ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Торошковичи. Церковь Воскресения Христова.

Воскресенская церковь


Торошковичи. Церковь Воскресения Христова
Церковь. Действует.  
Престолы:Воскресения Христова
Архитектурные стили:Эклектика, Русский стиль
Год постройки:не ранее 1906.
Архитектор:Н.Н. Никонов
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
188277, Ленинградская обл., Лужский р-н, пос. Торошковичи, ул. Садовая, д. 3.

Координаты: 58.564192, 30.112858
Проезд:От Луги автобусом.



Сортировка:

Церковь Воскресения Христова, , Торошковичи, Лужский район, Ленинградская область
Наталия
1 мая 2008
Церковь Воскресения Христова, Вид на алтарную часть с шоссе<br>, Торошковичи, Лужский район, Ленинградская область
Вид на алтарную часть с шоссе
Наталия
1 мая 2008
Церковь Воскресения Христова, , Торошковичи, Лужский район, Ленинградская область
Вадим Павлов
29 июня 2007
Церковь Воскресения Христова, , Торошковичи, Лужский район, Ленинградская область
Михаил Владимиров
17 февраля 2019
Церковь Воскресения Христова, , Торошковичи, Лужский район, Ленинградская область
Михаил Владимиров
17 февраля 2019
Церковь Воскресения Христова, , Торошковичи, Лужский район, Ленинградская область
Михаил Владимиров
17 февраля 2019
Церковь Воскресения Христова, Северный фасад<br>, Торошковичи, Лужский район, Ленинградская область
Северный фасад
Наталия
1 мая 2008
Церковь Воскресения Христова, Западный фасад<br>, Торошковичи, Лужский район, Ленинградская область
Западный фасад
Наталия
1 мая 2008
Церковь Воскресения Христова, Южный фасад<br>, Торошковичи, Лужский район, Ленинградская область
Южный фасад
Наталия
1 мая 2008
Церковь Воскресения Христова, , Торошковичи, Лужский район, Ленинградская область
Вадим Павлов
29 июня 2007
Церковь Воскресения Христова, , Торошковичи, Лужский район, Ленинградская область
Вадим Павлов
29 июня 2007
Церковь Воскресения Христова, , Торошковичи, Лужский район, Ленинградская область
Вадим Павлов
29 июня 2007
Церковь Воскресения Христова, , Торошковичи, Лужский район, Ленинградская область
Александр Смирнов
26 сентября 2023
Церковь Воскресения Христова, , Торошковичи, Лужский район, Ленинградская область
Александр Смирнов
26 сентября 2023
Церковь Воскресения Христова, , Торошковичи, Лужский район, Ленинградская область
Михаил Владимиров
17 февраля 2019
Церковь Воскресения Христова, , Торошковичи, Лужский район, Ленинградская область
Михаил Владимиров
17 февраля 2019
Церковь Воскресения Христова, Декор западного фасада<br>, Торошковичи, Лужский район, Ленинградская область
Декор западного фасада
Наталия
1 мая 2008
Церковь Воскресения Христова, , Торошковичи, Лужский район, Ленинградская область
Александр Смирнов
26 сентября 2023
Церковь Воскресения Христова, , Торошковичи, Лужский район, Ленинградская область
Михаил Владимиров
17 февраля 2019
Церковь Воскресения Христова, , Торошковичи, Лужский район, Ленинградская область
Вадим Павлов
29 июня 2007
Церковь Воскресения Христова, , Торошковичи, Лужский район, Ленинградская область
Александр Смирнов
26 сентября 2023
Церковь Воскресения Христова, Импровизированная звонница<br>, Торошковичи, Лужский район, Ленинградская область
Импровизированная звонница
Михаил Владимиров
17 февраля 2019
Церковь Воскресения Христова, Памятный крест напротив западного фасада<br>, Торошковичи, Лужский район, Ленинградская область
Памятный крест напротив западного фасада
Наталия
1 мая 2008
Церковь Воскресения Христова, , Торошковичи, Лужский район, Ленинградская область
Александр Смирнов
26 сентября 2023



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Вадим Павлов
 
Вадим Павлов  2 августа 2007

Первое упоминание о деревянной церкви Воскресения Христова в селе Торошковичи относится к 1582 году. Следующая, тоже деревянная, построена на её месте в 1690 году, в 1846 возобновлена, 7 мая 1852 сгорела вместе с селом. Последняя деревянная церковь, построена в 1855 году (арх. Александр Саввин) на месте сгоревшей, освящена 1 апреля 1856 года. Современная каменная построена в 1906 году, в годы советской власти дважды закрывалась, но была действующей с 1942 по 1963 год. Сейчас передана верующим, идет реставрация.


