Кирпичная церковь Петра и Павла, с трапезной и колокольней, была построена в 1764 г., вместо прежней деревянной, по заказу Евдокима Никитича Демидова на главном дворе Дугненского железоделательного завода. Теплые престолы – Симеона Столпника и Николая Чудотворца. Во 2-й пол. XIX в. обветшавшее здание перестроили: в 1878 г. возвели равновысокую четверику но более широкую трапезную и двухъярусную колокольню; в 1883 г. – обновили летнюю церковь по заказу священника Александра Красноцветова. В композиции доминировал кубический четверик завершенный высоким граненым куполом (с узкими диагональными гранями) с 4-мя люкарнами. На куполе помещался барабан с луковичной главкой. К четверику примыкали пониженная апсида и высокая растянутая с севера на юг трапезная под двускатной крышей, увенчанная расположенным над ее серединой 8-гранным куполом на крупном барабане. Колокольня состояла из нижнего квадратного яруса с двумя боковыми палатками, и верхнего необычно высокого яруса звона, каждая грань которого имела вертикальный арочный проем. В советское время храм закрыли и использовали для промышленных нужд.
К нач. 2010-х гг. уцелел основной квадратный в плане объем, завершенный высоким граненым куполом, крупная пониженная апсида, угловые части трапезной, нижний ярус колокольни. На фасадах сохранились остатки декора в духе эклектики. Углы объемов закреплены лопатками с вертикальной филенкой; стены заканчиваются широкими антаблементами с филенчатыми фризами. Главная тема рисунка фасадов – часто расставленные вертикальные арочные ниши в широких ступенчатых рамах, доходящих до цоколя. В нишах помещены окна с арочными перемычками. Четверик перекрыт сомкнутым сводом. В интерьерах сохранились фрагменты росписей в академической манере.
Редкий сохранившийся образец заводского храма, возникшего в центре промышленного комплекса 18 в. и играющего роль его композиционной доминанты. Интересный пример культового сооружения со сложной строительной историей: его объемная композиция отчасти восходит к первоначальному барочному зданию 1764 г., а фасады перестроенных во 2-й пол. 19 в. объемов выполнены в формах эклектики. Росписи в интерьерах – хороший пример настенной живописи 2-й пол. 19 в. в академической манере.
Источники: Рошефор Н.И. де. Опись церковных памятников Калужской губернии. // Записки отделения русской и славянской археологии Р.А.О., Т. III. СПб., 1882. С. 302; Екатерина Шорбан. Уходящее наследие. Усадьбы Калужской области XVIII – XIX столетий. // «Русское искусство», № 1, 2011. С. 28. Материалы натурного обследования экспедиций сектора «Свода памятников» Государственного института искусствознания МК РФ 2009-10 гг. (Экспедиции проводились при поддержке гранта РФФИ № 09-06-00124 «а»). http://www.svodpam.ru/index.php?m=rl2®ion=kaluga023&place=44_2