«Давайте сюда коня! Бутылки сюда, баранки! Везите, друзья, меня в деревню мою – Новлянки!» Это первое, что приходит в голову при его упоминании, но… это не те Новлянки! Юрий Визбор написал песню о совсем другой деревне, хотя тоже Московской области, но Дмитровского, а не Волоколамского района. Там ныне живет 16 человек, кажется, более ничем, кроме того, что увековечены признанным бардом, эти Новлянки не известны. Новлянское же, где на 2010 г. было немногим больше народу – 24 жителя – не деревня, а село. Издавна так именовали лишь поселение, имеющее храм. У нее, в свою очередь, есть предыстория: ведь село известно с XVII в. как Новое. Было оно частновладельческим. Среди его владельцев – бояре Головины, князь Ф. Голицын, поручик Н. Чулков, а после – его наследники.
Все эти люди значатся также как церковные благотворители: ведь издавна Новое носило также название Никольское, по деревянной церкви свт. Николая. Из документов известно, что здание несколько раз полностью перестраивали за ветхостью. Например, в 1736 г. это было сделано иждивением князя Голицына. Следующая капитальная переделка потребовалась почти через 150 лет: в 1882 г. совсем обветшала колокольня, так что ее пришлось возводить заново, с 1884 г. у однопрестольного храма появился придел – прп. Сергия Радонежского. К этому времени отменили крепостное право, Новлянское перестало быть владельческим. Все большую роль здесь начали играть купцы – например, среди жертвователей 1881 г. значится Шленов, лесопромышленник – очевидно, что колокольня перестроена как раз на его средства.
Наконец, на рубеже XIX-XX вв. прихожане решили, что селу нужна капитальная каменная церковь – на века. Предполагалось, что она будет трехпрестольной, с посвящением главного престола Святой Троице, приделов – свт. Николаю и прп. Сергию, как обычно делалось, когда новое церковное здание строилась вместо старого. Немалые средства на здание, даже капитальный дом для клириков дали приходской староста, московский купец Карп Иванович Миронов, а также местный крестьянин Сергей Яковлевич Коробков. Последнего назвать так можно было с известной долей условности – давно переставший быть крепостным, он через несколько лет уже записался в купеческую гильдию, причем высшую – первую, что требовало капитала не менее 10000 рублей. Понятно, что столь именитые благотворители средств не жалели, а потому Троицкая обещала быть настоящим украшением села. Так и вышло.
Строить начали споро: к 1903 г. разработан был проект; в следующем году началось уже строительство; еще через 3 года все было готово к службам. А 16 августа 1909 г. чин ее Великого освящения возглавил епископ Можайский Василий (Преображенский). Специалисты определяют стиль Троицкой как эклектику, то есть сочетание множества архитектурных традиций, среди которых, впрочем, преобладающей была традиционная русская: это видно по украшениям фасада «кокошниками», как любили делать зодчие Древней Руси. Но при этом изначально Троицкая задумывалась не как традиционная для Руси белокаменная: ее не штукатурили, не белили, сохранив стены краснокирпичными. Форма церкви была крестообразная, она имела один купол, а также колокольню из трех ярусов.
О служителях и прихожанах до 1917 г. известно немного: сам приход состоял из 8 небольших деревень, насчитывая к 1900-м гг. 123 двора, около 200 жителей, а на 1917 г. дворов было уже 140, количество прихожан – до 700; по «штату» здесь служили священник, псаломщик, получавшие небольшое жалованье от государства, но по большей части жившие, видимо, церковной земли (33 десятины), да пожертвований за требы.
Согласно документам, службы продолжались, очевидно, до 1930 г., когда Троицкая была закрыта. Скоро началось варварское уничтожение труда поколений верующих, по терминологии новой власти – «купцов-мироедов: с Троицкой снесли купола; судя по повести А. Бека «Волоколамское шоссе» (1942-1943 гг.), это было сделано уже до войны; видимо, уже после войны здание приспособили для производства кормов для колхозных животных; а для проезда техники разбили стену, проделав внушительных размеров пролом.
А. Бек увековечил храм такими строками начала повести: «На рассвете по схваченной морозом дороге, по затвердевшей, вывороченной колесами грязи мы подошли к селу Новлянскому — самому крупному населенному пункту нашего батальонного участка. Глаз сразу отметил силуэт невысокой колокольни, черневшей в мутном небе».
«Невысокими» колокольни обычно не бывают, значит, ее уже начали разрушать. С этого момента казалось, что полное уничтожение Троицкой уже не остановить. К 1990-м, когда здание забросили, состояние его уже было почти «под снос»: обрушились своды подвала, где был некогда калорифер для отопления, не было дверей, оконных рам, разумеется совершенно погибло все убранство.
С 2002 г. в практически умирающем селе из 27 постоянных жителей появился… православный приход. Верующие дерзнули на, по человеческому рассуждению, невозможное: возрождение почти утраченной святыни. Более того, тогда же им удалось добиться включения Троицкой в число культурных «объектов регионального значения», а это означало перспективу хоть какой-то государственной поддержки. Но первые средства все же собрали сами люди. К настоящему времени прихожанам удалось: восстановить обрушенное перекрытие подвала; вставить окна, двери; восстановить купол; водрузить на него крест.
Несмотря на все еще идущий ремонт, здесь начались богослужения по праздничным дням. Сейчас идет восстановление колокольни. Группа прихода в соцсети – всего 68 участников. Но вот типичный пост из «ленты» ее новостей за август 2020 г.: «Дорогие друзья, нужно примерно 50 т.р. на временное противоаварийное укрытие колокольни, это 3-4 дня работы пары промальпинистов, очистят от растительности, все зафиксируют, укроют тентом, будет зонтик, зимой и осенью стены перестанут намокать и разрушаться. Если кто хочет поучаствовать – я собираю». Следом: «Получила 43200…» А далее список жертвователей, чуть более двух десятков человек.
Фото зимы 2021 г. демонстрируют колокольню уже с ярко-синим луковичным куполом, увенчанным крестом. Кроме ремонтных работ, люди по крупицам собирают историю села, и, конечно, самой старинной церкви: кто-то работает в архиве, выкладывает фото документов, другие – помогают с расшифровкой. Среди нынешних жителей села нет богатых, да и просто состоятельных, видимо, тоже не очень много. Но возрождение Троицкой стало общим делом.
На фото прихожан на фоне церкви – в основном молодые лица. Ниже – краткая подпись: «Мы обычные люди. Мы просто возрождаем храм».
Источник: статья Натальи Сазоновой «27 жителей села Новлянское восстанавливают церковь Троицы» на сайте православной онлайн энциклопедии Православие.вики: https://pravoslavie.wiki/
Церковь Троицы в селе Новлянское: восстановление разрушенной
Комментарии и обсуждение