Своё название это подмосковное село получило не случайно - оно напрямую связано с его первыми хозяевами. Считается, что Образцовым прозывали Василия Фёдоровича Симского, поскольку сей представитель рода Добрынских всегда геройски бился с врагами впереди своей дружины, будучи образцом храбрости для других. Служил он воеводой при великом князе Московском Иване III, и его имя неоднократно фигурирует в летописях, описывающих походы русских войск на Казань и Новгород. Основателем этого славного рода был боярин, сподвижник князя Дмитрия Донского Константин Иванович. Его сын Фёдор унаследовал в окрестностях Москвы село на реке Симяче с немудрящим названием Деревенька. По имени реки его и прозвали Симским. Наследник Фёдора Симского Василий был зажиточным и владел, в частности, тремя одноимёнными сёлами: ещё два Образцова у него были на Клязьме и в южном Подмосковье, на реке Северке. Имения приносили Симскому большие доходы, и в первой половине ХVI века он построил в Образцове, бывшей Деревеньке, первую из сельских церквей, посвящённых Рождеству Богородицы.
Решение возвести деревянный храм пришло к Василию Фёдоровичу после того, как один за другим ушли в мир иной его 16-летний сын и супруга. Всего же в истории этого храма было четыре здания: при Симском, во владении Спасо-Евфимиева монастыря, возобновлённое, возможно после пожара, при этой же обители и нынешний храм, сложенный из камня. После смерти Василия его земли поочерёдно наследовали сын Иван, воевода по прозвищу Хабар, имевший немало "прибытков и поживы", и внук Иван Иванович Хабаров-Добрынский (по названию села Добрынское, что на Владимирщине). По некоторым сведениям, впав в немилость при Иване Грозном, он был казнён около 1569 года, а девять лет спустя при невыясненных обстоятельствах скончался и его сын Фёдор. По другой же версии, Иван Иванович удалился в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, жил и в других обителях, которым жертвовал немалые деньги, а после смерти боярина уже сам царь Иоанн Грозный вносил деньги на помин его души. Образцово со временем стало собственностью Спасо-Евфимиева монастыря. До этого в селе царили беспорядок и запустение, даже его старый храм "Рождество пречистые Богородицы... розвели за пусто" - разобрали из-за ветхости и почти полного отсутствия прихожан. Но свято место пусто не бывает, и монастырское начальство решило вновь отстроить сельскую церковь на прежнем месте, что и было сделано, предположительно, к 1581 году.
В официальных документах новый храм впервые упоминается спустя четыре года. У него теперь имелся новый придел, освящённый во имя Евфимия Великого, однако храм ещё долгие годы оставался "без пения" по причине "малолюдства" и постепенно хирел. Дошло до того, что монастырь даже возобновил эту церковь в 1620-х годах, заново выстроив её к западу от нынешнего местоположения. Приходная книга Патриаршего казённого приказа за 1628 год свидетельствует: "Новоприбылая в 1627 году церковь Рождества Пресвятой Богородицы в вотчине Спасо-Евфимиева монастыря, в селе Образцове, на 1628 год впервые дани взято 6 денег, поставлена церковь внове". К этому времени село Образцово насчитывало один монастырский и один крестьянский двор. Число последних в 1646 году выросло до шести при двух дворах бобыльских; в 1678-м - до десяти, а в 1704-м в селе уже размещался двор боярина Мусина-Пушкина, а также скотный и конюшенный. Следующая страница в истории церкви связана с боярином Иваном Алексеевичем Мусиным-Пушкиным, получившим Образцово по именному указу Петра I в марте 1703 года. Летом 1708-го церкви Рождества Пресвятой Богородицы по благословенной грамоте был прислан антиминс - алтарный плат со вшитой частицей святых мощей для совершения в храме полной литургии. Сын боярина, граф Платон Иванович Мусин-Пушкин в 1733 году подал прошение в Синодальный казённый приказ строить каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Образцове. Составивший этот документ графский служитель Осип Есаулов сообщал: "Вотчина у господина моего имеется в Московском уезде, село Образцово, и в оной вотчине церковь Божия во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя Евфимия Великого чудотворца деревянная, ветха, в той церкви служить невозможно, а ныне господин мой желает, по обещанию своему, в селе Образцове построить церковь Божию каменную с двумя приделами, настоящую церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, первый придел во имя Евфимия Великого, второй придел во имя прп матери нашей Марфы, и чтоб указом повелено было о строении каменной церкви с приделы дать благословенную грамоту". В том же году были получены и разрешение и синодальный указ строить каменный храм.
