На берегу речки Могочи, в небольшом селе Слобода неподалеку от Красного Холма, стоят руины огромного, некогда величественного и процветавшего монастыря. Основан он был, по свидетельству летописей, старцем Антонием, иеромонахом из Белозерского края. Он поселился во владении боярина А.В. Нелединского, поставил себе келью и часовню. Вскоре сюда стали приходить и оставаться монашествующие, и поселение их было обнесено деревянной оградой. В ограде построили деревянный храм во имя Святителя Николая.
В 1481 г. на средства бояр Нелединских-Мелецких и пожертвования Угличского князя Андрея Большого (брата Ивана III) на месте деревянной церкви начали строить новый колоссальный каменный Никольский собор. Его руины - три огромные стены с сохранившимися каким-то чудом росписями - сохранились до наших дней. По архитектуре своей собор близок к московским "собратьям", и вероятно, что для его возведения приглашались московские мастера - итальянцы, строившие примерно в то же время соборы в Кремле. В 1492 г. построили трапезную палату с церковью Димитрия Солунского, разобранную в конце XVI в.
Монастырь был очень богатым, ему принадлежало множество земель, в том числе село Спас на Холму (нынешний райцентр Красный Холм). В Смутное время монастырь был разорен, но после заново отстроился: в конце XVII века были возведены Братские корпуса, надвратная Вознесенская церковь, ограда с башнями.
В советское время монастырь был закрыт и разорен. В его строениях расселили жителей-колхозников. Стены и башни разобрали. Никольский собор в 1930-е годы был обезглавлен, разрушили его алтарную часть. Сохранились лишь три стены - южная, западная и северная, на которых чудом до сих пор видны росписи. Около 20 лет назад предпринимались попытки хотя бы законсервировать уникальный памятник, но сейчас следов от деревянных навесов не осталось. Вознесенская надвратная церковь сохранилась несколько лучше.
Сейчас по монастырской территории гуляют куры, пасутся козы. Местные жители во главе со священником установили рядом с местом алтаря деревянный памятный крест, но средств у скромного маленького прихода на реставрацию древних памятников, разумеется, нет.