ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Закрыть
Вход

У меня есть логин и пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль


Подгорье. Церковь Воскресения Христова.


Церковь. Не действует.  
Престолы:Воскресения Христова
Год постройки:1763.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Новгородская обл., Батецкий р-н, Подгорье, кладбище

Координаты:58.509783, 30.234167
Проезд:А/д Луга - Медведь


Добавить фотографию
Церковь Воскресения Христова - Подгорье - Батецкий район - Новгородская область
Савелий Царев
31 марта 2017
Церковь Воскресения Христова - Подгорье - Батецкий район - Новгородская область
Матвеев Владимир
15 сентября 2014
Церковь Воскресения Христова - Подгорье - Батецкий район - Новгородская область
Вид с шоссе
Наталия
1 мая 2008
Церковь Воскресения Христова - Подгорье - Батецкий район - Новгородская область
Наталия
1 мая 2008
Церковь Воскресения Христова - Подгорье - Батецкий район - Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
15 января 2008
Церковь Воскресения Христова - Подгорье - Батецкий район - Новгородская область
Вид на сохранившуюся главку
Наталия
1 мая 2008
Церковь Воскресения Христова - Подгорье - Батецкий район - Новгородская область
Наталия
1 мая 2008
Церковь Воскресения Христова - Подгорье - Батецкий район - Новгородская область
Центральный свод
Наталия
1 мая 2008
Церковь Воскресения Христова - Подгорье - Батецкий район - Новгородская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
29 декабря 1941
Церковь Воскресения Христова - Подгорье - Батецкий район - Новгородская область
Известия ИАК 1914 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1914
Церковь Воскресения Христова - Подгорье - Батецкий район - Новгородская область
Фото с сайта http://novved.ru/obshchestvo/4927-na-peredolskom-pogoste.html
Андрей Агафонов
1 января 1900




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Людмила,  13 марта 2008

В настоящее время в деревне Подгорье стоит полуразвалившаяся церковь. Церковь Передольского погоста впервые упоминается в 1500 году в писцовой книге Вотской пятины: «А церковь погостьская за Лугою в шелонской пятине». По названию погоста – Никольский Передольский – можно предполагать, что погостская церковь была посвящена Св. Николе Чудотворцу. Церковь, вероятно, была деревянной. Около середины XVI века Церковь Николая Чудотворца перестраивается в камне. В писцовой книге Шелонской пятины 1581 – 1582 гг.уже значится «церковь камена Никола Чудотворец». Тогда же упоминается и церковь «древенна Благовещенья Пречистые». К середине XVI века можно отнести и возникновение женского Покровского монастыря. В писцовой книге Шелонской пятины 1581 – 1582 гг. есть его краткое описание. В 1581 году в нем были церковь «древена Покров Святыя Богородицы», 4 кельи /»игуменьи с сестрами»/, «а звон в монастыре было клепало». Клепало – передвижная каменная плита, в которую ударяли, созывая монахинь на службу.

В 1581 году Передольский погост подвергся нападению «литовских людей», разоривших монастырь и обе погостские церкви. В Покровской монастырской церкви был «престол разорен, а свечи и книги поимали литовские люди». Кельи были сожжены. Погостские церкви после нападения прекратили свое существование. После смутного времени монастырь возродился. В 1628 году в нем упоминается новая церковь Покрова /деревянная/. В 1764 году монастырь был упразднен, а церковь Покрова обращена в приходскую. Она сгорела в 1823 году. В конце XVII века в Передольском погосте была построена каменная церковь Воскресения.

Хотя в «Памятной книжке по С-Пб епархии» указано, что эта церковь сооружена в 1763 году «тщанием» помещика Бориса Лекарева, есть основания полагать, что это ошибка. Воскресенской церкви присущи многие признаки архитектуры конца XVII века. Таково же мнение архитектора А.П. Аплаксина, обследовавшего церковь в 1910 году. Сама церковь была сложена из плитняка. С запада к ней примыкала восьмигранная колокольня. С трех сторон церковь была окружена галереями. Крыша была 4-хскатной. Над зданием высилось 5 глав. В XVIII веке из кирпича был сооружен третий ярус колокольни. Скорее всего, он был достроен Борисом Лекаревым в 1763 году. В начале XIX века вокруг церкви была сооружена каменная ограда с двумя часовнями, просуществовавшими до 1930-х гг.

