ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Борщево. Церковь Вознесения Господня.

Вознесенская церковь


Борщево. Церковь Вознесения Господня
Церковь. Действует.  
Престолы:Вознесения Господня, Николая Чудотворца, Грузинской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Ампир
Год постройки:Между 1834 и 1841.
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Россия, Московская область, городской округ Клин, с. Борщево

Координаты: 56.49876, 36.85551
Проезд:Из Москвы по Ленинградскому шоссе, в "Борщево" можно проехать через Клин или через Спас-Заулок. 1) В г.Клин направо по дороге на Дмитров (А-108), на дороге А-108 в населённом пункте Заовражье поворот налево в сторону Спас-Заулка, населённый пункт "Борщево" обозначен, церковь будет видна с дороги, 2) В Спас-Заулке поворот направо, после чего всё время прямо до Борщево



Сортировка:

Церковь Вознесения Господня, , Борщево, Клинский городской округ, Московская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
5 сентября 2022
Церковь Вознесения Господня, , Борщево, Клинский городской округ, Московская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
5 сентября 2022
Церковь Вознесения Господня, , Борщево, Клинский городской округ, Московская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
5 сентября 2022
Церковь Вознесения Господня, , Борщево, Клинский городской округ, Московская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
5 сентября 2022
Церковь Вознесения Господня, , Борщево, Клинский городской округ, Московская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
5 сентября 2022
Церковь Вознесения Господня, , Борщево, Клинский городской округ, Московская область
Воронова Мария
14 апреля 2015
Церковь Вознесения Господня, , Борщево, Клинский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
30 ноября 2014
Церковь Вознесения Господня, , Борщево, Клинский городской округ, Московская область
Иван Фадеев
9 августа 2011
Церковь Вознесения Господня, , Борщево, Клинский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
19 января 2010
Церковь Вознесения Господня, , Борщево, Клинский городской округ, Московская область
Татьяна Доронина
19 сентября 2019
Церковь Вознесения Господня, , Борщево, Клинский городской округ, Московская область
Татьяна Доронина
19 сентября 2019
Церковь Вознесения Господня, , Борщево, Клинский городской округ, Московская область
Иван Фадеев
9 августа 2011
Церковь Вознесения Господня, Фронтон южного портика.<br>, Борщево, Клинский городской округ, Московская область
Фронтон южного портика.
Иван Фадеев
9 августа 2011
Церковь Вознесения Господня, , Борщево, Клинский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
19 января 2010
Церковь Вознесения Господня, , Борщево, Клинский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
19 января 2010
Церковь Вознесения Господня, , Борщево, Клинский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
19 января 2010
Церковь Вознесения Господня, , Борщево, Клинский городской округ, Московская область
Владислав Зарецкий
13 декабря 2007
Церковь Вознесения Господня, , Борщево, Клинский городской округ, Московская область
Владислав Зарецкий
13 декабря 2007
Церковь Вознесения Господня, , Борщево, Клинский городской округ, Московская область
Владислав Зарецкий
13 декабря 2007
Церковь Вознесения Господня, , Борщево, Клинский городской округ, Московская область
Илья Гапиенко
25 июня 2006
Церковь Вознесения Господня, , Борщево, Клинский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1998
Церковь Вознесения Господня, , Борщево, Клинский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1989
Церковь Вознесения Господня, , Борщево, Клинский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1989
Церковь Вознесения Господня, , Борщево, Клинский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
20 августа 2012
Церковь Вознесения Господня, , Борщево, Клинский городской округ, Московская область
Владислав Зарецкий
13 декабря 2007
Церковь Вознесения Господня, , Борщево, Клинский городской округ, Московская область
Владислав Зарецкий
13 декабря 2007
Церковь Вознесения Господня, , Борщево, Клинский городской округ, Московская область
Владислав Зарецкий
13 декабря 2007
Церковь Вознесения Господня, , Борщево, Клинский городской округ, Московская область
Владислав Зарецкий
13 декабря 2007
Церковь Вознесения Господня, , Борщево, Клинский городской округ, Московская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
5 сентября 2022
Церковь Вознесения Господня, , Борщево, Клинский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
30 ноября 2014
Церковь Вознесения Господня, , Борщево, Клинский городской округ, Московская область
Владислав Зарецкий
13 декабря 2007
Церковь Вознесения Господня, фотоснимок из Учётной карточки Архива Московской областного отдела ВООПИК<br>, Борщево, Клинский городской округ, Московская область
фотоснимок из Учётной карточки Архива Московской областного отдела ВООПИК
Алексей Кротов
11 мая 1969
Церковь Вознесения Господня, фотоснимок из Учётной карточки Архива Московской областного отдела ВООПИК<br>, Борщево, Клинский городской округ, Московская область
фотоснимок из Учётной карточки Архива Московской областного отдела ВООПИК
Алексей Кротов
11 мая 1969
Церковь Вознесения Господня, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Борщево, Клинский городской округ, Московская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
1 декабря 1941



