ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Пилекшево. Церковь Спаса Преображения.


Пилекшево. Церковь Спаса Преображения
Церковь. Не действует.  
Престолы:Спаса Преображения, Казанской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1836 и 1854.
Адрес:
Нижегородская область, Перевозский район, село Пилекшево

Координаты: 55.430063, 44.412846
Проезд:Из Перевоза по шоссе через пос. Дзержинского и д. Балахну; из Вада по шоссе через Порецкое.



Сортировка:

Церковь Спаса Преображения, , Пилекшево, Перевозский район, Нижегородская область
Владимир Бакунин
28 сентября 2008
Церковь Спаса Преображения, Вид с южной стороны<br>, Пилекшево, Перевозский район, Нижегородская область
Вид с южной стороны
Владимир Бакунин
20 октября 2007
Церковь Спаса Преображения, Вид с восточной стороны, снизу.<br>, Пилекшево, Перевозский район, Нижегородская область
Вид с восточной стороны, снизу.
Владимир Бакунин
20 октября 2007
Церковь Спаса Преображения, Вид с шоссе на расположенную на церковь, расположенную на обрыве левого берега Пьяны<br>, Пилекшево, Перевозский район, Нижегородская область
Вид с шоссе на расположенную на церковь, расположенную на обрыве левого берега Пьяны
Владимир Бакунин
12 августа 2007
Церковь Спаса Преображения, Вид с западной стороны<br>, Пилекшево, Перевозский район, Нижегородская область
Вид с западной стороны
Владимир Бакунин
12 августа 2007
Церковь Спаса Преображения, Вид с юго-западной стороны<br>, Пилекшево, Перевозский район, Нижегородская область
Вид с юго-западной стороны
Владимир Бакунин
12 августа 2007
Церковь Спаса Преображения, , Пилекшево, Перевозский район, Нижегородская область
Марина Старыгина
30 октября 2021
Церковь Спаса Преображения, , Пилекшево, Перевозский район, Нижегородская область
Анна1
18 сентября 2020
Церковь Спаса Преображения, , Пилекшево, Перевозский район, Нижегородская область
Марина Старыгина
30 октября 2021
Церковь Спаса Преображения, , Пилекшево, Перевозский район, Нижегородская область
Анна1
18 сентября 2020
Церковь Спаса Преображения, Купол. Обратите внимание на смотровую площадку на маковке.<br>, Пилекшево, Перевозский район, Нижегородская область
Купол. Обратите внимание на смотровую площадку на маковке.
Владимир Бакунин
20 октября 2007
Церковь Спаса Преображения, Вид с колокольни на церковную стену и Пьяну, делающую крутой поворот.<br>, Пилекшево, Перевозский район, Нижегородская область
Вид с колокольни на церковную стену и Пьяну, делающую крутой поворот.
Владимир Бакунин
20 октября 2007
Церковь Спаса Преображения, , Пилекшево, Перевозский район, Нижегородская область
Анна1
18 сентября 2020
Церковь Спаса Преображения, Купол изнутри<br>, Пилекшево, Перевозский район, Нижегородская область
Купол изнутри
Владимир Бакунин
12 августа 2007
Церковь Спаса Преображения, Внутри основного объёма<br>, Пилекшево, Перевозский район, Нижегородская область
Внутри основного объёма
Владимир Бакунин
12 августа 2007
Церковь Спаса Преображения, Северный вход в храм.<br>, Пилекшево, Перевозский район, Нижегородская область
Северный вход в храм.
Владимир Бакунин
12 августа 2007



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  3 июня 2017

Памятник градостроительства и архитектуры – Спасопреображенская церковь (престолы: главный – Преображения Господня, приделы: правый – Казанской Божией Матери, левый – святого Николая Чудотворца, 1854 год, документ о принятии на госохрану № 22). Зимой 2008 года на колокольне Спасопреображенской церкви был пожар, вследствие чего уничтожена винтовая лестница, обеспечивающая подъем на колокольню.

http://www.gttp.ru/map_NN/perevoz.htm


Сергей Ковров   15 сентября 2018

с. Пилекшево Княгининский уезд (Перевозского р-на). Преображенская церковь с. Пилекшево построена в 1854 г. тщанием прихожан и помещика Бориса Прутчинко. В 1891 г. капитально ремонтировалась. Здание каменное, крепкое, покрыто железом, поместительно для молящихся, обнесено каменной оградой. Церковь закрыта и переоборудована под школу.

