Харьковского купца 1-й гильдии Дмитрия Даниловича Ковалева. В 1857-58 гг. к ней же с северной и южной сторон были пристроены ещё два придела.

http://otkudarodom.ua/ru/horoshevskiy-devichiy



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.