В 1890-х гг. для Воскресенской церкви был куплен колокол весом 100 пудов (!). Его повесили на верхний ярус колокольни. Однако колокольня оказалась слабой для такого колокола. Она наклонилась, и на сводах церкви появились трещины. Видя это, местные священники написали в Св. Синод прошение о разрешении разобрать колокольню и возвести ее заново в прежних формах, но Императорская Археологическая Комиссия стала настаивать на реставрации колокольни. По материалам Н.И.Платоновой, доктора исторических наук, руководителя археологической экспедиции по Передольскому погосту.


Статью добавил(а): Анонимный участник,  19 апреля 2009

Воскресенская церковь в Передольском погосте

Передольский погост находится в 168 верстах от Петербурга и в 35 от Луги, в 11 от границы Новгородского уезда. В старину он назывался Передолье; ныне у крестьян — Передольско. Он лежит на левом крутом берегу реки Луги и на большой дороге из Гдова в Новгород. Церковь существует здесь с 1763 года, что показывают и клировые ведомости, и слова на антиминсе, который священнодеиствован в 1763 году, Новгородским митрополитом Димитрием. Нынешний каменный храм построен помещиком Борисом Алексеевичем Лихаревым. Прежний храм был также каменный; по сохранившемуся фундаменту он был гораздо обширнее нынешнего и был однопрестольным, может быть, во имя св. Николая, так как и доныне здешний погост часто называется Никольским. Кроме нынешнего каменного храма, здесь были еще два храма деревянные, сгоревшие 1-го Января 1823 года. От одного из них, во имя Покрова, не сохранилось ничего; от другого, построенного помещиком Семиковым и предположенного в честь Знамения Божией Матери, сохранился иконостас. Храмы стояли на высокой насыпи над рекою Лугой, на площади, в четверть десятины, называемой "Городком".

О Покровской церкви говорят, что она была построена на месте разоренного Литвою женского монастыря и что нынешний сад помещика Савицкого был под монастырскими кельями. По другому преданию, в Передольске был мужской Воскресенский монастырь. Предание о монастырях подтверждается отчасти тем, что здесь, иногда, находят предметы монашеского быта, напр. крестики от парамандов и дощечки с орудиями страданий Христовых. Храм Передольского погоста посвящен Воскресению Христову, приделы его - Знамению Божией Матери и св. Николаю. Антиминсы главного и Никольского престола освящены Агафангеллом, епископом Ревельским, в 1859 году, в Знаменском приделе - епископом Никанором в 1827 г., марта 26-го дня; после пожаров храм переделывали; между прочим, сделана каменная колокольня, в два яруса, о 16 окнах, Сначала храм был двухпрестольный; главный алтарь был холодный; левый придел Николая - теплый. В 1828 г. помещик Семиков пристроил правый придел Знамения Божией Матери и поставил в нем сохранившийся от пожара иконостас. При этом Никольский придел сделан холодным, а Знаменский, как более обширный, теплым.

В 1856-1858 годах храм снова переделан. В трех капитальных стенах между приделами и папертью сделаны арки, храм стал просторнее и светлее, шесть печей сделали храм теплым, Иконостасы, престолы и пол сделаны новые; окна расположены удобнее; прибавлено 4 главы, храм покрыт железом. Каменную работу производил крестьянин Владимирской губернии Максим Жегалев, плотничную - крестьянин Костромской губернии Назар Дианов, иконы писали мастера Михаил Чернышев и Николай Савин. Проекты и сметы на постройку составлял архитектор Александр Савин. Из 5,132 р. 36 к., истраченных на постройку, церковных денег было 4,356 р. 96 к., от доброхотных дателей 573 р. 15 коп., от прихожан 202 р. 25 коп. Кроме Воскресенского храма, на новом кладбище, в полуверсте от главного храма, есть другой каменный, переделанный в 1851 году из часовни, храм во имя Богородицы "Всех Скорбящих радости". Он строен на доброхотные подаяния, по плану архитектора Павлова. Главным жертвователем и распорядителем постройки был учитель С.-Петербургского Никольского сиротского института Александр Соколов...