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Владислав Зарецкий  13 декабря 2007

Село Борщево в 17-19 веках было довольно крупным центром одноименной волости, объединявшей несколько деревень. Церковь Вознесения Господня была построена в 1834-1840 годы на средства прихожан на месте старой деревянной церкви, упоминавшейся еще в документах 17 века. Выстроенная по принципу трехчастно-осевой композиции церковь в стиле ампир состоит из основного кубического объема с купольной ротондой и одной апсидой, невысокой трапезной и трехъярусной колокольни. Центральная кубическая часть с одним ярусом окон заканчивается высокой световой ротондой с одной главкой; по углам куба поставлены маленькие главки на глухих барабанах. По бокам пристроены портики дорического ордера, увенчанные фронтонами, придающие зданию, вкупе с ротондой и высокой колокольней, величественность и монументальность, к которым стремились постройки в стиле ампир. Декор стен прост: фасады трапезной и апсиды рустованы, окна и стены колокольни украшены лепниной. Ярусы колокольни отделаны по-разному: нижний - дорическими портиками, второй - ионическими колоннами, третий – коринфскими.

Церковь интересна сохранившимся в ней иконостасом 1840-х годов, в редком для Подмосковья стиле петровского барокко. Иконостас трехъярусный, с пятью рядами икон. Иконостасы боковых приделов в трапезной - более поздние, конца 19 века. В трапезной приделы Грузинской Богоматери и Никольский. Храм не закрывался.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  31 января 2024

Храм в селе Борщево городского округа Клин за свою почти двухсотлетнюю историю никогда не закрывался. Это единственный действующий старинный храм в Московской области, в котором есть придел в честь Грузинской иконы Божией Матери. Оригинал и почитаемые списки православной святыни прославились чудесами в Красногорской обители Архангельской области, а также в Москве в Троицкой церкви в Никитниках и бывшем Алексеевском монастыре. Пограничное положение на севере Подмосковья определило историческую связь села с Тверью. В прошлом Борщево относилось к Тверской епархии, а с конца XVI века и до 1764 года являлось вотчиной Тверского архиепископа.

Село Борщево в старину именовалось также Арбеневым. Оба названия произошли, вероятно, от фамилий изначальных землевладельцев – Арбеневых и Борщевых. По данным краеведа Д.А. Рубцова, основателем последней фамилии был живший в конце XV столетия Василий Иванович Борщ. У села было также и третье название – Вознесенское, по существовавшей здесь издавна деревянной, а с первой половины XIXвека каменной церкви Вознесения Господня. Не позднее 1580 года село перешло от помещиков Арбеневых во владение архиепископу Тверскому. С тех пор на протяжении почти двухсот лет история Борщева была связана с владыками Тверской епархии. В документах XVI- XVII веков, касающихся села Борщева и его церкви, встречаются имена трех епископов Тверских: Симеона, Сергия и Варлаама.

Об архиепископах Симеоне и Сергии сведения достаточно скупы. Преосвященный Симеон стал архиепископом тверским в 1676 году, а до этого был архимандритом Юрьева монастыря в Новгороде. В 1681 году он, вероятно, скончался, приняв схиму с именем Симон. Владыка Сергий был архимандритом Борисоглебской обители в Торжке. В 1682 году московский патриарх Иоаким возвел его в сан епископа Тверского и Кашинского. Преосвященный Сергий перестроил на собственные средства Спасо-Преображенский собор в Твери, который, увы, был снесен в 1930-е годы. Сергий умер в 1704 году, находясь на покое в тверском Отроч Успенском монастыре.

Значительно больше известно о третьем упоминавшемся в документах иерархе – епископе Варлааме Коссовском. Он вошел в историю как первый архиерей, скончавшийся после учреждения Синода Петром I, а также как первый православный иерарх «переступивший Ангару»: в 1707 году он был назначен управлять приходами в отдаленных сибирских землях в Иркутске и Нерчинске. Варлаам родился в Киеве в купеческой семье. Учился будущий тверской епископ в Киево-Могилянской коллегии (академии) и, возможно, в европейских иезуитских школах, поскольку знал греческий, польский и латинский языки. Архимандрит, а затем епископ и митрополит Варлаам был в числе многих украинских священнослужителей, которые заняли ведущие церковные должности в России после присоединения Украины в 1654 году, и особенно – в царствование Петра I. Царь-реформатор считал киевских схоластиков по-европейски просвещенными и ценил выше «московских невежд» при назначении на кафедры и в монастыри.

