Игнатовское, церковь Михаила Архангела, 1-я четв. 19 в.
Расположена на возвышенности в центре села, при пересечении улиц, на которых сохранились кирпичные избы рубежа 19-20 вв. Построена в 1815 г. Кирпичные стены побелены по обмазке. В архитектуре довольно крупного храма с высокой колокольней сочетаются ранний классицизм и барокко. Двусветный высокий основной объем со скругленными углами увенчан пятью луковичными главами (центральная световая) на четырехгранных постаментах. Удлиненный к востоку алтарь с плавным скруглением и сильно расширенная прямоугольная трапезная (также со скругленными западными углами и с выступающими апсидами боковых приделов) намного ниже храма.
С запада примыкает энергичная вертикаль трехъярусной колокольни. Ее вытянутую купольную кровлю с люкарнами прежде венчал шпиль. Убранство фасадов довольно лаконично. Скругления углов четверика рустованы на всю высоту. Наличники прямоугольных окон завершаются лучковыми фронтонами. Более насыщена пластика постаментов под главами: их грани декорированы вписанными друг в друга пилястровыми портиками с арочной нишкой посредине. В первом ярусе колокольни пилястры устоев рустованы, во втором декорированы филенками со следами лепного орнамента, в третьем вместо пилястр применены полуколонны. Четверик перекрыт сомкнутым сводом со световым кольцом, тремя проемами он соединен с алтарем, где свод цилиндрический с конхой. Средняя часть трапезной широкими арками отделена от приделов с алтарями.
Масляная живопись по манере письма и иконографическому составу типична для провинциальных росписей кон. 19 в. На лотках свода, разделенных штукатурными тягами, выполнены композиции "Саваоф", "Преображение", "Воскресение" и "Вознесение". На стенах живопись расположена в три яруса. На северной и южной преобладают изображения святых в узких простенках между окнами. В среднем ярусе в оконных нишах и на западной стене помещены евангельские сцены. В откосах окон и на западной стене написаны панели "под мрамор".
Иконостас 2-й пол. 19 в. сохранился фрагментарно; утрачены почти все иконы и боковые части. Он представлял собой четырехъярусное сооружение, выполненное в русском стиле. Слегка вынесенная вперед центральная часть в нижнем ярусе акцентирована тремя массивными килевидными арками. Верхний ярус завершается аналогичными, но меньшими по размеру арками, над которыми возвышается ступенчатый аттик с фигурой ангела (тромплей). Различной формы иконы разграничивались мелкими витыми колонками (сохранились в верхнем ярусе). Иконостас был декорирован резьбой в духе барокко.
Беляев, 1863, с. 158; ИАК, 1909, с. 228; Церкви Костромской епархии.., 1909, с. 164. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 344-346