ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Толмачёво. Церковь Преображения Господня (новая).


Толмачёво. Церковь Преображения Господня (новая)
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Преображения Господня
Год постройки:Между 2004 и 2007.
Архитектор:В. Орлов
Адрес:
Ленинградская область, Лужский район, п. Толмачёво, Парковая ул., д. 19

Координаты: 58.856833, 29.916333
Входит в коллекцию:Воссоздания
Проезд:По Киевскому шоссе (М20), в Жельцах - по указателю на Толмачево



Церковь Преображения Господня (новая), , Толмачёво, Лужский район, Ленинградская область
Михаил Владимиров
23 сентября 2017
Церковь Преображения Господня (новая), , Толмачёво, Лужский район, Ленинградская область
Михаил Владимиров
23 сентября 2017
Церковь Преображения Господня (новая), , Толмачёво, Лужский район, Ленинградская область
Михаил Владимиров
23 сентября 2017
Церковь Преображения Господня (новая), , Толмачёво, Лужский район, Ленинградская область
Матвеев Владимир
19 августа 2008
Церковь Преображения Господня (новая), , Толмачёво, Лужский район, Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
21 сентября 2007
Церковь Преображения Господня (новая), , Толмачёво, Лужский район, Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
21 сентября 2007
Церковь Преображения Господня (новая), Восстановление храма<br>, Толмачёво, Лужский район, Ленинградская область
Восстановление храма
Виктор Мудров
26 мая 2005



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  5 сентября 2017

Толмачево, Парковая ул., 10 – церковь во имя Преображения Господня, деревянная, 1888–1899 гг., арх. Н. Э. Тейх, Н. В. Дмитриев, закрыта в 1937 г., вновь действовала с 1941 г., сгорела в 1999 г., восстановлена в первоначальном облике.

Толмачево, поселок городского типа, находится в 15 км к северу от г. Луги, при одноименной станции железной дороги Санкт-Петербург – Псков. Поселок расположен по обоим берегам р. Луги. Исторически правобережная часть поселка относилась к д. Жельцы, которой в конце XVIII в. владела одна из внучек А.П. Ганнибала – Христина Андреевна Пушкина, в замужестве Гулидова, а в начале XIX в. – Иван Иванович Неплюев, правнук уже известного нам И.И. Неплюева.

Жельцы – деревня древнейшая. В XIV–XV вв. относилась в Бутковскому погосту Водской пятины и была одной из важнейших пунктов на водном пути из Новгорода к Нарвскому порубежью. Деревня располагалась в береговом ландшафте р. Луги, выходящем к ней пологой возвышенностью – Уткиной горой, крутые склоны которой окаймляла узкая полоска пожни, сменявшаяся пойменными лугами и ширью полноводной в те годы реки. Песий ручей разрезал Уткину гору извилистой, глубокой, похожей на каньон лощиной. Обширные сосновые боры указывали на сухой, здоровый характер местности.

Первая помещичья усадьба в Жельцах появилась еще при Неплюеве (Н.В. Мурашова). Но настоящий спрос на здешние земли начался с началом движения по Петербургско-Варшавской железной дороге и основания железнодорожной станции «Преображенская» (ныне – «Толмачево»). При станции в середине XIX в. возникло обширное имение Н.Н. Анненского. Дачный бум сделал продажу земель выгодным делом. Имение Анненских по частям стало переходить в другие руки, проходя, как правило, путь последующих перепродаж. Показательная в этом отношении и судьба той части имения, которая в конце XIX в. стала собственностью жены генерал-майора Ф.И. Жербина.

Здесь уместно вспомнить следующее. В одном из залов Русского музея находится портрет двух детей – мальчика и девочки, которые с увлечением рассматривают коллекцию бабочек. Автор портрета – выдающийся художник первой половины XIX в. Павел Андреевич Федотов. На портрете представлены дети петербургского купца, коммерции советника Ивана Федоровича Жербина, получившего дворянство за деятельность в сфере общественного хозяйства и благотворительности. И.Ф. Жербин поставлял строительные материалы для Михайловского дворца, где с 1895 г. размещается Русский музей. Здесь же, на площади перед дворцом-музеем, стоял несохранившийся собственный дом Жербина. В этом доме в 1820-е гг. проживали польский поэт Адам Мицкевич, издатель журнала «Отечественные записки» П.П. Свиньин, у которого бывали на поэтических вечерах А.С. Пушкин, И.А. Крылов, А.С. Грибоедов.