Марина Зуйкова  5 сентября 2017

Торошковичи Дзержинской вол. – церковь во имя Воскресения Христова, деревянная, до 1582 г., возобновлена в 1690 г., заново отстроена в 1845–1846 гг., сгорела в 1852 г., вновь возобновлена в 1856 г., арх. А. Савин, не сохранилась; каменная, 1906 г. арх. Н. Н. Никонов, закрыта в 1939 г., действовала в 1942–1963 гг., возвращена общине в 1995 г., действующая, восстанавливается.

Поселок Торошковичи находится на левом берегу р. Луги, на дороге Луга – Медведь (Новгородской область). Торошковичи впервые упоминаются в Писцовой книге 1500 г. по Передольскому погосту. Название села записано здесь как Творошковичи. Возможно, оно восходит к имени славянского бога Сварога, для которого распространенным жертвенным подношением являлся творог. Расположение Торошковичей на высоком береговом рельефе допускает возможность, что здесь находилось и языческое святилище, посвященное Сварогу.

Передольский погост как административная единица относился к Водской пятине, но его центральное село с погостской церковью находилось на левом берегу р. Луги в Шелонской пятине, так же как и ряд входивших в погост деревень: Малый и Большой Наволоки, Подберезье (ныне Новгородской области) и т. д.

Торошковичи – название двух населенных пунктов на правом и левом берегах р. Луги. Правобережные Торошковичи назывались Малыми, левобережные – Большими. В Малых Торошковичах церковь возникла раньше, чем в Больших. По сведениям Писцовой книги 1500 г., она была деревянной и освящена во имя Свт. Василия Великого. Здесь же находилась и помещичья усадьба Ивана Васильевича Вельяминова-Сухого. Во времена Ивана Грозного село принадлежало уже другому помещику – Михаилу Дмитриевичу Бутурлину.

Церковь в Больших Торошковичах возникла не ранее 40-х гг. XVI в. Трагическим периодом в истории как Больших, так и Малых Торошковичей стали годы войны Ивана Грозного с Польшей и Ливонским орденом, когда полчища шведов под предводительством Понтиуса Делагарди опустошали северо-западные пределы Новгородской области (Водскую пятину), а польско-литовские войска Батория, осаждавшего Псков, – юго-западные (Шелонскую пятину). В записях 1582 г. о Малых Торошковичах говорится, что хоть церковь продолжала здесь стоять, но служб в ней не проводилось, в селе не уцелело ни одного двора – ни крестьянского, ни помещичьего, ни церковного. Вместо них были только пустые места. Такому же разорению подверглось и соседнее село Холуи, где дворы были сожжены, «а крестьян побили литовские люди».

О Больших Торошковичах в той же Писцовой книге сказано: «Село Торосковичи пусто, а нем церковь Воскресенья Христова стоит без пенья (без служб. – А.Н., О.Н.), да четыре (места) церковных пусты, хоромы сгнили и развалились».

Еще более тяжкие бедствия обрушились на край во время захвата Новгородчины шведами под началом Якоба Делагарди. Из более 20 деревень торошковского прихода отмеченных под 1500 г., пережили это время только 7, остальные исчезли навсегда, лишь память о некоторых из них продолжала сохраняться в названиях пустошей и урочищ. Навсегда исчезли относящиеся к торошковскому приходу церкви в селах Холуи и Мокрицы (ныне Новгородской области), а сами села обратились в деревни.

