ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Куопио. Кафедральный собор Николая Чудотворца.


Куопио. Кафедральный собор Николая Чудотворца
Собор. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца
Архитектурные стили:Эклектика, Русский стиль
Год постройки:1903.
Адрес:
Финляндия, агентство регионального управления Восточная Финляндия, провинция Северное Саво, муниципалитет Куопио, г. Куопио, Sepänkatu

Координаты: 62.888241, 27.690117



Кафедральный собор Николая Чудотворца, , Куопио, Северное Саво, Финляндия
Илья Смирнов
28 февраля 2012
Кафедральный собор Николая Чудотворца, , Куопио, Северное Саво, Финляндия
Илья Смирнов
28 февраля 2012
Кафедральный собор Николая Чудотворца, , Куопио, Северное Саво, Финляндия
Илья Смирнов
28 февраля 2012



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  16 сентября 2018

Существовавшая ранее церковь св. Николая чудотворца в Куопио.

В Куопио, по сказанию местных старожилов, до 1833 г., не было особого помещения, где бы можно было совершать богослужение для православных, проживающих как в городе, так и в соседних лютеранских приходах. И когда приезжали в Куопио однажды в год именно в Св. Четыредесятницу священники, командируемые сначала из военного ведомства, а потом из соседней Либелиц-Тайпальской церкви для исповеди и причастия православных жителей и казаков местного отряда, тогда богослужение совершалось в домах обывателей, куда на это время собирали иконы из других православных домов.

Так как во всем этом было много неудобств как для священника, так и для прихожан, то один из благочестивых русских куопиоских жителей, купец и городской ратман Макар Васильевич Гурстев, умерший в 1839 г., купил в 1833 г. на свой счет небольшой, о двух покоях, деревянный дом, продававшийся с аукциона и находившийся за чертой города, именно близ тюремного замка. С дозволения магистрата Гурстев перенес этот дом почти в самый центр города и поставил его на углу Северо-Горной и Королевской улиц под № 78 на городском плане.

Потом в доме была устроена часовня или молитвенный дом, и так как средняя часть поперечной внутренней стены была прорублена, то внутри дома образовался один нераздельный внутренний покой. К лицевой стороне его, обращенной к городскому парку и отделенной, как бы для алтаря, сплошной досчатой перегородкой, устроен был иконостас с одною дверью. В иконостас поместили иконы, писанные на холсте и взятые из бывшего в Куопио военного госпиталя. Так как иконы не отличались художеством, то при обращении молитвенного дома в церковь почти все они, кроме двух, заменены новыми иконами гораздо большего размера.

Со времени устройства часовни в 1883 г. и до начала 1846 г. в ней совершалась служба только по временам священниками, временно здесь пребывавшими. С определением же в 1846 г. постояннного причта служба началась постоянная, т. е. во все воскресные и праздничные дни. Но так как в часовне нельзя было ни совершать литургии, ни венчать браков без испрошения каждый раз особого разрешения епархиального начальства, а на постройку новой церкви, на что в 1857 г. было дано благословение Святейшего Синода, не было достаточной суммы, то куопиоские православные жители в сходе декабря 1867 г. вошли к высокопреосвященнейшему митрополиту Исидору с прошением о разрешении – обратить вышеупомянутую часовню во временную церковь. На это прошение 10 января 1868 г. состоялась следующая его высокопреосвященства резолюция: «Дозволяется из молитвенного дома устроить временную церковь, поставив иконостас и прочие алтарные принадлежности. Новорукоположенному в Куопио священнику Копьеву выдать св. антиминс с тем, чтобы, по устройству иконостаса, церковь освящена была местным благочинным». Получив архипастырское разрешение, куопиоские прихожане тотчас же озаботились устроением, на свой счет, иконостаса и других необходимых на первый раз для церкви принадлежностей, так что в начале марта того же года, при ближайшем содействии и руководстве священника Копьева, все уже было готово, и 17 числа того же месяца местный благочинный нейшлотский священник Стефан Скородумов совершил освящение временной церкви во имя Святителя Николая.

Старанием священника Копьева церковь снабжена утварью и ризницею на пожертвования, собранные частью от местных прихожан, частью от благотворителей, проживающих в С.-Петербурге.

Новоустроенная церковь имеет тот недостаток, что внешний вид ее не соответствует ни внутренним ее украшениям, ни тому высокому значению, которое должна иметь она, как храм Божий. По недоразумению ли купца Гурстева или по распоряжению магистрата лицевая сторона дома, где помещен иконостас, обращена была не на восток, а на юг, поэтому и в церкви, обращенной из часовни, алтарь поставлен в южной части храма. Кроме небольшого деревянного креста на кровле, церковь ничем не отличается от обыкновенного жилого дома; кроме того, стены ее не обшиты досками, а кровля до крайности обветшала.

