КУЛАЧЕВО, ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ, кон. 18 в.
Расположена в центре древнего, известного с 12 в. села, поставлена на небольшой возвышенности у развилки дорог. Возведена в 1787 г. вместо двух деревянных церквей (Никольской и Иоанна Воина); кирпичные стены побелены по кладке. В 1960-е гг. трапезная и притвор разобраны, разрушена кровля храма, от глав (кроме северо-восточной) остались лишь барабаны. К юго-западу от церкви сохранилась сторожка кон. 19 - нач. 20 в. Памятник интересен соединением традиций допетровского зодчества в силуэте и объемной композиции с лаконичным строгим убранством фасадов, где уже ощутимо воздействие раннего классицизма.
Стройную трехъярусную колокольню, увенчанную высоким шатром, ранее соединяла с основным четвериком низкая короткая трапезная. Несмотря на значительную высоту колокольни, в объемно-пространственной композиции господствует слегка вытянутый по оси север-юг огромный трехсветный четверик со световым барабаном над четырехгранной купольной кровлей. Четыре маковичные главки по углам (сохранилась лишь одна) водружены на подчеркнуто высокие глухие цилиндрические барабаны. Низкий алтарь (в уровень первого света) состоит из трех полукружий, центральное из которых заметно выдвинуто к востоку, а фланговые плавно переходят в боковые стены четверика. Над алтарем возвышается глухая восточная стена храма, только вверху оживленная рядом из шести полуциркульных ниш с росписью. На четвериковом основании колокольни стоит глухой восьмерик звона с сильно вытянутыми арками. Над полукружиями арок поднимается крутой шатер с далеко разнесенными тремя рядами слухов.
В фасадном убранстве связь с допетровским зодчеством нагляднее всего выражают полукруглые нишки с росписью в верхнем широком поясе стен храма, заменившие собой традиционные кокошники. Нишки не имеют обрамлений, а две карнизные тяги под ними отделяют их от остальной обширной поверхности стены. На боковых в три оси фасадах четверика нерасчлененная гладь стен окружает заглубленные окна второго и третьего света. Окна нижнего яруса размещены по тем же осям, их арочные перемычки опираются на импосты.
В фасадах колокольни воздействие классицизма сказывается лишь в мелких квадратных впадинках в архивольтах арок звона; по ритму эти впадинки отвечают дентикулам в карнизе, проходящим по верху четверика. В остальном скупой декор колокольни (ширинки, слухи с круглыми обрамлениями и щипцовыми навершиями) близок древнерусским прототипам.
Просторный интерьер четверика, перекрытый сомкнутым сводом со световым кольцом, залит ровным светом из окон в три яруса, причем окна верхнего ряда переходят и на западную стену. Три конхи над апсидами вливаются в широкий лоток алтаря, прорезанный распалубками. В одной из конх сохранились остатки гризайльной композиции "Тайная вечеря" кон. 18—нач. 19 в.
Титов, 1883, с. 19; Титов, 1885, с. 163; Краткие сведения.., 1908, с. 179. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 286-287