СПАС-ГОРОДЕЦ, ЦЕРКОВЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ, нач. 19 в.
Стоит на западной окраине древнего села, на высоком холме, откуда открывается прекрасный вид на окрестности. Построена в 1804 г. на месте деревянной церкви Спаса Нерукотворного; кирпичные стены побелены по кладке. Во 2-й пол. 19 в. к колокольне с трех сторон примкнули одноэтажные пристройки (западная утрачена, так же как глава храма, прежние перекрытия алтаря и трапезной и завершение колокольни). Памятник особенно интересен местной трактовкой барочных приемов (в композиции храма с алтарем) и форм классицизма (в фасадах колокольни и четверика).
В пространственной композиции здания доминируют близко поставленные объемы четырехъярусной колокольни и собственно храма, возведенного по схеме восьмерик на четверике и увенчанного высокой граненой кровлей с луковичной главкой (не сохр.) на двухъярусном барабане (нижний - световой). Стены вытянутого по оси север—юг двусветного четверика, завершенные пологими треугольными фронтонами, расчленены горизонтальным поясом на ярусы, различные по характеру декора. Наиболее интересен нижний, где вертикальные стойки обрамлений проемов тянутся от цоколя до карниза, образуя в простенках филенчатые ниши. Аналогичные обрамления имеют проемы алтаря и трапезной. В отличие от всех остальных окон здания (почти прямоугольных, с очень слабо выраженным лучковым верхом), окна восьмерика - арочные, они заглублены в прямоугольные ниши и украшены замковыми камнями. Углы объемов на алтаре и восьмерике отмечены подобием "контррельефных" рустованных пилястр. Средняя часть колокольни между нижним ярусом и звоном выполнена в виде промежуточных, уменьшающихся в плане и одновременно сокращающихся по высоте четвериков. Это создает ощущение стремительного движения в высоту ее объема, ранее завершенного четырехгранной выпуклой кровлей с миниатюрной главкой на тонкой шее.
В интерьере контрастно противопоставлены небольшое помещение трапезной - под сомкнутым сводом с поперечно ориентированной шелыгой - и очень высокое основное пространство. Переход от четверика к восьмерику осуществляется через двухступенчатые тромпы; свод здесь восьмилотковый, со световым кольцом.
Внутри сохранились фрагменты клеевой росписи 1-й пол. 19 в. - геометрический и растительный орнамент на лотках свода, а также прописанные позднее сюжетные сцены, которые расположены ярусами на стенах четверика и разграничены сложными лепными карнизами. В проеме между трапезной и колокольней сохранилась ампирная решетка хорошего рисунка, на полу трапезной - метлахская плитка.
Крылов, 186), с. 230; Титов, 1883, с. 20; Титов, 1885, с. 185. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 295-296