Церковь заброшена, находится в ужасающе аварийном состоянии. На потолке и стене сохранились остатки росписей. Крыша храма отсутствует, как и внутреннее убранство. На окнах сохранились железные решетки. Если что-то и оставалось, было полностью уничтожено пожаром в 2008 году.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  26 сентября 2019

Первое известное к настоящему времени письменное упоминание о населенном пункте с названием Пилекшево на реке Пьяне относится ко второй половине XVI в., а именно к 1588 г. В этот период территории Нижегородского уезда, занятые финно-угорскими, мордовскими племенами, были описаны писцом Василием Борисовым и подьячим Третьяком Аврамовым для упорядочения налогообложения, как особые административные единицы. Извилистость русла реки Пьяны привела к тому, что географически, а затем и исторически в ее верхнем течении, где она резко меняет направление с западного на восточное, образуя как бы петлю, сложились две различные территории – Запьянье и Межпьянье. Первое – Запьянье, где и расположена деревня Пилекшево - это территория на левом берегу реки Пьяны, находящаяся по отношению к основной нижегородской территории из-за изгиба реки «за Пьяной». Территории по реке Пьяне попадали в сферу притяжения Нижнего Новгорода еще в начале XVI в.

Деревня Пилекшево, согласно Дозорной книге, составленной указанной писцовой комиссией в 1588 г., относилась к «Мордве Запьянской» - отдельному приграничному административно-территориальному образованию с неславянским населением, к концу XVI в. еще не до конца включенному в состав Российского государства. Объединения бортников и мордовских населенных пунктов, входивших в Нижегородский уезд, такие как «Бортники Матюшевские», «Бортники Кожуховские», «Бортники Шаргальские», «Бортники Заволжские», «Мордва Пумерьскаго села», «Мордва Терюшевская и Бакшеевская», «Мордва Сеськинская и Татарская», «Мордва Березопольская», «Мордва Ватская», «Мордва Тепелевская» и интересующая нас «Мордва Запьянская» зависели от Нижнего Новгорода лишь постольку, поскольку платили оброк именно туда и относились к дворцовому ведомству. Население этих территорий по этнической принадлежности относилось к мордве, придерживавшейся язычества. Оно было христианизировано позднее, поэтому церкви в большинстве из мордовских населенных пунктов в конце XVI – начале XVII в.в. отсутствовали.

Дозорная книга 1588 г. называет Пилекшево деревней с четырьмя жилыми мордовскими дворами, одним двором пустым и четырьмя «местами дворовыми пашенными». Это обстоятельство указывает на то, что населенный пункт появился на реке Пьяне гораздо раньше второй половины XVI в., поскольку 4 двора ко времени попадании сведений в письменный источник уже успели запустеть, а места их расположения были пущены под пашню. Неоспоримо то, что именно наличие культовых сооружений определяло функциональный статус (тип) того или иного населенного места, так как церкви существовали только в селах или сельцах, но никогда - в деревнях, поэтому можно точно сказать, что в конце XVI – начале XVII в. культового сооружения в деревне Пилекшево не существовало.

Согласно «Дозорной книге письма и дозора Семена Ивановича Языкова и подьячего Емельяна Евсевьева бортным, оброчным, посопным, мордовским селам и деревням 1614 года» (список XVIII в.) Пилекшево оставалось деревней «мордвы Запьянской» с 11-тью крестьянскими мордовскими дворами. Не изменил своего статуса этот населенный пункт и к середине XVII века: в Переписной книге Нижегородского уезда 1646 года Ивана Шеховского, Пилекшево, отошедшее к этому времени из мордовского территориального образования «Мордва Запьянская» в вотчину боярину, крупному государственному и политическому деятелю, шурину царя Алексея Михайловича Романова - Борису Ивановичу Морозову также названо еще не селом, а только деревней (без храма).