Для устранения этого недостатка священник Копьев, совместно с почетными прихожанами, еще в 1870 г. решился привести церковь в более приличный вид и, кроме того, самую церковь распространить, так как она не могла вмещать в себе молящихся, которых число увеличилось с увеличением состава донских казаков. На переделку церкви обещали пожертвовать сумму как местные прихожане, так особенно владельцы Стремздальского и Картульского чугуноплавильных заводов, состоящих в Куопиоском приходе.

Но при всем старании священника Копьева, который почти три года вел по этому делу переписку как с местными гражданскими властями, так и с разными высокопоставленными лицами, это предприятие не могло осуществиться, не смотря на то, что вследствие донесений священника Копьева в этом деле принимал живое участие высокопреосвященнейший митрополит Исидор и двукратно обращался с оффициальным ходатайством к финляндскому генерал-губернатору графу Николаю Владимировичу Адлербергу.

Когда это дело при всеподданнейшей апелляционной жалобе причта и прихожан от 12-24 февраля 1872 г. представлено было вместе с планами и чертежами на окончательное рассмотрение финляндского сената, то сенат, не смотря на самые убедительные и ясные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, 26 июня 1873 г. постановил такое решение: «Сенат одобряет обжалованное решение начальника губернии и, следовательно, не может войти в рассмотрение прочих статей жалобы просителей, тем более, что это ходатайство заключает в себе нарушение плана города Куопио, удостоившегося Высочайшего Его Императорского Величества утверждения».

Решение же куопиоского городского магистрата от 27 юня и таковое куопиоского губернатора от 23 декабря 1871 г. на которых принесена была апелляционная жалоба, заключали в себе отказ куопиоскому православному обществу в отводе 8 локтей земли, потребной для новой постройки в церкви, и отказ этот произошел только потому, что городские старшины и члены магистрата… не захотели уступить православному обществу клочка земли, ничем не застроенного, и уступить на время, до постройки новой церкви.

А так как городской магистрат вместе с отказом своим в отводе просимого православным обществом для постройки новой церкви того самого планового места под № 78, на котором находится настоящая церковь, в то же время воспретил производить всякие починки в бывшей часовне, то запрещение такого рода было причиною того жалкого положения, в каком здание находится ныне и в каком неодноратно видели его геперал-губернаторы, посещавшие Куопио и обозревавшие как прежде бывшую часовню, так и настоящую церковь.

Относительно постройки в Куопио новой, каменной церкви, что по указу Синода от 11 ноября 1857 г. за № 2800 разрешено произвести на сборную сумму по плану и чертежам, утвержденным финляндским генерал-губернатором, об этом можно сказать только, что по незначительности этой суммы до настоящего времени нельзя было приступить к сооружению не только каменного, но и деревянного здания, ибо, по смете архитектора, на постройку каменной церкви потребуется сумма в 21 707 руб. 58 ½ коп. сер., а собрано на этот предмет с 1849 г. по 9 книжкам, разновременно выданным из консистории, только 4 040 рублей 82 коп. С процентами же на эту сумму и с другими случайными пожертвованиями вся сумма простирается ныне до 5 400 руб. сер., т. е. не более ¼ части всей суммы, назначенной архитектором. Употребить же на постройку меньше этой суммы едва ли возможно при возвысившейся дороговизне на строительные материалы и на плату рабочим.

Куопиоский храм однопрестольный во имя Святителя Николая. Антиминс его священнодействован Палладием, епископом Ладожским, викарием петербургским, а подписан митрополитом Исидором. Высота храма с севера и юга, от земли с подъемом крыши до креста 3 сажени, а с востока и запада под кровлю 1 саж. 2 арш. и 2 вершка. Длина храма с досчатою постройкою, заменяющею паперть, 6 сажень 3 вершка; ширина с северной и южной стороны 2 сажени 15 вершков. Внутренняя высота храма 1 саж. 1 арш. 12 ½ вершков, длина с алтарем – 3 саж. 2 арш. 2 вершка, ширина 2 саж. 2 арш. и 15 вершков. Амвон возвышен на 8 вершков.