Стоит только сказать, что в XVIII веке, начиная с Петра, среди епископата в российских епархиях насчитывалось почти 100 архиереев-украинцев. Варлаам Коссовский прибыл в Россию в 1702 году вместе со своим земляком Филофеем Лещинским, назначенным митрополитом Сибирским. Сначала Варлаам стал архимандритом в Тобольске, а в 1707 году митрополит Филофей добился в Москве назначения Варлаама своим викарием в Иркутске, который тогда не имел собственной епархии. Итогом недолгого управления Варлаамом приходами в Забайкалье, стало рукоположение им священников из местных жителей, освящение Тихвинской церкви в Иркутске и благословение на постройку первого в городе каменного храма. Самовольно вернувшись в Москву, благодаря покровительству Стефана Яворского, Варлаам в 1714 году был назначен на богатую Тверскую кафедру. В 1720 году незадолго до кончины Варлаам был переведен в Смоленск и принял титул митрополита. Примерно треть населенных пунктов Клинского уезда, согласно документам XVII века, являлась монастырскими вотчинами и владениями Тверского Архиерейского Дома. В 1764 году все эти земли, включая Борщево, были изъяты из церковного владения Екатериной II и отошли государству. С 1775 года борщевские крестьяне подчинялись казенной палате, а с 1837 года – палате государственных имуществ. Таким образом, жители значительной части Клинского уезда еще до отмены в России крепостного права пользовались большей личной и экономической свободой, чем другие землепашцы.

Вероятно, это обстоятельство сыграло роль в том, что в 1834-1840 годы на средства простых прихожан был построен богатый по сельским меркам каменный храм Вознесения Господня с приделами Николая Чудотворца и Грузинской Божией Матери. До революции в Подмосковье было только три храма с престолами, освященными в честь Грузинской иконы: в усадьбе Кривякино (ныне в черте города Воскресенска), в селе Якшино (городской округ Чехов) и в Борщево под Клином. Кривякинский храм сейчас не действует: находится на территории музея. Церковь в Якшино снесли в 1950-е годы, а нынешний храм был построен заново около 20 лет назад. Таким образом, Вознесенский храм в Борщево с приделом Грузинской иконы Божией Матери является единственным исторически сохранившимся и никогда не закрывавшимся храмом со столь редким для Подмосковья посвящением придела. Оригинал Грузинской иконы Богородицы находился в Красногорском монастыре Пинежского уезда Архангельской губернии.

По преданию, образ был вывезен из покоренной персами Грузии в 1622 году. Завоеватели похитили многие христианские святыни в правление шаха Аббаса, а затем некоторые из них были проданы набожным русским купцам. Среди этих реликвий, выкупленных у персов, была Грузинская икона Божией Матери. Ее приобрел в 1625 году приказчик ярославского торговца Григория Лыткина Стефан Лазарев. Сам купец Лыткин несколько раз во сне получал приказание от Господа привезти грузинскую икону в Красногорский архангельский монастырь. Лыткин исполнил божественное повеление, и с тех пор образ прославился в северной обители многочисленными чудесами, первым среди которых было исцеление глухого и слепого инока. Слава о чудотворном образе распространилась по всей России, а в 1650 году патриарх Никон установил празднование новой иконе 22 августа (по старому стилю). В Москве несколько лет спустя прославились два чудотворных списка Грузинской иконы: в Троицкой церкви в Никитниках у бывших Варварских ворот и в Алексеевском монастыре. В 1654 году в Москву из Красногорской обители для обновления красок была временно принесена чудотворная Грузинская икона. Серебряных дел мастер Евдокимов, у которого был тяжело болен сын, попросил позволения священника перенести чудотворный образ к себе домой. Желание его было исполнено, и после молебна сын Евдокимова полностью выздоровел. В благодарность за это мастер заказал точную копию иконы, которую затем поместил в Троицкую церковь у Варварских ворот Китай-Города. В том же 1654 году был обретен второй московский список Грузинской иконы в Алексеевском монастыре.