Причта при церкви, до 1843 г. было: два священника, диакон, два дьячка, два пономаря и просвирня. В 1843 г. пономарь оставлен один. В 1859 г. за отчислением двух селений к Югостицкой церкви и переводом Передольского погоста во 2 класс, уничтожена другая пономарская вакансия; потом причт составляли: священник, диакон, два дьячка и просвирня; в 1877 г. закрыта диаконская вакансия и снова открыта священническая. Из прежних священников известны: Алексей Иванов и Иван Макарьев, служившие до 1784 г., в 1784 г. — Иван Иванов с 1809 года: Никита Онуфриев, Карп Митрофанов, Андрей Ласкин (перешедший в Лугу), Иоанн Григорьев, Афанасий Медведский, Илья Быстров и Иоанн Вороновский. Ныне, кроме Ильи Быстрова, служит священником Алексей Тихомиров. До штатов причт содержался на общих основаниях. По преданию, руга уничтожена, в начале нынешнего столетия, старостою помещика Ададурова, из за каких-то пререканий с причтом. С 1831 года причт стал получать 285 р. 74 к. процентов, с капитала в 7Д42 р., положенного в Сохранную казну тайным советником Калининым. Кроме того есть два билета по 100 р., положенные, в 1873 г., вдовою протоиерея Варварою Михайловною Духовскою, и билет во 100 р., положенный в 1876 г. мещанином Иосифом Ивановым. В 1843 г. Передольский причт отнесен к 1 классу, но, за вычетом из казенного жалованья вышеупомянутых 285 р. 74 к., получал 542 р. в год. В 1859 г. причт отнесен ко 2 классу и получает 485 р. 10 к., вместо 670 р. С 1881 года настоятель получает 200 р., помощник его 160 р., псаломщики по 50 р. и просвирня - 20 р.

Всей церковной земли 153 дес. 2,312 1/2 саж., земли пахотной около 34 дес., сенокосной около 30, остальная 89 - под кустарником и мелким дровяным лесом. Из этого количества священники получают по 45 дес., диакон - 30, дьячки - по 15 и просвирня – 4 дес. Пустошь Стечки от церкви отстоит в 3 вер. Дорогуни - в 10 вер. Отдаленность пустошей представляет для причта большие неудобства: нужно нанимать караул, а погост требует рабочих, которым священники платят по 35 р. и до 15 р. на провизию. Соседние здешнему приходу суть: приходы Сабельский и Косицкий (Новгород. уезда), приходы Чупровой Горы, села: Горок, Мелкович, Торошкович; приходы Югостицкий и Хвошенский (Лугск. уезда); из деревень его большая часть находится на левом берегу Луги и сообщение с ними удобно, кроме весенней и осенней распутицы; остальные находятся за Лугою и сообщение с ними часто затрудняется, за отсутствием паромов и лодок. Из деревень значительные суть: Подгорье, Подберезье, Кшева, Брод, Горка, Борки, Волочек и Заполье. Эти деревни расположены по левой стороне Луги. Из находящихся за рекой Лугой более значительные суть: Княжая Гора, Столбец, Редбуж, Волок и Волочек. Остальные деревни: Ручьи, Россохи, Невежицы, Новая деревня, Щепино, Гадовичи, Денисово, Черновичи, Сельцо, Удрыни и Голешино. Все эти деревни издавна принадлежат к Передольскому погосту. До 1823 г., когда здесь была еще Покровская церковь, приход делился на 2 части, Одна часть, под именем Никольского прихода, принадлежала к каменной церкви: другая часть к деревянной, во имя Покрова, сгоревшей в 1823 году. Это деление прихода, с двумя названиями, сохранилось и доселе. Из деревень, некогда принадлежавших к Передольскому погосту, составились по преданию приходы Торошкович-Тырковых Синявивых. С другой стороны часть деревень перешла и к приходу села Мелкович. Остатки такого распределения сохранились до ныне. Так деревня Заупора, прихода Торошкович-Тырковых, находящаяся среди Передольского прихода, отстоит от своей церкви в 7 верстах, а от Передольской всего в одной версте.