Только с окончанием Смутного времени началось медленное возрождение Торошковичей. Воскресенская церковь в Больших Торошковичах была вновь отстроена лишь в 1690 г. Немногим ранее выстроили деревянную церковь и в Малых Торошковичах, однако названная уже не Васильевской, а во имя Преображения Господня, с двумя приделами Василия Великого и Филиппа-митрополита. Ее устроителем мог быть местный помещик Игнатий Яковлевич Муравьев, пожертвовавший сюда в 1672 г. напрестольный крест и колокола. В XVIII в. Малые Торошковичи переходят к помещикам Тырковым, получив второе название: Торошковичи-Тырковы. В 1741 г. здесь вместо ветхой деревянной началось строительство каменной Преображенской церкви, освященной в 1766 г.

Церковь имела трехъярусную колокольню высотой свыше 34 метров и с шестью колоколами, из которых самый большой весил более 39 пудов. В усадьбе одновременно со строительством церкви возникли каменные господский дом и службы. Церковь была обнесена каменной же оградою. «Все работы по церкви, начиная с выделки кирпича и кончая резьбою и позолотой иконостаса, были произведены руками крестьян-прихожан».

Церковь и усадьба в Малых Торошковичах разрушены в годы войны и впоследствии разобраны на стройматериалы.

Сведения о церкви в Торошковичах-Тырковых, или Малых, проливают свет на историю д. Ручьи, о которой сообщалось выше. До 1881 г. Ручьи числились за Большими Торошковичами, затем, по просьбе крестьян, их перевели в приход Малоторошковской церкви. Теми же сведениями подтверждаются и сообщения старожилов о том, что в Ручьях когда-то стояла своя часовня. Она здесь действительно имелась, причем задолго до конца XIX в., была деревянной, и к ней ежегодно в Ильинскую пятницу совершался крестный ход.

В Больших Торошковичах построенная в 1690 г. деревянная Воскресенская церковь из-за ветхости разобрали и в 1846 г. возобновили, но простояла в этом виде недолго, сгорев вместе с селом 7 мая 1852 г. К тому времени село давно уже называлось вторым названием – Торошковичами-Сенявиными, в отличие от правобережных – Тырковых. Приставку Сенявино (Синявино) Большие Торошковичи получили, когда стали принадлежать адмиралу А.Н. Сенявину, имя которого занимает одно из почетных мест в морской истории России...

А.Н. Сенявин отдает Большие Торошковичи в приданое своей дочери Екатерине Алексеевне (1761–1784), вышедшей в 1780 г. замуж за графа Семена Романовича Воронцова, брата знаменитой княгини Е.Р. Дашковой, сподвижницы Екатерины II, состоявшей президентом Академии наук, автора известных «Записок». К моменту свадьбы С.Р. Воронцов уже перенес арест за свою верность свергнутому Петру III, был участником нескольких сражений против турок и находился в преддверии своей дипломатической карьеры. Заключенный по взаимному сердечному согласию брак обещал быть счастливым. В 1782 г. С.Р. Воронцова назначают посланником в Венецию, куда он уезжает с женой и новорожденным сыном. Необычно суровая для Венеции зима 1783 г. оказалась гибельной для Екатерины Алексеевны. Она заболевает чахоткой и умирает накануне перевода ее супруга послом в Англию. Е.А. Воронцова похоронена в Венеции, в церкви Св. Георгия...

В 1855 г. при оправившихся после пожара Больших Торошковичах построили новую церковь, по-прежнему деревянную, освященную во имя Воскресения Христова. Строили ее «на пожертвования крестьян и на собранные по книжке деньги». Освящение храма состоялось 1 апреля 1856 г. Смету постройки составил архитектор Александр Савин, о жизни и творчестве которого других сведений не выявлено. «За постройкой наблюдали: сам архитектор, священник Василий Семенович Вишневский и церковный староста, крестьянин Козьма Прокофьев».

Храм был сравнительно скромных размеров, крестообразный в плане при длине около 15, ширине 11 м с высотой от фундамента до конца креста центральной главки немногим более 17 м. Вероятно, за основу своей постройки А. Саввин взял один из образцовых проектов сельских храмов из альбома архитектора К. А. Тона.

К тому времени владельцем Больших Торошковичей стал сын Семена Романовича, князь Михаил Семенович Воронцов (1782–1856)...