А в августе 1736-го Мусин-Пушкин известил Синод, что церковь построена, и её северный придел готов к освящению в память преподобной Марфы, благо она считалась небесной покровительницей супруги графа Марфы Фёдоровны. Был прислан из Успенского собора протопоп Никифор Иванов, и придельную церковь освятили. Однако обустройство оставшейся части храма остановилось надолго по причине драматической перемены в судьбе её храмоздателя. В 1740 году хозяин Образцова пал жертвой дворцовых интриг: Платона Мусина-Пушкина арестовали и по приговору, после варварской процедуры урезания языка, посадили в крепость, после чего сослали в монастырь на Соловках, а село Образцово стало государевым, будучи "отписано на высочайшее имя". Об этих данных событиях отчасти напоминает могильный камень, который и ныне находится по правую руку от колокольни и входного портала Рождественского храма. Под ним покоятся свидетели той эпохи, "слуги графов Мусиных-Пушкиных" Иоанн Кулешевский и его жена Анна Панкратьевна. Захоронения датируются 1754 и 1765 годами. Следующим владельцем села с 1743 года был граф Алексей Петрович Бестужев-Рюмин, жизнь и карьера которого также были полны и взлётов, и падений. С 1740 по 1762 год он был российским кабинет-министром, затем осуждён и приговорён к смертной казни, заменённой ссылкой. По возвращении опальный граф стремительно взлетел на должность канцлера, после чего опять угодил под высшую меру наказания, но был отправлен в деревню, чтобы затем взошедшая на трон Екатерина II даровала ему чин генерал-фельдмаршала! Его сын Андрей попал под опекунство "за развратною и неистовою жизнью" и выплачивал отцовские долги. Образцово досталось опекунам, сыновьям его сестры, князьям Алексею и Михаилу Волконским. Алексей Никитич скоро завладел селом единолично, обустроил в храме алтари и два иконостаса, а в 1772 году при нём была наконец-то освящена вся церковь. В числе последующих хозяев села значатся такие неординарные личности, как Екатерина Волконская (1754-1829) и её супруг, граф Мусин-Пушкин. В истории отечественной культуры Алексей Иванович известен как выдающийся коллекционер старинных рукописей и издатель, открывший читателям всего мира уникальный памятник древнерусской словесности "Слово о полку Игореве". После Мусиных-Пушкиных Образцово принадлежало представителям знатных российских фамилий - Рюминых, Бестужевых, Волконских. Далее Образцовым владели различные родственники помещика из купеческого сословия Маркела Демидовича Мещанинова. В 1864 году, его сын Пётр Маркелович окружил храм Рождества Пресвятой Богородицы прочной каменной оградой. А ранее, в 1858-м при этом храме на средства местных фабрикантов Соловьёвых открылось церковноприходское училище. В 1874 году имение приобрели братья Ляпины, Михаил и Николай, герои одного из очерков Владимира Гиляровского из его знаменитой книги "Москва и москвичи".
