В Москве на Пятницкой (д. 51) есть храм, именуемый Троицкий храм в Вишняках. Его история напрямую связана с Чигирином, с трагическими событиями 1677-1678 г.г., когда турки и татары многотысячным войском, предприняв два похода, уничтожили гарнизон и 60-тысячное население Чигирина. Последние защитники славной казацкой крепости набили пушки порохом и взорвали их вместе с захватчиками, крепость погибла, река Тясмин окрасилась в клубящуюся густую кровь. Среди осаждённых, противостоящих турецко-татарскому войску, были царские стрельцы, командовал ими Матвей Вишняков (Вешняков). По обету, который порой даётся Господу в смертельно безвыходный момент, уцелевшие защитники Чигирина возвели в Стрелецкой слободе Москвы каменную церковь.
Чигиринский монастырь мусульманское войско в ярости своей стёрло с лица земли. Не они первые. Не они последние.
Как казацкий зимовник Чигирин был основан в 1527 г. Крепость возвели на труднодоступной горе Каланча (ныне Богданова или Замковая) для перекрытия пути татарам из Крыма на Русь. При этом монастырь устроили, если судить житейским умом, в месте неудобном - болотистом, вне крепостных и вне городских стен. Однако имеются сведения, что место указано было явленной иконой Божией Матери Одигитрия.
Для православного Русского мира Чигирин драгоценен тем, что в нём в 1648-1657 г.г. располагалась резиденция гетмана Богдана Хмельницкого, здесь была его ставка, здесь им вынашивалась речь, произнесённая 8 января 1654 г. в Переяславе: «... уже шесть лет живем без государя в нашей земле в безпрестанных бранех и кровопролитиях з гонители и враги нашими, хотящими искоренити Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей...». А в ответ ему было единодушное: «Волим под царя восточного, православного...»
Ландшафтно-архитектурная доминанта Чигирина - Замковая гора и памятник Богдану на ней. Булава воздета как знак восклицания! Помните! У подножья - сцены освободительной войны и её результат: в дивном женском образе Святая Русь благословляет братское соединение рук казака и стрельца. Хмельницким был реализовал мистический код святого Владимира, Крестителя Руси: Киев и Псков, Смоленск, Ярославль и Владимир на Клязьме вновь оказались в едином государстве.
При Богдане Хмельницком Троицкий монастырь благоденствовал. Обитель стала одной из самых благоустроенных и процветающих на Украине. Посещали монастырь послы и духовные мужи, одаривали. Первоначально монастырь был мужским, в нём свой век доживали казаки, получившие увечья в сражениях.
В 1654 г. монастырь посетил знаменитый святитель Христов Патриарх Константинопольский Афанасий III Пателларий (у нас его иногда называют «Афанасий сидящий»). Побывав в Москве, св. Афанасий приехал с миссией к Богдану Хмельницкому. Из Чигирина святитель отправил в Яссы милостыню, полученную им от царя Алексея Михайловича, а сам уехал в лубенский Мгарский монастырь, где после Пасхи преставился. Погребён был св. Афанасий по восточному обряду - сидящим на троне. Его мощи, обретённые нетленными, ныне почивают в Харьковском Благовещенском соборе.
Афанасий Пателларий, находясь в 1653 г. в Москве, изложил царю Алексею Михайловичу свой грандиозный геополитический проект. Собственно, это и было главной целью его визита. Он предлагал русскому государю («словом понуждал») в союзе с Молдавским княжеством и Запорожским войском идти войной на турок и освободить из-под ига православные народы. По мысли св. Афанасия, русский царь должен будет занять престол греческих православных императоров, а Московский Патриарх - кафедру Вселенских Патриархов.
Как известно, в последующем история не раз подталкивала Русь к осуществлению этого проекта.
О пребывании св. Афанасия в Чигиринском монастыре известно, что он особенно любил молиться перед чудотворной Смоленской иконой Божией Матери Одигитрия. Между прочим, по молитве святителя в окрестных болотах лягушки, досаждавшие молитвеннику своим «пением», на века потеряли голос, что отмечалось монахами и через 250 лет.
Монастырь стал женским в 1735 г., когда число вдов и невест, потерявших своих женихов в войнах, многократно превысило число мужской братии, которая не в силах была совладать с укреплением песчаных заболоченных грунтов монастыря. Лягушек можно было заставить умолкнуть молитвой, а наводнения следовало одолеть трудом. Монахиня Парфения, написавшая очерк о монастыре, изданный в Киеве в 1893 году, свидетельствует: «...всё здоровые обитательницы монастыря, после вечернего богослужения, переносят на своих плечах массы песка с возвышенных мест в монастыре для засыпки котловин и починки плотин...»
Монастырь пережил и униатский захват, когда игуменьей монастыря поставили «прегорькую пьяницу униатку Ястрембскую, священником же - попа униата Яна». Монахини уклонились от совращения в униатство, покинули обитель. После изгнания униатов, монахини нашли монастырь «совершенно опустошённым, кельи разрушены и всё имущество было разграблено».
Четыре раза за свою историю монастырь уничтожался до основания.
