ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Бондюг. Церковь Воздвижения Креста Господня.

Крестовоздвиженская церковь


Бондюг. Церковь Воздвижения Креста Господня
Церковь. Не действует.  
Престолы:Воздвижения Креста Господня
Архитектурные стили:Эклектика, Русско-византийский стиль
Год постройки:Между 1846 и 1853.
Адрес:
Пермский край, Чердынский район, с. Бондюг

Координаты: 60.484799, 55.931311
Проезд:от г.Чердынь 34 км



Сортировка:

Церковь Воздвижения Креста Господня, Проходя по Каме на байдарке сделал этот снимок с воды<br>, Бондюг, Чердынский район, Пермский край
Проходя по Каме на байдарке сделал этот снимок с воды
Георгий Бибиков
29 сентября 2015
Церковь Воздвижения Креста Господня, На ближнем плане - Поклонный крест, освященный в 2007 г., установлен взамен исторического, хранящегося в Музее истории веры (Успенская церковь г.Чердынь). См. также статью.<br>, Бондюг, Чердынский район, Пермский край
На ближнем плане - Поклонный крест, освященный в 2007 г., установлен взамен исторического, хранящегося в Музее истории веры (Успенская церковь г.Чердынь). См. также статью.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 марта 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня, вид с юго-востока<br>, Бондюг, Чердынский район, Пермский край
вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 марта 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Бондюг, Чердынский район, Пермский край
Александр
26 июня 2007
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Бондюг, Чердынский район, Пермский край
oldboy
17 июня 2022
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Бондюг, Чердынский район, Пермский край
А.Токарев
16 июля 2013
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Бондюг, Чердынский район, Пермский край
А.Токарев
16 июля 2013
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Бондюг, Чердынский район, Пермский край
А.Токарев
16 июля 2013
Церковь Воздвижения Креста Господня, вид с юго-востока<br>, Бондюг, Чердынский район, Пермский край
вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 марта 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня, вид с северо-запада<br>, Бондюг, Чердынский район, Пермский край
вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 марта 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня, южный фасад<br>, Бондюг, Чердынский район, Пермский край
южный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 марта 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня, вид с северо-востока<br>, Бондюг, Чердынский район, Пермский край
вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 марта 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Бондюг, Чердынский район, Пермский край
Александр
26 июня 2007
Церковь Воздвижения Креста Господня, западные врата ограды<br>, Бондюг, Чердынский район, Пермский край
западные врата ограды
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 марта 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня, трапезная<br>, Бондюг, Чердынский район, Пермский край
трапезная
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 марта 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня, солея и алтарь<br>, Бондюг, Чердынский район, Пермский край
солея и алтарь
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 марта 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня, главный объем<br>, Бондюг, Чердынский район, Пермский край
главный объем
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 марта 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня, южный престол<br>, Бондюг, Чердынский район, Пермский край
южный престол
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 марта 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня, трапезная, вид с запада<br>, Бондюг, Чердынский район, Пермский край
трапезная, вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 марта 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня, в колокольне<br>, Бондюг, Чердынский район, Пермский край
в колокольне
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 марта 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня, своды нижнего яруса колокольни<br>, Бондюг, Чердынский район, Пермский край
своды нижнего яруса колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 марта 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня, южный престол, вид с запада<br>, Бондюг, Чердынский район, Пермский край
южный престол, вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 марта 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня, остатки распятия в верхней части иконостаса<br>, Бондюг, Чердынский район, Пермский край
остатки распятия в верхней части иконостаса
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 марта 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Бондюг, Чердынский район, Пермский край
А.Токарев
16 июля 2013
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Бондюг, Чердынский район, Пермский край
А.Токарев
16 июля 2013
Церковь Воздвижения Креста Господня, Крест на месте высадки Стефана Великопермского.<br>, Бондюг, Чердынский район, Пермский край
Крест на месте высадки Стефана Великопермского.
Александр
3 января 2009
Церковь Воздвижения Креста Господня, Государственный архив Пермского края<br>, Бондюг, Чердынский район, Пермский край
Государственный архив Пермского края
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Антипин
1 июня 1965
Церковь Воздвижения Креста Господня, Фото 1962 года из фондов Пермского краеведческого музея<br>, Бондюг, Чердынский район, Пермский край
Фото 1962 года из фондов Пермского краеведческого музея
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Сергей и Маша Поповы
 
Сергей и Маша ПоповыАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  26 января 2008

Одноэтажный пятиглавый с шатровой колокольней храм, построенный в 1853 году. Церковь состоит из следующих основных объемов: алтаря, трапезной с приделом внутри нее, притвором с колокольней над ним и двумя поздними (конец XIX в.) пристройками с южной и северной сторон. Росписи и штукатурку можно отнести к концу XIX века. Основным акцентирующим моментом в оформлении южного и северного фасадов верхнего яруса является аркатурный пояс плоского рельефа, выложенный в стене. Центральная часть снаружи крыта восьмигранным железным куполом, над которым возвышается граненая глава луковичной формы с железным восьмиконечным крестом. Вокруг церкви сохранилась ограда с каменными столбами и железными решетками. Ограда, возможно, более позднего происхождения, чем сама церковь.