Надо отметить, что к 1646 г. подавляющее большинство населенных пунктов дворцовых волостей и административных образований мордвы и бортников превратились во владения феодалов и были административно и хозяйственно полностью включены в состав Российского государства, однако, христианизация этих земель шла медленно. К настоящему времени точный момент появления первого храма в Пилекшеве установить не удается. Однако вернее всего предположить, что инициаторами постройки в нем церкви были его новые владельцы – князья Дадиани, которые по местному преданию крестили мордву в окрестностях Пилекшево – в селе Акузово и «успехам в обращении к христианству «акузовской мордвы» содействовали «и сам владелец ее князь Дадиан, который устроил так, что мордва зараз крестилась в реке Пьяне».

Первые вотчины в Нижегородском крае Дадиани получили еще в начале XVIII в. благодаря своему родству с представителями грузинского царского дома Багратидов (Багратиони), также вынужденно обосновавшихся в Москве. Князь Георгий (Егор) Леонтьевич (Леванович) Дадиан был женат на Софье Александровне - дочери старшего сына имеретинского царя Арчила II. Тетка ее, царевна Дарья (Дареджан) Арчиловна, оставшись единственной наследницей обширных владений, пожалованных Петром I, решила передать небольшую часть из них своей племяннице. В 1728 г. Верховный Тайный совет, руководствуясь повелением Петра II, постановил: «…Нижегородской Терюшевской волости, Запьянского стана деревне Акузове с принадлежащими к ней деревнями и со всеми того стана угодьями… быть за… княгинею Софьею, с детьми, артиллерии капитана князя Георгиевою женою, Дадьянова, в вечном потомственном владении, и о справке тех вотчин за нею… послать в Сенат указ». Георгий Леонтьевич прожил большую жизнь, воевал, был произведен в генерал-майоры. Скончался Г.Л. Дадиани в 1765 г. в возрасте 82-х лет и был погребен в фамильной усыпальнице грузинских царей – крипте церкви Сретения Господня московского Донского монастыря, рядом с супругой и сыном. За одним из сыновей Г.Л. Дадиани - «артиллерии капитаном» Петром Георгиевичем Дадиани (1716-1784 г.г.) было уже несколько имений в Нижегородском уезде - селения Окузово, Кисленки, Старая и Новая Березовка, Юмарга и Каменка, а также интересующее нас село Пилекшево на реке Пьяне.

Самые ранние письменные подтверждения того, что в мордовской деревне появились культовые сооружения, относятся к первой трети XVIII в. На рукописной карте Нижегородской губернии, составленной в 1735 г. князем Иваном Шехонским и Степаном Орликовым, в Пилекшеве зафиксирована не просто церковь, а Никольский монастырь, который будет относиться к Нижегородскому уезду, хотя вся окружающая его территория входила тогда в Курмышский. Главный храм обители был освящен во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского – одного из самых почитаемых святых на Руси, в том числе и в Нижегородском крае. По посвящению центрального храма этого монастыря мордовская деревня получит свое второе название - «Пилекшево, Никольское (Николаевское) тож». Облик построек данной обители, впрочем, как и вообще его историю, выяснить не представляется возможным из-за отсутствия дополнительных источников информации. Вероятнее всего, все сооружения были деревянными.

В 1770-х г.г. село Пилекшево (Николаевское) так и значилось за потомками грузинских царей. В 1779 г., согласно архивным документам, оно принадлежало Петру Георгиевичу Дадиани, о котором сказано выше. Клировые ведомости и метрические книги за этот период практически не содержат сведений о первом Никольском храме, как об архитектурном сооружении. Они зафиксировали лишь имена священников и остальных церковнослужителей: на 1763 год довольно обширный приход из 84 дворов окормляли иерей Петр Антонов (40 лет), дьякон Андрей Алексеев (33 года), дьячок – Степан Федоров (38 лет), пономарь Осип Петров (23 года). Такой состав причта был определен для этой церкви издавна.