В то время в столице и окрестностях распространилась смертоносная болезнь. Одна из инокинь Алексеевского монастыря, заразившись и не имея надежды на выздоровления, стала умолять принести ей новоявленный образ Грузинской Божией Матери из Троицкой церкви. Никто не исполнил ее просьбы, однако во сне ей явился неизвестный святой угодник, который указал монахине найти точно такой же образ Грузинской Божией Матери в самом Алексеевском монастыре. Услышав утром рассказ больной, инокини обители стали искать икону и вскоре нашли ее в нише стены в церковной ризнице. По молитве у этого образа получила исцеление и эта инокиня, и многие другие больные, страдавшие разными недугами. Село Борщево - очень древнее. Его название могло происходить от фамилии Борщевых, основателем которой был Василий Иванович Борщ (конец XV в.). Вероятно, в XVI веке селом владел известный род Арбениных. Арбеневским назывался и ручей, у которого располагалось село. В документе 1624 года читаем: "Тверскаго Архиепископа вотчина село Вознесенское, Арбенево и Борщево тож, а в нем церковь Вознесения Христова, деревянна, вверх, стоит без пения. Да в селе ж двор Архиепископа".

Временное запустение храма связано с разорением в Смутное время большинства поселений на Клинской земле. Церковь стояла на левом берегу борщевского пруда, сейчас на этом месте братское захоронение воинов, погибших в Великой Отечественной войне. В 1646 году в церкви служили священник Филипп и пономарь Якушко Трофимов. В 1678 году село было вотчиной Тверского архиепископа Симеона, в 1684 году - архиепископа Сергия, священником в это время был Василий Филиппов. В 1702 году силами прихожан деревянная церковь была восстановлена. "Крепкий стенами" храм был покрыт железом. В документе 1715 года читаем: "За Преосвященным Варлаамом, епископом Тверским и Кашинским, вотчина село Борщево. В том селе церковь деревянная во имя Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. При той церкви во дворе поп Афонасий Калинин". В 1764 году село Борщево стало казенным - оно перешло во владение Коллегии экономии. В 1774 году в церкви служил священник Андрей Герасимов. С 1775 года Борщево управлялось Казенной палатой, с 1837 года - Палатой государственных имуществ. Это означает, что местные крестьяне принадлежали не помещику, а были государственными, то есть более самостоятельными и зажиточными. С 1797 года в России было введено местное самоуправление в селениях государственных крестьян, с 1801 года они имели право покупать недвижимое имущество и вступать в сделки.

С начала XIX века Борщево было центром одной из 15-ти волостей, на которые делился Клинский уезд. В 1830 году приходских дворов насчитывалось 200, душ мужского пола - 742, женского - 810. Священником был Никита Семенов, 25 лет, диаконом - Иван Алексеев, 27 лет, дьячком - Андрей Иванов, 32 лет, пономарем - Иван Васильев, 21 года. В августе 1831 года благочинным, настоятелем Троицкой церкви с. Новощапово священником Феодором Никитиным было подано прошение в Московскую духовную консисторию о дозволении построить в с. Борщеве каменную церковь вместо деревянной, с двумя теплыми приделами - в честь Грузинской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. Прежний деревянный храм уже не вмещал всех молящихся. Постройка планировалась не в том месте, где стоял деревянный храм, а на другом, более возвышенном и сухом, лежащем при трактовой дороге между с. Борщево и д. Трехденево, расстоянием от прежней деревянной церкви около четверти версты. На выбранном участке находились крестьянские земельные наделы, которые были перенесены.

Строительство шло с 1834 по 1840 год на средства государственных крестьян, жителей села Борщево и деревень Трехденево и Слобода. Ими было собрано около 8000 рублей. Придел в честь Грузинской иконы Божией Матери был освящен в июне 1841 года, придел свт. Николая Чудотворца - в сентябре 1843 года. Грузинская икона Божией Матери очень почиталась в то время в России. История ее вкратце такова. Персидский шах Аббас в 1682 году покорил Грузию и в качестве трофея захватил много православных святынь, в том числе древнюю икону Божией Матери, богато украшенную, с целью продать ее русским купцам. Впоследствии она оказалась в Красногорском монастыре на р. Пинеге и прославилась многими чудесами. Празднование ей было установлено 22 августа по старому стилю. Причт по штату во вновь отстроенном храме состоял из священника, диакона и псаломщика. До настоящего времени в храме сохранился трехъярусный иконостас с пятью рядами икон в редком для Подмосковья стиле петровского барокко. В 1884 году на стенах и сводах церкви были выполнены масляные росписи, неоднократно впоследствии поновлявшиеся. В 1885 году вокруг храма сделана ограда с металлическими решетками.