И.Ф. Жербин был женат на Марии Ивановне Гладышевой, по первому браку Ивановой. Портрет их детей Федотов написал в 1851 г. К тому времени И.Ф. Жербина уже не было в живых, и его вдова вышла замуж за генерал-майора, командира лейб-гвардии Финляндского полка С.С. Крылова. В том же полку офицером до 1844 г. служил и сам Федотов. Очевидно, с полковым командиром у него сложились близкие товарищеские отношения. Кроме детей Жербиных, Федотов написал также портреты самого Крылова и его жены. Все три произведения почти до самого поступления в Русский музей хранились там же, где и были написаны – в доме на Михайловской пл.

На портрете детей изображены 14-летний Федор Иванович Жербин (1836–1903), впоследствии поступивший в гвардию и дослужившийся до звания генерал-лейтенанта, и его сестра, 11-летняя Ольга Ивановна, в замужестве Розенбах (1839–1898). Ф.И. Жербин был не только военным, но и активным общественным деятелем, входил в состав С.-Петербургской городской думы, участвовал в комиссии по сооружению храмов, руководил строительством Адмиралтейской на бережной в ее современном виде, впоследствии был избран предводителем дворянства Лужского уезда.

Теперь обратимся к архивам. Жена полковника Александра Петровна Рот продала в 1875 г. свое имение усадьбу Преображенскую, или Жельцы, тайному советнику Александру Александровичу Волкову, у которого в 1883 г. Жербиными и куплен участок земли по левую сторону Песьего (Черного) ручья, от места его пересечения с дорогой на станцию. Приобретать недвижимость на имя супруги в то время было распространенным явлением. Последовал этой практике и Ф.И. Жербин. Площадь приобретенного участка составляла 37 га. Он доходил от дороги почти до самой реки Луги, понижаясь по неровному лесистому склону. По имени жены Жербин назвал имение «Лидино». Вскоре Лидино становится красивой парковой местностью с причудливой сетью дорожек, прудами, контрастом тенистых участков и солнечных полян. На верхней террасе, почти у края глубокого оврага с текущим внизу ручьем, находился усадебный дом с высокой угловой башней, выступами эркеров и балконами. В парке были и другие постройки: оранжереи, дачные домики, службы.

За южной границей Лидина, то есть по другую сторону нынешней ул. Свободы, начиналось имение Затишье. Оно принадлежало генерал-адъютанту Николаю Антоновичу Розенбаху, женатому на сестре Ф.И. Жербина – Ольге. В этом соседстве словно нашло свое продолжение то нежное чувство дружбы, каким наполнен портрет детей Жербиных в Русском музее.

В Затишье летом 1888 г. жил на даче М.Е. Салтыков-Щедрин. Здесь он работал над главами «Пошехонской старины» – одного из лучших своих произведений. Прогуливаясь, писатель часто посещал и Лидино. Одна из аллей в нижней части парка так и называлась Салтыковской. Она сохранилась до сих пор. По ней можно пройти из Лидина не только в бывшее Затишье, но и дальше, к месту расположения бывшего имения Дубки, включавшего в себя участок, принадлежавший генерал-лейтенант у Генриху Степановичу Гуро и его супруге Анне Михайловне, родителям Елены Генриховны Гуро и ее сестры Екатерины Генриховны (Низен) – активных участниц футуристического направления в литературе и искусстве 1910-х гг.

За Дубками находился участок, который в конце XIX в. приобрел знаменитый пейзажист И.И. Шишкин. Художнику давно полюбились здешние места, он часто приезжал сюда на этюды, снимал здесь дачу. Имение он купил совместно с архитектором В.Ф. Свиньиным, осуществившим приспособление Михайловского дворца под экспозицию Русского музея. Имение Шишкина и Свиньина находилось по западную сторону шоссе Санкт-Петербург – Луга при его выходе к р. Луге.