Первые документально подтвержденные сведения о ныне существующей каменной Спасо-Преображенской церкви содержатся в документах 1850-х г.г. Согласно клировым ведомостям за 1850-1851 год: «1. Построена сия церковь в 1836 году тщанием прихожан. 2. Здание каменное, с таковою же колокольнею, твердое. 3. Престолов в оной церкви три: в честь Преображения Господня, который за недостройкой сей церкви еще не освящен. Второй в правом приделе – в честь Казанской Божией Матери; третий в левом приделе – в честь Святителя и Чудотворца Николая, которые два престола освящены в 1840 году». Еще раньше, в 1833 г. стараниями дворового человека села Пилекшева Василия Ивановича Буслаева примерно в полукилометре от Никольской церкви была выстроена каменная Рождественская церковь с деревянной колокольней. В связи с этим после 1833 г. все захоронения осуществлялись не вокруг Никольской или более поздней Спасо-Преображенской церкви, а на специально устроенном деревенском погосте. В настоящее время этот кладбищенский храм находится руинированом состоянии.

Итак, анализ клировых ведомостей позволяет установить, что новый каменный Спасо-Преображенский храм, существующий и поныне, был заложен в 1836 г. «тщанием прихожан и «помещика Бориса Прутченко», когда, вероятно, старые деревянные культовые постройки окончательно обветшали. Из этих же документов следует, что в новый храм был перенесен архив старой Никольской церкви - копии метрических книг, куда записывали всех крестившихся, женившихся и умерших, а также исповедные росписи.

С конца ХVIII в. владельцами вотчин по реке Пьяне стали помещики Прутченко. Борис Ефимович Прутченко (род. 1785 г.) был видным представителем этого знатного дворянского рода, вице-губернатором Нижнего Новгорода, а с 1837 г. - председателем казенной палаты.

Видимо, старая деревянная Никольская церковь в ходе строительных работ была разобрана, а одноименный Никольский придел был устроен в теплой трапезе нового храма, который выстроили непосредственно на месте старого, лишь расширив его. Однако достроить полностью и освятить главный престол в честь Преображения Господня из-за постоянной нехватки денежных средств и грандиозности строительства удалось только в 1854 г. До этого службы велись в двух небольших приделах - во имя Николая Чудотворца и во имя Казанской иконы Божией Матери. Их освещение состоялось 21 августа 1840 г. Преосвященным Иоанном (Доброзраковым), епископом Нижегородским и Арзамасским, когда еще было недостроенным основное здание церкви. Антиминс из Никольского придела приходского храма в селе Пилекшеве сохранился до наших дней. Эта святыня хранится в фондах Церковно-археологического музея Нижегородской епархии в Печерском Вознесенском монастыре. Таким образом, строительство существующей ныне церкви заняло довольно длительный промежуток времени - с 1836 по 1854 г.г. Автор проекта храма не установлен.

Общее представление о местоположении культового сооружения в планировочной структуре села дает план начала 1860-х г.г., составленный в ходе проведения топографической съемки Нижегородской губернии, выполненной под руководством генерал-лейтенанта А.И. Менде. Планировка населенного пункта, судя по карте 1854 г. и современным спутниковым съемкам, носит ярко выраженный прибрежный характер – оно вытянуто вдоль извилистого, левого берега реки Пьяны. Однорядный тип застройки был обусловлен ландшафтными особенностям местности. Подобная планировочная система (овражно-улочные формы) широко распространена именно на юго-востоке Нижегородского края.

Храм с высокой, трехъярусной колокольней разместили на прекрасном мысу, образованном берегом озера Инява, подходящего к реке Пьяне и самим обрывом этой реки, ближе к южной оконечности села, так, что он доминировал над всей окрестной территорией. Часть незастроенного пространства, примыкавшего к храму, была отведена под базар, «главное назначение» которого состояло в «обмене сельских произведений, преимущественно хлеба». В дореволюционный период времени храм входил в состав 3-го благочиннического округа Княгининского уезда и являлся центром большого прихода.

