Храмовый комплекс в центре села Кушалино состоит из двух храмов – выдающейся и в архитектурном, и в историческом плане церкви Смоленской Иконы Божией Матери (1597 г.) с позднейшей трапезной и колокольней и церкви Сошествия Святого Духа (1847 г.). В селе Кушалино, на его окраине, до Смутного времени находился монастырь Михаила Архангела, однако никаких следов его не сохранилось. В XVI веке здесь была вотчина Симеона Бекбулатовича, «царя Всея Руси» при Иване Грозном.
Смоленская церковь
Смоленская церковь в селе Кушалино была построена в 1597 г. (различные источники называют также 1592 и 1594 гг.). Строителем храма был князь Симеон Бекбулатович, один из виднейших политических деятелей времен Ивана IV Грозного. В летописях он неоднократно упоминается, сначала как касимовский хан Саин-Булат, потомок Чингизидов, а позднее, после принятия крещения – Симеон, Великий Князь Тверской.
Храм был построен, когда бывший великий князь Тверской уже жил в своем селе Кушалино в опале после смерти Грозного. О том, как Симеон Бекбулатович оказался в Кушалино и как решил построить храм, говорится в «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина и в «Истории России с древнейших времен» С.М. Соловьева. Борис Годунов начал опасаться Великого Князя Тверского, Симеона Бек-Булатовича, «как наивернейшего и усерднейшего почитателя царской священной фамилии». В летописи говорится, что «его свели в село Кушалино, дворовых людей было у него не много, жил он в скудости». Супруга Симеона, Анастасия, дочь князя Ивана Федоровича Мстиславского, от перенесенных лишений и тягот удалилась в монастырь и приняла постриг как инокиня Александра. Сам же «царь Всея Руси» «прибегнул в горести душевной к небесной заступнице Пресвятой Богородице» и в честь ее Смоленской иконы воздвиг в своей скромной вотчине замечательную шатровую церковь.
По преданиям, Симеон Бекбулатович Смоленскую церковь строил как свой домовый храм, соединенный переходом с его палатами, а также выстроил в селе еще две деревянные церкви, которые вскоре сгорели. Под Смоленской церковью было устроено большое подвальное помещение, которое Симеон Бекбулатович использовал для молитв и умерщвления плоти. Известно, что опальный Симеон Бекбулатович позднее был сослан и насильно пострижен в Соловецком монастыре, где и скончался; его прах был перевезен в Москву и погребен в Симоновом монастыре рядом с уже умершей супругой.
Смоленская церковь в основном объеме своем сохранилась без изменений. Это шатровая церковь, выстроенная в манере Ивана Грозного, который возвел немало шатровых храмов-памятников во многих городах. Шатер обрамляют белокаменные кокошники, по верху четверика идут украшения-раковины, сходные с декором Архангельского собора в Московском Кремле. Большая просторная трапезная и колокольня с маленьким шатровым завершением были пристроены позднее, сначала в 1799 г. (в 1833г. они были уничтожены пожаром), а потом в 1850-х годах по проекту тверского губернского архитектора Ивана Федоровича Львова. Колокольню украшают кокошники, перекликающиеся с убранством древней части храма.
В документах о храме перечисляются «достопамятные вещи», хранящиеся в нем. Среди них – такие уникальные предметы, как: Св. Евангелие, напечатанное в царствование царя Михаила Федоровича. Животворный напрестольный крест, серебряный с царскими гербами. Св. мощи Св. Максима Блаженного Московского Чудотворца, вложенные в образ его. Письменные акты: храмоданная грамота Преосвященного Силеверста, Митрополита богоспасаемых градов Твери и Кашина. Инструкция поповская Преосвященного Гавриила, Архиепископа Тверского, за собственноручной его подписью. Грамота Петра I, выданная селу Кушалину священникам Иосифу Спиридонову и Алексею Никифорову на владение церковною землею и другие акты из коих видно, что существующая Смоленская Богородицкая церковь построена по вышеуказанному царем и Великим князем Симеоном Бекбулатовичем. Где сейчас все эти ценности – неизвестно.
Храм Смоленской Божией Матери был закрыт в 1930 г., использовался как клуб, практически все интерьеры были уничтожены. Трапезная храма сильно пострадала от пожара. В 1991 г. в нем возобновились богослужения, но состояние интерьеров, мягко говоря, оставляет желать лучшего: полый шатер для утепления пришлось отгородить от основного помещения временным перекрытием, проход в трапезную заложен кирпичом, и у заложенного портала стоит печь, которой едва-едва хватает на то, чтобы протопить сильно уменьшенный объем храма. Все равно в алтаре очень холодно, и когда нет служб, зимой все покрывается инеем. Постоянного священника в Кушалино нет, так как ему никто не может предоставить жилье, поэтому службы проводятся крайне редко - 2 раза в месяц, и к тому же священники меняются постоянно, редко кто задерживается надолго. Нет даже церковного старосты, за храмом следит местная старушка – регулярно протапливает его, открывает во время Великого Поста. Приход маленький, поэтому неудивительно, что постоянного священника найти не удается. Так что пока замечательный храм, к тому же интереснейший памятник истории, находится в очень плачевном состоянии, но заметны некоторые попытки реставрации, поэтому есть надежда, что когда-нибудь церковь предстанет в былом величии и красоте.