Вскоре после приобретения «Лидино» Ф.И. Жербин решает построить в Жельцах на собственный счет и на собственной земле православную церковь, к проектированию которой он приглашает архитектора Николая Эдуардовича Тейха (1862–?), архитектора Городской управы, являвшегося, как и Ф.И. Жербин, гласным Городской думы. Впоследствии Н.Э. Тейх сумел войти в высшие деловые круги Санкт-Петербурга, его финансовую элиту.

В 1888 г. Н.Э. Тейх завершает работу над проектом Спасо-Преображенской церкви в «Лидино» – деревянного пятишатрового храма на каменном основании.

В архитектурном отношении проект Тейха далек от распространенного в конце XIX в. «русского стиля» с обилием декора в технике пропильной резьбы. Здесь больше чувствуется связь с архитектурой приближающегося нового времени, постройками 1900–1910-х гг.

На проектных чертежах церковь представляет собой уравновешенно-статичную композицию, основой планировки которой является вытянутый прямоугольник. Центральный шатер с четырьмя слуховыми окнами помещен на восьмигранном барабане, установленном на невысоком четверике. Четверик окружают угловые башенки, равные с ним по высоте и завершающиеся малыми шатрами. Стены храма Тейх предполагал обшить горизонтальной вагонкой, за исключением подкарнизного пояса и треугольного верха над западным входом, отмеченного крестообразным окном.

По каким-то причинам проект церкви в «Лидино» Ф.И. Жербиным представил на утверждение в Губернское правление лишь в 1893 г., то есть спустя пять лет после его разработки Н. Тейхом.

Закладка церкви состоялась в 1894 г. Ее строительство шло очень медленно, завершившись только в 1899 г. В тот же год, 12 августа, храм освятили и приписали к приходской Георгиевской церкви в с. Перечицы.

Строительство церкви сопровождалось изменениями ее первоначального проекта. Северный и южный эркеры вместо пятигранных получили трехгранные объемы, что понизило жесткость конструктивного решения церкви. В подалтарной части церкви устроили каменную крипту – усыпальницу, где была погребена умершая в 1897 г. жена генерала Лидия Михайловна Жербина. Улучшили освещение церковных интерьеров за счет освобождения окон центрального барабана от затемнявших их глубоких ниш-распалубок. Но особую важность представляет изменение пропорционального строя храма. При сохранении общей композиции первоначального проекта церковный объем получил отчетливую устремленность ввысь за счет увеличения высоты узких барабанов и верхов луковичных главок.

Некоторые исследователи считают, что изменения в проект внес архитектор Н.В. Дмитриев, автор церквей в Каменке и Перечицах, который завершил строительство обоих храмов как раз в 1893–1894 гг. Возможно, что сам Н. Тейх и порекомендовал Жербину Н.В. Дмитриева, своего соавтора по возведению одного из столичных объектов. Есть также мнение, что за строительством наблюдал лично генерал Ф.И. Жербин, который и произвел конструктивную переработку проекта.

Церковь возвели на земле, отмежеванной в 1895 г. из имения «Лидино» в виде узкой полосы, идущей по левому берегу Песьего (Черного) ручья. Отмежеванный участок получил название «Жербинка». Ныне его ограничивают улицы Свободы и Парковая. Церковь поставили в начале участка, у дороги к железнодорожной станции, но так, чтобы вход в нее вел из глубины участка.

Вторым браком Ф.И. Жербин был женат на Ольге Ивановне, урожденной Княжевич. В 1902 г. он составляет духовное завещание – документ, имеющий непосредственное отношение к судьбе церкви и имения, а также семейных портретов. Согласно завещанию, Лидино и Жербинка становятся собственностью О.И. Жербиной (Княжевич). При этом генерал завещал часть своего капитала для построенной им в имении «Лидино» («Жербинка») «церкви Преображения Господня со склепом-усыпальницей Жербиных под церковью».

Проценты с капитала должны были идти на ремонт и содержание храма, на поминовение тех, кому суждено будет покоиться в семейной усыпальнице, на неугасимую лампаду. Ф.И. Жербин предусмотрел средства и на будущий капитальный ремонт церкви, проведение которого он определил через 60-летний срок, то есть к началу 1960-х гг.