Вход в церковь один, с севера; из 8 окон по три находятся на восточной и западной стороне, а два на южной, в алтаре. Иконостас деревянный устроен в 1808 г. столяром Александром Савреным. Средняя его часть с царскими вратами и токарной работы с 4 полуколоннами сделана из березы, а боковые части из сосны и окрашены светло-желтою краскою. Кроме царских врат, в иконостасе существует одна дверь на восточной стороне.

Высота царских врат 2 аршина 13 ½ вершков, ширина 1 арш. 10 ½ вершков; высота боковой двери 2 арш. 13 вершков, ширина 1 арш. 1 вершок. ІІо середине царских врат помещены две овальные иконы Божией Матери и Архангела Гавриила, на краях две малых иконы – Спасителя и Божией Матери. Над царскими вратами – Спасителя в терновом венце и Тайной вечери. Первая икона писана на мраморе, последняя на холсте. В нижнем ряду иконостаса помещены иконы Спасителя, Божией Матери, Святителя Николая и Александра Невского. Длина каждой иконы 1 арш. 8 вершков, ширина – 14 ½ вершков. Все они писаны на холсте и находятся в деревянных золоченых рамах.

Иконы Спасителя и Божией Матери, купленные в 1868 г. от живописца Батьева за 30 руб. сер., данных прихожанами, суть копии с образов Нефа, писанных для Исаакиевского собора, а иконы Св. Николая и Александра Невского по заказу священника Копьева писаны в 1869 и 70 гг. диаконом Андреевского собора Виктором Благовещенским с икон, находящихся в Академии художеств. Икона Святителя Николая пожертвована отставным поручиком Александром Шлейснером, прихожанином сей церкви, икона Святого Александра Невского – начальником куопиоского казачьего отряда, есаулом Сазоновым вместе с казаками сего отряда, находившимися в Куопио в 1870 г.

Над боковою дверью в алтарь находится икона Спасителя, сидящего на престоле, а против нее, на правом клиросе – Святителя Николая. Обе они писаны на холсте и одинаковых размеров, они перенесены из прежней часовни. За правым клиросом –образ Лореттской Богоматери, писанный на доске, в серебряном окладе, с позлащенными венцами; одежда Богородицы и Иисуса Христа покрыта золотою, узорчатою вышивкою, с жемчужными украшениями около главы, рук и ног. Икона пожертвована в 1854 г. купеческой вдовой Ириной Годуновой.

За левым клиросом – образ Казанской Божией Матери, писанный на кипарисной доске, в серебряной ризе, с позлащенными венцами. Пред иконой – серебряная лампада. Здесь же пред иконою находится плащаница, писанная на холсте тем же диаконом Благовещенским. Плащаница обшита темно-синим бархатом, а слова: «Благообразный Иосиф» вышиты сребропозлащенною битью. На угловых сгибах бархата вышиты золотом орудия страданий Спасителя. Все эти украшения сняты и перенесены сюда с другой, более древней, плащаницы, пожертвованной сюда в 1869 г. из петербургского Андреевского собора.

Образ Иоанна Богослова и еще некоторые иконы пожертвованы в июле 1870 г. от вдовы губернского секретаря Евдокии Леонтьевны Михайловой, проживающей в Петербурге и получившей эти иконы по наследству от предков. Ею же пожертвованы два бронзовых подсвечника на престол.

Библиотеку церковную, кроме библии, печатанной в 1790 г., составляют преимущественно богослужебные книги и духовные журналы, есть также переводы священных книг на финский и карельский языки. Состав причта куопиоской церкви с 1840 г. по настоящее время не изменялся, его составляют священник и дьячок. На содержание притча с 1840 г. отпускается из финляндской казны: священнику 342 рубля, а дьячку 172 руб. сер. в год. Сверх того, священнику за преподавание закона Божия в училищах выдается 115 руб. сер. в год. Кроме того, по рескринту финляндского сената, состоявшемуся в 1865 г., священник за исправление треб для казаков получает из куопиоского магистрата на квартиру, отопление и освещение по 500 фин. марок или по 125 руб. сер. в год. С 1872 г. стали отпускать и дьячку на тот же предмет по 100 фин. марок или по 25 руб. серебром. Вследствие рапорта священника Копьева от 12 (24) февраля 1873 г., поданного начальнику штаба финляндского военного округа и ходатайства командующего войсками этого округа, положением военного совета, Высочайше утвержденным 16 октября 1873 г., назначено производить священнику из сумм военного ведомства по 26 руб. в год, начиная с 1870 г., за исправление духовных треб для казаков куопиоского отряда во время нахождения их в местных лазаретах. От прихожан причт не получает определенного положения, а пользуется доходами, сумма которых простирается до 50 руб. в год.

