Свято-Успенский собор Орла - так этот величественный храм называется официально. Однако имеет он и второе название - и оно звучит намного привычнее для любого орловца: храм Михаила Архангела. Свято-Успенская церковь пожалуй, одна из самых больших в городе. Само здание построили в начале ХIХ века, но, как говорится, возник собор не на пустом месте. Современные краеведы пишут, что некогда у стен Орловской крепости располагалась Посадская слобода с деревянным храмом в честь Успения Божией Матери. К концу ХVII века в Посадской слободе уже стояла каменная пятиглавая Успенская церковь, при ней имелась шатровая колокольня. Но минуло около полувека, и храм перестал вмещать всех молящихся. И тогда один из местных купцов по фамилии Калашников пожертвовал средства на строительство новой церкви - посвящённой Архангелу Михаилу.
Почти век простояли на теперь уже центральной площади города бок о бок две церкви. Вместе с тем распространена и другая версия: мол, в 1678 году посадские люди Овчинников и Грибачёв поставили каменный Успенский храм, а в 1730-м году рядом Калашников возвёл деревянный зимний в честь Архангела Михаила. Как бы то ни было, потом пришло время городских генеральных планов. Улицы проложили по-новому, вместо деревянных домов стали постепенно возводить каменные. Жителей в этом районе становилось всё больше, и они начали просить выстроить им новый храм. Церковь и одиноко стоявшую колокольню заложили 19 сентября 1801 года, предварительно разобрав старые церковные здания, а в 1803 году - трапезную с двумя престолами. Через 16 лет (1817) строительство храма завершилось. Было решено освятить главный престол в честь Успения Пресвятой Богородицы, а два придела - во имя Архистратига Михаила и во имя святого мученика Иоанна Воина. Тем не менее в народном сознании закрепилось именно название Михаило-Архангельский. Объясняется это тем, что в Посадской слободе селились служивые люди, военные, почитавшие Михаила Архангела своим покровителем.
В 1788 году на карте Орла появилась классическая часовня; она сохранилась до наших дней и является единственным сохранившимся "ротондальным культовым памятником" на Орловщине. Тогда рядом с храмом были построены здания приходской школы и богадельни. Михаило-Архангельская церковь на момент своего появления занимала второе место по количеству прихожан, которых могла вместить. Больше неё был только Петропавловский собор, но он регулярно закрывался на ремонт и всевозможные перестройки. Так что все торжества устраивались именно в храме Михаила Архангела. Например, там проходило богослужение по случаю визита в Орёл императора Александра I в 1823 году. Там же тремя годами позже поставили гроб с телом покойного царя, когда его везли из Таганрога в Петербург. Писали, что "от орловского общества был сооружён балдахин с украшениями и короною вверху, под сенью которого прах покойного Государя стоял всё время пребывания в Орле". Потом этот балдахин ещё долго покрывал главный престол храма. Славился Михаило-Архангельский храм и своим убранством - прекрасные росписи покрывали стены не только изнутри, но и снаружи, утварь и иконные киоты были роскошными.
У "Михаила Архангела" нередко молились писатели Иван Бунин и Николай Лесков. В своих произведениях они очень часто упоминали этот храм. А новорождённого Леонида Андреева здесь крестили. Таинство совершал священник Андрей Казанский. Этот строгий человек пережил огромную трагедию - его юная дочь, закончив гимназию, покончила с собой. Причины самоубийства так и остались неизвестными, а о поступке девушки ползло по городу немало кривотолков. Этот эпизод даже лёг в основу рассказа Леонида Андреева "Молчание". В другом произведении - "Весенние обещания", - автор указывает, что колокольня храма была белой. Некоторые исследователи предполагают, что это можно объяснить либо игрой света, либо тем, что какое-то время храм не красили, а только белили.
В ХIХ веке на долю Михаило-Архангельского храма выпало немало переделок. Изначально рассчитанный на 800 молящихся, уже к середине столетия он стал явно "мал". В 1858 году епархиальный архитектор Н. Ефимов разработал проект расширения церкви за счёт увеличения трапезной. Её сделали четырёхстолпной, объединили с колокольней. Кроме того, согласно задумке Ефимова, было необходимо внести немало существенных конструктивных и декоративных изменений, однако воплощать их в жизнь не стали. Может, денег не хватало, может, церковные иерархи не согласились - тепрь уже не узнать. В результате ограничились лишь приданием окнам стрельчатых завершений. Кроме того, у храма появились чугунные навесы-козырьки. Их установили над северным и южным входами.