Отдавая дань благотворительности, владелец «Лидино» предусмотрел создание специального фонда «на устройство при церкви Сиротского дома… с тем, чтобы в этом Сиротском доме принимались сироты, круглые предпочтительно и преимущественно Лужского уезда». Открытие дома для сирот, который должен был называться именем генерал-лейтенанта Жербина, намечалось также через 60 лет на проценты с оставленных ценных бумаг. В нем должно было воспитываться «не менее как 20 сирот».

В специальном пункте завещания оговаривалась и судьба фамильных портретов. «Три жанровых портрета работы художника Павла Андреевича Федотова: генерал-майора Сергея Сергеевича Крылова, матери моей Марии Ивановны и мой с сестрой Ольгой (детьми) оставляю я по смерти жены моей в дар Русскому музею императора Александра III». Портреты в музей передал пасынок Ф. И. Жербина, капитан генерального штаба Дмитрий Максимович Княжевич.

О.И. Княжевич стала хозяйкой «Лидино» в 1903 г., после смерти Ф. И. Жербина. Затем имение перешло к сыну генерала – Михаилу Федоровичу, который владел им до Октябрьской революции. В 1918 г. его арестовали, но в ходе следствия выяснилось, что в 1905 г. он отказался вывести свою часть на подавление революционных волнений, заявив, что «мои солдаты – не жандармы». Этот факт спас ему жизнь. Затем М. Ф. Жербин преподавал в военно-инженерном училище. Его сыновья, то есть внуки устроителя толмачевской церкви, стали инженерами. Старший, Савва Михайлович Жербин – конструктор первых отечественных паровых и газовых турбин, работал в должности заместителя министра тяжелого машиностроения, стал лауреатом Сталинской премии.

Лауреатом Сталинской премии стал и младший внук Ф. И. Жербина – Михаил Михайлович, инженер-строитель, руководивший восстановлением шахт Донбасса. Кроме того, закончив параллельно с институтом Консерваторию, он получил диплом композитора и дирижера.

Словно сама судьба прислушалась к завещанию владельца «Лидино». Здесь с 1945 г. находится детский дом, один из лучших в Ленинградской области. Долгое время он размещался в одном из дачных особняков в усадьбе Жербиных, пока для него не построили новое здание, может быть, во многом комфортнее прежнего, но абсолютно безликое. А памятный дом, где, возможно, бывал М. Е. Салтыков-Щедрин, снесли. Но старый парк сохранился и является настоящим украшением поселка. Восхищает разнообразие парковых видов с долиной ручья, солнечными полянами и тенистыми аллеями, кронами вековых деревьев.

На территории бывшего «Затишья» находятся кварталы поселковой застройки. Уголок этого парка сохранился лишь на крутых склонах и на нижней террасе, при выходе к реке. Мемориальная Салтыковская аллея приобрела вид разъезженной дороги. От «Дубков» остались разрозненные фрагменты.

Закрытая в 1937 г. Преображенская церковь, открывшись в 1941 г., пережила войну. На пожертвования прихожан, она поддерживалась в надлежащем виде.

В 1990 г. прихожанин церкви Александр Гаврилович Ованесов, полковник запаса, по своей инициативе и на свои сбережения подарил церкви колокол взамен утраченного в годы войны. Об этом говорит высеченная на колоколе надпись.

В 1999 г. церковь сгорела. На муниципальном уровне было принято решение незамедлительно приступить к восстановлению храма. Разработку проекта его воссоздания возглавил петербургский архитектор Владимир Петрович Орлов, положив в основу проект Н. Э. Тейха, исторические фотографии и обмеры сохранившегося каменного основания.

Восстановление толмачевской церкви осуществлялось при активной поддержке директора Толмачевского завода железобетонных и металлических конструкций Н.И. Шайтора. Сегодня воскресший из пепла храм вновь возносит свою главу в родном для него уголке жербинского парка.

Набокина О.В. Луга и окрестности. Из истории населенных мест Лужского района / О.В. Набокина, А.В. Носков. — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2015.

Восстановлена на старом месте по старому проекту в 2004-2007 гг., после окончания отделки архиерейское освящение совершено 13.07.2014 г.



Комментарии и обсуждение


Сохранившееся в пожар 1999 г. каменное основание было вдвое увеличено в высоту надстройкой из кирпича, за счет чего пропорции восстановленного храма заметно изменились в худшую сторону.

20 мая 2018.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.