Торошковичи находились на пути в Великий Новгород и в штаб округа военных поселений с. Медведь. Источники отмечают, что, проезжая этой дорогой, император Александр I неизменно любовался красотой здешних мест. То же можно сказать и о времени Николая I. Поэтому сгоревшая и годами сохранявшая вид пожарища деревня могла бы бросить тень на репутацию М. С. Воронцова. Специальное внимание этому вопросу уделила житель Торошковичей, член Лужского общества краеведов Е.Г. Тихомирова. Ей удалось выявить сохранившиеся в памяти старожилов когда-то слышанные ими сведения о том, что, узнав о постигшем деревню пожаре, «князь Воронцов прислал деньги крестьянам на постройку домов и покупку скотины». Кто-то в 1946 г. видел план восстановления деревни, составленный М.С. Воронцовым...

После отмены крепостного права содержание церкви ведется исключительно силами прихода и при поддержке отдельных жертвователей. «Церковь содержится своими средствами, а на случайные издержки собирается сумма по сборным книжкам, или дается помощь от попечительства, открытого в 1870 году… Помещица Нефедьева исправила церковную ризницу, истратив для этого до 500 рублей (весь церковный капитал составлял в то время 300 руб. – А. Н., О. Н.). Красносельский купец Арсений Николаевич Бородулин пожертвовал серебряную чашу 84 пробы в 2 1/8 фунта весом». Деревень в приходе было семь: Торошковичи-Сенявины, Холуи (за рекою), Горка, Новое Село-1, Новое Село-2, Лунец, Потесы.

По данным на 1884 г., «прихожане летом занимаются хлебопашеством, зимою уходят в Петербург, где занимаются извозом и полотерством или поступают в дворники, женский пол поступает в услужение… В приходе считается 255 крестьянских дворов, крестьян мужского пола 613, женского – 670».

В открытой в 1883 г. земской школе в Торошковичах учились 38 мальчиков и 16 девочек. Попечителем школы являлся Тимофей Васильевич Пекин, дворянин, живший в с. Белом Городенской вол. В том же году при Торошковской церкви открыли и приходскую школу, где детей безвозмездно учил священник Вишняков.

В первых числах июня по всему приходу совершался крестный ход с иконою св. апостола Иоанна Богослова, приносимою из Череменецкого монастыря. Более скромные крестные ходы были в Ильин день в деревнях Торошковичи-Сенявины и двух Новых Селах, в Петров день – в д. Горки.

Церковное попечительство (председатель лужский землевладелец Ф.И. Хитров) ремонтировало церковь и ограду, выделяло средства для устройства дома для училища, моста через р. Лугу для сообщения заречных деревень с приходом, «помогало деньгами и натурой беднейшим прихожанам».

К началу XX в. построенная в 1855 г. деревянная церковь обветшала, купол угрожал обрушиться. Кроме того, своими размерами церковь не отвечала обширности прихода, стала тесной. Проект нового, на этот раз каменного, Воскресенского храма для Торошковичей-Сенявиных был разработан в 1887 г. епархиальным архитектором Николаем Никитовичем Никоновым (1840–1918), одним из виднейших мастеров «русского стиля» конца XIX – начала XX вв. Н. Н. Никонов – автор Иоанновского женского монастыря на р. Карповке в Петербурге, Казанской церкви в Зеленогорске (Териоках), церквей в Котлах, Грызове (Кингисеппский и Волосовский р-ны Ленинградской области), а также Ново-Афонского монастыря в Абхазии.

К строительству Воскресенской церкви приступили в 1899 г. Уже через два года в ведомости о состоянии церквей Лужского уезда за 1901 г. отмечалось, что в селе Торошковичи-Сенявины строится новая каменная церковь, которая вчерне готова. Постройка производится на различные средства. Есть объявления в «Петербургском листке» с приглашением к пожертвованиям. В 1906 г. в основном завершили строительство храма.

Церковь была сложена из кирпича на гранитном цоколе. В осуществленной постройке заметно стремление архитектора подчеркнуть «древность корней» нового храма. Как предыдущий деревянный, он – прямоугольный в плане, имел входы с трех сторон. Как и в большинстве своих культовых построек, в Воскресенской церкви Никонов использовал формы, характерные для московско-ярославских храмов XVII в. Для церкви в Торошковичах он избрал тип одноглавого бесстолпного храма с пристроенной шатровой колокольней. Архитектор вначале спроектировал установку каменного подкупольного барабана «непосредственно на каменном стрельчатом своде», то есть конструкцию, требующую особой проверки на прочность. Расчет устойчивости церковного свода пришлось проверять заново. В результате Никонов внес изменения в проект, заменив каменный барабан деревянной конструкцией, что намного уменьшило давление на свод.