www.perm1.ru/


uchazdneg
 
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  17 мая 2011

По информации сайта prm.ru, "Крест был поставлен жителями Бондюга в память о чуде, которое в этом месте по преданию сотворил на глазах народа Стефан Пермский. Желая продемонстрировать свою божественную силу, он положил на воду камень, встал на него и переплыл реку. Камень, оставшийся лежать на берегу, превратился в объект паломничества, а через некоторое время там же был возведен восьмиметровый лиственничный крест. В 1930-х годах святое место решили прикрыть, но музейные сотрудники успели спрятать крест. Сейчас он хранится в Чердынском Музее истории веры, но уже не в очень хорошем состоянии. Администрация Чердынского района совместно с Центром культурных проектов «Сердце пармы» решили изготовить копию креста и установить в историческом месте".

Здесь мы имеем дело с очевидной легендой. В действительности (судя по Вычегодско-Вымской летописи и жизнеописаниям Святых) ни первокреститель зырян Степан Храп (Св. Стефан Пермский, ок.1340-1396), ни его последователи епископы пермские Исаакий, Герасим и Питирим вообще не были в Великой Перми, проповедуя на территории Малой Перми (по берегам Вычегды, Выми, Сысолы) с кафедрой в Емдыни (совр. Усть-Вымь), лишь иногда (Питирим) добираясь до Печоры и Удоры. На Каму и Колву с проповедью (и топорами, о чем ниже) пришел только епископ Иона в 1462-63 гг.

Новоустановленный крест, кроме того, вряд ли стоит считать копией исторического, хранящегося в Музее истории веры (Успенская церковь г.Чердынь) - в них мало общего. По-своему это символично и отражает неоднозначный, увы, подход к исторической памяти на территории Чердынского района, и не в последнюю очередь в самом с.Бондюг.

Укоренение Православия на пермской земле не было гладким. Иона взялся за дело круто, "с огоньком" - сжигая кумирни и вырубая священные рощи язычников. Это вызывало вполне объяснимое неодобрение и даже активный протест. Покоритель Перми московский воевода Федор Пестрый и вовсе предпочел (уже после смерти Ионы) перенести на целых 60 лет столицу из языческой Чердыни на новое место - в более спокойную Покчу. Поэтому новообращенные уросские (а впоследствии чердынские) князья совместно с преемниками Ионы проводили мудрую политику, изыскивая непростые компромиссы с традиционными верованиями местного населения, дозволяя некоторую переосмысленную языческую атрибутику и даже приспосабливая ее в миссионерских целях. Подобному компромиссу обязано, в частности, абсолютно выдающееся и уникальное в мировом масштабе культурное явление - пермская деревянная церковная скульптура, своеобразное наследие языческих образов-идолов. Церкви - по понятным причинам - продолжали ставить на намоленных языческих местах, но даже спустя столетия память о древних Священных рощах не исчезла - рядом почти с каждой сельской церковью можно видеть почитаемое местное дерево - кедр. Это такая характерная чисто пермская "фишка", визитка - и одновременно важный культурно-исторический феномен в масштабах всей России. Даже местоположение утраченных, сгоревших верхнекамских церквей (Остяцково, Савино) легко устанавливается по сохранившимся рядом кедрам или искусственным рощам. В большинстве чердынских и соликамских сёл и святых урочищ "священные" кедры бережно сохраняются, греют душу и радуют глаз. В Пянтеге рядом с древней Богородицкой церковью в окружении более молодых берез нетронутым стоит высохший кедровый ствол, последний свидетель священной языческой рощи. А настоятель искорской Христорождественской церкви даже вступил в конфликт с органами охраны памятников, покусившимися на слишком, по их мнению, близко стоящий к храму красавец-кедр. Дерево священник отстоял - ценой (по слухам) зарезанной сметы на... восстановительные работы!

И вот последователи Ионы нашлись в Бондюге. Сравните фотографии церкви, сделанные до и после установки муляжа Поклонного креста и его освящения. Вековые деревья вокруг храма безжалостно вырублены. Кому, спрашивается, мешали? Списать вандализм (а как иначе расценить?) на восстановительные работы не получится - поросль на кровле никуда не делась и леса на колокольне по-прежнему в аварийном состоянии. Кроме того, сам храм, по рассказам жителей, вовсе не передан церкви, зато оприходован предприимчивым местным (в актив ему можно отнести относительную чистоту внутри храма, за исключением трапезной и приделов) под... пункт приема стеклотары (сейчас не действует, вроде бы). Мораль? А нету ее, увы...



Комментарии и обсуждение


Страшно смотреть на поруганный храм. Село лишили лица. Будто обрили и раздели  донага. Новый крест является пародией на прежний. Бог судья тем,  кто сотворил такое кощунство. Лучше бы убрали поросль с крыши, запечатали храм.
20 октября 2011.