До 1891 г. единственным строением, относившимся к храму, была деревянная караулка. 15 июля 1891 г. она сгорела в большом пожаре, от которого сильно пострадала и сама церковь. Восстановительные работы, в процессе которых здание было капитально отремонтировано, продолжались до поздней осени 1893 г. 8-9 ноября этого года храм и его престолы были освящены вновь во имя тех же праздников и святых.

В непосредственной близости от села располагались 33 дес. пашенной церковной земли. По данным клировых ведомостей второй половины XIX–начала ХХ в.в., земельные участки обрабатывались самим причтом или наемными работниками, что типично для церковных и монастырских земель Нижегородской епархии того времени.

С 1851 г. и до начала ХХ в. священники, служившие на данном приходе, были представителями одной семьи Пальмовых. С 1851 г. по 1869 г. верующих окормлял Георгий Дмитриевич Пальмов. Заступил он на приход села Пилекшева в возрасте 48 лет, уже будучи женатым и имея троих сыновей - Василия (20 лет в 1851 г.), Евгения (9 лет в 1851 г.) и Михаила (6 лет в 1851 г.). Как раз младший - Михаил и продолжил дело отца, прослужив в Спасо-Преображенской церкви вплоть 1906 г. За усердную службу в 1878 г. он был награжден одной из церковных наград – набедренником. Сменил его священник Лавров Николай Валерианович, первоначально с 1901 г. (с перерывами) исполнявшего обязанности псаломщика при храме. В 1912 г. ему было 32 года. Предреволюционные церковные клировые ведомости за 1916 г. отмечают его имя как последнего известного нам настоятеля храма. К началу ХХ в. священник в Пилекшеве жил в собственном деревянном доме, для дьякона жилье возвели на общественные деньги, а псаломщик «стоял на квартире».

Облик храма после капитального ремонта 1891–1893 г.г. устанавливается по архивным фиксационным чертежам Управления Губернского инженера 1925–1926 г.г. черно-белой предвоенной фотографии (вероятно, 1940–1941 г.г.), сохранившей в материалах о закрытии церкви. Они свидетельствуют, что церковь является прекрасным образцом позднего классицизма, выстроенным по типовому проекту. В основе композиционного построения Спасо-Преображенской церкви лежало общее, широко распространенное решение - тип храма «корабль», активно применявшийся в русском культовом зодчестве. Данная планировочная структура, когда на одной линии находятся собственно храм с полукруглой апсидой и трапезная, однозначно требовали устройства колокольни с запада, в продолжение продольной композиционной оси, что и было реализовано. Основное здание церкви имело один барабан с большим куполом, трапезная была перекрыта двускатной кровлей, а трехъярусная колокольня, у которой в настоящий момент утрачены завершения, венчалась тонким шпилем, характерным для архитектуры периода классицизма.

Глядя на церковь в Пилекшеве можно сказать, что проект ее, составленный неизвестным нам архитектором (проектные чертежи не обнаружены), вобрал в себя лучшие черты из проектов подобных сельских храмов. Впечатляет величественный купол, красивые пропорции фасадов. Их детали довольно органично сочетаются между собой. В источниках второй половины XIX–начала ХХ в. отмечается, что церковь «твердая», крыша «крыта железом и окрашена медянкой» - классической зеленой краской, применявшейся в провинциальном культовом зодчестве. Также приводятся сведения о том, что к началу ХХ века церковь и колокольня были обнесены каменной оградой. В 1925–1926 г.г. при составлении фиксационных чертежей стоимость здания составила почти 30 000 рублей. Свой вид Спасо-Преображенская церковь в Пилекшеве сохраняла вплоть до 1940-х г.г. После распада религиозной общины и ареста последнего священника (как написано в документах – «разъехались все» кто куда), ее здание долго не использовалось.

В апреле 1941 г., в самый канун войны, по Решению Исполнительного комитета Перевозского районного совета депутатов трудящихся Спасо-Преображенский храм предполагалось отдать под начальную школу и клуб. На собрании жителей села, состоявшегося еще 3 февраля 1941 г., отмечалось, что здание находится в плохом состоянии и надлежащим образом не содержится, а население нуждается в «очаге культуры». За переоборудование храма проголосовало 214 человек, против - ни одного. Приспособление храма под начальную школу и клуб так и не состоялось из-за начавшейся Великой Отечественной войны. Храм претерпел разрушения уже позднее, фактически лишившись завершения колокольни. После войны здание использовалось под зернохранилище.