После Октябрьской революции один из них бесследно исчез, второй же, северный, чудом уцелел. Что касается интерьеров храма, то их украсили росписями. Так, на стенах трапезной появились фрески: на западной стене - сцены из Писания, на пилонах арок изобразили евангельские истории. В центральном куполе - явление Троицы. Печально, но к началу 90-х годов ХХ века, по оценкам реставраторов, сохранилось всего около 5% этих живописных картин. Тогда же, в 1850-е годы, было принято решение расписать храм и снаружи. Есть сведения, что общая площадь внешних фресок составляла 260 квадратных метров. В 1900 году в храме Михаила Архангела был устроен ещё один придел - во имя святителя Феодосия, архиепископа Черниговского. Пятью годами позже старый деревянный иконостас заменили на мраморный, роскошно украсили многие иконы. Например, один из самых почитаемых образов - икону Божией Матери "Страстная" - одели в золочёную ризу стоимостью в 700 рублей. После революции всё изменилось почти сразу. Уже в 1918 году начали изымать из церкви всё, что представляло хоть какую-то ценность. Хорошо хоть, что в 1923-м храм признали памятником архитектуры, и отдел музеев Наркомпроса поставил его на государственную охрану. В трапезной продолжались службы, а в основном здании открыли музей религиозного искусства (просуществовал до начала 1940-х годов).
Так всё и продолжалось вплоть до начала 1941 года, когда храм закрыли полностью, а помещение приспособили под склад. В сторожку при храме в те годы поселили ссыльных архиреев, которые ждали там решения суда. Рассказывают, что из подвала этой постройки ещё за долго до революции был прорыт подземный ход, который в те лихие годы спас жизнь многим церковнослужителям. Во время войны вошедшие в город немцы продолжали использовать бывший храм в качестве склада - они хранили там оружие. А когда Орёл освободили, по некоторым данным, в нём устроили военный госпиталь. Правда, документальных подтверждений этому факту в архивах нет, но однажды настоятелю храма - ныне покойному Владимиру Дорошу - пришло письмо от некоей женщины. Она рассказала, что её, раненную, лечили именно в Михаило-Архангельском храме. Возможно, факт нахождения госпиталя зафиксировать просто не успели, ибо лечебное заведение могло размещаться там совем недолго и вскоре съехать вслед за ушедшими военными.
Местные жители вспоминают, что в послевоенные годы внутри храм выглядел ужасно - полов в нём не было, окна закрыты фанерой или железом. Одно время в здании размещался архив. А в начале 1970-х годов бывший храм Михаила Архангела решили превратить в выставочный зал. "Творческий" коллектив орловского проектного института разрабатывает проект приспособления здания под концертный зал, а специально созданная комиссия составляет акт о малой художественной ценности сохранившейся настенной живописи - оставшихся фресок. В подвале, согласно проекту, должны были устроить гардероб, туалет и музейное хранилище. Для этого применялась строительная техника, для проезда внутрь которой выломали одну из стен храма. Даже начали рыть пятиметровый котлован под главным куполом. Выемка грунта составила 1400 куб. м! Кроме того, тогда же установили бетонные перекрытия, предполагая организовать второй этаж. Разумеется, все эти работы не прошли для здания даром: основной объём раскололся, образовались сквозные раскрывающиеся трещины, храм на полметра просел. Вскоре состояние постройки стало аварийным. Возникла угроза обрушения стен и сводов. Работы прекратили, и от идеи использования бывшей церкви отказались. К счастью, не успели демонтировать оставшийся литой чугунный козырёк над северным входом, хотя такие планы тоже существовали.
В 1980-е годы здание бывшей Михаило-Архангельской церкви решили восстанавливать. Сделали деревянные переплёты на окна, в котлован поместили железобетонное кольцо, чтобы зафиксировать фундамент и сохранить постройку от окончательного разрушения. Начали реставрацию фресок, причём под остатками сохранившегося слоя обнаружили более древний слой. В 1989 году храм вместе с часовней передали Орловско-Брянской епархии. Вновь освящён епископом Орловским и Брянским Паисием 6 января 1990 года. После этого усилия прихожан и настоятеля - протоиерея Владимира Дороша начался новый цикл реставрационно-восстановительных работ. В храме настелили мраморные полы. Рассказывали, что многое настоятель делал сам, своими руками. В 2004-2005 годах удалось реализовать более масштабную реставрацию. Руководить реставрацией губернатор области Е. С. Строев поручил своему заместителю Е. Н. Вельковскому. Была оказана всемерная финансовая поддержка ряда организаций и храмов города. Решено было провести капитальный ремонт здания с использованием металлических конструкций и лучших современных материалов. В конце 2005 года установили новый деревянный иконостас. Не так давно полностью привели в порядок часовню - на её внешней стене стали появляться образа. Одним из первых, например, решено было написать образ Святителя Николая Чудотворца. Так и поступили. А сравнительно недавно выяснилось, что до революции подобная икона действительно украшала стену часовни - чтобы проезжавшие мимо путники могли помолиться заступнику всех путешествующих.
Сейчас идёт внешнее поновление храма, растянувшееся на многие годы. Стоит сказать, что оконные решётки батюшка с прихожанами решили не менять - они служат напоминанием о прошлом этой церкви: строгие решётки алтаря ставились одновременно со строительством храма в начале ХIХ века, а решётки на окнах трапезной - более сложные по своей форме - являются уже образцом конца столетия. А не так давно храму дали статус собора.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №368, ООО "Де Агостини", 2019