Согласно клировым ведомостям за 1904 год, Вознесенская церковь владела усадебной, пахотной, сенокосной землей и лесными угодьями. Кроме того, причту принадлежали земельные наделы, выделенные прихожанами, и "собственные деревянные на церковной земле дома". До сего дня сохранилось в народе название места, где находились церковные земли: "Бугор Поповка", ныне - поселок Мирный. В начале XX века борщевской церкви принадлежали каменная сторожка, сарай и житница. Приход в это время состоял из села Борщево и деревень Трехденево, Слобода, Терехово и Ватолино, в которых было 372 двора и проживало лиц мужского пола 1110, женского - 1249. Настоятелем Вознесенской церкви в то время был священник Иоанн Лебедев - сын священника, выпускник Московской духовной семинарии. С 1901 года он исполнял обязанности законоучителя Ватолинской земской школы. Диаконом с 1889 года служил Сергий Львов, сын протоиерея Михаила Львова, в том же году назначенный законоучителем Борщевского земского училища. За усердие в народном образовании он был награжден серебряной медалью. Обязанности псаломщика исполнял Петр Павлович Зверев, сын дьячка, определенный в Вознесенский храм в 1893 году по окончании иконописного училища. Просфорницей была дочь священника Евдокия Андреевна Советова. Приходской хор в то время насчитывал 30 человек, более 20-ти лет им руководил диакон Сергий Львов. В 1919 году о. Сергий Львов был уже настоятелем Вознесенской церкви, сослужил ему диакон Николай Никольский.

В советское время храм пытались закрыть под предлогом его плохого состояния и невозможности реставрации, однако этого не произошло, хотя в 1937 году с колокольни скинули и разбили колокола. До Великой Отечественной войны настоятелем церкви был священник Виктор Иванович Успенский. Во время войны его мобилизовали в армию, и он погиб на фронте. В 1941 году в Борщеве и окрестностях шли бои. Эта местность находилась на линии фронта, в зоне контрнаступления советских войск от Твери до Тулы, протяженностью 500 км. Борщево было занято немцами, на колокольне находилась их огневая точка. По иронии судьбы, именно эта опустевшая колокольня несколько лет спустя стала причиной гибели многих бойцов Красной армии.

С рассветом 6 декабря 1941 года правофланговая группировка Западного фронта начала наступление на город Клин — ключевой пункт тыловых коммуникаций немецкой 3-й танковой группы. Уральская 365-я стрелковая дивизия и 8-я танковая бригада пошли в прорыв на Спас-Заулок с задачей выйти на Ленингрдское шоссе и перерезать его. Первыми опорными пунктами немецкой обороны на их пути были деревни Борщево и Трехденево. Гарнизон этого укрепузла состоял из двух пехотных рот 36-й моторизованной дивизии. Поддержку им оказывали две батареи 105-мм гаубиц, располагавшихся в тыловом районе Бортниково — Титково. На колокольне борщевской Вознесенской церкви и расположилась группа артиллерийских корректировщиков. Их огонь по наступающих советским войскам оказался чрезвычайно эффективен. В результате на прорыв этого оборонительного узла ушел весь первый день нашего наступления. Вечерняя оперативная сводка была лаконичной: противник атакован без артиллерийской подготовки, к 19:00 заняты населенные пункты Трехденево и Борщево. Трофеи составили 20 грузовых и 7 легковых машин, брошенных немцами при отступлении. В Борщево сейчас располагается один из крупнейших воинских мемориалов городского округа Клин. В нем покоятся свыше 400 павших солдат. В храм не попал ни один снаряд, повреждена была лишь наружная часть печной трубы, много пуль застряло в стенах церкви и стволах деревьев, растущих рядом.

Когда бои закончились, церковная жизнь здесь возобновилась. В Вознесенский храм был назначен новый настоятель, иеромонах Димитрий (Становой). Он жил в небольшой келейке, отгороженной в церковном притворе, в которой умещались лишь койка, тумбочка и откидной столик. Он оставил о себе светлую память. Его до сих пор вспоминают как доброго пастыря и молитвенника. Скончался о. Димитрий в 1965 году, похоронен на борщевском деревенском кладбище. После него настоятелями были иерей Борис Махаев и протоиерей Анатолий Михайлов. В 1972 году на борщевский приход был назначен его нынешний настоятель, протоиерей Виктор Чужаков, который и по сей день несет здесь пастырское послушание.

В 2008 году Вознесенский храм отремонтировали снаружи и обновили церковную ограду.

Из книги "Клин Православный". - Клин, "Христианская жизнь", 2012 и с сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Вознесенская церковь в Борщево.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.