Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, построенная из красного кирпича в 1855 – 1870-х гг., сложная в плане, состоит из доминирующей по высоте прямоугольной паперти квадратной колокольни, непосредственно примыкающей к церкви квадратной трапезной, двух квадратных притворов с севера и юга, самой церкви и апсиды алтаря с двумя небольшими прямоугольными алтарными помещениями.
Самым высоким объемом является колокольня. Она состоит из четырех убывающих кверху четвериков и заканчивается шатром и крестом. Третий ярус ее прорезан арками окон, по два с каждой стороны. В первом ярусе колокольни расположен западный притвор с главным входом в храм. Церковь и колокольня выполнены из красного глиняного кирпича. Сама церковь представляет собой восьмерик барабана на четверике храма. К восточной стене основного объема храма примыкает апсида. С северной и южной стороны – более низкие по высоте притворы. Большой арочный проем в интерьере разделяет основной объем и квадратную в плане одноэтажную четырехстолпную трапезную с двумя приделами. Входы – западный, северный и южный – с крытыми папертями с крыльцами. Храм перекрыт сомкнутыми сводами, в замке которых – глухой восьмигранный барабанчик. Общее состояние внешних конструкций удовлетворительное.
На фасаде западного притвора висит охранная доска: «Памятник архитектуры XIX века. Казанская церковь. Охраняется государством». Цоколь белокаменный, высокий, с небольшими уступами. Поверхность покрашена известковой краской. Отмостка бетонная. Плоскости стен прорезаны оконными и дверными проемами с кирпичными клинчатыми перемычками. Крыша сложная в плане, скатная, над куполом крыша чешуйчатая. Храм венчается восьмигранным куполом с невысоким барабаном в замке купола. Каждая грань барабана прорезана спаренными аркообразными окнами. Купол завершен луковичной главкой с шестиконечным крестом на яблоке. Над колокольней небольшое шатровое покрытие с крестом.
Основные элементы декора:
– венчающие ступенчатые карнизы – с дентикулами и сухариками – выполнены с применением белого камня;
– по периметру верха стен – декор в виде аркатурного пояса;
– небольшие диаметра трехчетвертные колонны, расположенные по углам первого и четвертого ярусов колокольни и апсиды – с абаками и базами из белого камня;
– угловые пилястры и ниши, в которых расположены оконные проемы;
– двойные окна по граням светового барабана над основным объемом;
– высокие арочные окна колокольни;
– рамные оконные наличники углубленных в стене окон трапезной, основного объема, притворов и алтаря;
– белая окраска оконных ниш, наличников, цоколей, крылец.
Алтарь, основной объем, четырехстолпная трапезная с двумя нефами, западный притвор разделены стенами с широкими и высокими арками. Трапезная перекрыта системой кирпичных сводов с распалубками и подпружных арок. Стены трапезной и церкви расчленены лопатками, окна выделены наличниками. В основном объеме световой барабан лежащий на подпружных арках и расположенных по углам треугольных тромпах, перекрыт восьмилотковым кирпичным куполом с небольшим барабаном в замке. Северный и южный приделы перекрыты комбинированными сводами (пятилотковые конхи и цилиндрические своды). Края подпружных арок окантованы профилированными тягами. Капители столпов – трехъярусные, профилированные, раскрепованные. Оконные проемы обрамлены тянутыми наличниками. Имеются розетки. Входные двери деревянные, двухстворчатые, с наружной стороны обшиты металлом. Имеется деревянная лестница, ведущая на колокольню.
Интерьер храма составляет органично связанные между собой элементы – настенная живопись, два иконостаса, иконы, предметы, декоративно-прикладного искусства. Все выполнено примерно в 80-х годах XIX века. Все это создает единый исторический ансамбль внутреннего убранства храма. Настенная живопись по стилистическим признакам относится к концу XIX века. Письмо выполнено в традициях академической школы, но в сюжетных композициях просматриваются традиции народного искусства. Масляная живопись покрывает стены, своды и несущие столпы. Особый интерес представляет расположенная на западной стене композиция и изображением Страшного Суда.
Иконостас пятиярусный, позолоченный, украшен резными витыми полуколоннами и накладной деревянной резьбой. В праздничном ряду сохранилось две иконы, которые можно отнести к памятникам, исторически связанным с данным иконостасом. Остальные иконы современного письма. Иконостас в приделе во имя Вознесения Господне трехъярусный. Также украшен витыми полуколоннами и резьбой. Поновлен бронзовой краской. Иконы датируются концом XIX века и в преобладающем большинстве исторически связаны с храмом. Есть интересные иконы письма знаменитых афонских мастерских: «Достойно есть» (1901 г.) и «Скоропослушница» (начало XX века).
Богоборческая волна XX века прошла и через Папоротку. Богослужения прекратились в 1930 г. Чтобы не произошло полного разорения храма, женщина по имени Мария хранила у себя ключи от него.
Второе рождение храма началось сразу после войны. С Божией помощью местные жители сумели отстоять свою святыню, благодаря чему храм не подвергся разорению – почти все росписи и иконы остались на своих местах.
С сайта: https://monasterium.ru/monastyri/monastery/svyato-kazanskiy-zhenskiy-monastyr-s-paporotka