***

Этот величественный сельский храм был связан с жизнью и служением на Нижегородской земле выдающегося политического и общественного деятеля графа Алексея Борисовича Нейдгарта (1863-1918). Положение дворянской семьи Нейдгартов в светском обществе было весьма высоким, они пользовались большим уважением и покровительством царской семьи. 27 октября 1884 г. родная сестра Алексея Борисовича - княжна Ольга Борисовна Нейдгарт вступает в брак с видным политическим деятелем России, председателем Совета министров Петром Аркадьевичем Столыпиным. А младшая сестра Анна станет супругой министра иностранных дел - Сергея Дмитриевича Сазонова.

Имение «Отрада» в Княгининском уезде между селом Пелекшево и деревней Козловка было подарено Алексию Нейдгарту его отцом в качестве приданного на свадьбу. Двухэтажный усадебный дом, лесные и водные угодья, на берегу небольшой речки Пьяны, общей площадью более 450 десятин земли были приобретены Борисом Нейдгартом в 1879 г., у барона Дмитрия Николаевича Дельвига. Помимо этих земель, еще раньше в 1864 г. во владение Нейдгартов перешло еще более обширное соседнее имение, оставшееся после смерти князя Дмитрия Борисовича Черкасского, находившееся при селах Ичалки и Большой Якшени, а так же деревни Малая Якшень.

В течение двенадцати лет Алексий Нейдгарт фактически безвыездно проживет в «Отрадном», всецело посвятив себя воспитанию детей, хозяйственной и общественно-политической деятельности. Кроме главного дома и флигеля для прислуги, в усадебный комплекс «Отрада» так же входили: скотный двор, сыроварня, две конюшни (одна для породистых рысаков, другая для рабочих тяжеловозов), псарня, прачечная. Вокруг дома был обустроен регулярный парк, пруд и фруктовый сад.

На этих землях, в начале XX столетия рядом с селом Ичалки по инициативе Алексея Борисовича началась разработка и добыча известняка. Кроме этого очень щедро и заботливо относилась семья Нейдгартов к своим крестьянам. Обширной библиотекой в усадебном доме мог воспользоваться любой желающий, стремление простых жителей всячески поощрялось. Хозяйство в усадьбе считалось образцовым. По свидетельству современников, хозяин «Отрады» слыл большим хлебосолом, в доме Алексея Борисовича подолгу гостили многочисленные родственники и местные помещики со своими семьями. Частым гостем здесь был и Петр Аркадьевич Столыпин, который наведывался сюда обычно летом. Происходило это еще и потому, что он являлся владельцем усадьбы в соседнем селе Анненково, которое получила в качестве приданного его супруга, родная сестра Алексей Борисовича.

Именно здесь в усадьбе, 11 ноября 1888 г., у Алексея Борисовича и Любови Николаевны родилась старшая дочь Елизавета. Непосредственно на территории имения храма не было. Владельцы усадьбы молились в небольшой домовой церкви, расположенной в восточной части особняка, а рядом стояла небольшая деревянная звонница. Именно поэтому крещение первого младенца в семье было совершено в приходской Спасо-Преображенской церкви с. Пилекшево, рядом с имением. 1 августа 1890 г., здесь же в «Отрадном», в семье Нейдгартов родилась средняя дочь Мария, а на следующий год 17 декабря 1891 г. родился наследник - сын Борис, которых так же крестили в Преображенском храме. По просьбе Алексея Борисовича в парке специально прорубили просеку, чтобы из окна его кабинета был виден этот храм, расположенный на противоположном от усадьбы холме, за рекой Пьяной.

Всю свою жизнь А.Б. Нейдгарт также щедро жертвовал на нужды и постройку православных церквей не только в Нижегородской епархии, но и в столице, за что неоднократно удостаивался благословения правящих архипастырей и Святейшего Синода, как “ревностный созидатель Божьих храмов”. Он так же являлся благоукрасителем Спасо-Преображенской церкви, куда его семья делала различные пожертвования богослужебной утвари и икон.