Духовская церковь
Святодуховская церковь – православный храм, выстроенный в середине XIX столетия в архитектурном стиле ампир. Закрытый в 1930-х г.г. храм, являющийся памятником архитектуры областного значения, до сих пор не действует.
Село Кушалино издревле славилось православными храмами, один из которых – трёхпрестольный каменный Святодуховский храм – появился в селе в 1842 г. на месте прежней деревянной церкви Пророка Илии. Возведение храма было связано с большим пожаром, случившемся в Кушалино в 1838 г. когда вместе с крестьянскими домами полностью сгорел и Ильинский храм. Спустя год после пожара по прошению кушалинских священников и с благословения архиепископа Тверского Григория (Постникова) в сентябре 1839 г. на месте Ильинского храма была заложена новая каменная церковь.
Для жителей села, потерявших в огне большую часть своего скарба и лишившихся крыш над головами, строительство нового храма оказалось непосильным делом, поэтому они обратились за помощью к церковному старосте. Неутомимый труженик с усердием взялся за богоугодное дело – постоянно ездил как в Тверь, так и в близлежащие помещичьи усадьбы с просьбами о пожертвованиях на возведение Храма Божия, благодаря чему удалось собрать необходимую сумму денег и начать строительные работы. Его горячие призывы о помощи к жителям окрестных сёл и деревень также не остались без ответа – кто помог изготовлением кирпича, кто доставкой леса, кто подвозом к месту строительства необходимых материалов.
Так, всем миром к 1842 г. в Кушалино рядом с древней церковью Смоленской иконы Божьей Матери был выстроен новый живописный трёхпрестольный каменный храм, проект которого составил известный губернский архитектор Иван Фёдорович Львов. Здание церкви, основной четверик которого с трёх сторон оформлен четырёхколонными портиками тосканского ордера и увенчан световой, декорированной пилястрами ротондой, стало ярким образцом стиля ампир и украшением села. Внутреннее оформление храма по пышности и красоте не уступало его фасадам. Вызолоченный резной иконостас, иконы и настенная живопись очень тонко были выполнены тверскими живописцами, а церковная утварь и облачения священников приобретены на пожертвования состоятельных прихожан.
В октябре 1847 г. архиепископом Тверским Григорием (Постниковым) вместе с протоиереем кафедрального собора Твери Иоанном Ловягиным был совершён чин освящения главного престола в честь Сошествия Святого Духа, а в октябре 1850 г. архиепископом Тверским Гавриилом (Розановым), сменившим на митрополичьей кафедре преосвященного Григория, был освящён боковой придел во имя Илии Пророка. Лишь о годе освящения придела во имя святителя Николая Чудотворца никаких сведений не сохранилось, поскольку к 1850 г. не был готов его иконостас, а позднее, видимо, уже никто не удосужился задокументировать это событие.
К началу XX столетия в Святодуховском храме служили священник, дьякон и псаломщик, а его прихожанами, равно как и Смоленской церкви, были жители Кушалино и окрестных деревень. В начале 1930-х гг. Святодуховскую церковь закрыли, ценности вывезли, приход разогнали, а здание долгие годы использовали для хозяйственных нужд. В 1932–1933 г.г., благодаря проведённым реставратором С. С. Чижовым исследованиям архитектурного ансамбля двух церквей, они были классифицированы им как памятники истории и археологии, что в дальнейшем спасло здания от полного разрушения. А уже в послевоенные годы этот статус был подтверждён документально – на оба храма были заведены паспорта, в настоящее время хранящиеся в Тверской областной администрации.
С возрождением церковной жизни в начале 1990-х г.г. храмовый ансамбль Святодуховской и Смоленской церквей передали в ведение Бежецкой епархии, но если для реставрации церкви Смоленской иконы Пресвятой Богородицы были выделены хоть какие-то деньги, то для Святодуховского храма их до сих пор не нашлось. В настоящее время церковь Сошествия Святого Духа не действует, но выросшие вокруг храмовой ротонды строительные леса позволяют надеяться, что когда-нибудь Святодуховский храм откроет свои двери для прихожан.
К храмовому комплексу также относится каменный церковный дом, предположительно относящийся к XIX в. Просторный одноэтажный дом внушительной архитектуры, декорирован в стиле классицизма.
Жители Кушалино очень надеются на финансовую помощь всех неравнодушных к судьбе уникального памятника истории и архитектуры XVI столетия людей.
https://geocaching.su/?pn=101&cid=18873; http://www.bankgorodov.ru/sight/cerkov-soshestviya-svyatogo-dyha-kyshalino