Накануне судьбоносных перемен в России маленькое село Образцово включало в себя два десятка крестянских дворов, сто жителей которых являлись прихожанами Рождественского храма. Причт был тем более невелик - священник да дьячок. Хозяином Образцова в начале столетия был Николай Петрович Кисель-Загорянский, личность во всех отношениях неординарная. Бывший управляющий братьев Ляпиных, которым, по некоторым сведениям, приходился роднёй, имел дворянский польский герб фамилии Кисель и весьма этим гордился. Как владелец села, Николай Петрович был похоронен у ограды церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Ныне здесь сохранился надгробный памятник в виде большого камня и воздвигнутого рядом массивного гранитного креста. После смерти отставного майора в 1904 году, селом владел его сын Николай Николаевич, дворяне которого в 1912 году избрали его уездным предводителем Богородского уезда, а с началом Первой мировой войны он стал губернатором Рязани. Его братья, Иван и Александр, известны как основатели соседнего дачного посёлка Кисель-Загорянского (Загорянского). Местный владелец суконного и мануфактурного производства, купец Николай Алексеевич Соколов к 1894 году добился пуска в округе железнодорожной ветки Мытищи-Щёлково и открытия остановочной платформы Образцово-Соколовской. Она облегчила как транспортное сообщение со столицей дачного района, так и трансфер паломников и богомольцев в старинный храм Образцова. Также рядом с селом находились усадьба Соколова и его шелкоткацкая фабрика, работники которой посещали местный храм. К 170-летию, в 1906 году предпринята попытка реставрации силами причта, старосты и прихожан церкви села Образцова Богородского уезда. Из сообщения видно, что они "...просят разрешить им окрасить два придельных иконостаса, вызолотить на них те места, где была позолота, иконы в иконостасах отреставрировать, стенную живопись промыть, стены и потолок окрасить и выстлать пол новыми плитками...".
Конечно, в сравнении с большинством других подмосковных храмов судьба Божиего дома в Образцове при советской власти была относительно благополучной. Но - только относительно других. Уже в 1918 году новыми властями было досконально описано всё имущество храма, вплоть до 15 колоколов церковной звонницы. Чтобы как-то остановить готовившееся беззаконие, верующие села официально зарегистрировали общину своей церкви. Но это не помогло: в 1922 году все ценности Рождественского храма были изъяты, причём красные экспроприаторы руководствовались при этом как раз описью от 1918 года - облечённые властью грабители уже изначально работали с дальним прицелом. Поводов для ограбления сельского храма находилось немало. Власти были изобретательны по части организации различных идеологических кампаний. Так, в пору борьбы с колокольным звоном - было и такое! - с Рождественской церкви сняли её самый крупный колокол весом в 150 пудов. На октябрь 1923 года община храма Рождества Пресвятой Богородицы, согласно протоколу общего собрания, насчитывала 60 человек. К тому времени её деятельность уже чётко регламентировалась чиновниками. К примеру, организация и проведение крестного хода к реке Клязьме и последующего молебна 19 июня 1924 года стоила общине 900 рублей. В 1930 году пришлось заново регистрироваться, однако финансовые проверки продолжались вплоть до предвоенной поры. Но скоро настал черёд и самих служителей храма. В 1929 году был в первый раз арестован псаломщик Рождественской церкви Александр Крутицкий. Впоследствии его арестовали вновь, обвинили в антисоветской деятельности и расстреляли на Бутовском полигоне (1938).
В 2000 году Щёлковская земля обрела своего молитвенника и заступника перед Богом: Александр Крутицкий был причислен к лику священномучеников РПЦ. До Великой Отечественной войны на территории Образцова был образован совхоз, и здесь работала сельская школа. Грянула беда, и прихожане Рождество-Богородицкого храма вместе с другими селянами один за другим стали уходить на фронт. Закончилась война, начались трудовые будни. Со временем ценность храма в подмосковном Образцове признали советские власти. В декабре 1974 года согласно постановлению Совета Министров СССР церковь Рождества Пресвятой Богородицы была признана историческим раритетом и получила статус памятника архитектуры федерального значения. В 2016-м году храм в селе Образцово встретил своё 280-летие. Жизнь церкви продолжается, впереди новые благие события, деяния и, конечно же свершения.
Из журнала: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №395, ООО "Де Агостини", 2020