Храм решен Никоновым предельно компактно, его членение на основные части выделены только пластикой фасадов. Храм состоит из трех частей: притвора с колокольней, самого помещения церкви и оригинально решенной алтарной части, где полуциркульный в плане высокий объем алтаря с окнами верхнего света, опоясывает пятигранная галерея с кровлей на пять скатов, увенчанная луковичной главкой на высокой тонкой «шейке».

Каменный храм поставили к западу от старой деревянной церкви на возвышенности, что во многом усилило его значение в застройке села и прилегающей местности.

В Выборгском областном архиве Е.Г. Тихомировой обнаружен ряд документов, касающихся истории церкви после 1917 г. К 1930 г. в с. Торошковичи образована «ячейка Союза воинствующих безбожников Лужского района Торошковского сельсовета». Члены ячейки стали настаивать на скорейшем закрытии храма. 24 января 1930 г. руководство ячейки от лица ее 150 членов направило заявление в Лужский районный исполнительный комитет с просьбой закрыть торошковскую церковь «и дать возможность и право оборудовать в помещении церкви, согласно желанию граждан, больницу. Если же за недостатком средств или по техническим соображениям нельзя будет оборудовать больницу, то ячейка просит организовать там народный дом…». К заявлению прилагались протоколы общих собраний деревень прихода: Торошковичей, Филимоновой Горки, Нового Села-1 и -2, Лунца, Потесья.

В то же время в заявлении отмечалось, что часть населения прихода выступила против закрытия храма. Вероятно, по этой причине церковь закрыли позже, лишь в 1938 г., под школу. Тогда же арестовали священника Воскресенской церкви Тресина.

Сохранилось описание богатого убранства и опись имущества Торошковской церкви за 1936 г. В храме находился трехъярусный резной иконостас. Среди икон наиболее ценными были: «Моление о чаше», образ Святой Троицы, образ Пресвятой Богородицы, Илья Пророк, Божия Матерь Феодоровская и др. Кроме икон, в храме находилось 16 предметов церковного серебра, 7 евангелий, среди которых одно в бронзовом с позолотой окладе, более 100 наименований одежд, подсвечников, лампад, мебели, крестов. Все это бесследно исчезло.

Церковь открыли вновь в годы Великой Отечественной войны, и она действовала до 1964 г.

В 1992 г. по заказу областной Инспекции по охране памятников выполнили проект реставрации торошковской церкви, возвели леса, начали ремонтно-консервационные работы, которые велись до конца 1994 г., а потом остановлены из-за отсутствия средств. К тому времени в Торошковичах была создана православная религиозная община, устав которой утвердил и подписал митрополит С.-Петербургский и Ладожский Иоанн. При содействии главы администрации Торошковской вол. Г. И. Ивановой в одном из лужских банков открыли счет на восстановление храма. Силами прихода при поддержке некоторых лужских предприятий работы по восстановлению церкви возобновились. Приведено в порядок расположенное при церкви старинное кладбище. Много икон было подарено из Владимирской церкви Санкт-Петербурга.

По материалам: Набокина О.В. Луга и окрестности. Из истории населенных мест Лужского района / О.В. Набокина, А.В. Носков. — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2015.


Марина Зуйкова  5 сентября 2017

Торошковичи (то же) – часовня неустановленного наименования, деревянная (?), нач. XX в., не сохранилась.

Часовня в Торошковичах была поставлена в память и на месте бывшей здесь деревянной Воскресенской церкви. На плане 1908 г. часовня показана расположенной у перекрестка главной дороги села (совр. шоссе из г. Луги) и улицы, ведущей от нее к каменному Воскресенскому храму.

Набокина О.В. Луга и окрестности. Из истории населенных мест Лужского района / О.В. Набокина, А.В. Носков. — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2015.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.