После 1905 г., оказавшись в числе членов Государственного Совета, А.Б. Нейдгарт практически сразу же превратился в одного из лидеров этого высокого собрания сановников. Разделяя взгляды русских националистов, Алексей Борисович принимал самое непосредственное участие в их деятельности, направленной на защиту интересов России и русского народа. В годы Первой мировой войны А.Б. Нейдгарт был привлечен к работе Верховного Совета по призрению семей лиц, призванных на войну, а также семей раненых и павших воинов, в котором председательствовала Императрица Александра Федоровна. Он являлся председателем нижегородского губернского комитета помощи беженцам. Кроме того, с 16 сентября 1914 г. он стал председателем Комитета Великой княжны Татьяны Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных действий. После февральских событий 1917 г., в связи с упразднением должности члена Государственного Совета по назначению, граф Алексей Борисович Нейдгарт в мае был выведен за штат, а 25 октября 1917 г. окончательно уволен с государственной службы большевиками. Оставшись без службы, Алексей Борисович вернулся в свое родовое имение в Нижегородскую губернию, где вскоре и принял мученический венец.

6 ноября 1918 г., в канун годовщины Октябрьского переворота большевиков, Алексий Борисович Нейдгарт вместе с другими мучениками - Преосвященным Лаврентием и протоиереем Алексием Порфирьевым был расстрелян по приговору Нижегородской Губернской ЧК. В этот день Святая Церковь чествует икону Божией Матери «Всех скорбящих радости». В 2000 г. на Архиерейском Юбилейном Соборе РПЦ он был причислен к лику мучеников и исповедников земли Нижегородской.

***

Среди священнослужителей, в различное время служивших в Спасо-Преображенской церкви, биография последнего, уже помянутого выше Николая Валериановича Лаврова заслуживает особого внимания. Из официальных архивных документов про этого пастыря известны следующие факты. Родился он 18 сентября 1880 г. (по ст. стилю), в селе Покров Гагинского района в семье священника. В 1901 г. он окончил четыре класса Нижегородской Духовной семинарии и поступил на службу псаломщиком в село Пилекшево. В 1902 г. он был определен в диаконы в село Средние Пичингуши Лукояновского уезда. С 24 февраля 1906 г. после рукоположения в сан священника он вернулся служить в Спасо-Преображенский храм. Семья отца Николая состояла из шестерых человек. Вместе с матушкой Елизаветой Михайловной он воспитывал пятерых детей: четверых дочерей - Вера, Валентина, Александра, Лидия и сын Михаил.

В 1935 г. отец Николай был арестован по обвинению за неуплату налогов, и районным судом приговорен к трем годам лишения свободы. Однако, в последствие он был оправдан Краевым судом, и смог вернуться на службу в родной храм. Второй раз его арестовали в период массовых арестов духовенства нашей епархии осенью 1937 г., а точнее 17 ноября, по обвинению в антисоветской контрреволюционной деятельности. 2 декабря 1937 г. он был приговорен Особой Тройкой НКВД к высшей мере наказания, а 14 декабря расстрелян.

***

Спасо-Преображенская каменная церковь в селе Пилекшеве Перевозского района сохранилась до наших дней в удовлетворительном состоянии. Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 21.02.95 № 22 «Об объявлении находящихся на территории Нижегородской области культовых зданий и объектов, культовых комплексов, имеющих историческую, научную и культурную ценность памятниками архитектуры областного значения» Преображенская церковь в селе Пилекшево Перевозского района Нижегородской области взята на государственную охрану, как объект культурного наследия регионального значения.

В 2013 г. начались работы по расчистке помещения церкви от мусора, а так же на основе выявленных архивных чертежей и фотоматериалов разработан проект её реставрации. Реставрационные работы церкви проводятся за счет средств благотворителей Э.В. Бумагина и М.Л. Свистунова.

А.А. Давыдова «Краткая летопись Спасо-Преображенского храма села Пилекшева»; http://lyskovskaya-eparhya.ru/pelekhevo-perevozskii-raion/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.