В 1932 г. храмы разломали трактором, остался лишь фундамент, на который в воспитательных целях установили бюст юного Ульянова. Но последнее уничтожение монастыря началось много раньше. Новые власти искали клады. Что интересно - находили. На колокольне было обнаружено неведомо кому принадлежащее имущество - драгоценные предметы, золото, ковры, ткани. Некоторые находки имели историческое значение. В 1925 г. под престолом Свято-Троицкого храма была найдена закладная плита 1542 г., уведомляющая, что основателем церкви является Дмитрий Вишневецкий. Князь Дмитрий Иванович (в фольклоре названный Байда), православный шляхтич, магнат, был одним из первых организаторов казацких войск. На свои средства он и основал первую крепость на Малой Хортице. Князь служил царю Ивану Грозному, участвовал в Крымском и Азовском походах, выполнял поручения царя на Северном Кавказе, был одарен подмосковными вотчинами, основал на Дону - в память о днепровском городе Черкассы, в котором был старостой, - град Черкасский (переименован в станицу Старочеркасская после основания Новочеркасска), столицу донского казачества.
Вся территория вокруг храмов, вокруг монастыря - некрополь, здесь лежат кости огромного числа казаков, монахов, монахинь, мирян. В 1972 г. монастырский некрополь разрыли, превратив его в песчаный карьер. Песок надумали использовать для отсыпки дороги к электростанции (которую и не построили). Как отнеслись к уничтожению кладбища жители древнего Чигирина? Вот свидетельство: «С останками захоронений чигиринцы (от мала до стара) поступали кощунственно: костями бросались, черепами играли в футбол или натыкали их на палки и с ироническими насмешками возили по городу. Особенно досталось малоистлевшим останкам. Старожилы рассказывали, что в процессе разрушения иногда извлекали из могил практически полностью сохранившиеся тела и облачения».
После закрытия монастыря часть насельниц во главе с матушкой игуменией Рафаилой (Раиса Васильевна Тертацкая) нашли приют в доме одной богобоязненной семьи. Там совершались службы. Многие современники смотрели на этот дом с ненавистью.
Ночью 26 августа 1926 г. чигиринский юродивый Варфоломей волновался, стучал в окно: «Матушка Рафаила, убегай! Через полчаса - тебе смерть!» Ответила игуменья: «На всё воля Божия. Я сестёр не оставлю».
Этого не хочется писать. И цитировать тяжело. Цитирую, как и некоторые предыдущие места в этой публикации, по книге «Преподобномученица Рафаила, игуменья Чигиринская. Житие. Служба. История Свято-Троицкого Чигиринского монастыря. Житие блаженного Варфоломея Чигиринского», составители: архимандрит Филарет (Зверев), Татьяна Черкасец, книга издана по благословению Высокопреосвященнейшего Софрония, митрополита Черкасского и Каневского, г. Чигирин, 2009 г.
«... В дом ворвалась группа активистов местной организации «Безбожник» во главе с её руководителем чекистом Иваном Леонтиевичем Саламащенко «жутка будет его смерть». Шестеро пьяных мужиков нагло схватили настоятельницу, вывели её на улицу, привязали к груше, обложили сеном, а затем подожгли, требуя, чтобы она сняла с груди крест и отдала им спрятанную ею ранее церковную утварь... Мать Елпидифора (преклонных лет, бывшая монастырская казначея. - О.С.) взяла в руки икону Божией Матери «Неопалимая Купина», и все сёстры безбоязненно вышли во двор. Они упали на колени... неожиданно разразился сильный гром, блеснула молния, и начался сильный дождь. Огненное пламя, едва успев разгореться, погасло. Тогда озлобленные мучители положили матушку на телегу и, связав её, повезли в старую скотобойню, где 49-летней игумении устроили зверский самосуд. Вначале насильники надругались над Христовой невестой, а затем в сатанинской злобе, неистово над ней издевались. Они жестоко били её прикладом по голове, оборвали ей волосы, выбили шесть верхних зубов, вырвали нижнюю челюсть. Безбожники перебили матушке рёбра, верхнюю левую голень и раздавили в одинаковых местах нижние голени обеих ног (вероятно, переехали их подводой.) Исповедница крестилась, - и богоненавистники переломали ей правую руку. А напоследок по-зверски искололи страдалицу штыками и закопали в землю - ещё живой...» Одна из послушниц монастыря «откопала изуродованное и окровавленное тело мученицы. Матушка ещё недолго дышала...»
Её тайно похоронили на Казанском кладбище - в «цыганском углу», поставив над могилкой маленький крест. Многие годы за этим особым погребением ухаживала монахиня Маргарита (Мария Устиновна Нагорная была свидетельницей мученической кончины игумении Рафаилы, она отрыла её ещё живой и она же была свидетельницей жуткой и нераскаянной смерти чекиста Саламащенко). С 1999 года за могилой, по благословению священника, стала ухаживать монахиня Екатерина (Валентина Васильевна Калашник), нынешняя игумения Свято-Троицкой обители, которая у гроба мученицы получила исцеление и духовное укрепление.
В новом веке мощи мученицы были обретены нетленными и прославлены чудесами. В 2003 г. в город вернулась чудотворная заступница Чигирина - икона Божией Матери Одигитрия.
10 июля 2009 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви благословил для местного прославления и почитания игумению Рафаилу (Тертацкую). Слава о чудесах, совершаемых по молитвам к преподобномученице, расходится по всему православному миру...
Как не похоже чигиринское возрождение на многие иные восстановления ХХI в. В старину казаки предпочитали жить в землянках, пока не возведут церковь, не отстроят монастырь.
Чигиринский Свято-Троицкий монастырь в г. Чигирин