Число прихожан по исповедным росписям 1874 г. значилось: мужеского пола 55, женского 44 души. Из них: военных и статских 20 душ обоего пола; купцов, мещан, цеховых и других городских обывателей 33 души; крестьян, проживающих большей частью в разных лютеранских приходах и на значительном расстоянии от города Куопио – 45 душ обоего пола, и один арестант в Куопиоском тюремном заведении. Некоторые прихожане, особенно из крестьян, как природные финны, с русским языком незнакомы и потому причт объясняется с ними по-фински. К прихожанам же куопиоской церкви принадлежат казаки, в числе которых за последнее время состояло: один обер-офицер, начальник отряда и 114 человек нижних чинов.

Прихожане, по большей части, грамотные. Дети городских обывателей обучаются, преимущественно, в куопиоских казенных училищах, а дети крестьян – в сельских школах или дома у родителей. Ученье в школах производится на финском и отчасти на шведском языке. Закону Божию православных обучает священник. Крестьяне, живущие по финским деревням вдали от церкви, ходят в церковь только тогда, когда исповедуются и причащаются.

Описание составлял Куопиоской церкви священник Константин Копьев.

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Издание С.-Петербургского Историко-статистического комитета. Выпуск 4, С.-Петербург. 1875 г. Печатано в типографии Департамента уделов, Литейный проспект д. 39.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  16 сентября 2018

В 1893 г. Куопио посетил первый архиепископ Финляндский и Выборгский Антоний (Вадковский). Православные обратились к нему с просьбой о помощи. Преосвященный передал их прошение финляндскому генерал-губернатору Н. И. Бобрикову, который не только проявил благосклонное понимание, но и лично пожертвовал на постройку храма 25 тыс. марок. К этому времени приход уже собрал 34 тыс. марок.

Наконец, 10 декабря 1901 г. проект здания утвердил финляндский Сенат. 4 августа 1902 г. архиепископ Финляндский и Выборгский Николай (Налимов) совершил закладку нового каменного храма, и 21 декабря 1903 г. он же, в присутствии генерал-губернатора, освятил здание, вмещающее 250–300 человек. Большинство прихожан в это время по-прежнему составляли солдаты местного гарнизона. Когда летом они выезжали в лагеря, число богомольцев сокращалось до 30–40 человек.

Храм, «прекрасный и просторный», выстроен из кирпича, его стены оштукатурены и окрашены под кирпичную кладку. Иконостас сделан в Петербурге на средства супруги генерал-губернатора. Иконы частью были написаны петербургскими художниками, частью взяты из прежней деревянной церкви, которую в 1907 г. снесли, использовав материал для постройки сторожки. Семь колоколов отлили в Петербурге. Самый большой весил более 102 пудов. Стоимость постройки составила 53 тыс. финских марок.

Когда Финляндия получила независимость, жизнь прихода резко изменилась. Количество прихожан сильно уменьшилось, и по этой причине стал ощущаться постоянный недостаток средств, что в 1919 г. привело к объединению местной общины с соседним приходом, центром которого был г. Савонлинна (Нейшлот). Настоятель объединенного прихода поселился в Савонлинне, и куопиоский храм осиротел. Отныне службы в нем совершались всего 5–6 раз в год. На территории нового прихода проживало 500–600 православных, большая часть которых была сосредоточена в районе Куопио.

В 1937 г. город вновь стал центром прихода, ибо недвижимость в Савонлинне была продана частным лицам, а церковь – лютеранской общине. Эта сделка принесла приходу 485 тыс. марок, позволив произвести ремонт в куопиоском храме и получить средства на постройку причтового дома.

Войны 1939–1940 и 1941–1944 гг. сильно отразились на жизни прихода. Ранее административным и духовным центром Финляндской Православной Церкви был г. Сортавала (Сердоболь), который отошел к СССР. Кафедру архиепископа Карельского и всей Финляндии пришлось перенести в Куопио.

В Финляндию вынуждены были переселиться свыше 50 тыс. православных карел. Часть обосновалась на территории куопиоского прихода, численность которого в связи с этим превысила 3000 человек. Храм свт. Николая Чудотворца, который до этого пребывал почти в запустении, стал кафедральным собором – в нем и ныне находится кафедра архиепископа Карельского и всей Финляндии. Настоятелем служит протопоп Микко Кярки, которому помогают два священника, дьякон и два регента-псаломщика. Кроме собора свт. Николая Чудотворца на территории прихода действуют еще 4 церкви и 5 часовен, но они не представляют исторической ценности.

http://www.artrz.ru/1805288764.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.