ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Воткинск. Церковь Спаса Преображения.

Церковь Спасо-Преображенская, кладбищенская


Воткинск. Церковь Спаса Преображения
Церковь. Действует.  
Престолы:Спаса Преображения
Архитектурные стили:Эклектика, Русский стиль
Год постройки:Между 1897 и 1900.
Архитектор:И.А. Чарушин
Адрес:
Россия, Республика Удмуртия, г. Воткинск, ул. Пионеров, д. 1

Координаты: 57.048247, 53.993195



Построена по усовершенствованному проекту церкви Покрова Пресвятой Богородицы (1890-1900, арх. В.М. Дружинин, доработка И.А. Чарушина) в с. Красногорское. По идентичному проекту И.А. Чарушиным также построена церковь Михаила Архангела (1900-1910) в с. Русское Кировской области, впоследствии неоднократно воспроизведённая самим автором.



Церковь Спаса Преображения, крестильный храм и бухгалтерия<br>, Воткинск, Воткинский район и г. Воткинск, Республика Удмуртия
крестильный храм и бухгалтерия
Lynx Mourmyss
20 августа 2018
Церковь Спаса Преображения, , Воткинск, Воткинский район и г. Воткинск, Республика Удмуртия
Максим Бычков
3 декабря 2005
Церковь Спаса Преображения, , Воткинск, Воткинский район и г. Воткинск, Республика Удмуртия
Ольга Ш
28 мая 2021
Церковь Спаса Преображения, , Воткинск, Воткинский район и г. Воткинск, Республика Удмуртия
Lynx Mourmyss
20 августа 2018
Церковь Спаса Преображения, , Воткинск, Воткинский район и г. Воткинск, Республика Удмуртия
Lynx Mourmyss
20 августа 2018
Церковь Спаса Преображения, , Воткинск, Воткинский район и г. Воткинск, Республика Удмуртия
марк шефчик
28 мая 2013
Церковь Спаса Преображения, , Воткинск, Воткинский район и г. Воткинск, Республика Удмуртия
марк шефчик
28 мая 2013
Церковь Спаса Преображения, Фото с сайта: http://vk.com/vyatka_pravoclavnoe_proshloe<br>, Воткинск, Воткинский район и г. Воткинск, Республика Удмуртия
Фото с сайта: http://vk.com/vyatka_pravoclavnoe_proshloe
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
??
Церковь Спаса Преображения, Фото Спасо-Преображенского храма. Приблизительные рамки съёмки: с 01.07.1915 г. по 01.07.1917 г.<br>, Воткинск, Воткинский район и г. Воткинск, Республика Удмуртия
Фото Спасо-Преображенского храма. Приблизительные рамки съёмки: с 01.07.1915 г. по 01.07.1917 г.
Алексей Кротов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Пётр Иевлев.
 
Пётр Иевлев.Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  29 июня 2011

Значительный рост числа населения Воткинского города-завода, повышение материального благосостояния его граждан и самое главное, укрепление среди них начал православия обусловили в совокупности необходимость возведения четвертого по счету кладбищенского храма. Он стал самым крупным уже круглогодично действующим, то есть отапливаемым.

Новая Спасо-Преображенская церковь возводилась целиком на пожертвования воткинских рабочих под тщательным наблюдением особого строительного комитета из рабочих и чиновников. Председателем комитета являлся священник Благовещенского собора Картерий Николаевич Катаев /1861- ?/. Это родственник известного советского писателя В.П.Катаева /1897-1986/. Он окончил духовную семинарию в 1803г., служил в Ижевске, а с 1888г. в Воткинске. Заслуги отца Картерия в возведении четвертого храма очень значительны. В строительный комитет кроме него входили священник Иоанн Левицкий, горный инженер Москвин, (возможно, потомок одного из основателей Воткинска горного инженера А.С.Москвина), а также представители от купечества и мастеровых.

Торжественная закладка здания состоялась 6 августа 1897г. еще без утвержденного владыками проекта. 13 октября 1897г. благочинный Благовещенского собора протоиерей Михаил Утробин обратился к епископу Сара-пульскому Никодиму с просьбой благословить "план на постройку кладбищенской церкви вместо старой, разломанной за непрочностью" /ЦГА УР, ф.245, оп.2, д.822/. Проект был заново разработан вятским губернским архитектором И.А. Чарушиным. Он, судя по всему, взял за основу утвержденный еще 9 сентября 1895г. проект перестройки третьей Преображенской церкви.

Несмотря на свою занятость строительными делами по всей Вятской губернии, И.А. Чарушин несколько раз приезжал в Воткинск: в 1895, 1897, дважды в 1898, а затем еще в 1899гг. Он приезжал из Вятки в основном в Ижевск, в связи с возведением там тогда же грандиозного и великолепного Михайловского собора. /1896-1906/. Но не забывал архитектор и воткинское храмовое строительство, дотошно вникая во все стадии процесса. Например, в акте осмотра от 17 декабря I899 г. зодчий указал на пять отступлений воткинцев от предписанного плана, но счел все же, что погрешности эти сделаны "не в ущерб красоте" /Гос.архив Кировской обл. Фонд 583, оn.524, д.201/.

