«…В 15 км от Рыбинска, вниз по Волге, расположена пристань Красное. Уже с реки на кромке высокого, заросшего черемухой и ольхой правого берега виден белый двухэтажный дом, стройная церковь с колокольней. Это усадьба Тихвино-Никольское, один из наиболее ценных архитектурных комплексов Ярославской области. Ее первым владельцем был гвардейский офицер в отставке Николай Иванович Тишинин. Портреты Тишинина и его жены Ксении Ивановны, исполненные И.Я. Вишняковым, сейчас находятся в экспозиции историко-художественного музея Рыбинска.
Изданный в 1762 г. Манифест о вольности дворянства освобождал дворян от обязательной военной или гражданской службы. В провинции начинается интенсивное усадебное строительство. Выйдя в отставку, Тишинин занялся устройством усадьбы, для которой было выбрано живописное место на берегу Волги. Прежде здесь находилось принадлежавшее Тишинину сельцо Маншино.
Старейшее сооружение в усадьбе одноглавая, одноапсидная церковь Тихвинской Богоматери с трапезной и колокольней. История ее постройки не вполне ясна. Здание принято датировать 1763-1764 гг. Автором проекта некоторые исследователи безоговорочно признают известного петербургского гравера Михаила Ивановича Махаева (1716-1770). Полагают также, что образцом для Тихвинской церкви послужила Симеоновская церковь в Петербурге. Однако в переписке Тишинина и Махаева упоминаются только «упадшая церковь» и «старая колокольня».
В архивных материалах сохранилось свидетельство зятя Тишинина, А.О. Кожина, который утверждает, что церковь в Тихвинском была построена в 1757 г. На 1750-е гг. указывают и некоторые общие черты Тихвинской церкви и построенной в 1750 г. Троицкой церкви в Подъяблонном погосте, который находится между Рыбинском и Пошехоньем.
В ожидании посещения его усадьбы императрицей Екатериной II, Тишинин в середине 1760-х гг. пригласил к себе зодчих и художников и с их помощью предпринял работы по обновлению уже существовавших зданий и строительство новых. Именно тогда своеобразный, но все же достаточно непритязательный сельский храм был украшен эффектными портиками, пышной гипсовой лепниной, оконными решетками с вензелем хозяина. Третий строительный период - 1780-е гг. - ознаменовался возведением у западного входа в трапезную трехъярусной классической стиля колокольни со шпилем.
Объемно-пространственная композиция Тихвинской церкви в целом весьма характерна для ярославских вотчинных храмов середины XVIII в. Основной объем храма представляет собой высокий четверик, слегка вытянутый по оси север-юг и служащий основанием для восьмерика, увенчанного фигурной главкой на восьмигранном световом барабане. С востока к основному объему примыкает далеко выступающая двухсветная апсида, с запада - использовавшаяся как зимняя церковь, также двухсветная, трапезная и трехъярусная колокольня.
Северный и южный входы в храм оформлены порталами со спаренными колоннами на высоких постаментах. Раскреповка венчающего антаблемента носит явно барочный характер и усиливает их торжественный, триумфальный характер. Расположенные над порталами большие полуциркульные окна фланкированы парными пилястрами, углы четверика акцентированы высокими, идущими до самого карниза рустованными лопатками. Завершается четверик сложнопрофилированным карнизом и невысокими тимпанами. Северный и южный фасады украшены лепниной в виде венков и гирлянд. В наружном убранстве восьмерика широко использованы обычные для середины XVIII в. мотивы барокко - крепованные карнизы и тяги, сложные по рисунку наличники с «ушами»; грани восьмерика обработаны пилястрами. Интересной, сугубо местной особенностью декора было использование в отделке этой части здания поливных изразцов.
Настроение праздничности, торжественности, создаваемое стройными пропорциями храма, его богатым декором, сохранялось и в интерьере. Это достигалось во многом благодаря обилию света, свободно льющегося сквозь большие, высокие окна.
Иконы для иконостаса Тихвинской церкви выполняли по заказу Тишинина живописцы из Петербурга, Москвы и Ярославля. Над оформлением интерьера работал также крепостной художник Тишинина Д. Михайлов с учениками. Есть сведения, что в росписи храма участвовала и увлекавшаяся живописью дочь Тишинина Екатерина Николаевна Кожина…»
По материалам статьи: Борисов Н.С., Марасинова Л.М. Памятники архитектуры в окрестностях Рыбинска. http://www.rusarch.ru/borisov1.htm
Комментарии и обсуждение
Тихвинская церковь при усадьбе Николая Ивановича Тишинина Тихвино-Никольское строилась в 1763-1764 гг. К работе помещик привлек известного перербургского художника-гравера Михаила Ивановича Махаева.
Сведения взяты из книги Ю.Герчук, М.Домшлак "Художественные памятники Верхней Волги" М., - Искусство, 1968
К.В. Аминов
«…Более интересные памятники ждут нас на другом берегу Волги. Катер проходит мимо заросшего парка, спускающегося с крутого обрыва к реке. В зелени белеет эффектно поставленный над самой бровкой высокого берега дом, над деревьями поднимается шпиль колокольни. Это усадьба Тихвино-Никольское, редкий памятник русской архитектуры 60-х годов XVIII века, один из «первенцев» русского классицизма, связанный к тому же с деятельностью нескольких замечательных архитекторов и художников.
Начнем с церкви — она первая встречает нас при входе в усадьбу со стороны пристани. Церковь в Тихвине очень хороша, но к Баженову отношения не имеет. Она строилась уже в 1763-1764 годах до приезда Баженова из-за границы, не без помощи того же Махаева и каких-то петербургских архитекторов. Это обычный восьмерик на четверике, но стройные пропорции и тонкие, выразительно прорисованные детали не позволяют назвать ее провинциальной. Без сомнения, над ней трудились хорошие, хотя для 60-х годов XVIII века уже несколько старомодные архитекторы. Впрочем, церковь потом стремились еще как-нибудь осовременить и принарядить. Гипсовые венки и гирлянды красивого классического рисунка явно не входили в первоначальный замысел и появились позже, уже на готовом здании. Позднее пристроена к церкви и классическая колокольня со шпилем. Внутри — высокое, светлое пространство. Где-то вверху, над залитым светом восьмериком, свод расписан порхающими в облаках ангелами. Один из них даже стоит на коленях на облачке, как на подушке, — наивная фантазия не очень умелого живописца. К сожалению, эта любопытная живопись пластами отваливается от сыреющего без крыши свода…»
Герчук Ю.Я., Домшлак М.И. Художественные памятники Верхней Волги от Калинина до Ярославля. - М., 1976. http://www.rusarch.ru/gerchuk1.htm