Город Торопец, где провёл своё детство и куда часто приезжал Святейший Патриарх Тихон (Белавин), является одним из старейших городов России. Это город-крепость, страж на границе Руси. Список имён, связанных с Торопцом, обширен. Это и Исаакий Торопецкий, Киево-Печёрский затворник, и преподобный Харитон Кудинский, и преподобная Евфросиния Полоцкая, и благоверный князь Александр Невский, а также побывавшие в разные годы царствующие особы: Михаил Феодорович, Алексей Михайлович, Пётр I, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Александр I, Александр II. Торопчане уважают и глубоко почитают своего земляка, великого защитника Православной веры Святейшего Патриарха Тихона. В городе сохранился дом, где он жил, храм, где служили будущий Патриарх и его отец - иерей Иоанн Белавин, могила родителей и братьев святителя, где в 1997 году была установлена часовня, а в 2001 году - гранитное надгробие и распятие.
В 2005 году на территории бывшего Свято-Никольского монастыря решением Священного Синода и по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора был основан Свято-Тихоновский женский монастырь - во имя святителя Тихона. В исследованных документах данные о времени создания и имени основателя Никольского монастыря города Торопца отсутствуют, но можно предположить, что он возник вслед за основанием города - после 1074 года.
На основании сохранившихся материалов можно заключить, что Никольский монастырь, так называемый "Николаевский особный", был достаточно процветающим, имел земли, получал пожертования, как от местных жителей, так и от усердных богомольцев. Он был расположен на берегу озера Заликовье, но после перенесения города на новое место в ХVI веке изменил своё местоположение. К этому времени относится одно из первых письменных упоминаний об обители. Будучи перенесённым на новое место, монастырь сохранил своё основное предназначение - защитника города. Находилась обитель внутри стен, окружающих посад, около Московской башни, ворота которой по монастырю назывались Никольскими.
По данным Торопецкой писцовой книги, считающейся самой древней писцовой книгой, дошедшей до нашего времени (если не считать хорошо известных новгородских писцовых книг конца ХV - начала ХVI в.) в 1540 году в Николаевском монастыре была наружная деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца с приделом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В монастыре тогда подвизались: игумен, священник, диакон и 40 человек братии. Монастырь пользовался правом рыбной ловли в нескольких озёрах. Ему принадлежал Гольцев Наволок, на котором он был в первое время расположен, часть мельницы на реке Уклеинке, а также небольшой капитал в 26 рублей, который монахи отдавали в рост; от московского великого князя они получали руги (жалованье духовенству) ежегодно по 6670 четвертей ржи и по 60 четвертей овса. В 1666 году в монастыре начато строительство каменной Никольской церкви.
29 апреля 1697 года храм был освящён. В церкви было два престола: главный, холодный - во имя святителя Николая Чудотворца и тёплый - во имя преподобного Сергия Радонежского. По данным клировой ведомости за 1900 год, которая хранится в Государственном архиве Псковской области, в Никольской церкви находился древний чудотворный образ святителя Николая, привезённый из Греции. В начале ХVII века икона уже почиталась чудотворной. В 1764 году по указу императрицы Екатерины II монастырь упразднили. Никольская церковь стала приходской. В 1766 году купец, прихожанин Никольского храма - Яков Васильевич Туфанов - начал строительство "при церкви Святого Николая отдельной церкви Покрова Пресвятой Богородицы", которая ознаменовала новый этап в развитии Торопецкого зодчества. Освящена сия церковь 19 октября 1774 года.
По сведениям клировой ведомости за 1900 год, церковь была богато украшена лепниною, отделкою и живописью, покрыта листовым железом, крест вызолочен двойником. С трёх сторон имелись кирпичные крыльца, ступеньки которых вымостили плиткою из чугуна. Полы в алтаре и приделах также были вымощены из чугуна. В алтаре два окна, а в приделах по одному, с деревянными рамами, решётками и железными затворами. В храме 18 окон, из них восемь - с железными решётками, три двери. Иконостас был резной, позолоченный червонным золотом. Царские врата- столярной работы с резьбою, вызолоченные по краям червонным и двойником золотом. На них - образ Сошествия Святого Духа на апостолов, над ними - сияние, вызолоченное червонным золотом. По левую сторону - храмовый образ Покрова Пресвятой Богородицы. На нём два венца из позолоченного серебра. Царские врата в придельных храмах Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и Преподобного Иакова Исповедника, Епископа Катанского (Сицилийского) были резными, вызолоченными червонным и двойником золотом. У южной стены церкви, посреди её, находился образ Корсунской иконы Божией Матери в вызолоченном резном киоте. На нём - два серебрянных венца чеканной работы и жемчужный обрус.
В 1876 году к этим храмам была присоединена церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. В Свято-Никольской церкви совершались три крестных хода. Первый - в Пасху после вечерни, второй - в день перенесения мощей святителя Николая Чудотворца 9 мая, для чего из Корсунско- Богородичного собора приносилась Корсунская икона Божией Матери и третий - в первый воскресный день после Вознесения Господня, в память об избавлении города Торопца от пожара. В этот день крестный ход осуществлялся из Свято-Никольской церкви к церкви Рождества Пресвятой Богородицы. В Покровской церкви совершались два крестных хода: общий для всех церквей города Торопца с их храмовыми иконами - Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца в Корсунский Богоявленский собор, а из собора вокруг всего города. Установлен крестный ход по случаю избавления города от холеры в 1831, 1848 и 1852 гг. и совершается в 1-й воскресный день после 8 июля и крестный ход 1 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы, из собора с Корсунской иконой Пресвятой Богородицы и обратно. Со святым крестом причт посещал прихожан во все храмовые праздники, а также в Рождество Христово, Крещение Господне, Святую Пасху и 1 августа (Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня).
По воспоминаниям современников, церкви были закрыты в 1930-е годы, в это же время была взорвана и колокольня храмового комплекса. Храмы использовались в хозяйственных (складских) целях. Несмотря на всё то, что пришлось пережить Никольской и Покровской церквям в советское время, они отреставрированы и вновь впечатляют красотой форм и великолепием архитектурных деталей. В настоящее время территория монастыря включает в себя два храма, три дома и хозяйственные постройки. Из книги: Справочное издание.
Смирнова О. С. "Монастыри и храмы земли Тверской". - Минск, ООО "Принтхаус", 2011