При возведении четвертого храма часть материалов была использована строителями от предшествовавшего церковного здания. Но "камень для пола и лестниц" выписывался строительным комитетом в 1897 из Кунгура, с доставкой на пароходах. /ЦГА УР. фонд 245, оп.2, д.822/.

Кладка велась лучшими мастерами из красного кирпича по типу "польской верстовой готической кладки с расшивкой швов", Храм до сего времени является эталоном высокого качества строительных работ.

Освящение новой Спасо-Преображенской церкви состоялось 10 сентября 1300г. Интересно, что прихожане и клирики иногда называли ее не новой, а "старой" только лишь перестроенной Преображенской церковью. Однако все же в архитектурном отношении это абсолютно разные объекты. Четвертый храм стал обладать более высокими архитектурно-художественными достоинствами, чем все предыдущие.

В 1991-1996 гг. по северной и северо-западной сторонам церковной ограды по проекту воткинца Н.Л. Звирздыня было возведено монументальное двухэтажное здание с подклетом. В нем разместились обширная крестильная церковь, воскресная школа, трапезная, административные и хозяйственные службы. Красно-кирпичное сооружение это в основном гармонирует с памятником архитектуры, хотя главное завершение здания по своему силуэту не вполне выдержано в общем духе архитектурного ансамбля.

АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗДАНИЯ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОЙ ЦЕРКВИ.

Существующий храм представляет собой достаточно оригинальное произведение зодчества - лучший в Воткинске памятник русско-византийского стиля.
В плане это здание представляет из себя вытянутый крест размерами 41x19 м. Ориентация его в пространстве выполнена в развитие позиции, заложенной предшествовавшим храмом - строго с запада на восток, почти параллельно выстроенному ниже Благовещенскому собору.

Оригинально объемно-планировочное решение кладбищенской церкви. Прежде всего, сказался значительный перепад высот на склоне кладбищенского холма. Соответственно архитектор вынужден был использовать введение очень высокого крыльца и подклета храма.

Анализируемый архитектурный памятник относится к первой объемно-планировочной группе храмов И.А. Чарушина. Этот выдающийся мастер зодчества создал около ста храмов. Они объединяются в пять групп, но никогда не повторяются внутри их. Выделенная нами группа условно называется "купольные" храмы. Она служит как бы переходной группой от храмов византийского /или русско-византийского/ стиля к храмам русского стиля.

К данной группе относятся также храмы в Сям-Можге и Июльском. Барабан храмов первой группы выполнен в виде цилиндра /или восьмерика/ и перекрыт широким полусферическим куполом, более характерным для храмов классицизма и византийского стиля.

Проектировавшаяся одновременно, но построенная позже Покровская церковь в с.Июльском /1907/ при общем объемно-планировочном сходстве имеет существенное отличие от Спасо-Преображенской церкви. В Июльском барабан чуть шире купола, а в Воткинске наоборот. Обшивка купола здесь как бы "натекает" на барабан с красиво прорисованными арочными окнами. Этот выразительный прием нигде более не использовался И.А. Чарушиным.

Колокольни храмов этой группы всегда проектировались им с шатровыми завершениями, с рядами ложных слухов на их гранях. Шатер контрастирует с полусферическим куполом. Но он увенчан, как и колокольня, луковичной главкой, что смягчает контраст. В такой гармонии и противоборстве архитектурных форм скрыто главное очарование воткинской церкви, одного из маленьких шедевров И.А. Чарушина.

Заметим, что по сути своей деятельности в Вятской епархии он был больше чем архитектор, а еще и своего рода миссионер. И.А. Чарушин не только создавал проект, но и придирчиво избирал место для храма, строго контролировал качество материалов и ход строительных работ, участвовал в проектировании декоративных работ по интерьерам, занимался иконостасами. Храм в соответствии с духом соборности, определявшим российское православие, становился гармоничным ансамблем различных видов искусства.

Высокую художественную ценность имеет трехъярусный резной иконостас. Его членения отличает упругая мощь очертаний арок. Их пластика напоминает об убранстве храмов стиля барокко. Возможно, что в основе такого решения чертеж самого И.А. Чарушина. Он нередко сам проектировал иконостасы для своих храмов. Живопись, заполняющая иконостас, добротна и академична. Больших потерь, судя по всему, в советские годы иконостас не испытал. Но драгоценные оклады и священные сосуды из Спасо-Преображенской церкви были изъяты весной 1922г., как и из почти всех других храмов Удмуртии и Прикамья.

В 1952-1953 гг. были выполнены настенные росписи храма. Несмотря на свою определенную грубоватость, они придали должную цельность всему ансамблю интерьера церкви.

Среди святынь храма - икона "Георгий Победоносец". По преданию, рассказывавшемуся воткинцами, именно с этой иконой совершалась в 1759г. закладка Воткинского завода. Она перешла в Спасо-Преображенский храм, очевидно, после закрытия Благовещенского собора в 1929г. О массовом поклонении этой иконе с тревогой докладывал уполномоченный по делам Церкви в секретной "Информационной записке о некоторых сторонах церковной жизни Воткинска" от 21 февраля 1964г. /ЦГА УР, ф.Р-551, оп.1, д.164, л.38/.

http://www.udmeparhia.ru/arrivals/region/votkinsk/votkinsk_476.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.