Всех прихожан по клир. ведомостям 1883 г. м. пола 1,434, жен. 1,584. Кроме множества пустошей, здесь есть одно небольшое Глухое озеро, при деревнях Россохи и Борки. Кроме р. Луги, есть три речки: Киба, Килька и Заупорка. Почтовых дорог нет, а проходит одна старая большая дорога из Луги в Новгород и Старую Русу. Она передана обывателям и правильной почтовой езды на ней не имеется. Кроме хлебопашества прихожане занимаются в Петербурге работами и извозом; жители Подгорья, Брода и Горок занимаются шерстобойством; многие торгуют скотом, домашней птицей и овсом, скупая его в соседних уездах Новгородской и Псковской губернии. Грамотных в приходе не больше одной трети. Прежде были школы: в Заполье, Лежне, Волочке, Столбце, Кшеве, Ручьях и на погосте в церковной сторожке. Они были открыты священниками Ильею Быстровым и Иоанном Вороновским. В зимние месяцы училось в них до 140 человек; летом ученье прекращалось. Учили в школах за условную плату отставные солдаты, крестьяне и мещане, избираемые сельскими обществами. Плата за 6 учебных месяцев возвышалась от 8 до 25 рублей. Школа и учитель содержались крестьянами, по очереди. В учебниках ее было ни строгого выбора, ни системы. Уставы церкви прихожане соблюдают исправно.

В праздники церковь всегда бывает полна, но по отдаленности от приходской церкви многие посещают церкви чужих приходов. Так крестьяне деревни Волочка (до 500 душ обоего пола) посещают церковь Косицкого погоста (Новгород. уезда); крестьяне деревни Новой ходят в Мелковичи; из деревни Ручьев в Торошковичи-Тырковы. Сельские праздники суть следующие: в Горке - Пантелеймону, с 1848 г. в память холеры; в Кшеве - Варлааму Хутынскому, в память пожара; в Редбуже - Смоленской Божией Матери, в память холеры; в Волочке - то же, в память морового поветрия на рогатый скот; в Княжей Горе в день "Всех Святых", в память пожара и в день Преображения, в память холеры 1848 г.; в Заполе - Успению, в память холеры 1853 года. Кроме того в каждом селе есть так называемые "Годовые" праздники, издавна установленные. Сельские праздники празднуются крестным ходом, молебном, окроплением скота св. водою. Они празднуются один день и не сопровождаются ни весельем, ни угощением. В "годовые" праздники бывает трехдневное веселие и обильное угощение, особенно водкой; молебны служатся в каждом доме. За молебен причту платится 15 копеек и хлеб. В свадебных обычаях есть следующие особенности: когда свадебный поезд едет в церковь, то перед женихом дружки едут парами, по две, а иногда по три пары и низко кланяются каждому встречному. Платок или по здешнему "фата", которым покрыта невеста, украшается, между прочим, вышитым крестиком, для предупреждения порчи; для той же цели иногда опоясывают невесту рыболовными сетями, или втыкают в платье ее иглы и булавки. На дороге от венца встречников угощают; ребятам бросают калачи и пряники; иногда по деревням зажигается на дороге солома, чрез которую поезд должен переехать. В приходе находятся следующие деревянные часовни: в Волочке, на старом кладбище (Деденевом) — в честь Флора и Лавра и св. Николая Чудотворца — в Борках и Россохах, каменные во имя Рождества Богородицы, как будто бы остаток церковного притвора; в Броду — Тихвинской Божией Матери; в Ручьях — Параскевы, в Княжей Горе — Смоленской Божией Матери; в Столбце — Св. Троицы, на старом кладбище, и еще во имя Иоанна Предтечи, над колодцем. Предтеча в часовне изображен крылатый и с сосудом в руках; в сосуде - Предвечный младенец.

http://www.countrysite.spb.ru/ISS/Luga2.htm

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.